Свято – Духовский храм села Васильевка Умётского района.

Свято – Духовский храм села Васильевка Умётского района.

(статья «Голос хлебороба» - 2016 - №24,25,27,28 – С.7)

В настоящее время Умётский район расположен на пери­ферии Тамбовской области. А в начале XIX века наш край был культурным центром всей Тамбовской губернии. Здесь были усадьбы Баратынских, Чичериных, Кривцова, На­рышкиных, Недоброво. Того самого Недоброво, в гости к ко­торому в Васильевну приезжал поэт Евгений Баратынский, будущие декабристы братья Александр и Петр Беляевы и многие другие. Сегодня мне хотелось бы подробнее погово­рить о селе Васильевка и Свято-Духовском храме, распола­гавшемся в этом селе.

Как известно, основателем Васильевки был генерал-май­ор Василий Недоброво. В цар­ствование императора Павла I Недоброво получил в Кирса­новском уезде в своё владение около семи или восьми тысяч десятин земли с крестьянами села Вельможино. Часть жи­телей Вельможино генерал пе­реселил за десять верст и об­разовал новое село - Васильевку, назвав её, вероятно, по своему имени. Одновременно были переселены жители из Вельможино и в деревню Пес­ки, находящуюся на средине пути .между Вельможино и Васильевкой.

Место для нового села и своей усадьбы генерал Недоб­рово выбрал неслучайно. Оно расположено на ровном, от­крытом месте и лишь одной своей стороной примыкает к возвышенному плоскогорью, идущему от села по течению реки Нюдевки. Через село проходил старый торговый тракт с реки Хопёр от города Борисоглебска на Нижний Новгород.

Точная дата основания се­ла неизвестна, но уже в 1803 году по распоряжению Васи­лия Недоброво был заложен каменный храм во имя Сошес­твия Святого Духа на Апосто­лов с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и свя­той великомученицы Варва­ры. В сохранившейся в архиве строительной грамоте, данной преосвященным Феофилом, епископом Тамбовским, 22 мая 1803 года об основании храма говорится так: «По бла­годати, дару и власти Всесвятого и Животворящего Духа, данной нам от самого велико­го архиерея Господа нашего Иисуса Христа, через святые и священные его Апостолы и их наместники и преемники, бла­гословили мы епархии нашей Кирсановской округи села Вельможина помещику госпо­дину генерал-майору Васи­лию Александровичу Недоброво по поданном к нам от не­го прошению вместо приходя­щей в ветхость в оном селе со­стоящей деревянной Покров­ской церкви построить вновь вотчины его той же округи в деревне Васильевки камен­ным зданием во имя Сошест­вия Святого Духа на Апосто­лов с приделом великомуче­ницы Варвары церковь на от­ведённом приличном месте, свидетельствованном Кирса­новским протопопом и депу­татами от светской стороны, по построении же оной церк­ви всходственность приложен­ного при сём плана с фасадою нами утверждённою, убрать оную с приделом, иконостаса­ми и св. иконами.

Во свидетельство такого дозволения нашего ему госпо­дину генерал-майору и дана от нас сия благословенная храмоздательная грамота, рукою нашей подписанная и печатию запечатанная в богоспасаемом граде Тамбове в крестовой на­шей архиерейской палате 1803 года, мая 22 дня».

Сверху грамоты написано: «Смиренный Феофил, Епис­коп Тамбовский и Шацкий», а внизу приложена большая сургучная печать с архиерей­ским благословением.

Колокольня

Колокольня была не­посредственно пристрое­на к четырёхугольнику храма и возвышалась над ним лишь одним ярусом в пять саженей высоты с четырьмя большими про­лётными окнами и свода­ми. Над нею установлен деревянный шпиц в семь аршин высоты, который увенчан железной, позо­лоченною главой с таким же крестом в два аршина высоты.

Новые кресты были поставлены в 1908 году на средства крестьянина Ивана Скотникова. В ос­новании колокольня име­ла форму квадрата по семь аршин длины и ши­рины. На ней было во­семь колоколов, из них шесть маленьких сущест­вовали от основания хра­ма и были приобретены генералом Василием Недоброво.

