Иной славится исполинскою силою и своим ростом, и дородством приводит в удивление соседей; другой величался отличною красотою и на него, как на румянию весну, обращались всех взоры и души.

Один мужеством и храбростию на войне не уступал свирепому Арею[Непобедимый богатырь]; другой гремел на ристалище; третий поставлял славу свою в том, чтобы сделаться искусным ловчим и поражать зверей острою медью; четвёртый сидел за столом, обременённым яствами и напитками; в угождение прихотеливому чреву его и воздух и Земля, и море приносили богатые дары. Но что же теперь?! С наступлением старости всё сие как сон пролетело; силы телесныя ослабели, лицо обезобразилось глубокими морщинами; никакое удовольствие не льстит более чувствам; и дряхлое тело, одною ногою ступив уже во гроб, подклоняет главу свою под секиру смерти. Подобным образом иной гордится знанием многих наук; другой знаменитости своего рода, или достоинством, приобретённым собственными заслугами. Тот занимает первое место в народном собрании,- и одно его слово служит для всех прочих законом; другой, преданный корыстолюбию, копит сокровища и непрестанно заботится об умножении оных. Одному лестно носить на себе звание судии и решать спорныя дела по собственному произволу; другой, облеченный в порфиру, с челом вознесённым, предписывает законы Вселенной и, кажется, с пренебрежением смотрит на недосягаемыя вершины самаго Неба. И о, бедные! Напрасно они столь далёко простирают надежды свои и думают, что слава их безсмертна! Она существует до тех пор, пока мы живём; после, обратившись в прах, мы все сравняемся между собою: подданные с Царями, просящие милостыню с владетелями несметных сокровищ. Всех нас покроет один мрак, заключит одна могила; и если смерть сильных Земли имеет какое преимущество пред общею всем другим смертию, то разве то, что погребение их совершается с пышными обрядами, что над прахом их поставляется великолепный памятник и что имена их остаются изсченными на мраморе...

Ах! рано или поздно, но всем, наконец, принадлежит одинаковый жребий; каждый, по неизбежному определению природы, оставит по себе во гробе истлевшия кости и безобразный, червями объеденный, череп. В сем мрачном жилище гордость уже не существует, злополучная бедность уже не стонет под бременем трудов и бедствия; там нет уже ни гнусной клеветы, ни мести кровожадной, ни подлаго обмана, ни алчнаго корыстолюбия. Всё сие смерть зарывает с ними в землю и хранит в ней до того великаго дня, когда, снова возставши из гробов, мы предстанем на суд Божий с своими делами. Я прошёл уже весьма далёкий путь жизни и стою теперь в преддверии гроба.

Не любите мира, ни того, что в мире; избегайте сетей, разставляемых вам исконным врагом и губителем нашего рода. Обратите все желания свои на Небо - к Вечному Царству,- туда, где чистейщие духи окружают неизреченно светлый престол Триединаго Бога. Пусть неведущие Бога, вращаясь, подобно катящемуся шару, обращаются то к тем, то к другим предметам и гоняются за пагубными удовольствиями. Пусть, имея очи, покрытыя мраком, они ищут робкою ногою пути и ощупью касаются стен и дверей, растворенных врагом нашим, дабы уловлять несчастных в свои заклепы."

Не ушёл бы я с кургана сего даже до смерти своей, но, за неимением пищи, принуждён был и не хотя оставить сию духовную кафедру Небеснаго любомудрия. Странствуя здесь между горами и пропастями, по ущелиям, дебрям и по горным уступам, в едва проходимых разселинах, провёл я не малое время: приходилось ночевать иногда на горной возвышенности, а кругом были равнинныя места, и ночью слышалось присутствие безчисленнаго множества зверей, которые стадами паслись - каждое в своём месте, и особенно от других. Они поражали чрезвычайною своею многочисленностию. И удивительно! Какая несметная сила животных сокрывается в горах, питается, размножается и живёт; никто про неё не знает, разве какой охотник проникнет сюда, но и, убивши, отсюда вынести не возможет.

ГЛАВА 31. Вид гор осенью в пустынных дебрях Кавказа со слов пустынника

Живущу мне в горах далёких и безлюдных и, по силе возможности, внимающу своему внутреннему состоянию, яже ко спасению души, некогда нашло на меня уныние, которое, по признанию святых Отцов и опыту каждаго пустынника, есть смерть души, состояние нестерпимаго томления, скуки и отчаяния. Тогда человек погружается во дно адово и ничем, даже и мало, не может себя успокоить, так что, по словам святых Отец, если бы Господь, в скорости не прекращал сего невыносимаго состояния, то непременно бы люди помирали от него.

В такое-то безотрадное время, в тихий час вечера, спустился я с высокаго утёса на котором находится моя с послушником келлия - ниже, по склону к речке Куначкир,- и сел на маленкой и прекрасной площадке, уютно лежащей на страшном обрыве над р. Куначкир. Приятная прохлада как от зелени, так и от леса, стоявшаго вокруг меня, во все стороны - мелкаго и крупнаго - повеяла на меня отрадою и успокоением.

И смотрю вниз по реке и вверх ея: неизобразимая картина много художной премудрости Божией!!!...

Суровая и недружелюбная осень уже успела наложить на природу мертвящую руку свою. Листва на деревах потеряла свой естественный цвет и окрасилась оттенками всевозможных цветов, кои в разнобразии своём являют столь дивную и поразительную картину, что налагают молчание на движение мысли, наполняя сердце живейшими чувствами любви и благоговения к великому Художнику и Правителю мира, так очевидно и наглядно проявившему повсюду чудные следы Своего творчества, премудрости, благости и неусыпнаго промысла, от зрения коих человек действительно приходит в познание Творца своего и Отца природы.

Вот по ближайшему склону горы, покрытому чернолесьем, стоят по всему пространству лиственныя деревья в прекрасном разнообразии; они от действия мороза превратили гору в очаровательную картину живописи, которая недоступна кисти ни единаго на Земле художника, как дело рук Божиих.

Рядом с нею видна котловина, ещё более поражающая яркостию всевозможных цветов. Далее - громадный склон горы, спускающийся от вершины шпиля к реке правильными уступами, и тоже, по всему его протяжению, во все стороны, видится чрезвычайное смешение блистающих красок. Каждое дерево, поражённое морозом, изменило свою обычную зелёную листву в краску, свойственную своей природе... И куда не взглянешь - вверх, и вниз, и в стороны - все склоны гор блистают роскошью цветистаго убранства неизобразимой красоты. Суровая и мертвящая осень видимо теперь вступила в спор с румяною весною, неистощимою в силе растительности.

И как сия, богатая цветущею красою, прекрасная весна великолепно украшает лицо Земли изяществом наряднаго убранства, показуя её, как невесту, убранную к венцу, так и осень явила силу свою, украсивши горы убранством цветистаго наряда.

Но великая разница слышится в чувствах сердечных при виде убранства природы красою цветов весною и осенью. Как бы ни были ярки и поразительны краски листвы осенью, поражённых морозом дерев, они кратковременны. Вот пройдёт дождь, подует ветер и враз всё великолепие пропадёт; останутся лишь голые стволы дерев - чёрные, как скелет мертвеца, а другие бледные, как ланиты его. Этот вид осенней красоты напоминает вдовствующую царицу, украсившую себя пред смертию в венчальное убранство.

Но увы! Оно не принесёт радости, а лишь скорбь о невозвратно протекших днях счастливой жизни!...

Наши рекомендации