Борьба за папскую теократию и Авиньонское пленение пап. Централизация папской власти

Бонифаций VIII (папа римский 1294-1303).Отстаивал концепцию верховенства папы над любой светской властью. Теория «двух мечей»: папа держит в своих руках два меча, один из которых символизирует духовную, а другой — светскую власть. По утверждению Бонифация VIII, короли должны служить церкви по первому приказанию папы, который имеет право карать светскую власть за любую ошибку, а папа не подчиняется никому из людей. В ответ Филипп IV созвал Генеральные штаты (где участвовало и духовенство), которые осудили папу, обвинив его в тяжких преступлениях, в том числе и в ереси, и потребовали, чтобы папа предстал перед судом церковного собора. Для того, чтобы такой суд состоялся, Филипп IV послал в Италию своего приближённого Гильома Ногаре с отрядом, чтобы схватить Бонифация VIII и доставить его во Францию. Ногаре арестовал папу, избил его, но вывезти не смог — папу отбили его земляки в г. Ананьи. Через месяц оскорблённый престарелый Бонифаций VIII скончался.

Поражение Бонифация VIII в борьбе с могущественным королём Франции означало крах политических амбиций папства. Наступил период авиньонского пленения пап, когда те были марионетками в руках французской монархии.

Авиньонское пленение пап — период с 1309 по 1377, когда резиденция глав католической церкви находилась не в Риме, а в Авиньоне. В 1309 Климент V (француз), ставший папой вскоре после поражения папы Бонифация VIII в конфликте с королём Франции Филиппом IV Красивым, переехал в Авиньон. Этот город, принадлежавший графам Прованса, папа Климент VI выкупил в 1348 в свою собственность. В Авиньоне папы чувствовали себя в гораздо большей безопасности, чем в беспокойном Риме, где происходили острые конфликты между аристократическими родами. К тому же Папское государство в центре Италии тогда фактически распалось.

К Авиньонскому периоду относится правление римских пап:

Климент V: 1305–1314

Иоанн XXII: 1316–1334

Бенедикт XII: 1334–1342

Клемент VI: 1342–1352

Иннокентий VI: 1352–1362

Урбан V: 1362–1370

Григорий XI: 1370–1378

Авиньонский период в истории папства мало напоминал реальный плен, скорее это было сотрудничество пап с сильными французскими королями. Все папы этого периода были французами, французское большинство было и в коллегии кардиналов, избиравших пап. Немало кардиналов служило ранее при королевском дворе. Папы выполняли важные дипломатические миссии в пользу французского короля, были исполнителями его воли.

К этому времени папство утратило былую роль в политической жизни Европы. Однако как внутрицерковный институт оно усилилось. Власть пап в церкви приобрела поистине монархический характер. Епископы и аббаты отныне не избирались местным духовенством и монахами, а назначались папами. Значительно увеличились доходы папской казны, был создан центральный финансовый орган папской администрации. С помощью непомерно разросшегося бюрократического аппарата своей курии папы контролировали все сферы церковной жизни.

Итальянский гуманист Петрарка, побывавший в Авиньоне и резко осуждавший невиданную роскошь папского двора, охарактеризовал пребывание пап в этом городе как «вавилонский» плен.

35. Автономизация национальной идеи, деклерикализация европейского общества в XIV в. и их значение для организационной структуры Католической церкви. Прагматическая санкция и Болонский конкордат

Прагматическая санкция 1438, акт франц. короля Карла VII, издан 7 июля в Бурже; определил статус церкви во Франции. П. с. провозгласила главенство церковных соборов над папой, установила выборность епископов и аббатов капитулами, монастырскими общинами (оговаривая право короля и сеньоров рекомендовать кандидатов), отменила аннаты и раздачу папами церковных бенефициев, запрещала апелляцию к суду папы до рассмотрения дела во французских судебных инстанциях. П. с. юридически оформила определённую независимость галликанской церкви от папства и в известной мере подчинила её королевской власти. Сохраняла силу до Болонского конкордата 1516.

