О тех, которые отпадают по собственному нерадению и какими-либо предлогами извиняют свои грехи

Возжелал ты, брат, уединенной жизни? К доброму стремишься делу, если сохранишь то до конца. Потому — трезвись и будь внимателен к себе как мудрый, а не как немудрый, как монах, а не как не монах. Яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Еф. 6:12). Трезвись до конца, чтобы тебе по собственному нерадению и по невнимательности, потерпев поражение, не сказать в неразумии: «И в монахи пошел я, но и там не нашел пути спасения». Итак, что же, брат, если уничижим благодать Господню? Для чего порочишь монашескую жизнь, когда сам не восхотел воспользоваться ею и потрудиться о душе своей? Ты увлекался больше своими похотями и услаждениями помыслов и винишь ещё монашескую жизнь? Если бы сохранил ты заповеди Господни, то не пал бы; если бы возлюбил ты страх Божий, то соблюл бы душу свою. Во-первых, не сохранял ты правила монашеской жизни, не радел о Божией службе, любил ходить путями кривыми и возлюбил паче высокоумие; уничижал старших себя; не любил воздержания, возлюбил же паче многоядение; не любил бдения, возлюбил ненасытный сон; не любил чистоты, возлюбил же паче осквернение; не любил кротости и смиренномудрия, возлюбил же паче гордыню; не любил покорности, возлюбил же паче непокорность; не возненавидел раздражительности и гнева, возлюбил же паче козни и памятозлобие; не любил безмолвия и молитвы, возлюбил же паче вопли и клятву; не хранил степенности и благоговения, возлюбил же паче пустословие с смехотворами; не любил молчания и прямоты, возлюбил же паче многословие и пересуды! Не любил с сокрушением стоять на молитве, возлюбил же паче парение ума; не любил нестяжательности, возлюбил же паче сребролюбие; не любил подвижничества и труженичества, возлюбил же паче роскошь и забавы; не любил делать своими руками, возлюбил же паче скитание; не любил братолюбия, возлюбил же паче радоваться, совращая на худое; не любил сострадательности к угнетенным, возлюбил же паче быть жестоким и несострадательным; не любил потерпеть ради Господа смерть и укоризну, возлюбил же паче первоседение (председательствование) и пустые похвалы; не сохранил страха Божия и любви Божией, возлюбил же паче небоязненность и братоненавистничество. И что ещё сказать? Возненавидел небесное, возлюбил земное, а сам винишь монашескую жизнь? Не знаешь разве, что написано: Погубиши Господь вся глаголющия лжу (Пс. 5:7). И ещё: и не глаголите на Бога неправду …Яко Бог судия есть (Пс. 74:6, 8). Видишь ли, брат, что вина в нас, а не в других?

Войди же в себя и обратись ко Господу всем сердцем: не хочет Он смерти грешника умирающаго… но еже обратиться ему… и жити души его (Иез. 18:32). Господь всем хочет спастись, потому что Он благ. Уязвлен ты? — Но можешь исцелиться. Пал ты? — Но восстань только и не вдавайся в погибель до конца. Сам Спаситель наш сказал: не требуют здравии врача, но болящии. Не приидох призвати праведных, но грешныя (Лк. 5:31–32). Потому потерпи, возлюбленный брат, и дам тебе совет. Живи в безмолвии и имей перед очами страх Божий; собрав свои помыслы, разбери их как судья; вникай, как вел ты себя в прошедшее время, с тех пор, как вступил в монашескую жизнь, чтобы, узнав, что было в тебе причиной такого состояния, заменить тебе в сердце своем и вред, и причину вреда, и то, откуда возникла причина такого вреда. Если купец попадет в руки морским разбойникам, или потонет у него корабль, и потеряет весь груз, то не забудет того места, где потерян им груз. И если по прошествии долгого времени случится ему проходить тем же местом, проходит оное с большой подозрительностью. Будем же подражателями этих людей и даже ещё более умными. Они, потеряв тленное богатство, не забывают места утраты, а мы губим богатство нетленное. Итак, пребывай в безмолвии, как выше сказано, собери свои помыслы, день и ночь углубляйся в дух свой, чтобы узнать тебе причину такого ущерба и упадка: не снискал ли ты вначале вольности, и вольность эта не совратила ли твой скромный помысел, не растлила ли нравы, не сделала ли тебя наглым и бесстыдным; не от многоглаголания ли зачался вред, не чревоугодие ли было причиной; не от непокорности ли произошла порча; не от желания ли видеть различные места; не под предлогом ли оказать услугу или развлечься вольность твоя произвела самое величайшее зло? И, узнав это, с помощью благоговения пресеки вольность и наглость.