Самый большой из них весил 28 пудов 32 фунта и служил будним полилейным колоколом, затем следуют колокола весом 17 пудов 12 фунтов, 7 пудов 8 фунтов, 3 пуда 34 фунта, 2 пуда 24 фунта и 38 фунтов. Седьмой ко­локол, воскресный, в 64 пуда, был пожертвован крестьянином Гаврилом Скотниковым в 1881 году. Восьмой колокол, празд­ничный, табельный, в 104 пуда, был приобретён в 1902 году на средства прихожан - помещиков и крестьян. В самом Свято-Духовского храме, в северо-за­падном углу его, под по­лом, имелся особый склеп со сводами. В нём была устроена четырёх­угольная гробница из тё­санного камня, в которой покоился прах создателя храма генерала Василия Недоброво и его жены Варвары. Вделанные в крышку гробницы две медные доски с надпися­ми свидетельствовали, что генерал Недоброво похоронен в 1838 году, а его жена Варвара - в 1809-м.

Внутренний вид храма

Средняя часть храма со сводчатым куполом окружена со всех сторон продолговатыми сводча­тыми нишами, соединя­ющимися с серединой храма полукруглыми большими арками. Вос­точная сторона её по всей длине ниши имела три алтаря.

Пол в средней части храма со времени осно­вания был чугунный из квадратных гладких плит. В алтарях пол в 90-х годах XIX века при постановке новых иконо­стасов заменили деревян­ным, и возвышался он в среднем алтаре на две ступени, а в приделах на одну ступень.

Свято-Духовский храм отапливался духовой печью, устроенной в 1900 году в ктиторство В.Е. фон-Менгдена, частично на средства церкви и прихожан, час­тично на его собствен­ные. Стоила она около 800 рублей.

В средней части храма с престолом во имя Соше­ствия Св. Духа на Апосто­лов иконостас был по­ставлен и освящён в 1897 году взамен прежнего, ус­троенного в 1833 году. Сделан он из соснового дерева в три яруса, белого фона, с резными золочё­ными колоннами и такой же резьбой и резными царскими воротами.

Ризница и библиотека

Что касается ризницы храма, то из находивших­ся там облачений необхо­димо отметить следую­щие три комплекта:

1) священническая риза с дьяконским стиха­рем и другими принад­лежностями облачения из серебряной парчи жёлтого цвета с цветами под чернь. Эти облаче­ния пожертвованы вну­ком генерала Недоброво - Василием Дмитриеви­чем Недоброво в 1880 го­ду;

2) священническая риза и дьяконский сти­харь с другими принад­лежностями облачения из белого серебряного глазе­та с такими же цветами и серебряными крестами были пожертвованы гос­пожой Малевинской в 1908 году в память её му­жа Василия Ивановича Малевинского;

3) священнические ризы с дьяконским стиха­рем и другими принад­лежностями облачения из синего бархата, оплечья и края которых отшиты широкою каймой цвета­ми дутой золочёной ми­шуры. Эти ризы пожерт­вованы дочерью генерала Недоброво - Надеждою Васильевной Недоброво. Той самой Надинькой, описанной в мемуарах Александром Беляевым, и послужившей прообра­зом главной героини ро­мана Льва Толстого «Война и мир» Наташи Ростовой.

При Свято-Духовском храме имелась библиоте­ка, состоящая более чем из 100 экземпляров, в ос­новном богослужебного характера. Судя по неко­торым книгам, изданным в конце XVIII - начале XIX веков, можно пред­положить, что появилась она вместе с открытием прихода и назначением причта.

Документы и причт

В архиве храма хра­нились метрические кни­ги, исповедно-подворные росписи и приходно-рас­ходные книги. Метрические книги хранились, начиная с 1816 года. По-видимому, они были взяты причтом из Покровской церкви се­ла Вельможино, при пе­ренесении в село Васильевку, как постоянно тре­бующиеся при различных справках. Все метричес­кие книги от основания храма и до последнего времени были переплете­ны и хранились в целос­ти. Исповедальные рос­писи полностью храни­лись только с 1836 года. Три приходно-расходные книги сохранились от са­мого основания храма.

Сохранился один лист ревизской сказки 1811 го­да о причте села Вельмо­жино. Из неё узнаём, что при Покровской церкви села Вельможино было два штата, состоящие из двух священников, диа­кона, двух дьячков и двух пономарей, из которых один полный штат впос­ледствии был переведён на службу в село Васильевку.

