У одноклассницы ПОПРОСИ -- прощения.

У мальчика во дворе – попроси прощения. И подари -- ему от чистого сердца хорошую игрушку. Тварей живых тоже МИЛОВАТЬ -- надо и защищать от злодейства. Ну, все у тебя?

-- Все… Нет! Еще со мной, у меня…

-- слезы потоком полились из детских глаз, -- моя бабушка! Она весной умерла. Она любила меня. И я ее тоже. Но когда она сердилась на меня, я ей в спину -- дули и палец показывал! Я даже прощения попросить не могу…

-- У нее не можешь -- но можешь у Бога. Я думаю, милостью Божией она тебя уже -- простила, и молится о своем любимом внучке перед Богом. А ты молись о упокоении -- своей бабушки, хоть коротко, но каждый день. Бог тебя простит. Игумен Валериан Головченко. "Записки на полях души"

КАК ДЕЙСТВУЮТ ДУХОВНЫЕ ЗАКОНЫ.

СТАРЕЦ ПАИСИЙ.

– Геронда, какие законы называются Духовными?

– Я тебе объясню. Подобно тому как существуют -- законы Природы, так и в жизни Духовной существуют -- Законы Духовные. Предположим, человек бросает вверх тяжёлый предмет.

Чем с большей силой и чем выше он его подбросит, тем с большей силой предмет -- упадёт вниз и разобьётся. Это природный закон. А в жизни Духовной, чем выше человек поднимается от своей Гордости, тем сильнее будет его -- Духовное падение, и в соответствии с высотой своей Гордыни он разобьётся Духовно. Ведь гордец поднимается вверх до какого-то предела, а потом -- падает и терпит неудачу. Это -- Закон Духовный.

Однако между Естественными и Духовными Законами есть значительная разница. Естественные законы «Несердобольны» и человек – НЕ МОЖЕТ их изменить. А вот, Законы Духовные «Сердобольны», и человек их МОЖЕТ -- Изменить. Потому что в случае с Духовными Законам -- он имеет дело со своим Творцом и Создателем – с Многомилостивым Богом. То есть, если быстро осознав, как «Высоко» он залетел от своей Гордости -- ПРИЗНАВ свой Грех, человек скажет: «Боже мой, у меня нет ничего своего, и я ещё горжусь?! Прости меня!» – и сразу же бережные руки Бога -- подхватывают этого человека и нежно опускают его вниз, так что его падение остаётся незаметным. Таким образом, человек -- не сокрушается от падения, потому что ему предшествовало -- сердечное сокрушение и внутреннее покаяние.

То же самое, происходит и в случае с Евангельским законом: «Вси бо приемшие нож -- ножем погибнут». То есть, если я ударю кого-то мечом, то по Духовному Закону я должен -- расплатиться за это тем, что мечом -- УДАРЯТ меня самого. Однако, если я -- ОСОЗНАЮ свой Грех -- Раскаиваюсь, если меня «Бьёт мечом» -- собственная совесть и я прошу у Бога прощения, то тогда Духовные Законы -- ПРЕКРАЩАЮТ действовать, и я, подобно целебному бальзаму, приемлю от Бога -- Его любовь и милость прощения.

То есть, в глубине Судов Божиих – а Его Суды это бездна – мы видим, что Бог «Меняется» тогда, когда – МЕНЯЮТСЯ к Доброму люди. Если непослушный ребёнок -- берётся за ум, кается и его мучает совесть, то отец с любовью -- ласкает и утешает его.

Человек МОЖЕТ -- ИЗМЕНИТЬ решение Бога! Это дело нешуточное. Ты совершаешь Зло? Бог наказывает тебя. Говоришь с раскаянием -- «Согреших». Он подаёт тебе – прощение и милость.

Благородные дети Бога

Некоторые люди ПОКАЯЛИСЬ -- в своём Грехе, и Бог -- их простил. Духовные Законы действовать -- ПРЕКРАТИЛИ, но, несмотря на это, люди своего Греха – НЕ ЗАБЫВАЮТ. Они настоятельно просят у Бога быть -- наказанными за свой Грех в сей жизни – чтобы за него расплатиться. И поскольку они на этом настаивают, Благий Бог исполняет их -- любочестные прошения. Однако в Своей Небесной сберегательной кассе, в Раю, сберегает им мзду и те Духовные проценты, которые по ней накапливаются. Такие люди – благородные дети Бога, Его самые любочестные дети.