Не стыдись, когда нарушители заповедей Господних называют тебя лицемером. Ибо ясно видно, что упоминают они о лицемерии не для исправления брата, но чтобы он, устыдившись, стал наглым, бесстыдным, чуждым правых мыслей. Ибо благоговейных называют лицемерами те, к которым говорит Владыка: лицемере, изми первее бревно из очесе твоего, и тогда прозриши изъяти сучец из очесе брата твоего (Лк. 6:42). Итак, не смущайся укоризной, возлюбленный брат, не привыкай к ненаказанности, ибо ненаказанных сретает смерть, — говорит Святое Писание (Притч. 24:8). Как и в другом месте говорит: аще сердце наше не зазрит нам, дерзновение имамы к Богу (1 Ин. 3:21). А затем: Аще укоряемы бываете о имени Христове, блажени есте: яко славы и Божий Дух на вас почивает… Да не кто убо от вас постраждет яко убийца, или яко тать …или яко чуждопосетитель. Аще ли же яко христианин, да не стыдится, да прославляет же Бога о имени сем. И аще праведник едва спасется, нечестивый и грешный где явится (1 Пет.4:14, 16, 18).

Бегай вольности и смеха, ибо это неприлично душе твоей. Кая часть верну с неверным (2 Кор. 6:15)? Подобным образом чревоугодие обуздывай воздержанием, сребролюбие — подвигами и нестяжательностью, многоглаголание — молчанием, нетерпение сидеть на месте — пребыванием в келье, леность — памятованием будущих благ, непокорность — смиренномудрием. Если же и под видом ненависти к пороку враг устроит тебе зло, то впоследствии блюди себя чистым, не принимай участия в чужих грехах. А я по своему разумению рассуждаю, что началом зол была вольность, и что она сделала тебя бесстыдным. Потому говорится: Блажен муж, иже боится всех за благоговение (Притч. 28:14).

Что выгодного имеет мир? Или что доброго доставляет он любящим его? Поял (взял) ли кто жену? — начало печали. Родил сына? — другая забота. Родился ещё сын? — новая печаль. Умер один сын? — оставил родителям по себе слезы. А если и жив, но стал злонравен, то больше о нем скорби, нежели об умершем. А когда мужу настанет час смерти его, то более, нежели о смерти, скорбит он о том, что оставляет жену свою вдовой и детей своих сиротами. От всего этого тебя, монах, освободило иго Христово; для чего же хочешь опять возвратиться на прежнее?

Не отчаивайся в себе и не говори: «Не могу уже спастись». Напротив того, очень ещё можешь спастись. Возлюби страх Божий всей душой своей, и он уврачует раны твои, и впредь сохранит тебя неуязвляемым. Пока душа твоя любит страх Господень, не впадешь в сети диавольские, но будешь как орел, парящий в высоте. Если же душа после этого, вознерадев (презрев сие), пренебрегая страхом Божиим, низринувшись с высоты, делается игралищем преисподних сил, то они, закрыв ей глаза, вторгают её в страсти бесчестия, как вола впрягают её в ярмо.

Посему, возлюбленный брат, позаботимся об истине, позаботимся о своем спасении, позаботимся о часе смертном. Возненавидим дела мирские, все это останется здесь и не избавит нас во время нужды, когда, и раскаиваясь, не получим мы оттого пользы, когда будем молить об отпущении грехов, а не будет Разрешающего. Увы, увы, как страшен час смертный, когда душа разлучается с телом! Тогда будут сопутствовать не отец сыну, не матерь дочери, не жена мужу, не брат брату, но только дела каждого, и что он сделал доброго или худого. Поэтому пошлем пред собой дела добрые, чтобы, когда сами пойдем, они приняли нас во град святых.

Если хочешь преуспеть, то здесь ещё снищи себе дружество самого Царя. Какую, думаешь, обретешь там славу, возлюбленный брат, если здесь ещё обретешь себе дружество Царя славы? В какой мере Его чувствуешь здесь, на такую степень Он и возведет тебя; сколько здесь служишь Ему, столько тебя почтит и Он там. Ибо написано: токмо прославляющие Мя прославлю, и уничижающии Мя безчестни будут (1 Цар. 2:30). Итак, чти Его всей своей душой, чтобы и тебя сподобил Он чести святых.