Был в архиве и план на отведённую церков­ную землю генералом Недоброво из своего участка. План был со­ставлен старшим уезд­ным землемером, титу­лярным советником Гри­горием Никулиным 29 июня 1813 года. В 1901 году при возоб­новлении утерянных ме­жевых знаков на церков­ной земле этот план заме­нён новым, который так­же хранился в архиве храма.

Причт Свято-Духовского храма села Васильевки состоял вначале из четырёх лиц: священни­ка, диакона, дьячка и по­номаря. Таковой состав причта состоял почти до 70-х годах ХIХ века, ког­да пономарская вакансия была закрыта. С 1880 го­да трёхчленный состав причта оставался без из­менения до закрытия храма.

Священники храма

Первым священником в селе Васильевке при Свято-Духовском храме был священник Филипп Пичпанденский. Из ре­визской сказки, состав­ленной в селе Вельможино в 1811 году, говорится, что он, будучи от роду 23 лет, произведён в 1810 году в священники из студентов Тамбовской семинарии на место пре­старелого священника Стефана Иванова. В 1813 году он переведён был из Вельможино к Свято-Духовской церкви села Васильевки и служил при ней до 1856 года. Таким образом, служил он при Свято-Духовском храме 43 года, умер в 1863 году в возрасте 73 лет.

Из церковной летопи­си мы можем узнать, что отец Филипп отличался кротким и миролюбивым характером и был при­мерным по службе свя­щенником в округе. Одно время он исправлял должность благочинного. Священствовал в самое трудное время, время крепостного права, когда священник зависел не столько от своего епархи­ального начальства, сколько от владельца по­мещика. Большое нужно было иметь умение и так­тичность, чтобы с одной стороны настоять закон, а с другой угодить вла­дельцу, в имении которо­го он служил. Но отец Филипп то и другое умел примирять между собою, иначе так долго не слу­жил бы на одном месте. За свои труды был на­граждён скуфьёй. Похо­ронен он с левой стороны алтаря.

Вторым священником был Александр Райский. Поступил он на службу в 1856 году по окончании курса в Тамбовской ду­ховной семинарии в том же году и был женат на внучке своего предшест­венника. Из клировых ве­домостей известно, что отец Александр священ­ствовал в приходе села Васильевки до 1885 года, в котором скончался, прослужив, таким обра­зом, при Свято-Духовском храме 29 лет.

По словам прихожан-современников, священ­ник Райский отличался строго христианской жизнью и особенной лю­бовью к богослужению. Будучи строг сам к себе, он того же требовал и от своих прихожан. Прохо­дил своё служение по окончании крепостного права. Немало, конечно, выпало на долю священ­ника Райского трудов и забот вразумить и на­учить в данном случае своих прихожан, указать им путь к новой трудо­любивой и трезвой жиз­ни, а ещё более - к жизни христианской.

За такую пастырскую ревность священник Рай­ский был награждён на­бедренником, скуфьёй и камилавкой. Скончался он в возрасте 50 лет и был похоронен напротив алтаря с восточной сторо­ны.

Третьим священником при Васильевском храме был Александр Кармелицкий. Он окончил курс в Тамбовской духовной семинарии в 1874 году. По окончании курса был четыре года псаломщи­ком в Рождественском. В 1878 году посвящен во священника села Покров­ской Иры Кирсановского уезда. В 1885 году был направлен в Васильевку. Служил в храме до его за­крытия.

Продолжение следует

Подготовил

Владимир КРАПИВИН

по книге Александра

Кармелицкого «История

Свято-Духовского храма

села Васильевки и его

прихода», 1913 год

Фото из архива

Сослуживцем отца Филиппа Пичпанденского был диакон Фёдор Павлов. Он одновремен­но с отцом Филиппом был переведён из села Вельможина в село Васильевку. Из ревизской сказки села Вельможина 1811 года о нём известно следующее: от роду 27 лет, произведён к озна­ченной церкви на место престарелого диакона Казьмы Фёдорова в 1807 году. Срок службы его кончился в 1861 году. Следовательно, всего слу­жил при Свято-Духовском храме 49 лет.

