Правила выделения подразделов

Построение подразделов во многом подчиняется тем же правилам, по которым строятся и главные разделы. Однако в применении этих правил к подразделам все же существуют некоторые отличия. Поэтому мы все же уделим внимание определенным правилам, которые используются непосредственно при составлении подразделов.

1. Подразделы вытекают из соответствующих главных разделов и должны быть логическим развитием последних.

Основное назначение подраздела - развитие мысли, содержащейся в главном разделе. Таким образом, подраздел может выполнить свое назначение только тогда, когда выражаемые им идеи прямо связаны с главным разделом и вытекают из него. Должно быть ясно, что подразделы не стоят наравне с главными разделами, а подчиняются им.

В определенном смысле, главный раздел - это тема, а каждый подраздел - раздел этой темы. Таким образом, все подзаголовки должны иметь отношение к идее, содержащейся в главном разделе. Чтобы проиллюстрировать это, мы повторяем план по псалму 22, показанный в главе 7.

Название: "Псалом довольства".

Текст: Псалом 22.

Введение:

1. Пастухи в Айдахо, имея стадо в 1200 овец, не могут уделять внимание каждой овце.

2. Противоположностью им в этом псалме является Пастырь, поскольку Он заботится о каждой овце в отдельности.

3. Каждое дитя Божие осознает себя овцой, о которой говорится в этом псалме.

Посылка: Довольство - счастливая привилегия всех детей Божиих.

Вопросительное предложение: На чем основано их довольство?

Предложение-связка: Дитя Божие узнает из псалма, что его довольство как овцы Божией основано на трех обстоятельствах, связанных с овцами.

I. Пастырь овец (ст. 1).

1. Божественный Пастырь (ст. 1).

2. Личный Пастырь (ст. 1).

II. Забота об овцах (ст. 2-5).

1. Покой (ст. 2).

2. Водительство (ст. 3).

3. Утешение (ст. 4).

4. Изобилие (ст. 5).

III. Надежды овец (ст. 6).

1. Светлые надежды в этой жизни (ст. 6).

2. Благословенные надежды на грядущее (ст. 6).

Если взглянуть на первый главный раздел, говорящий о "Пастыре овец", то можно заметить, что каждый из двух его подразделов описывает одну из сторон Пастыря. Давайте добавим третий подраздел к первому главному разделу:

1. Божественный Пастырь (ст. 1)

2. Личный Пастырь (ст. 1)

3. Великое утешение (ст. 1)

Очевидно, что третий подпункт не основан на идее, содержащейся в главном разделе и, следовательно, не должен располагаться под этим заголовком.

Посмотрите на подразделы второго главного раздела. Каждый из четырех подразделов говорит о какой-нибудь стороне заботы об овцах. Подзаголовки третьего главного раздела также прямо связаны с ним.

Другой аналитический подход к псалму 22 разделяет его на две основные части следующим образом:777

I. Пастырь и овца (ст. 1-4).

II. Хозяин и гость (ст. 5-6).

Представленный ниже план мы составили, основываясь на этом делении.

Посылка: У верующего есть все причины быть довольным.

Вопросительное предложение: Почему у него есть все причины быть довольным?

Предложение-связка: Псалом 22 указывает на два источника того, почему у верующего есть все причины быть довольным.

I. Благодаря качествам его Пастыря, Который о нем заботится (ст. 1-4).

1. Великий Пастырь (ст. 1).

2. Личный Пастырь (ст. 1-4).

3. Верный Пастырь (ст. 2-4).

II. Благодаря качествам Хозяина, который принимает его (ст. 5-6).

1. Могущественный Хозяин (ст. 5).

2. Щедрый Хозяин (ст. 5).

3. Верный Хозяин (ст. 6).

Следующий план показывает, как выделяют подразделы из соответствующих главных разделов в текстуальной проповеди.

Название: "Испытание на доверие".

Текст: Бытие 39:20-21.

Посылка: Господу иногда бывает угодно, чтобы верующий оказался в таких обстоятельствах, которых он не мог бы понять в то время.

Вопросительное предложение: Как верующий должен относиться к такому происшествию?