Чем же должно обретать благоволение Его? Принеси Ему золото и серебро; если видишь нагого, — одень. А ежели у тебя нет ничего такого, то принеси Ему иные дары, честнейшие золота и серебра, — веру, любовь, воздержание, терпение, великодушие, смиренномудрие. Удерживайся от пересудов; блюди очи свои, чтобы не видеть суеты; руки свои, чтобы не делать неправды; ноги свои уклони с худого пути. Утешай малодушных, будь сострадателен к немощным, подай чашу студеной воды жаждущему, дай уломок (кусок) хлеба алчущему. Что имеешь у себя, и чем Он наделил тебя, то и приноси Ему, ибо и двух лепт вдовьих не отверг Христос. Чего Илия просил у вдовицы? Не воды ли чуть в сосуде и не укрух (ломоть) ли хлеба? И воста Илия и иде в Сарепту Сидонскую, и прииде ко вратом града: и се тамо жена вдова собираше дрова, и возопи Илиа в след ея, и рече ей: принеси ныне ми мало воды в сосуде, и испию. И иде взяти, и возопи в след ея Илиа, и рече ей: приими убо мне и укрух хлеба в руце своей (3 Цар. 17:10–11).

Видишь, возлюбленный, что служило к пропитанию святым пророкам? Воды мало и укрух хлеба, и то ещё с нуждой, ибо все их попечение было о благах, уготованных им на небесах. И мы, возлюбленные братья, возлюбим путь святых. Пока есть ещё у нас время, сотворим Ему прекрасные плоды покаяния. Не утратим времени, удобного к покаянию.

Не будем увлекаться мечтами мира сего, не станем входить в связи с людьми, которые небогобоязненно делают дела свои, и не поревнуем делам небрегущих о своем спасении. По изречению апостола, тлят обычаи благи беседы злы (1 Кор. 15:33). И у другого говорится: Имися моего наказания, не остави, но сохрани е себе в жизнь твою. На пути нечестивых не иди, ниже возревнуй путем законопреступных: на немже аще месте воя соберут, не иди тамо: уклонися же от них, и измени. Не уснут бо, аще зла не сотворят: отымется сон от них, и не спят: тии бо питаются пищею нечестия, вином же законопреступным упиваются. Путие же праведных подобие свету светятся: предходят и просвещают, дондеже исправится день (Притч. 4:13–18). И ещё говорит: не бывай друг мужу гневливу, и со другом жестокосердным не соводворяйся: да не когда научишися путем его, и приимеши тенета души твоей (Притч. 22:24–25). Опять же: Сии суть источницы безводни, облацы и мглы от ветр преносими, имже мрак темный во веки блюдется. Прегордая бо суеты вещающе, прелщают в скверны плотския похоти, отбегающих… от словес правых и живущих во лсти. Свободу им обещавающе, сами раби суще тления: имже бо кто побежден бывает, сему и работен есть. Аще бо отбегше скверн мира в разум Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, сими же паки сплетшеся побеждаеми бывают, быша им последняя горша первых (2 Пет.2:17–20). И ещё говорится у другого: Молю же вы, братие, блюдитеся от творящих распри и раздоры кроме учения, емуже вы научистеся, и уклонитеся от них. Таковии бо Господеви нашему Иисусу Христу не работают, но своему чреву: иже благими словесы и благословением прелщают сердца незлобивых (Рим. 16:17–18).

Итак, будем бегать пути широкого, уводящего в пагубу; изберем путь тесный, ведущий в вечное Царство. Потрудимся здесь добровольно, пока ещё не принуждены трудиться невольно. Возненавидим страстный мир и страстную жизнь. Проложим себе прямые стези. Возлюбим прилежание, горя духом перед Господом. Здесь будем добровольно плакать, чтобы умилостивить нам Бога, и Он избавит нас от вечного огня и скрежета зубов. Возлюбим плач, потому что заповедан он Христом, ибо Сам сказал: Блажени плачущии ныне: яко тии утешатся (Мф. 5:4). Представим себе, возлюбленные братья, плавающих по морю: какие терпят они беды, борясь с морем, проходя обширные пучины вод? Когда же исполнится кому время окончания найма его, не помнит он бедствий, какие терпел, борясь с морем, радуясь, что получил полную свою награду; лучше же сказать, — с охотой пускается на новое мореплавание. Они едва только оканчивают, как вновь начинают. А нам, возлюбленные братья, если успеем хорошо совершить предлежащий нам подвиг, нет необходимости снова начинать то же течение в путь, это и невозможно. Подвиг краток, братья, а мздовоздаяние неизглаголанно. Приступим же к делу Господню, возлюбленные, от всего сердца и всеми силами, пока есть ещё время. Как нераскаянна бо дарования и звание Божие и святых (Рим. 11:29), так и противящимся от начала уготовано противное. Потому блажен муж, боящийся Господа, зане приимет от Господа славу во веки веков! Аминь.

Поучение 42

(По славянскому переводу, часть I. Слово 87)

Наши рекомендации