Г. 10 лет возрождения монастыря.
Собрали почти всех первых устроителей (60 русских и 40 финнов). 25-28 мая проходил семинар, где участники делились воспоминаниями. Впервые приехал архим. Сергий, игумен Ново-Валаамского монастыря. В Финляндии вышла книга «Возрождение Коневца».
В верхнем храме прошла фотовыставка: 100 парных фотографий – как было в 1991 г. и как стало в 2001 г. Затем три года она путешествовала по православным приходам Финляндии.
4 июля 2001 г. игуменом назначен о.Исидор. В 2001 г. создана Паломническая служба Коневского монастыря. Обитель выходит из длительного периода забвения и разорения.
В ХХ веке, в период Второй мировой войны, Коневская обитель сиротела дважды: в 1940 и 1944 годах. В период Великой Отечественной войны, с 8 октября 1941 года, на Коневце начала возрождаться монашеская жизнь. В феврале 1944 года здесь погребли скончавшегося от воспаления легких 54-летнего игумена Маврикия (Сережина). Известно, что в свое время он был младшим товарищем Карла Густава Маннергейма по Николаевскому кавалерийскому училищу. (В 1937 году знаменитый маршал даже приезжал на Коневец навестить друга молодости.)
19 августа 1944 года последними покинули монастырь два иеромонаха: 63-летний отец Максим (Хлопотин), служивший духовником братии, и 74-летний отец Адриан (Лебедев), бывший ризничим обители и исполнявший обязанности наместника.
Внучка предпоследнего кексгольмского протоиерея отца Иоанна Аннинского, Мария Христофоровна Линдберг, вспоминает: «По пути в Кейтеле (место в Центральной Финляндии, где монастырь купил себе в 1940 году поместье) их поезд, как и другие эшелоны с людьми, эвакуированными из Карелии, попал на станции Элисенваара под ужасную бомбежку. Погибло очень много людей. Отец Максим и отец Адриан вместе с другими нашли себе убежище в какой-то ямке. Монахи лежали, прижавшись друг к другу. Отец Максим старался прикрыть руками и грудью чемоданчик, в котором они везли крест, чашу и Святые Дары с Коневца. Наконец взрывы стихли и советские самолеты улетели. Отец Максим, без единой царапины, встал, прижимая к груди такой же невредимый чемоданчик, и увидел вокруг только мертвых или части изувеченных тел и – окровавленные останки отца Адриана. Отец Максим писал нам с мамой, что это было чудо! Господь спас его ради Святых Даров!»
Куркийокскоиу краеведу Марине Петровой недавно удалось выяснить, в каком месте и при каких обстоятельствах был предан земле прах отца Адриана. Оказывается, в тот трагический день на станции Элисенваара находилось немало эвакуировавшихся финских жителей волости Куркийоки. Среди них было особенно много жертв. Поэтому приняли решение останки погибших отвезти в Куркийоки на опознание и, уточнив имена людей, погрести их.
Прах иеромонаха Адриана таким образом попал в Куркийоки, и предпоследнего насельника Коневца похоронили на кладбище в деревне Останлахти – в 30 км к северу от Кексгольма. Ныне можно лишь приблизительно указать место могилы коневского священноинока, погибшего 20 августа 1944 года.
Отец же Максим пережил его на 20 лет и скончался 9 сентября 1964 года. Он был последним (формальным) настоятелем Нового Коневца, а позже – духовником и священником женского Троицкого Линтульского монастыря, расположенного в местечке Палокки.
В 1991 году, когда земли Рождество-Богородичного Коневского монастыря были возвращены церкви, начался новый этап возрождения монастыря. Приглашенный вскоре наместником монастыря архимандритом Назарием художник-реставратор Государственного музея истории религии Николай Вадимович Калинин обнаружил в арке Святых Ворот под колокольней стенную масляную живопись по штукатурке. О том, что когда-то здесь была живопись, никто не догадывался. Между прочим, позднее, когда началась реставрация, какие-либо упоминания об этой живописи найти не удалось ни в историко-статистических описаниях Коневского монастыря в XIX веке, ни в монастырском архиве.
При первом осмотре арки под колокольней вся поверхность стен оказалась закрашенной несколькими слоями побелки и краски ПВА белого и голубого цвета. Но внимание специалиста привлекали непонятные включения мелких плотных темных пятен. Можно было предположить, что это разрозненные фрагменты, сохранившиеся от старой масляной покраски стен, т.к. они мало были похожи на фрагменты живописи - все они были одного грязного цвета.