Предложение-связка: Происшествие, подобное случаю с Иосифом, верующий должен рассматривать с двух точек зрения.

I. С человеческой точки зрения (ст. 20).

1. Оно может показаться трагическим несчастьем.

2. Оно может показаться ситуацией, из которой совершенно нет выхода.

II. С Божественной точки зрения (ст. 21).

1. Его можно рассматривать как встречу с Богом.

2. Его можно рассматривать как знакомство с Божией добротой.

3. Его можно рассматривать как знакомство с Божией силой.

Доктор Ричард С.Бил из Таксона, Аризона, однажды произнес текстуальную проповедь, построенную на Иоанна 19:17-18, в которой использовал следующие главные разделы:

Название: "Место, называемое Голгофой".

I. Было местом распятия.

II. Было местом отделения.

III. Было местом возвышения.

Мы развили этот план, дополняя каждый главный раздел соответствующими подразделами.

I. Было местом распятия.

1. Где Иисус был распят за нас (1Пет.2:24).

2. Где Иисус понес наше проклятие (Гал.3:13).

II. Было местом отделения.

1. Где Иисуса оставил Его Отец (Мф.27:46; Мк.15:34).

2. Где раскаявшийся грешник был отделен от своего греха (Лк.23:40-43).

3. Где раскаявшиеся грешники были отделены от нераскаявшихся крестом Христа (Лк.23:39-43).

III. Было местом возвышения.

1. Где Иисусу было отведено центральное место (Ин.19:18).

2. Где Господь был возвышен как Спаситель людей (Ин.12:32-33, 19:19, 1Пет.3:18).

Подразделы необходимо делать не только в текстуальных и разъяснительных планах, но и в планах тематических проповедей. Изучите приведенный ниже тематический план и обратите внимание на то, как на основе соответствующих главных разделов строятся подразделы.

Название: "Можем ли мы узнать, что Бог уготовил нам?"

Посылка: Христиане могут узнать, что Бог уготовил им в жизни.

Вопросительное предложение: Как мы можем узнать, что Бог уготовил нам?

Поедложение-связка: Существует по крайней мере три общих правила, позволяющих узнать, что уготовил нашей жизни Бог.

I. Мы узнаем, что уготовил нам Бог, из Слова Божиего.

1. Которое мы должны читать (2Тим.3:16-17, Пс.18:8-9, 118:9,11; 103; 104; 129).

2. Которому мы должны повиноваться (Нав.1:8; Рим.12:1-2; Кол.1.9-10).

II. Мы узнаем, что уготовил нам Бог, через внутреннее убеждение Святого Духа.

1. Который запечатлевает в наших сердцах то, каких поступков ждет от нас Бог (Рим.8:14, Гал.5:16-18,25).

2. Который никогда не побуждает нас делать то, что противоречит Писанию (Ин.16.13-14, 17:17; Гал.5:16-17).

3. Который никогда не склоняет нас к тому, что противоречит обычному долгу (Рим.14-17-18; Еф.5:9-18).

III. Мы узнаем то, что уготовил нам Бог, из жизненных обстоятельств.

1. Которые могут подкреплять каждый или оба вместе из приведенных выше принципов (Деян.10:17-22; 11:4-15;16:6-10).

2. Которые могут открыть или закрыть нам дверь, в зависимости от уготовленного для нас Богом (Отк.3:7-8; Флп.1:22-26).

2. Подразделы должны следовать параллельной структуре.

Подобно главным разделам, подразделы должны быть симметричны или правильно сбалансированы. Форма, заданная первым подразделом первого главного пункта, должна сохраняться во всех остальных подразделах плана. Так, в приведенном ниже плане, основанном на отрывке, который мы рассматривали в предыдущей главе, Марка 16:1-4, первый подзаголовок первого главного раздела начинается с предлога, и все остальные подразделы выдержаны в той же форме.

Название: "Проблемы, с которыми нам самостоятельно не справиться".

Текст: Марка 16 1-4.

Посылка: Люди Господа иногда сталкиваются с проблемами, с которыми не в состоянии справиться самостоятельно.