В летописи о нём ска­зано, что он был прост и общителен с прихожана­ми, а в домашней жизни мало чем отличался от них. Похоронен при церк­ви с правой стороны у ог­рады.

Вторым диаконом в Свято-Духовском храме был Стефан Гурьев. Он поступил в приход, же­нившись на внучке свое­го предшественника. По образованию диакон Гу­рьев — из 1-го класса Тамбовской духовной се­минарии. Служил при Свято-Духовском храме с 1861 по 1896 год, в ко­тором и скончался.

Третий диакон Влади­мир Оржевский, по обра­зованию из миссионерско-псаломщической школы, был диаконом с 1896 по 1898 год, затем его переве­ли в Кирсанов в женский монастырь.

Четвёртый диакон Ле­онид Боголюбов, по обра­зованию из 3-го класса Пензенской духовной се­минарии. Был диаконом в храме с 1898 по 1900 год, когда его перевели в со­борную церковь города Елатьмы.

Пятый диакон Тимо­фей Александрович Радугин, по образованию из ду­ховного училища. Был ди­аконом при Свято-Духовском храме с 1900 по 1904 год, когда его перевели в село Тихвинское Липецко­го уезда.

Шестой диакон Васи­лий Золотев, по образова­нию из 1-го класса Там­бовской духовной семи­нарии, был диаконом с 1904 по 1916 год, когда его назначили настояте­лем Покровской церкви в селе Пески.

Причетники

Первыми причетника­ми при Свято-Духовском храме, переведёнными из села Вельможино в село Васильевку, были: дьячок Павел Казьмин и пономарь Евфим Никифоров. О пер­вом по ревизской сказке 1811 года известно, что ему от роду 52 года, а про­служил при Васильевском храме до 1834 года, о вто­ром по той же сказке изве­стно, что ему 17 лет от ро­ду, а прослужил он при храме до 1822 года.

Затем следуют дьячки:

Семён Исидоров служил при храме с 1834 по 1839 год,

Фёдор Востоков с 1839 по 1845 год,

Дмитрий Громославский с 1845 по 1858 год,

Михаил Рожде­ственский с 1858 по 1868 год,

Григорий Неунылов с 1868 по 1875 год,

Иван Бо­голюбов с 1875 по 1881 год;

пономари:

Иосиф Ни­кифоров с 1829 по 1834 год,

Степан Болховитянов с 1834 по 1857 год,

Алек­сандр Чистяков с 1857 по 1875 год служил понома­рём, затем с 1875 по 1885 год дьячком и, наконец, с 1885 по 1897 год псалом­щиком.

Другими псаломщика­ми служили Павел Ростошанский с 1897 по 1898 год, Егор Новосёлов с 1898 по 1901 год, Александр Поздняков, по образова­нию из 2-го класса духов­ного училища, был пса­ломщиком с 1901 года до закрытия храма.

О приходе села

Прихожане села Васильевка Свято-Духовского храма по национальности все были русскими. Как показывают исповедные росписи 1813 года, было 582 души мужского пола и 565 душ женского при 137 домах. Дворян 4 человека мужского пола и 6 — жен­ского. Дворовой прислуги ге­нерала Недоброю 72 души мужского пола и 43 — женского.

Крестьян села Васильевки 150 душ мужского по­ла и 155 — женского.

Крестьян деревни Пес­ки 300 душ мужского по­ла и 304 — женского.

Крестьян деревни Липовки 56 душ мужского пола и 57 — женского.

По исповедным рос­писям 1912 года приход се­ла Васильевки состоял из 930 душ мужского пола и 938 — женского при 330 домах.

После смерти генера­ла Василия Недоброво, последовавшей в 1838 го­ду, всё имение было раз­делено между его детьми как по мужской, так и по женской линии. Так обра­зовались через расселе­ние крестьян владельца­ми по своим участкам новые деревни — Ива­новка и Петровка. Де­ревня Липовка, состояв­шая в приходе Васильев­ского храма до 1869 года, была отчислена к храму села Паники, как более близкому к ней.

О количестве прихожан Свято-Духовского можно сказать, что за сто лет его существования их число мало увеличилось. Причи­ну такого незначительного прироста населения можно объяснить следующими об­стоятельствами.