В книге «Луг духовный» рассказывается об Авве Пимене, который был пастухом. Однажды его посетил человек и попросил, чтобы Авва принял его на ночлег в своей келье. Не имея места для гостей, Авва поместил посетителя там, где проводил ночи, а сам пошёл ночевать в одну из пещер. Утром, когда он возвратился в келью, посетитель спросил его: «Как ты провёл ночь, не замёрз ли ты?» – «Нет, – ответил Авва Пимен. Я залез в одну пещеру и увидел в ней спящего льва. Я тоже прилёг и спиной прислонился к нему. От львиного дыхания в пещере было жарко, как в печке, и я не замёрз». – «Ты не испугался, что лев тебя съест?» – «Нет, – ответил Авва, – не испугался, но знай, что меня сожрут дикие звери». – «Откуда ты это знаешь?» – «В миру я был пастухом, – ответил Авва. – Однажды я пас стадо, и мои псы -- растерзали человека, который проходил мимо. Я мог спасти этого человека, но проявил -- Равнодушие. С того времени я прошу Бога, чтобы меня сьели -- дикие звери. И я верю, что Бог окажет мне милость -- за мой тяжкий грех». Действительно, этого Авву -- сожрали звери. Однако, в жизни иной такие люди будут находиться в самом избранном месте.

– Геронда, в комментариях к одной святоотеческой книге я читала, что когда человек совершает грех, он должен быть наказан, для того чтобы -- расплатиться за соделанное им зло.

– Нет, это не так.

Если человек – чистосердечно КАЕТСЯ, то он – НЕ НАКАЗЫВАЕТСЯ: его милует и прощает Христос. К комментариям святоотеческих текстов надо быть внимательным, потому что какой-нибудь «комментатор» может ошибаться, и его толкования могут быть -- Неправильными. Если ты не уверен, что составитель комментариев толкует всё правильно, то лучше читать только святоотеческий текст. Мне один человек сказал, что Пророка Исайю распилили деревянной пилой, потому что он должен был быть распилен за грехи людей. Тогда, как на самом деле Пророк -- сам просил Бога, чтобы его распилили за грехи народа, и эта любовь Пророка к людям приклонила Бога на просимое. Но сколько раз провели пилой по телу Пророка, столько венцов и дал ему Бог. Для того, чтобы понимать какие-то вещи, необходимо иметь определённые предпосылки, что-то знать. Вот Авва Пимен, о котором я рассказывал, мог бы понять Пророка Исаию, хотя с ними произошло не одно и то же, потому что в случае с Пророком Исаией присутствовала жертва за людей.

– Геронда, а в нашу эпоху встречаются подобные случаи?

– Да, конечно. Помню один случай, происшедший, когда я жил в монастыре Филофей. Один человек сжёг в печи турка, который зарезал его отца. Потом он покаялся, пришел на Святую Гору, стал монахом и с усердием принялся за исполнение монашеских подвигов. Однако денно и нощно он просил Бога, чтобы Тот попустил ему сгореть. Однажды в монастыре вспыхнул пожар. Я в то время был келарем. Я наполнил водой вёдра, другие ёмкости, и все мы побежали тушить пожар. А когда мы потушили пожар, то нашли этого монаха сгоревшим. Эта сцена до сих пор стоит у меня перед глазами... Что же произошло? Монаху, о котором идёт речь, исполнилось тогда восемьдесят пять лет. За ним ухаживал другой монах, тому было семьдесят пять. В тот день монах, ухаживавший за больным, желая хоть немножко облегчить его боль от ревматизма, натёр его ноги керосином и, укутав, уложил старика возле горящего очага. От каштановых дров выскочил горящий уголек. Он попал на ноги укутанного монаха, они загорелись, он сгорел сам, и в монастыре случился пожар. Я очень расстроился из-за происшедшего и не мог успокоиться! Потом духовник сказал мне: «Не расстраивайся. Он сам просил у Бога этого, чтобы -- загладить свой Грех. Происшедшее было даром Божиим».

Наши рекомендации