Вопросительное предложение: Чему учат нас эти стихи относительно проблем, с которыми мы можем столкнуться?

Предложение-связка: Из этого отрывка мы можем извлечь два урока, касающихся таких проблем.

I. С непреодолимыми проблемами могут столкнуться даже самые преданные Богу люди (ст. 1-3).

1. В своих попытках исполнить служение любви.

2. В своих попытках исполнить жертвенное служение.

3. В своих попытках исполнить совместное служение.

II. Непреодолимые проблемы иногда легко разрешаются (ст. 4).

1. В тот момент, когда люди Господа совсем не ждут этого.

2. В том месте, где они совсем не ожидают этого.

Изучите другие планы этой главы, в которых содержатся подразделы, и обратите внимание на симметрию в каждом из них.

3. Число подразделов должно быть ограничено.

Количество подразделов главного раздела зависит от обсуждаемой темы или от содержания текста. Например, план по псалму 22 был бы неполным, если бы мы опустили один из подразделов второго главного раздела. Как правило, после одного главного раздела должно стоять не больше трех-четырех подпунктов. В исключительных случаях может оказаться, что необходимо большее число подразделов, но тогда будет разумно ограничить число подразделов в других главных разделах, чтобы не отягощать план многочисленными подчиненными пунктами.

Необходимости разбивать подразделы на еще более мелкие подразделы обычно не возникает, но встречаются такие предметы или отрывки Писания, которые требуют тщательнейшего рассмотрения. В подобных случаях может оказаться необходимым разбить подразделы на подпункты.

Прочтите псалом 1, а потом рассмотрите следующий пример.

Название: "Куда мы идем?".

Посылка: У каждого человека есть только две альтернативы, два пути в жизни.

Вопросительное предложение: Какие это альтернативы?

Предложение-связка: Псалом 1 описывает эти альтернативы как два пути в жизни.

I. Путь благочестивых (ст. 1-3).

1. Он отмечен отделением от греха (ст. 1).

2. Он отмечен приверженностью Слову Божиему (ст. 2).

3. Он отмечен благословением Божиим (ст. 3).

1) Стабильность.

2) Плодовитость.

3) Жизнеспособность.

4) Успех.

II. Путь нечестивых (ст. 4-6).

1. Он противоположен пути благочестивых (ст. 4).

2. Он заканчивается совсем не так, как путь благочестивых (ст. 5-6).

Проповеднику следует обозначить подпункты в своем плане, однако их не следует официально объявлять во время прочтения проповеди. Упоминая подпункты вслух, проповедник рискует спутать их в сознании слушателей с главными пунктами. Подпункты должны служить для проповедника руководством по развитию проповеди, но лучше не упоминать их в проповеди без особой надобности.

4. Как и главные разделы, подразделы не обязаны следовать за ходом мыслей текста.

В разъяснительной проповеди при подготовке главных разделов и подразделов обычно лучше следовать за ходом мыслей текста. Однако бывают случаи, когда с точки зрения логического развития проповеди желательно придерживаться последовательности мыслей, отличной от последовательности библейского отрывка. Прочтите отрывок из Исхода 16:4-36, а затем рассмотрите следующий план:

Название: "Хлеб с неба".

Введение: 1. Израильтяне находятся в пути из Египта в Ханаан; так и верующие находятся на пути с земли на небо.

2. Во время пути Бог кормил израильтян манной; духовная пища Божиих людей - Слово Божие.

3. По крайней мере в трех отношениях манна является прототипом духовной пищи, которой должны питаться Божий люди.

I. В своем приготовлении (ст. 4-15).

1. Она приготовлена Богом (ст. 4).

2. Она приготовлена для людей Божиих (ст. 4,15).

II. В том, как ее следовало собирать (ст. 4-21).

1. Ее следовало собирать в соответствии с потребностями каждого человека (ст. 16-18).

2. Ее следовало собирать рано поутру (ст. 4,21). III. В своем предназначении (ст. 4,19-36).

1. Питать людей Божиих во время пути (ст. 32-35).

2. Испытывать послушание людей Божиих (ст. 4,19-20,23-29).

