В познании положения этих людей заключается огромная польза – сюда можно отнести и то, что бедный отставший не перестает презирать себя и порицать.

Сюда же можно отнести и то, что человек остается смиренным сердцем пред Всевышним Господом – униженный и презренный, видящий положение опередивших, тогда как он относится к числу очень сильно отставших. Он созерцает товар торгующих, тогда как сам он – в числе лишенных.

Сюда же относится и то, что знакомство с положением опередивших, возможно, поможет верующему однажды собраться с силами и попробовать сократить отставание между собой и этими людьми хотя бы ненамного.

К полезным следствиям знакомства с положением опередивших относится и то, что оно, возможно, пробудит в человеке искреннее устремление и прибегание к Тому, с Чьей Руке все благо, дабы Он помог ему догнать этих людей и подготовил его к совершению таких деяний, которые совершают эти люди, и он попадет на такое время, в которое мольбы не остаются без ответа.

К полезным следствиям знакомства с положением опередивших относится и то, что это знание принадлежит к самым благородным категориям знания рабов Аллаха, и нет после знания единобожия знания более благородного и почетного, чем это.

И оно подходит лишь для благородных душ и не подходит для душ низких и ничтожных. И если человек видит, что душе его подходит это знание и она стремится к нему, любит его и радуется ему, даже когда оно в небольшом объеме, то это благая весть для него. Значит, это знание – для него.

Пусть же он скажет душе своей: «О душа, половину счастья ты уже обрела, стремись же обрести вторую половину, ибо, поистине, счастье – в знании этого и действии в соответствии с этим. Ты уже преодолела половину пути, так постарайся же преодолеть оставшуюся половину, и тогда ты обретешь великое преуспеяние!»

К полезным следствиям знакомства с положением опередивших относится и то, что знание в любом случае лучше невежества. И если есть двое, один из которых знает об этом, хотя сам он не обладает этими свойствами и не делает того, что делают опередившие, а другой не знает об этом и также не обладает этими свойствами, то есть он лишен и знания, и качеств, то знающий, несомненно, лучше невежественного, хотя знающий и при этом обладающий качествами опередивших лучше их обоих. Каждому следует отдавать должное и отводить место, которого он заслуживает.

К полезным следствиям знакомства с положением опередивших относится и то, что, если это знание является объектом его стремлений, то он непременно получит долю из него соответственно своей предрасположенности к этому, пусть даже на мгновение, пусть это будет всего лишь проблеск, пусть даже это будет мысль о том, что ему стоит попробовать достичь подобного положения.

К полезным следствиям знакомства с положением опередивших относится и то, что, возможно, в результате этого познания с языка его слетит нечто, связанное с этим знанием, что принесет пользу другим.

Он может сделать это намеренно или случайно. Как бы там ни было, Аллах не оставляет без внимания и деяния весом с пылинку, и возможно, что этот человек будет помилован благодаря тому, кто станет поступать согласно услышанному от него.

Словом, полезных следствий знакомства с положением опередивших не счесть, и тебе не следует прислушиваться к словам тех, кто пытается задержать тебя и говорит: мол, это бесполезно.

Остерегайся такого советчика, испрашивай помощи у Аллаха, не проявляй слабости, однако и не обольщайся, поскольку между знанием и положением существуют различия, и остерегайся думать, что посредством простого знакомства с положением опередивших ты сам станешь одним из них. Не будет этого.

Как велика разница между бедняком, много знающим о богатстве, и действительно богатым человеком, и между больным, знающим много способов быть здоровым, и тем, кто действительно здоров.

Послушай же описание этих людей, сосредоточившись на их поистине удивительном положении и их величественных мыслях и помыслах.

И если почувствуешь в душе своей движение или стремление стать похожим на них, то восхваляй Аллаха и входи, ибо путь ясен и дверь открыта.

См. «Тарик аль-хиджратейн»

ПОЛОЖЕНИЕ ОПЕРЕДИВШИХ И ПРИБЛИЖЕННЫХ: ПОЛОЖЕНИЕ ИХ СЕРДЕЦ

Положение этих людей удивительно и в то же время оно сокрыто от всех, кто не является их соучастниками в этом, ибо последние знают о них то, что раскрывает им общая доля.

Если говорить о них в общем, то это люди, сердца которых наполнены знанием об Аллахе, а также любовью к Нему, страхом перед Ним, почитаем Его и осознанием того, что Он постоянно наблюдает за ними. Эта любовь растекается по их телам, и не остается у них ни одного сосуда и ни одного сустава, куда бы эта любовь ни проникла.

Эта любовь заставила их забыть всех, кроме Него, и лишила их радости от близости к кому-либо, кроме Него. Любовь к Нему отвлекла их от любви к кому-либо, кроме Него, и поминание Его отвлекло их от поминания кого-либо иного.

А страх перед Ним, надежда на Него, стремление к Нему, боязнь Его, упование на Него, обращение к Нему, спокойствие в отношении Него, униженность и смирение пред Ним заставили их отказаться от привязанности к кому-либо иному во всем этом.

Когда любой из них касается боком своим постели, мысли его тут же устремляются к его Господу и Покровителю, и все его устремления сосредотачиваются на Нем. Он поминает Его высочайшие качества и прекрасные имена, будто созерцая Его в Его именах и качествах.

Свет их открылся сердцу его, и его сердце пропиталось знанием Его и любовью к Нему. И вот тело его пребывает на постели, а он отстраняется от нее. А сердце его уже устремилось к его Покровителю и Возлюбленному, и Он дал ему приют и помог ему пасть ниц пред Ним покорным, смиренным, униженным и кротким.

Что может быть почетнее такого земного поклона, из которого не поднимет он головы до самого Дня встречи с Господом!

Наши рекомендации