Болонский конкордат, соглашение, заключённое в Болонье в 1516 между французским королём Франциском I и папой Львом Х. Б. к. определял взаимоотношения короля и папы с галликанской церковью. Королевская власть делала некоторые уступки папству, отказываясь от ряда положений, провозглашенных французским королём в Прагматической санкции 1438; в Б. к. умалчивалось о правах церковных соборов, восстанавливались аннаты, папы сохраняли право быть верховной инстанцией церковного суда. Король же приобрёл, согласно Б. к., право назначения на высшие церковные должности и т. о. получил возможность, распоряжаясь церковными доходами и бенефициями, вознаграждать дворянство.

36. Великая западная схизма и кризис папства

Великий западный раскол (англ. Western Schism) или Папский раскол (англ. Papal Schism) — раскол в Римской церкви в 1378-1417 годах, когда сразу три претендента объявили себя истинными Папами. Раскол в церкви произошел после смерти Папы Римского Григория XI в 1378 году.

Последний французский папа Григорий XI (1370-1378) принял трудное решение и вернулся в Рим 17 января 1377 г. Он был первым, кто обосновался в Ватикане (до этого папской резиденцией был Латеранский собор). Но уже 26 марта 1378 г. он скончался. Римская толпа, требовавшая, чтобы новый папа был римлянином или, по меньшей мере, итальянцем, осадила кардиналов, собравшихся в Латеранском дворце. Кардиналы приняли компромиссное решение и избрали неаполитанца Урбана VI (1378-1389) (Неаполем правила французская династия).

Поначалу все были довольны. Но вскоре новый папа повел себя таким странным и диким образом, что кардиналы пришли к мнению, что он – душевнобольной. Выборы Урбана были объявлены незаконными и недействительными, как совершенные под давлением толпы, курия отлучила Урбана от Церкви за незаконное провозглашение себя папой. Папой был избран Климент VII (1378-1394), который вернулся в Авиньон.

Почти сразу же оба папы занялись активным упрочением своих позиций. Оба ставили своих кардиналов, создавали свои курии, свои фискальные системы. Вскоре последовали взаимные анафемы. Государства разделились:

1) Север Италии, Скандинавские страны, Польша, Венгрия, Фландрия и Англия признали Урбана VI.

2) Южная Италия, Шотландия, Фаранция и Испания отдпли предпочтение Клименту VII.

3) Португалия колебалась. Германия разделилась пополам.

В результате борьбы возникли римская линия, которую последовательно представляли Урбан VI, Бонифаций IX, Иннокентий VII и Григорий XII, и авиньонская линия, которую представляли Климент VII, а затем Бенедикт XIII. Конфликт усугублялся политическими и дипломатическими разногласиями в Европе.

В 1409 г. обе стороны согласились съехаться на собор в Пизе, который признал, что общее собрание Церкви выше по авторитету самого папы (победа консилиаристов). Однако оба папы – римской линии Григорий XII и авиньонской линии Бенедикт XIII– отказались туда прибыть. Собор заочно низложил их обоих, а затем избрал нового папу – Александра V. В результате в западной Церкви стало три папы.

1414-1418 – XVI Вселенский собор в Констанце. Формально был созван Германским императором Сигизмундом. Папа пизанской линии Иоанн XXIII (1410-1415) дал согласие на проведение собора. По всей видимости, он надеялся всех перехитрить и избавиться от соперников. Однако собор низложил всех трех пап и 11 ноября 1417 г. избрал четвертого – Мартина V (1417-1431).

37. Папство в эпоху Возрождения. Неоязычество, гуманизм и христианское Возрождение

Откладывание реформ. Соборный кризис до основания потряс Католическую церковь и папство и оказался препятствием на пути реформ, которые возобновились лишь после протестантской Реформации. Все папы, начиная с Мартина V и кончая Львом X (папой эпохи начала протестантской Реформации), признавали необходимость реформы. Однако реформа должна была начинаться с самой папской Курии, где процветали такие пороки, как одновременное замещение нескольких церковных должностей, непотизм и симония. К несчастью, коллегия кардиналов состояла преимущественно из отпрысков аристократических семейств, которые желали вести княжескую жизнь, и стоило какому-нибудь папе серьезно задуматься о реформе, как он немедленно оказывался под угрозой низложения.