Замечательное сходство между манной и Словом Божиим существует для того, чтобы запечатлеть в нашем сознании замечательную истину:

Посылка: Мы должны регулярно подкреплять себя Словом Божиим во время своего пути с земли на небо.

Можно заметить, что разделы приведенного выше плана расположены в логическом порядке, а не следуют за ходом мыслей в тексте.

Упражнения

1. Укажите все ошибки, которые сможете найти в следующих тематических планах, и исправьте их.

Название: "Служение Господу".

Посылка: Служение Господу - благочестивое дело.

Вопросительное предложение: Почему служение Господу является благочестивым делом?

Предложение-связка: Давайте рассмотрим три основополагающих аспекта служения Господу.

I. Господь прислушивается к мольбам верующего (Пс.39:2).

1. Господь хочет, чтобы люди искали Его (Пл.Иер.3:25).

2. Моя душа желает к Богу (Пс.41:2).

II. Бог обновляет силы верующего (Ис.40:31).

1. Со дня на день (2Кор.3:10).

2. Через познание (Кол.3:10).

III. Верующему обетовано наставление на пути его (Пс.31:8).

1. Когда мы надеемся на Него (Пс.24:4-5).

2. Держим прямо путь свой (Пр.21:29).

3. Стремимся узнать волю Божию (Пр.3:5-6).

4. Когда мы недоумеваем (Рим.12:1-2).

5. Если мы кротки (Пс.24:9).

2) Название: "Изобилие Божие".

Посылка: Бог есть Бог изобилия.

Вопросительное предложение: Как мы можем узнать об изобилии Божием?

Предложение-связка: Отмечая в Библии слово "обильный" или "изобилие" там, где оно связано с Богом, мы все узнаем об изобилии Божием.

I. Его милость обильна (1 Пет. 1:3).

1. Смысл милости.

2. Для всех, кто верует.

II. Его благодать обильна (Рим. 5:17).

1. Откуда следует, что благодать дается безвозмездно, поскольку были удовлетворены все требования к святости.

2. Во Христе.

III. Его утешение обильно (2Кор.1:3-5).

1. Когда мы нуждаемся в нем.

2. Чтобы дать нам силы утешать других.

IV. Обилие Божией силы (Еф.3:20).

1. Которая изобильна чрезвычайно.

2. Которая соответствует силе, действующей в нас.

2. Отметьте ошибки в следующих текстуальных планах и покажите, как бы вы исправили их. 1) Название: "Мир Божий благодаря миру с Богом".

Текст: Филиппийцам 4:6-7.

Посылка: Горячая молитва и мир Божий неотделимы одно от другого.

Вопросительное предложение: Как мы можем добиться мира Божиего?

Предложение-связка: Следующие стихи показывают, каким образом мы можем добиться мира Божиего.

I. Повеление: "Не заботьтесь ни о чем" (ст. 6).

1. Потому что Бог способен позаботиться о нас.

2. Независимо от серьезности наших проблем.

II. Условие: "Но всегда в молитве и прошении с благодарением" (ст. 6).

1. Горячая молитва.

2. Непрестанное благодарение.

III. Результат: "И мир Божий... во Христе Иисусе" (ст. 7).

1. Божий мир.

2. Посредством Христа.

Название: "Рука Божия на израильтянах".

Текст: "Вел их безопасно" (Пс.77:53).

Посылка: Рука Божия покоится на Его людях, которых Он вывел из Египта.

Вопросительное предложение: О чем этот текст свидетельствует в отношении руки Божией, возложенной на Его людей?

Предложение-связка: В псалме 77:53 мы находим троекратное свидетельство о руке Божией, возложенной на Его людей.

I. Руководство: "[Он] вел их".

1. Личное руководство.

2. Уверенное руководство.

II. Продвижение: "Он вел их вперед".

1. Вел их не назад.

2. А вперед.

III. Надежность: "Вел их безопасно".

1. Днем в виде столпа облачного.

2. Ночью в виде столпа огненного.

3. Укажите ошибки в следующих разъяснительных планах и исправьте их.

Название: "Целеустремленное христианство".

