Дальше история зарубежного религиоведения
Еще одни исследователь второй половины XIX - начала XX столетия, Р. Маретт. Первое понятие «табу» в концепции учёного выражает отрицательный аспект отношения к сверхъестественному, а «манна» выражает положительную характеристику таких отношений. По мнению Маретта, минимум религии – дихотомия табу-манна.
Маретт является одним из первых исследователей, который стал развивать именно психологический подход к изучению религий. Наиболее масштабно это направление получило развитие в XX веке.
Таким образом, миф – форма познания и творческого осмысления реальности.
В конце 19 столетия формируется такое важное научное направление, как этнопсихология, из которой позднее в XX веке выделится историческая психология и одним из основателей этого направления является немецкий исследователь, психолог, фольклорист Вильгельм Вундт. Он занимался изучением проблемы психологии народов. Вундт сделал акцент на том, что при изучении психологии народов очень важно изучать историю языка, историю мифов и историю обычаев того или иного народа.
В отечественной науке второй половине XIX – первой половине XX столетия, изучение психологии народов также получило широкое распространение через исследования национального характера (Шпет, Бердяев, Лосский, Ильин).
Итоги развития зарубежного религиоведения:
1. В XVIII – первой половине XIX столетия был собран огромный фактический материал, который позволил исследователям поставить вопрос о формировании отдельной самостоятельной области знания, которая позднее получит название религиоведения. Само становление религиоведения относится ко второй половине XIX столетия и возникла эта дисциплина на стыке философии, антропологии, этнографии, археологии, языкознания, сравнительной мифологии и фольклористики.
2. С самого своего начала (конец XIX века) религиоведение стремилось к объективной и беспристрастной оценке и исследованию религий мира. Все исследования начального этапа развития религиоведения (вторая половина XIX – начала XX столетия) базировались на огромном количестве эмпирического материала и на рациональных методах их интерпретации.
3. Возникновение новой науки о религии в целом вызвало положительную реакцию у европейского научного сообщества и общественности, хотя появились и отдельные отрицательные высказывания. Наибольшее сопротивление обозначилось со стороны христианских теологов, которые стали выступать основными оппонентами в изучении религиоведческих проблем (особенно что касалось изучения истории христианства).
4. Теоретические возражения теологов и некоторых исследователей сводились главным образом к тому, что нельзя изучать религию при помощи рациональных методов, т.к. религия содержит в себе иррациональные (сверхъестественные) элементы. Другая группа критиков религиоведения указывала на то, что изучение религий может привести и к некоторым негативным последствиям в практической сфере (в последнем случае речь идёт о том, что исследование религиозных проблем может подорвать значение и ценности в частности христианской веры, и авторитет отдельных религиозных лидеров или в целом религиозных движений) речь шла о том, что история христианства может открыть ряд серьезных проблем (крестовые походы, инквизиция и т.д.).
Не смотря на всё сопротивление теологов и консервативных научных кругов, тем не менее, интерес у европейской общественности к религиоведению постоянно возрастал на протяжении второй половины XIX столетия. Начиная с 70х годов XIX века, лекции по истории и философии религии начинают читаться в крупнейших университетах Англии, Голландии, Германии, Франции, Италии, России и ряде других европейских стран. К концу XIX столетия религиоведение окончательно оформляется как междисциплинарная область гуманитарного знания, как научная дисциплина, изучающая всё многообразие религиозных явлений.
Развитие российского религиоведения в дореволюционный период в целом проходила в тех же направлениях, что и в западной Европе (но, одна из особенностей этого процесса заключалась в том, что в дореволюционный период в России было гораздо меньше теоретических работ в области истории и философии религии, исследования в основном несли прикладной характер).
2 религия и идеология в концепциях Сорокина и Манхейма
3 основные подходы к классификации религий. Гегель, Тиле, Зиббек
5 взаимосвязь категорий «культура и религия.
Религия и общество: хрестоматия по социологии религии 1996
Классика мирового релгиоведения Хрестоматия 1996