Административная анархия. Основная слабость папства эпохи Возрождения выразилась прежде всего в нарастании административной анархии, сделавшей реформу практически невозможной. Большинство назначений на церковные должности распоряжался Рим, и епископы не были хозяевами в своих епархиях. Папы были охвачены страхом перед соборным движением, проявляли большой интерес к ренессансной светской учености и принимали деятельное участие в итальянских войнах, а тем временем церковные общины чувствовали себя все более независимыми от какой-либо власти. Даже само правящее ядро церкви страдало от административной неупорядоченности, и папы были неспособны осуществлять эффективный контроль за деятельностью чиновников Курии. Многие покупали у церкви высокие должности, считая это хорошим помещением капитала, и в результате процветала коррупция.

Обмирщение пап. Начиная с Николая V (1447-1455) папы сделали Рим интеллектуальной и художественной столицей Европы. Папа Николай построил папскую библиотеку, собирал рукописи и организовал перевод греческих сочинений на латынь. Последующие папы продолжали поощрение гуманистов и приглашали в Рим таких художников, как Браманте, Рафаэль и Микеланджело.

Прагматическая санкция. В 15 в. папство практически полностью уступило свой контроль над церковью во Франции и Испании монархам этих могущественных национальных государств. В 1439 французский король Карл VII собрал высшее духовенство Франции в Бурже, где была принята Прагматическая санкция. Этот документ отменял уплату папских налогов, отрицал право апелляций к Риму, а также заменял право папы контролировать выборы на церковные должности соответствующим правом короля. В 1516 Франциск I и папа Лев X заключили Болонский конкордат, которым отменялась Прагматическая санкция, но который сохранял королевский контроль над церковью во Франции. Король сохранял за собой право номинации, а папа - право утверждения архиепископов, епископов и аббатов. Фердинанд и Изабелла аналогичным образом расширили свой контроль над церковью в Испании, получив право раздавать церковные бенефиции, осуществляя полный контроль над церковью в Новом Свете и Гранаде, запретив публикацию папских булл без королевской санкции и отрицая право обжалования приговоров испанской инквизиции в Риме.

(христианское возрождение - по книге Ги Бедуелла "История Церкви")

"Величайшие из гуманистов, то есть преподавателей «гуманитарных наук» (studia humanitatis), педагогов по призванию, ясно сознавали опасность нового языческого соблазна и вызов, обращенный им к умам христиан. Именно поэтому они считали своим долгом дать на этот вызов глубоко христианский, аутентичный ответ, основанный на Евангелии.

Возьмем для примера лишь две наиболее интересные фигуры того времени, столь тесно связанные друг с другом, что их называли близнецами: англичанин Томаса Мора и Эразма Роттердамского, которого следует назвать, скорее, первым гражданином Европы. Томас Мор (†1535) интересует нас постольку, поскольку он являет собой пример того, как можно с мудрым безумием до конца пронести по жизни свой крест. Остроумный и глубокомысленный автор «Утопии»(1516) сделал, казалось бы, достаточно блестящую карьеру, чтобы по праву наслаждаться благами жизни. Но он, напротив, то уединяется в картезианском монастыре, то всей душой отдается радостям семейной жизни и ученых .занятий, а в конце концов, оставаясь во всем верным себе, спокойно и твердо восходит на эшафот, куда его приводит представление о христианской верности отечеству, королю и Церкви.

Эразм (†1536), с его острым умом, живостью чувств и эгоцентризмом, несомненно, представляет собой гораздо более неоднозначную фигуру. Он долго избегал открыто противопоставлять свои убеждения учению Лютера, за что даже получил прозвания Протея и Януса. Но пришел день, когда ему пришлось открыто встать на сторону традиционной Церкви, ибо, по его мнению, несмотря на испорченность и злоупотребления, Церковь более последовательно защищала лучшее в человеке: врожденную свободу, свободу воли, открывающую дорогу благодати. Как Джаноццо Манетти в 1452 году и Пико делла Мирандола в 1498, Эразм в 1525 году хочет отдать должное достоинству человека. Для Пико человек - это микрокосм во вселенной, спасенный и преображенный через Воплощение и Искупление, совершенное Сыном Божиим, ставшим Человеком.