Текст: 1 Коринфянам 9:24-27.

Введение:

1. Всемирная ярмарка 1964 года в Нью-Йорке, здание с выставкой: "Торжество человека".

2 Что составляет торжество или успех в жизни христианина.

Посылка: Узнать цель жизни христианина возможно, хотя конкретные указания нередко отсутствуют.

Вопросительное предложение: Как мы можем узнать это?

Предложение-связка: Изучение текста поможет нам найти ответы на наши вопросы.

I. Мы стремимся к цели, чтобы получить награду (ст. 24)

1. Победят не все

2. Овцы должны пытаться победить

II. Мы стремимся к цели, чтобы получить венец (ст. 25).

1. Путем воздержания.

2. Путем стремления к нетленному.

III. Мы стремимся к цели, чтобы обрести уверенность (ст. 20-27).

1. Мы должны помнить о нашей цели

2. Мы должны усмирять и порабощать свои тела.

2) Название "Плоды веры"

Текст: Евреям 11:1-8

Введение:

1. Евреям 11 - почетный список Бога, перечень героев веры.

2. Наш текст рассказывает о четырех героях веры

Посылка: Бог воздает за веру.

Вопросительное предложение: Как Бог воздает за веру?

Предложение-связка: Апостол Павел в этом тексте обсуждает три результата веры.

I. Верой мы познаем (ст. 1-3).

1. Не видимое обычными глазами (ст. 1)

2. Что веки устроены словом Божиим (ст. 3).

II. Верой мы угождаем Богу (ст. 4-6)

1. Подобно Авелю, который получил праведность, поклоняясь в вере (ст. 4)

2. Подобно Еноху, который был переселен, потому что ходил в вере (ст. 5)

III. Верой мы повинуемся Богу (ст. 7-8).

1. Подобно Ною, который спас дом свой делами веры (ст. 7)

2. Подобно Аврааму, который получил наследие ожиданием веры (ст. 8)

3) Название: "Познать любовь Христа"

Текст: Ефесянам 3:14-21

Введение:

1. Самое важное в жизни христианина - любовь.

2. В своей великой молитве о христианах Ефеса Павел просил, чтобы нам было дозволено познать любовь Христа.

Посылка: Каждый христианин должен познать любовь Христа и научиться радоваться ей.

Вопросительное предложение: Почему христиане должны познать любовь Христа?

Предложение-связка: Есть три причины, по которым христиане должны познать любовь Христа.

I. Чтобы утвердиться духом (ст. 14-17).

1. И довериться полностью (ст. 17).

2. И обрести живую веру (ст. 17).

II. Чтобы понять всю необъятность любви Христа (ст. 18-19).

Лично (ст. 18).

2. Позитивно (ст. 19).

III. Чтобы исполниться полнотой Божией (ст. 20-21).

1. Бесконечная сила в нас (ст. 20).

2. Спасение через Христа (ст. 21).

3. Подготовьте тематический план для пасхальной воскресной утренней службы В нем должны быть название, введение, посылка, вопросительное предложение, предложение-связка, главные разделы, связки и подразделы.

4. Составьте текстуальный план по Исаии 41 10 из тех же элементов, что и план в упражнении 4.

5. Подготовьте разъяснительный план по Деяниям 12:1-19, состоящий HJ тех же элементов, что и план из упражнения 4.

Обсуждение

Определение дискуссии

Основные темы и разделы являют собой только скелет проповеди и демонстрируют ход мысли, которого следует придерживаться в ходе проповеди. А обсуждение - это необходимое развитие идеи, содержащихся в плане проповеди. Именно на этой стадии проповеди проповеднику следует активизировать знание и творческие способности аудитории Ему необходимо каким либо образом расширить свой план, чтобы проповедь вылилась в законченное и важное для слушателей послание, адекватное роли, которую проповедник предназначил для данной проповеди А для этого он должен отбирать, преподносить и адаптировать имеющийся материал, чтобы творчески развить каждый из пунктов плана проповеди.

