Социально-исторические аспекты содержания пьесы Джона Осборна «Оглянись во гневе».

Доклад:Салмоян

Фрагмент из третьего действия. Картина вторая.

Э л и с о н (закрывая лицо руками). Зачем я здесь! Вы все должны желать, чтоб я была за тысячи миль отсюда!

Е л е н а. Я не желаю ничего подобного. Ты имеешь больше оснований находиться здесь, чем я.

Э л и с о н. Ах, Елена, закрой эту книгу прописных истин.

Е л е н а. Ведь ты его жена? Что бы я ни делала, я не могу этого забыть. У тебя есть все основания...

Э л и с о н. Елена, даже я давным-давно перестала верить в священные узы брака. Еще до того, как познакомилась с Джимми. Теперь иные порядки — все основано на личной инициативе. Живешь, пока на то есть твоя добрая воля. Не понравилось — убирайся прочь. Я и убралась.

Е л е н а. И этому ты от него научилась?

Э л и с о н. Не делай из меня склочницу, пожалуйста. Я поступила глупо и пошло, явившись сюда. Я жалею об этом и презираю себя за это. Но я пришла без всяких намерений. Что бы это ни было, истерика или болезненное любопытство, но я не собираюсь покушаться на твои отношения с Джимми. Поверь мне.

Е л е н а. Верю. Поэтому все выглядит еще более ужасно и дико. Ты даже не упрекаешь меня. Ты должна быть в ярости, а ты спокойна. (Откидывается назад, словно хочет отшатнуться от самой себя.) До чего же мне стыдно!

Э л и с о н. Ты говоришь о нем так, словно он вещь, которую ты у меня стащила...

Е л е н а (гневно). А ты говоришь о нем, как о книге, Которую ты готова дать каждому, кто захочет пролистать ее за несколько минут. Что с тобой? Ты говоришь так, будто цитируешь его. Ты, кажется, раньше уверяла меня, что не согласна с ним.

Э л и с о н. Я и с тобой согласиться не могу.

Е л е н а. Что же, я верю в добро и зло. Даже после этого сумасшедшего дома я не утратила своей веры. И пусть мой поступок плох, зато я отлично понимаю, что он плох.

Э л и с о н. Ты любишь его? Ты мне писала и говорила об этом.

Е л е н а. И это было правдой.

Э л и с о н. Тогда этому трудно было верить. Я не могла этого понять.

Е л е н а. Я сама с трудом в это поверила.

Э л и с о н. В конце концов, это оказалось довольно несложно. Обычно ты отзывалась о нем очень резко. Не скажу, что мне было обидно это слушать — ведь это меня даже утешало. Но иногда злило.

Е л е н а. Видимо, я несколько преувеличивала. Ну, что теперь все это объяснять!

Э л и с о н. Да, правда.

Е л е н а. Знаешь, я поняла, в чем беда Джимми. Очень просто. Он родился не вовремя.

Э л и с о н. Это я знаю.

Е л е н а. Теперь таким людям нет места — ни в любви, ни в политике, нигде. Вот почему все у него идет впустую. Я иногда слушаю его и думаю: а ведь ему кажется, что он живет в разгар французской революции. Там он нашел бы себе место, конечно. Он не знает, где находится и к чему идет. Он никогда ничего не совершит и ничего не достигнет.

Э л и с о н. Мне кажется, он из тех, кого называют «выдающимися викторианцами». И потому в чем-то он смешон. Кажется, мы об этом уже говорили.

Задание самостоятельной работы

по дисциплине «История зарубежной литературы ХХ века» для студентов заочного отделения факультета журналистики УРФУ

Г.

Основная литература по всем темам

Зарубежная литература XX века: Учеб. пособие / Под ред. В. М. Толмачева. М., 2003.

Зарубежная литература ХХ века: Учеб. / Под ред. Л. Г. Андреева. М., 1996, 2001.

Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.

Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997.

Сурова О.Ю. Человек в модернистской культуре // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000 – 2000: Учеб. пособие / Под ред. Л.Г. Андреева. М., 2001.

Тема 8

Литературный фон романа Джерома Дэвида Сэлинджера «Над пропастью во ржи».

Доклад:Агата Попова

Читать:

Джером Дэвид Сэлинджер. Над пропастью во ржи.

Фрагмент: начало романа.

Если вам на самом деле хочется услышать эту историю, вы, наверно, прежде всего захотите узнать, где я родился, как провел свое дурацкое детство, что делали мои родители до моего рождения, - словом, всю эту давид-копперфилдовскую муть. Но, по правде говоря, мне неохота в этом копаться. Во-первых, скучно, а во-вторых, у моих предков, наверно, случилось бы по два инфаркта на брата, если б я стал болтать про их личные дела. Они этого терпеть не могут, особенно отец. Вообще-то они люди славные, я ничего не говорю, но обидчивые до чертиков. Да я и не собираюсь рассказывать свою автобиографию и всякую такую чушь, просто расскажу ту сумасшедшую историю, которая случилась прошлым рождеством. А потом я чуть не отдал концы, и меня отправили сюда отдыхать и лечиться. Я и ему - Д.Б. - только про это и рассказывал, а ведь он мне как-никак родной брат. Он живет в Голливуде. Это не очень далеко отсюда, от этого треклятого санатория, он часто ко мне ездит, почти каждую неделю. И домой он меня сам отвезет - может быть, даже в будущем месяце. Купил себе недавно "ягуар". Английская штучка, может делать двести миль в час. Выложил за нее чуть ли не четыре тысячи. Денег у него теперь куча. Не то что раньше. Раньше, когда он жил дома, он был настоящим писателем.

Тема 9

Наши рекомендации