Отношения Балахнинского Епископа Петра с правящим архиереем
Все эти поездки Епископа Балахнинского по епархии, которые он совершал по благословению Архиепископа Евдокима, привели к большой известности его среди простого народа. Часто в престольные праздники Владыку приглашали служить в городских храмах. Народ сразу почувствовал и полюбил Владыку Петра и пошел за ним. Добрые дружеские отношения, сложившиеся у Владыки Петра в начале его служения на Балахнинской кафедре с правящим архиереем Нижегородской епархии, длились недолго. Архиепископ Евдоким не мог спокойно наблюдать, как растет популярность викарного Епископа среди народа, с какой любовью ждут на приходах служб с участием Епископа Петра. Враг рода человеческого всевает в его сердце ревность. Не смог Владыка Евдоким смириться с тем, что помимо него есть еще кто-то, кого верующие без конца приглашают на праздники в свои приходы. За любовь народа к Епископу Петру и его нелицемерное отношение к народу, жертвенную
любовь к Богу у Архиепископа Евдокима появилось неприязненное отношение к своему викарию. Ревность правящего архиерея переросла в зависть, а зависть дала начало ненависти. Но люди не знали этого и по-прежнему приглашали их служить вместе. Монахиня Серафима вспоминала, как тяжело было смотреть, когда они стояли вдвоем на кафедре. Высокопреосвященный Евдоким стоял весь черный, а Владыка Петр бледный, как полотно. Владыка был от природы очень прост и доверчив, он верил всем людям и от этого много страдал.
В Прощеное воскресенье 1920 г. Архиепископ Евдоким служил в городе, а Владыку Петра послал служить в Сормово, далеко за городом. Ходили тогда все пешком, извозчиков не было. На обратном пути Владыка Петр перед Великим постом зашел проститься с Архиепископом Евдокимом на Дивеевское подворье. Он вошел в покои Архиепископа Евдокима, поклонился на святые иконы, поклонился архиерею в ноги и подошел со словами:
— Христос посреди нас.
Но вместо обычного ответа: „И есть и будет", Архиепископ Евдоким ответил:
— И нет, и не будет.
Епископ Петр молча повернулся и вышел. Началась первая неделя Великого поста. Преосвященный Петр служил на всех службах. Служба в общей сложности продолжалась 13-14 часов в сутки.
Чтобы удалить Епископа Петра из Нижнего Новгорода, Владыка Евдоким воспользовался новым положением, введенным в Церкви Святейшим Патриархом Тихоном и Священным Синодом в связи с начавшимися гонениями на Церковь. Так как в любое время правящий архиерей епархии мог быть арестован, и тогда епархия осталась бы без руководства, было принято постановление о выделении во всех епархиях нескольких полусамостоятельных епархий под руководством правящего архиерея и дополнительной хиротонии новых епископов. Это нужно было, чтобы при аресте кого-либо из
епископов оставшиеся могли совершить хиротонию новых и таким образом не допустить прерывания апостольской преемственности в Русской Православной Церкви. Архиепископ Евдоким пишет в ноябре 1919 г. доклад Святейшему о выделении Балахнинской кафедры в полусамостоятельную епархию, объединяющую Балахнинский и Семеновский уезды. В докладе он указывает, что интересы верующих этих уездов требуют пребывания Епископа Балахнинского в центре этих уездов в селе Городец.
По постановлению Нижегородского Епархиального совета помимо Балахнинского было учреждено еще четыре викариатства: Лукояновское, Васильсурское, Павловское и Арзамасское. Святейший Патриарх Тихон утвердил создание этих кафедр с общим и нераздельным управлением всей епархией архиепископом Нижегородским Евдокимом. В этом же постановлении было указано местопребывание викарных епископов, в т.ч. Епископа Балахнинского в Городецком Феодоровском первоклассном монастыре.
Узнав о том, что Владыку Петра хотят удалить из Нижнего Новгорода и перевести в село Городец, жители села Печер обратились в Священный Синод с ходатайством об оставлении Преосвященного Балахнинского Петра на постоянное жительство в Печерском монастыре в Нижнем Новгороде. И сам Владыка Петр написал прошение в Священный Синод об оставлении его в Печерском монастыре, так как Балахнинский Епископ всегда проживал в нем и являлся его настоятелем. В Нижегородском архиве хранится сделанный в 1919 г. снимок Епископа Петра с подписью „Епископ Балахнинский Петр — настоятель Печерского монастыря". До решения этого вопроса Епископ Петр остался жить в Печерском монастыре.
Но Архиепископ Евдоким(Архиепископ Евдоким был человеком неверующим, как о нем пишет в своих дневниках Епископ Варнава (Беляев). Епископ Варнава сначала считал этого человека „ангелом Церкви". Но пришло время, и он понял, что это за человек, как это понял в свое время Епископ Петр. В молодости Архиепископ Евдоким бывал у святого Иоанна Кронштадского, который пророчески сказал ему о том, что нельзя принимать монашество в корыстных целях. Но уже в тот момент, когда святой праведник говорил ему это, будущий Архиепископ осмысливал всю выгоду нового положения в связи с принятием монашества и продвижением по служебной лестнице в Церкви. Подчиняться такому архипастырю не давала совесть, но он был назначен первоиерархом, и поэтому все смирялись, исполняя устав Церкви. Архиепископ Евдоким, „установив прочные связи с губкомом и губисполкомом, перестал приезжать на заседания Синода, хорошо понимая, что надо держаться подальше от «религиозных фанатиков, там заседавших»... Это был страшный человек, мстительный, неистовый, как в преследовании неугодных ему лиц, так и в достижении своих желаний..." Ради белого клобука он легко отказался от Матери-Церкви, ушел в обновленческий раскол и был избран председателем обновленческого Синода. Были епископы, были священники, которые, сразу не разобравшись, вошли в „живую церковь", но осознав, что это заблуждение, они принесли покаяние. Но Архиепископ Евдоким так и не осознал своего преступления и не покаялся.) не остановился в достижении своей цели и повторно написал на имя Святейшего Патриарха доклад с просьбой установить место пребывания всех викарных епископов. Священный Синод, рассмотрев по благословению Святейшего Патриарха Тихона доклад Архиепископа Евдокима, прошение Епископа Петра и ходатайство жителей села Печер, оставил в силе прежнее постановление о местожительстве викарных Епископов. Он установил, что Епископам Балахнинскому, Павловскому и Арзамасскому поручается управление теми монастырями, в которых они будут пребывать на правах настоятелей. Кроме того, Епископу Балахнинскому разрешалось проживание в зимние месяцы на подворье Городецкого Феодоровского монастыря в Канавино, расположенного у Московского железнодорожного вокзала в Нижнем Новгороде. Прежний настоятель Феодоровского монастыря архимандрит Израиль был назначен наместником монастыря. Епископ Петр посещал монастырь, занимался его благоустройством, беседовал с братией, но жил он на подворье в Канавино.