Качества дискуссии

1. Единство

В предыдущей главе мы констатировали, что название каждого пункта плана - это тоже тема сама по себе Разделение каждой темы на подпункты должно происходить в соответствии с основной темой и служить ее более полному раскрытию Следовательно, что расширение темы не должно быть сопряжено с отклонениями от главной идеи или с введением в проповедь ненужных деталей Вместо этого следует добиваться постоянного стремления к адекватной дискуссии по каждому из пунктов Иногда материал, который является ненужным для одного подпункта, может оказаться необходим и интересен для дискуссии по другой части проповеди

2. Пропорциональность

С приобретением опыта проповедник сможет без труда распознавать, какие части его проповеди должны быть особо подчеркнуты а какие более глубоко раскрыты. Некоторые подразделы (в основном, по причине специфики их содержания) могут требовать повышенного внимания, в то время как другие могут оказаться менее важными с точки зрения общей задачи, поставленной перед проповедью, и ее темы Глубина текста проповеди, важность истины, которую несет проповедник, и трудность усвоения данного подраздела могут привести к тому, что проповедник остановится на том или ином тематическом пункте более детально.

Хорошо, если автор проповеди помнит, что каждый пункт должен, так или иначе, способствовать раскрытию общей темы. Следовательно, следует составлять план проповеди таким образом, чтобы ее отдельные части были сбалансированы с точки зрения времени, уделяемого каждому пункту, и важности обсуждаемых в нем проблем.

3. Ход мысли

Идеи, содержащиеся в каждом из подпунктов, должны представлять собой развитие идей, содержащихся в предыдущих разделах. То есть должна быть выстроена логическая цепочка, иллюстрирующая ход мысли проповедника. Никогда эти логические переходы не должны быть надуманными или натянутыми. Каждая новая идея должна быть одновременно как бы расширением прошлой.

Любые объяснение, цитата, иллюстрация, пример или аргумент должны находиться именно в том месте проповеди, которое обеспечит логичное развитие мысли проповеди в целом. Таким образом, ход мысли произведет на слушателей воздействие, стимулирующее внимание, и поможет им должным образом заинтересоваться содержанием проповеди.

4. Краткость

Одной из обычных ошибок человека является так называемое ложное красноречие. То, что вполне может быть сказано за двадцать пять или от силы тридцать минут, занимает у краснобая сорок минут и более. Опасность подобной практики состоит в том, что к концу проповеди аудитория утомляется и перестает слушать. Люди, возможно, будут хранить уважительное молчание, делая вид, что усердно слушают, но очень сомнительно, что к концу такой проповеди они сохранят внимание и интерес, проявлявшиеся ими в начале изложения материала.

Как ранее говорилось, каждый раздел и подраздел должен быть раскрыт с должной силой убеждения и точностью выражения. Но, в то же время, если человек за кафедрой хочет избежать излишней затянутости, он должен тренироваться, чтобы научиться говорить коротко и ясно. Каждое слово, которое он произносит, должно иметь смысловую нагрузку. Часто может быть необходимо или целесообразно проиллюстрировать свою мысль, разъяснить ее, иди для оживления внести в дискуссию побочный материал. Тем не менее, что бы ни говорил проповедник, подпункты следует раскрывать кратко. Каждое слово должно, так или иначе, быть связано с темой проповеди, и излагать мысли следует как можно короче.

Проповеднику, возможно, потребуются самодисциплина и подготовка, чтобы приобрести способность делать проповеди сжатыми. Но эти усилия будут многократно вознаграждены пользой, которую он извлечет из этой способности, причем полезно это будет в первую очередь его аудитории. Такой проповедник не станет разбазаривать время за кафедрой, посвящая его банальным истинам, ненужным повторениям или пояснениям. Он также избежит привычки использовать ненужные пояснения или истории из жизни, что порой делает проповеди более похожими на серию анекдотов, соединенных между собой цитатами из Писания.

5. Ясность

Важнейшей целью дискуссии является раскрытие темы, внесение в нее большей степени ясности. Если проповедь составляется по Библейской теме, все пункты проповеди будут посвящены, естественно, тому или иному аспекту текста Библии, истинам, содержащимся в Писании. Таким образом, очень важно, чтобы материал дискуссии был посвящен именно раскрытию библейских истин в каждом ид разделов проповеди. При этом можно использовать все доступные средства, для того чтобы достичь этой цели.