Эразму, как и другим христианским гуманистам была весьма близка идея некой духовной элиты, которая достойна поклонения, но при этом играет решающую роль в ответственном деле обучения, управления и наставления в истине. Сторонник philosophia Christi: единственная Премудрость в этом мире - это Христос, но именно в Своем смирении, бедности и крестоношении. Эразм говорит: «Все соотносите со Христом», - и сам в меру своих сил, как богослов и ученый, облегчает эту задачу: благодаря ему становятся более доступными Библия и комментарии к ней, вводятся в обиход труды величайших христианских философов - в первую очередь Августина и любимого им Оригена, практическое богословие становится более «здравым» и соответствующим евангельскому духу.

На вызов, брошенный язычеством, христианский гуманизм отвечает обращением к самому главному: к Слову Божию и Логосу Божию, к Библии и Христу. Но будучи, так сказать, оптимистами в богословии, гуманисты-католики, по-видимости, терпят крах: протестантская Реформа с негодованием отвергает их и осуждает как пособников язычества, содействовавших его усвоению обществом.

Гуманисты находились как бы меж двух огней: с одной стороны, богословы-традиционалисты упрекали их за отрыв от средневековых корней; с другой стороны, новаторы-протестанты считали их атеистами или, по меньшей мере, людьми неблагочестивыми: Du bist nicht fromm - «Ты не благочестив», - пишет Лютер Эразму.

Оглушенный на какое-то время злобными выкриками в свой адрес, исполненный печали о своих несбывшихся надеждах, христианский гуманизм выйдет из испытаний очищенным, лишенным былого полемического пыла и презрения к оппонентам и окажется способным повлиять, хотя бы частично, на ход Тридентского Собора (1545-1563) и на его постановления. Соблазн язычества будет по-настоящему преодолен, когда в начале XVII века в лице св. франциска Сальского (1567-1622) Церковь противопоставит ему не славу и триумфализм эпохи Возрождения, но смирение и то, что так верно было названо «благоговейным гуманизмом»: более благочестивым, более духовным, более жизненным, одним словом, более человечным. Церковь воистину «возрождается» из испытаний и раздоров, пусть даже следы их не изжиты по сей день".

38. Концилиаризм. Констанцский собор

Концилиаризм - концепция подчинения власти папы Вселенскому собору

КОНСТАНЦСКИЙ СОБОР (1414–1418), 16-й Вселенский собор, второй из трех великих соборов (1 - Пиза, 1409, 2 - этот, 3 - Базель, 1431-1449), созванных с целью положить конец великой западной схизме, расколовшей Западную церковь в 1378 . Констанцский собор, наиболее плодотворный из трех, начался 5 ноября 1414 в небольшом городке Констанце на берегу Боденского озера в Германии. При поддержке императора Священной Римской империи Сигизмунда собор низложил и заключил в тюрьму «пизанского» папу Иоанна XXIII (по инициативе которого собор и был созван), а затем подверг анафеме последнего значительного «авиньонского» папу, испанца Бенедикта XIII. Новый папа, Мартин V, был избран собором в ноябре 1417 и вскоре был признан во всей Западной Европе.

Убежденные, что великая схизма стала причиной распространения ересей, участники собора предприняли ряд шагов, направленных на укрепление духовного единства церкви. Учение Дж. Уиклифа было вновь осуждено, а Ян Гус, после изнурительных допросов и разбирательств, был сожжен на костре в июле 1415. Последователь Яна Гуса, Иероним Пражский, был подвергнут такой же казни в мае 1416. Хотя эти акции в тот момент рассматривались как победа над ересью, в действительности они лишь подогрели религиозные волнения в Чехии и лишили собор поддержки радикальных реформаторов, пользовавшихся большим влиянием в позднесредневековой церкви.

