Это, поистине, удивительно - когда ты знаешь Его, но не любишь, слышишь Его глашатая и не спешишь ответить ему.

Знаешь, какую прибыль принесет тебе связь с Ним, и при этом связываешься с кем-то иным.

Знаешь как страшен Его гнев, и при этом навлекаешь его на себя.

Знаешь какую боль причиняет ослушание Его и как оно отдаляет тебя от Него, но все-таки ослушиваешься Его и не пытаешься приблизиться к Нему посредством покорности Ему.

Знаешь, как тяжко для сердца погружаться не в Его речь и не в беседу о Нем, а потом не стремишься освободить грудь свою из тисков с помощью поминания Его и обращений к Нему с мольбами.

Знаешь мучения, причиняемые привязанностью сердца не к Нему, но не бежишь от них к блаженству сосредоточенности на Нем и возвращения к покорности Ему.

Но ещё удивительнее - когда ты знаешь, что Он необходим тебе и ты нуждаешься в Нем больше, чем в ком бы то ни было, но при этом отворачиваешься от Него и стремишься к тому, что отдаляет тебя от Него!

См. "Бадаи аль-фаваид"

ПУТЕШЕСТВИЕ К ГОСПОДУ

Когда пророк Муса, мир ему, отправился к аль-Хидру и почувствовал в пути голод и усталость, он сказал своему слуге:

«Подавай наш обед. Мы почувствовали в этом путешествии нашем усталость» (18:62).

Это было путешествие к творению.

А когда Господь передавал ему завет в течении тридцати ночей, а потом добавил еще десять, он ничего не ел, и не чувствовал ни голода, ни усталости. Это было путешествие к Всевышнему Господу. Таково путешествие сердца и его путь к Господу: оно не чувствует себя несчастным или изможденным, как бывает во время путешествия к некоторым творениям.

См. «Мадаридж ас-саликин»

ВОЗВЕЛИЧИВАНИЕ АЛЛАХА

К величайшим проявлениям несправедливости и невежества относится тот случай, когда ты требуешь от людей возвеличивания и почтительности по отношению к себе, в то время как в сердце твоём нет возвеличивания и почтительности по отношению к Аллаху: ты относишься к творению с таким почтением и трепетом, что не желаешь, чтобы они видели тебя в некоторых положениях, но ты не почитаешь Аллаха настолько, чтобы опасаться, что Он увидит тебя в этих положениях!

Всевышний Аллах сказал: «Почему вы не чтите величия Аллаха?» (сура 71 «Нух», аят 13).

То есть не относитесь к Нему так, как должны относиться к тому, кого почитаете и возвеличиваете.

То же слово встречается в словах Всевышнего «почитали Его» (сура 48 «Победа», аят 9). Аль-Хасан сказал: «Что с вами, почему не соблюдаете права Аллаха и не благодарите Его?!» Муджахид сказал: «Вы не обращаете внимания на величие Господа вашего». Ибн Зейд сказал: «Не считаете, что должны быть покорными Аллаху». Ибн 'Аббас сказал: «Не осознаёте Его истинного величия».

Все эти толкования вращаются вокруг одного значения: вам следует возвеличивать Аллаха, осознавать Его истинное величие, признавать Его единственность, быть покорными Ему и благодарить Его. Покорность Всевышнему, воздержание от ослушания Его и стыдливость по отношению к Нему зависят от того, сколько почтения и возвеличивания по отношению к Нему в сердце человека.

Поэтому один из наших праведных предшественников сказал: «Пусть в сердце одного из вас будет столько возвеличивания и почтения по отношению к Аллаху, чтобы [оно заставило вас] вспоминать о Нём при упоминании о том, о чём обычно стыдятся упоминать, и произносить Его имя в подобных случаях. Например, ты говоришь: "Аллах сделал отвратительной собаку, свинью, нечистоты и так далее" Это относится к почитанию Аллаха».

К почитанию и возвеличиванию Аллаха относится также отказ от приравнивания к Нему чего-то из Его творений. Это касается слов — то есть ты не должен говорить: «Клянусь Аллахом и твоей жизнью!», «Нет у меня никого, кроме Аллаха и тебя», «Как пожелает Аллах и ты». И это касается любви, возвеличивания и почитания. И это касается покорности Ему: нельзя подчиняться творению в его велениях и запретах так, как ты подчиняешься Аллаху, и больше, как поступают несправедливые и нечестивые люди.

Это касается также страха и надежды: из тех, кто смотрит на человека [и видит его деяния], Он не должен быть самым незначительным для него, и он не должен пренебрегать Его правом и говорить: мол, мне всё простится. И он не должен оставлять для Него только излишки, предпочитая право творений Его праву. И пусть не получится так: Аллах и Его Посланник — в одной стороне, а люди — в другой, и он устремляется на ту сторону, где люди, а не на ту, где Аллах и Его Посланник.

И он не должен, обращаясь к творению, отдавать ему сердце своё и разум свой, и при этом отдавать Аллаху в служении Ему лишь тело и язык, но не сердце и дух. И он не должен ставить желания души своей выше желания Господа своего. Всё это свидетельствует об отсутствии возвеличивания и почитания Аллаха в сердце. Аллах не внушит сердцам людей почтения и трепета перед таким человеком, а напротив, заберёт из их сердец почтение и трепет перед ним. Если даже они будут почитать его из страха перед ним, то это будет почтение, обусловленное ненавистью, а не любовью и возвеличиванием.

Наши рекомендации