Я спросил как-то нашего шейха: «Входит ли в это предопределение грех?» Он ответил: «Да, с его последствиями».

Сказав «последствия», он подразумевал последствия, любимые Аллахом — покаяние, смирение, сожаление о содеянном, подчинение, самопринижение, плач и так далее.

См. [Фаваид]

ИСТИННОЕ МИЛОСЕРДИЕ

Необходимо знать, что милосердие — качество, предполагающее доведение пользы и блага до человека, даже если ему самому это ненавистно и даже если это тяжко для него. Это и есть истинная милость, и наиболее милостивый по отношению к тебе человек — тот, кто заботится о благе твоём и оберегает тебя от вреда так, что тебе становится тяжко от этого.

К проявлениям милосердия родителя по отношению к своему ребёнку относится и то, что он принуждает его быть воспитанным через приобретение знаний и [правильные] действия. И при этом он делает то, что тяжко для него — например, ударяет его или делает что-то подобное, и мешает ему следовать тем его влечениям, которые способны причинить ему вред. И если родитель не делает всего этого для своего отпрыска, то это свидетельствует о том, что его милость к нему чрезвычайно мала, даже если при этом родитель считает, что милостив к ребёнку, и делает всё, чтобы тот чувствовал себя привольно и комфортно. Это милосердие, сопряжённое с невежеством, и таким часто бывает милосердие матери.

Поэтому к величайшим проявлениям милости Милостивейшего относится то, что Он посылает рабу Своему разные виды испытаний, ибо Он лучше знает, в чём польза для него. То, что Он подвергает его испытаниям и лишает его многих удовольствий, относится к проявлениям Его милости по отношению к нему, однако раб Аллаха в силу присущих ему невежества и несправедливости винит Господа своего в том, что Он подвергает его испытаниям, и не понимает, что Он оказывает ему благодеяние, подвергая его этим испытаниям.

В предании говорится: «Когда о том, кого постигло испытание, говорят: “О Аллах, помилуй его! — Всевышний Аллах говорит: “Как же помилую Я его посредством избавления от того, чем Я милую его?”» А в другом предании говорится: «Когда Аллах любит раба Своего, Он оберегает его от мира этого, его благ и страстей, подобно тому, как любой из вас оберегает своего больного [от того, что может повредить ему]». Это великое проявление Его милости к нему, а не скупости. Да и как же иначе, ведь Он — Щедрый, Славный, Которому принадлежит вся щедрость, и щедрость всех творений по сравнению с Его щедростью — будто пылинка по сравнению с горами и пустынями мира этого!

К проявлениям милости Всевышнего к Его рабам относится и то, что Он испытывает их посредством велений и запретов. Это милость и оберегание. Он не нуждается в том, чтобы они делали то, что Он повелел им, ведь Он — Самодостаточный, Достойный хвалы, и Он запрещает им то, что запрещает, вовсе не из скупости, ибо Он — Щедрый, Великодушный. К проявлениям Его милости относится и то, что Он омрачает рабам Своим жизнь в этом мире, дабы они не привязывались к нему и не становились беспечными, а стремились к вечному блаженству в Его обители, при Нём. Он ведёт их к этому блаженству с помощью бича испытаний, и Он лишает их, чтобы даровать, и подвергает их испытанию ради их же благополучия, и умерщвляет их, чтобы даровать им жизнь.

К проявлениям Его милости к Его рабам относится и то, что Он предостерегает их от Самого Себя, дабы они не обольщались и не относились к Нему неподобающим образом.

Так, Всевышний Аллах сказал: «Аллах предостерегает вас от Самого Себя. И Аллах сострадателен к Своим рабам» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 30).

От нескольких наших праведных предшественников передаются такие слова: «К проявлениям Его заботы о рабах Его относится то, что Он предостерёг их от Самого Себя, дабы они не обольщались в отношении Него»

См. [Игасат аль-ляхфан]

БЕГИТЕ ЖЕ К АЛЛАХУ!..

Как обретёт благополучие тот, у кого есть жена, которая не проявляет милосердия к нему, отпрыск, который не принимает его оправданий, сосед, от которого можно ожидать зла, друг, который не относится к нему чистосердечно и не даёт ему благих советов, компаньон, который не относится к нему справедливо, враг, который враждует с ним постоянно, не смыкая глаз, душа, которая побуждает к дурному, мир этот, приукрасивший себя, влечения, восстающие против него, страсть, которая одолевает его, гнев, с которым он не может справиться, шайтан, приукрашивающий для него [скверное], и слабость, которая подчиняет его себе?..

Если Аллах помогает ему и приближает его к Себе, то всё это не выдерживает противостояния с ним, а если Аллах оставляет его без помощи и предоставляет его душе его, то она набрасывается на него и губит его.

См. [Фаваид]

Наши рекомендации