Николай Вадимович, страстный реставратор, раскрывший от поздних наслоений живопись во многих дворцах Петербурга, возродивший к жизни большое количество икон в городах России, не мог не заинтересоваться этой загадкой. В верхнем правом углу под осыпавшейся побелкой он увидел какие-то нарисованные линии. Расчистил от побелки участок поверхности примерно 5 х 5 см2. Характер открывшейся масляной краски не вызывал никаких сомнений в том, что это живопись: разноцветные мазки краски, перекрещивающиеся линии, напоминающие изображение креста. Многое давало основание для предположения, что это – старая живопись, связанная с историей монастыря. О. Назарий благословил провести раскрытие живописи на более обширном участке, чтобы сделать окончательное заключение о связи этой живописи с монастырем и решить, что делать дальше. Николай Вадимович не мог в то время выехать в монастырь и попросил коллег провести частичное раскрытие.
Летом 1992 года началась реставрация. Дальнейшая расчистка не оставляла никаких сомнений в особой ценности живописи и необходимости восстановления её. Художник-реставратор Галина Александровна Преображенская (музей истории религии) начала реставрацию с расчистки. После расширения участка пробной расчистки стало понятно, что это изображение корабля на фоне неба. Сюжет был совершенно непонятен. Но затем при внимательном рассмотрении всей поверхности панно в левой части в небольшой осыпи побелки мелькнул кусочек позолоты. Сразу на этом месте было расчищено небольшое окошко и таким образом обнаружено изображение золоченой Коневской иконы Богородицы. Позолота лежала на стене, на масляной краске под слоем потемневшего лака. Стало ясно, что это религиозная живопись и имеет прямое отношение к монастырю.
Эта роспись (панно) представляет собой масляную живопись по известковой штукатурке. Такая техника живописи распространилась только в XIX веке в нарушение традиционной технологии техники монументальной живописи. XIX век характерен утратой древних традиций в различных сферах изобразительного искусства. Масляная краска обладает свойством слабого сцепления с поверхностью штукатурки, тем более, известковой, являющейся сильной щелочью.
Красочный слой имел множество осыпей. Края красочной пленки отслаивались от штукатурки, многие закручивались, имелось множество чешуйчатых отслоений. Расчищать живопись от побелки было очень опасно, т.к. при неосторожном касании вместе с побелкой осыпался авторский красочный слой. Но закрепить красочный слой до расчистки не представлялось возможным, т.к. побелка одновременно с масляной краской пропиталась бы укрепительным материалом и расчистка бы значительно усложнилась. Расчистка велась в крайнем напряжении, но удалось избежать утрат авторского красочного слоя (за исключением может быть отдельных незначительных мелких кусочков).
На каждом небольшом участке сразу после расчистки велось укрепление масляного красочного слоя. Первые пробы на укрепление красочного слоя были сделаны по методике, традиционной в то время для ленинградской школы реставрации монументальной живописи. Но результат был неудовлетворительный. Здесь сыграла свою роль и неровность поверхности штукатурки, и присутствие в ней извести, и сложные природные условия. В результате позднейшего изучения этой росписи стало ясно, что она была выполнена значительно позднее построения здания колокольни. Возможно, первоначально поверхность была окрашена масляной краской серо-зеленого цвета, т.к. в некоторых утратах под авторской росписью и по краям панно, на откосах прослеживаются следы такой краски. А что касается природных условий, то в арке постоянно дул сильный влажный северо-западный ветер, иногда на стены попадал дождь и затеки воды с верхних ярусов колокольни.
Все эти причины требовали применения особой методики укрепления красочного слоя. Испытывались различные укрепляющие составы, сделаны пробные укрепления с применением трех разных методик. Поиск продолжался с перерывами несколько лет. (В течение этого времени постепенно раскрывались участок за участком живописи.) В результате был избран специальный клеевой состав и методика, разработанная Г.А. Преображенской. Этот клеевой состав обладает хорошей устойчивостью от биоповреждений и от воздействия влажности, по сравнению со многими другими клеями более морозостоек. Очень важное качество его – этот клей не создает пленки, которая приводит обычно к нарушению влагообмена в стене и отслоению живописи.
Первый большой участок живописи был укреплен по этой методике в 2001году. Был получен удовлетворительный результат. Затем в 2002 году была укреплена вся живопись на южной стене. А в 2003 году проведено повторное укрепление на отдельных участках и частично расчищена и укреплена живопись на северной стене.