Констанцский собор внес существенный вклад в осуществление церковной реформы, хотя и не удовлетворил императора Сигизмунда. Проложив путь более радикальным реформам Базельского собора, отцы Констанцского собора ограничились в основном декларациями, поддержав идею верховенства собора и ограничения папской власти. В знаменитом постановлении Sacrosancta, обнародованном в апреле 1415, подтверждалось, что в вопросах, касающихся веры, церковного единства и реформирования церкви, авторитет общецерковного собора превосходит авторитет любых церковных инстанций, включая самого папу. Другое постановление, Frequens, принятое в октябре 1417, учреждало контроль над папой и кардиналами. Кроме того, предполагалось созвать через пять лет новый собор, а в дальнейшем регулярно проводить соборы каждые десять лет, но эти проекты были сведены на нет в Базеле, где было восстановлено единовластие папы.

На Констанцском соборе была также признана известная самостоятельность национальных церквей. Конкордаты, заключенные папой Мартином в марте 1418 с церквами Англии, Франции, Германии, Италии и Испании, стали важными вехами в развитии церковного конституционального права и открыли новую эпоху во взаимоотношениях отдельных народов католической Европы и их церквей с Римом, послужив прообразом конкордатов между папами и светскими властями, характерными для современных национальных государств.

39. Политические и социальные предпосылки Реформации

Великие географические открытия возвестили эру океанической цивилизации, в которой главными путями стали океанские дороги. Латинская культура в католическом и протестантском вариантах стала распространяться по всему земному шару. Вместо аморфного единого христианского мира стали складываться территориальные национальные государства. Некоторые из правителей этих государств активно поддержат Реформацию. Они противились юрисдикции римского папы на своей территории. Национальный правитель и его гражданские чиновники находились в противоречии с интернациональной религиозной иерархией Римской церкви. Если в средние века экономика стран Европы основывалась на сельском хозяйстве, то к 16в. широкое развитие городов, открытие новых рынков, бурное развитие торговли, которая все больше становится интернациональной, хозяйственная специализация отдельных европейских территорий, начало складывания колониальной системы, развитие книгопечатания свидетельствовали о формировании новой экономической ситуации в Европе. Начинают развиваться новые социальные слои и ведущую роль в новом обществе играют предприниматели, купцы, фермеры. Именно эти представители так называемого среднего класса в основном и поддержали изменения, совершавшиеся Реформацией в Европе. Общественное развитие средневековой Европы и ее культура логично сочетались со специфическим мировоззрением, основным носителем которого была католическая церковь. Однако экономическое и техническое развитие, появление опытных наук и усложнение социальной жизни разрушало систему католических идей. Европа после длительного периода преобладания аграрной экономики возрождала городскую экономику, которая с каждым столетием начинает играть все более заметную роль. На первый план выходит человек с его прагматизмом, рационализмом и сугубо светским взглядом на окружающий мир. Неудивительно, что в этих условиях Европа обращается к тому времени, когда средиземноморская цивилизация развивалась преимущественно как торговая и потому особенно интересуется античной культурой, стремится к ее возрождению. В различных европейских странах широко распространяется гуманистическое движение. Интеллектуальные изменения, внесенные Возрождением как к северу, так и к югу от Альп, создали интеллектуальное мировоззрение, которое благоприятствовало развитию протестантизма. Эти люди с пробужденным рассудком и мирским мировоззрением становились критически настроенными к религиозной жизни их времени в лице католической Церкви. Бурное экономическое развитие приводило также к росту благосостояния господствующих классов, что имело естественным следствием развитие внешних жизненных удобств, распространение комфорта. Не случайно поэтому, - пишет С. Д. Сказкин, - что Возрождение наиболее яркое и раннее выражение получило в архитектуре и художественном ремесле, затем в изобразительных искусствах и лишь позже - в литературе и умственной культуре вообще. Таким образом, в течение жизни одного поколения между открытием Америки (1492) и выдвижением Лютером 95 тезисов у Церкви в Виттенберге (1517) произошли или начали происходить поразительные изменения. Статичность средневековой цивилизации сменилась динамизмом современного общества.

Наши рекомендации