По выходе из крепост­ной зависимости от поме­щиков на волю часть дво­ровых людей не получила никакого земельного надела от своих владельцев и была вынуждена поки­нуть родные места, а бы­ло их не мало, если толь­ко у генерала Недоброво одной прислуги было 115 человек.

Часть крестьян вышла на волю, на так называе­мом дарственном наделе и впоследствии, ощущая не­достаток земли, уходила из села — то в города, то на поселение в Томскую гу­бернию. Только в 70-х и 80-х годах XIX века вы­шло из прихода 25 семей в количестве 150 душ.

И, наконец, вследствие недостатка земли часть кре­стьян (около 20 семей в ко­личестве 80 душ) вышла из прихода на казённые участ­ки, выделяемые по Столы­пинской аграрной реформе. Не способствовали приро­сту населения и различные эпидемии, свирепствовав­шие в разное время: холе­ра, тиф, дифтерит и другие, унёсшие много напрасных жертв.

Свято – Духовский храм села Васильевка Умётского района.

(статья «Голос хлебороба» - 2016 - №24,25,27,28 – С.7)

В настоящее время Умётский район расположен на пери­ферии Тамбовской области. А в начале XIX века наш край был культурным центром всей Тамбовской губернии. Здесь были усадьбы Баратынских, Чичериных, Кривцова, На­рышкиных, Недоброво. Того самого Недоброво, в гости к ко­торому в Васильевну приезжал поэт Евгений Баратынский, будущие декабристы братья Александр и Петр Беляевы и многие другие. Сегодня мне хотелось бы подробнее погово­рить о селе Васильевка и Свято-Духовском храме, распола­гавшемся в этом селе.

Как известно, основателем Васильевки был генерал-май­ор Василий Недоброво. В цар­ствование императора Павла I Недоброво получил в Кирса­новском уезде в своё владение около семи или восьми тысяч десятин земли с крестьянами села Вельможино. Часть жи­телей Вельможино генерал пе­реселил за десять верст и об­разовал новое село - Васильевку, назвав её, вероятно, по своему имени. Одновременно были переселены жители из Вельможино и в деревню Пес­ки, находящуюся на средине пути .между Вельможино и Васильевкой.

Место для нового села и своей усадьбы генерал Недоб­рово выбрал неслучайно. Оно расположено на ровном, от­крытом месте и лишь одной своей стороной примыкает к возвышенному плоскогорью, идущему от села по течению реки Нюдевки. Через село проходил старый торговый тракт с реки Хопёр от города Борисоглебска на Нижний Новгород.

Точная дата основания се­ла неизвестна, но уже в 1803 году по распоряжению Васи­лия Недоброво был заложен каменный храм во имя Сошес­твия Святого Духа на Апосто­лов с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и свя­той великомученицы Варва­ры. В сохранившейся в архиве строительной грамоте, данной преосвященным Феофилом, епископом Тамбовским, 22 мая 1803 года об основании храма говорится так: «По бла­годати, дару и власти Всесвятого и Животворящего Духа, данной нам от самого велико­го архиерея Господа нашего Иисуса Христа, через святые и священные его Апостолы и их наместники и преемники, бла­гословили мы епархии нашей Кирсановской округи села Вельможина помещику госпо­дину генерал-майору Васи­лию Александровичу Недоброво по поданном к нам от не­го прошению вместо приходя­щей в ветхость в оном селе со­стоящей деревянной Покров­ской церкви построить вновь вотчины его той же округи в деревне Васильевки камен­ным зданием во имя Сошест­вия Святого Духа на Апосто­лов с приделом великомуче­ницы Варвары церковь на от­ведённом приличном месте, свидетельствованном Кирса­новским протопопом и депу­татами от светской стороны, по построении же оной церк­ви всходственность приложен­ного при сём плана с фасадою нами утверждённою, убрать оную с приделом, иконостаса­ми и св. иконами.

Во свидетельство такого дозволения нашего ему госпо­дину генерал-майору и дана от нас сия благословенная храмоздательная грамота, рукою нашей подписанная и печатию запечатанная в богоспасаемом граде Тамбове в крестовой на­шей архиерейской палате 1803 года, мая 22 дня».

Сверху грамоты написано: «Смиренный Феофил, Епис­коп Тамбовский и Шацкий», а внизу приложена большая сургучная печать с архиерей­ским благословением.

Наши рекомендации