Постепенно в течение всего процесса реставрации места осыпей масляной краски заполнялись грунтом из мела с клеем. Этот белый грунт тонировался акварелью, во-первых, для того, чтобы можно было рассматривать изображение до окончания реставрации и, во-вторых, заполнение лакун в росписи цветом рядом лежащих сохранившихся фрагментов помогало постепенно выявлять характер и форму воссоздаваемых утраченных частей живописи. Особенно наглядно это видно в прорисях акварелью участка слева - наиболее значительно утраченного фрагмента. (На других участках живопись сохранилась значительно лучше.) До акварельной прорисовки можно было с трудом представить, что там есть изображение группы монахов. Просматривалась только одна борода и два глаза в разных местах; один глаз с частью глазницы и частью носа. Когда сделали прорисовку, выявились сохранившиеся авторские фрагменты краски и проявились фигуры четырех монахов.
В 2003 году места утрат авторской живописи были тонированы масляной краской. Тогда же поверхность красочного слоя расчистили от потемневшего авторского лака и многочисленных поздних не профессионально выполненных прописок маслом по утратам (не понятно, к какому времени они относятся). Небольшую часть их еще предстоит удалить.
В целом можно считать реставрацию южной стены оконченной.
На северной стене живопись частично расчищена и укреплена. Но реставрация на этой стене связана с проблемами: утрата живописи на участке проема в стене и справа от проема. Проем включает в себя часть изображения деревянной избы - за проемом читается край стены. А утраченное изображение справа пока не понятно, там сохранилось мало фрагментов живописи (очень важно их не утратить до окончания реставрации, когда живопись будет воссоздана на основании этих фрагментов). Необходимо полностью закончить расчистку этой стены, особенно важно понять, что изображено сверху над утратой. По мнению реставраторов, сюжет этого панно связан с первыми годами пребывания прп. Арсения на острове.
Попечением наместника монастыря о. Исидора в 2003 году были воссозданы ворота аналогично авторским (согласно имеющимся воспроизведениям), перекрытие арки защищено от попадания дождя и снега. Условия пребывания этих живописных панно уже не вызывает прежних опасений.
Сюжет картины на южной стене связан со значительным событием в истории монастыря. В левой части изображен момент торжественной встречи Архиепископа Новгородского Святителя Евфимия, навестившего прп. Арсения и подарившего ему свой ветхий белый клобук. Действие происходит в бухте, которая с тех пор называется Владычной бухтой. За спинами монахов изображены построенные при прп. Арсении и упомянутые в летописях деревянная ограда и колокольня с навесом, левее - первый храм монастыря.
(Если сейчас вечером посмотреть со стороны бухты на берег в сторону Коневского скита, мы увидим очень похожий пейзаж с бликами солнца на верхушках сосен, а также маленький чаячий остров – пейзаж явно рисовался с натуры.)
В центре изображен основатель монастыря прп.Арсений с чудотворной Коневской иконой Пресвятой Богородицы. Прп.Арсений в окружении монахов изображен в момент торжественной встречи Архиепископа новгородского - Святителя Евфимия (справа). В правой части изображен корабль, на котором прибыл Святитель Евфимий и лодка с двумя монахам, переправившими Святителя на остров.
Живописные панно - редчайший экземпляр арочных сюжетных росписей, связанных с историей монастыря, и без сомнения - качественный образец русской академической школы живописи. Эта живопись связана с архитектурным комплексом монастыря и является частью его истории. В сюжете отражены наиболее важные события в жизни монастыря – пребывание прп. Арсения на острове в период основания монастыря (северная стена), посещение прп. Арсения митрополитом Новгородским Евфимием. Этот живописный комплекс является преддверием монастыря, его храма. Фронтальное расположение фигуры прп. Арсения с Коневской иконой Богоматери в окружении группы монахов и обращение их навстречу входящему погружает входящего в мир монастыря, в его историю. Эти росписи после завершения реставрации непременно стали достопримечательностью монастыря.
Коневской скит
Объект показа, название остановки | Время остановки (мин.) | Содержание | Методические рекомендации |
1. Красная гостиница | 5-7 | История строительства и заселения гостиницы. | Если группа небольшая – можно показать бревна, из которых построено здание |
2. Остановка по дороге | 7-10 | Природа острова | Можно рассказать о возникновении острова, о Ладожском озере, о животном мире. Упомянуть об использовании земель монастырем. |
3. Остановка по дороге | 7-10 | Период с 1917—1939 гг. Жизнь монахов на территории Финляндии. | Можно показать остатки укреплений, напомнить о южной огневой точке. |
4. Около скита | 7-10 | Собор святых Коневского монастыря | Можно показать фотографию у Коневского скита. |
5. Коневский скит | 15—20 | История строительства Использование скита и его окрестностей в советское время Восстановление скита Софийским собором г. Пушкина. | Нужно попросить ключ в келейном корпусе и зайти внутрь храма. Показать старую икону из деревни Важины. |