Особенно частой ошибкой начинающих проповедников является "разговор поверх голов" людей. Забывая о том, что у большинства слушателей не было возможности получить академическое образование, такой проповедник начинает говорить с людьми, как будто перед ним выпускники колледжа или семинарии. Помните язык философии и теологии вполне уместен в стенах, где готовят специалистов с высшим образованием. А за кафедрой особенно важно, чтобы проповедник сделал Писание ясным и доступным каждому, независимо от степени подготовки слушателей

Может быть, иногда проповеднику и придется к месту употребить слова типа "экзистенционализм", "антиномаинизм" или "сотериология". Но уж если он это делает, было бы неплохо, если бы проповедник потрудился объяснить людям на доступном для них языке, что он имеет в виду.

Помните, что Сам Иисус Христос, хотя и говорил о самом важном и непростом, всегда преподносил правду настолько простыми словами, что Его слово было понятно и простым людям.

6. Живость

Может быть так, что структурно проповедь построена безупречно, и темы раскрыты умело, а библейское послание никак не достигает слушателей Такое может случиться, если тема раскрыта сухим языком, на неинтересных или хорошо известных всем фактах, а проповедь состоит из предложений, за которыми не чувствуется личного интереса проповедника, его заинтересованности в пастве Нередко такое бывает и по той причине, что проповедник не может перейти от известных фактов и идей к новым взглядам на известное.

Для того чтобы ваши слова доходили до слушателя и находили в его сердце отклик, необходимо, чтобы вас просто было интересно слушать. Слова из Писания могут стать значимыми для людей только в том случае, если они почувствуют неразрывную связь приводимых цитат с их собственной жизнью. Упоминающихся в Библии людей следует представлять слушателям таким образом, чтобы последние понимали, в каких ситуациях эти люди действовали, и чтобы слушатели имели возможность сравнить эти ситуации с собственным положением Они должны понимать, какого рода искушениям подвергались библейские персонажи, какой опыт приобретали и какие поражения терпели.

Те места в Библии, которые содержат пророчества, должны быть представлены людям так, чтобы они поняли взаимосвязь пророчеств с национальными интересами своей страны и личными проблемами текущего дня. Дидактические и наставительные части проповеди также должны быть непосредственным образом связаны с современностью.

Только так, постоянно соотнося Писание с интересами и положением мужчин и женщин, слушающих нас, мы можем надеяться на то, что послание, которые мы несем людям, будет должным образом услышано.

7. Разнообразие

Проповедник, который стремится привнести в свои проповеди элемент новизны и живости, должен тщательно следить за тем, чтобы его проповеди были во всех отношениях разнообразными. Такой проповедник не станет все подряд иллюстрировать на примере собственных детей. Напротив: он попытается собрать материалы для проповеди как можно из большего количества источников, старых и современных, и применять он их станет, имея в виду эффективность того ли иного примера в данном контексте.

Нет нужды говорить о том, что, стремясь к разнообразию, проповедник должен следить за тем, чтобы отобранный им материал был интересен для людей. Конечно, фактический материал, напрямую связанный с положением слушающих его мужчин и женщин, всегда привлечет внимание. Но проповеднику, безусловно, не стоит рассказывать душещипательные истории только для того, чтобы выжать у слушателей слезу. Все истории и иллюстрации должны привноситься в проповедь лишь с тем, чтобы затронуть сердца слушателей.

Следует сказать слово и об использовании юмора. Некоторые проповедники настолько веселы, что их проповеди так и блистают шутками. Но заставить людей смеяться только для того, чтобы они смеялись, - вовсе не входит в задачу проповедника. С другой стороны, за кафедрой, конечно же, есть место для качественного юмора. Его элементы можно смело вводить в проповедь, если юмор способствует эмоциональному восприятию материала или возбуждению интереса. Кроме того, несколько секунд смеха снимут напряжение и поднимут настроение людей, готовых теперь слушать с еще большим интересом.

Наши рекомендации