Преподобномученик феодор абросимов

Память 20 июля / 2 августа, в Соборе Кольских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

преподобномученик феодор абросимов - student2.ru
Икона прмч. Феодора (Абросимова)

Родился 20 февраля / 5 марта 1897 года в семье рыбака­-помора в терском селе Чаваньга.

В 1913 году он поступил послушником в Трифоно-Печенгский монастырь.

В 1915-­1918 годах был призван на военную службу в связи с начавшейся Первой мировой войной.

К осени 1919 года вернулся в родную обитель, где нес многочисленные послушания.

В 1922 году был решен вопрос о передаче Печенги и территории монастыря Финляндии. Насельники монастыря, чтобы не потерять право на владение землей, приняли финское гражданство.

Федор Абросимов являлся мастером-электромехаником монастырской электростанции, дававшей ток не только в монастырь, но и в близлежащие населенные пункты. За это он получал жалованье от финского министерства. От начальника местной полиции он получал указания, когда включать и выключать свет, когда производить тот или иной ремонт.

В конце 1939 года, в ходе советско­-финской войны, части Красной армии заняли принадлежавшую финнам Печенгу. Вместе с ней были возвращены и земли Трифонов-Печенгского монастыря. Федор Абросимов был депортирован с братией под Ловозеро на строительство комбината «Аллуайвстрой».

В декабре 1939 года за "оказание помощи белофинским властям" был арестован настоятель монастыря о. Паисий (Рябов), а позже были арестованы и многие другие насельники монастыря.

В 1940 году, с передачей Печенги Финляндии, братия вернулась в монастырь, но Федор решил остаться в СССР.

2 июня 1940 года он был арестован за "шпионаж, связь с бело-английскими офицерами, связь с финской охранкой" и заключен в мончегорскую тюрьму; вскоре переведен в Мурманск.

19 августа 1940 года был приговорен к восьми годам лагерей и направлен в Ухто­-Ижемский ИТЛ (Коми АССР).

Скончался 2 августа 1941 года в в Центрсангородке Усть-Ижемского исправительно-трудового лагеря, от истощения (официальный диагноз – «хронический энтерит и язвенный колит»). По другим данным, скончался 14 октября 1940 года.

13 апреля 1989 года был реабилитирован Прокуратурой Мур­манской области.

По заключению, сделанному в 1992 г. работниками Прокуратуры РФ, Ф.С.Абросимов был гражданином Финляндии и согласно ст.4 УК РСФСР не мог быть привлечен к уголовной ответственности по закону РСФСР, т.к. все вмененные ему в вину действия были совершенны на территории иностранного государства и не содержат состава какого-либо преступления.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 июля 2003 года.

Использованные материалы

  • Преподобномученик Феодор (Абросимов) // Сайт Мурманской епархии
    • http://www.mmeparh.ru/node/526
  • Преподобномученик Феодор. Новые святые Кольского края (по материалам Миссионерской православной газеты)
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http://kuz3.pstbi.ru/bin/nkws.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITczUfi...CQ*

События дня.

Вечерня и утреня.

Несмотря на то, что в расписании служб в служэбе праздника было записано всенощное бдение (служба святому пророку и в самом деле бденная, судя по календарю), накануне в Свято-Успенском соборе была отслужена обычная рядовая вечерня и утреня с полиелеем. Служил о.Антоний Новицкий при пении верхнего хора.

Евангелие на утрени (от Луки): 1Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.

2Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.

3И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.

4Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.

5И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, 6и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; 7итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое.

8Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.

9И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, 10ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; 11и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.

12Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.

13И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени.

14И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране.

15Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.

16И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.

17Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: 18Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, 19проповедовать лето Господне благоприятное.

20И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.

21И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.

22И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

23Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то́, что́, мы слышали, было в Капернауме.

24И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.

25Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, 26и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; 27много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.

28Услышав это, все в синагоге исполнились ярости 29и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; 30но Он, пройдя посреди них, удалился.

31И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние.

32И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью.

Господь приходит в свой город и проповедует. В других местах Благодать Божия касается душ людей и они с умилением слушают Его. Впрочем, не все, ибо многие настолько очерствели, что не чувствуют этого, так как по грехам своим сделались весьма далекими от Бога, притом, прикипев к своим грехам. Обличения же со стороны Христа вызывает в них злобу, так как узвляет их гордость. Вот, и земляки Его по плоти оказались глухи к словам Христа, тем более, в Нем они видят лишь сына местного плотника. А обличение их неверия вызывает в них злобу, так что они покушаются убить Его. Поистине, неверующие делятся на тех, кто не верят по убеждениям, а есть те, кому неверие просто удобно, так как не тревожит совесть. Здесь, вероятно, был именно такой случай….

Литургия.

В сам день я, уже по сложившейся традиции, решил ехать в Мысхако, на престольный праздник. Утро выдалось чудесное. Погода вполне соответствовала праздничному настроению. Вот, и поселок. Это место, когда-то умилявшее своей девственной, типично деревенской тишиной и размеренностью, теперь продолжает массово застраиваться элитными домами, один другого больше. Да и высотные дома, возводящиеся на южной окраине города, уже горами возвышаются на горизонте. Вот, и Дом Культуры. Храм рядом с ним теперь виден издалека. К дороге по-прежнему спускается забор, огораживающий территорию храмового комплекса. Поднимаюсь с дороги на площадку перед Домом Культуры. Она теперь уложена новенькой плиткой и к храму ведет удобная дорожка. Здесь металлический забор, огораживающий строящийся храмовый комплекс, уже сломан и уже

преподобномученик феодор абросимов - student2.ru
Свято-Ильинский храм в Мысхако.

строится капитальный бетонный забор, облицованный кирпичом. В будущем он, вероятно, будет венчаться и кованной металлической оградой. Здания, простроенные рядом с храмом, внешне уже отделаны, так что осталось окончить внутреннюю отделку и… использовать. К несчастью, мне пришлось потратить минут пятнадцать на стояние в очереди в местной лавке (подать записку на поминовение на литургии накануне в соборе не удалось), вдобавок, выяснилось, что здесь строго контролируется количество имен в одной записке – их должно быть не больше десяти, если их 11 – записка не будет принята, пока ты не перепишешь ее, либо не зачеркнешь «лишнее» имя. Так или иначе, но когда я вышел оттуда, было уже 8.44. У западного входа уже собралась внушительная толпа, в которой хорошо заметен и фотограф епархиальной пресс-службы. Это означает, что уже близится момент встречи архиерея (и соответственно - что я сильно опоздал к началу). Потому я спешу. Как я и предполагал, притвор, пристроенный к западной части храма, уже внутри оштукатурен, а каменная кладка, загораживающая западный вход в храм, убрана. Более того, проломлены проемы и с боков. Само пространство притвора внутри выглядит даже обширней, чем притвор нашего Свято-Успенского собора. Справа от входной двери стоит тумбочка с пустыми бутылками и стаканами для воды. У входа в собственно храм стоит ящик для пожертвований, а по обе стороны от входа повешены большие иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Народу здесь немного – в храме читаются часы, но чтеца из притвора практически не слышно. Через весь притвор проложена ковровая дорожка, а у самого входа в сам храм – под клиросом, стоит архиерейский амвон. Дальше ковровая дорожка не идет. Аналои с иконами Христа Спасителя и Божией Матери, в отличие от собора, здесь не воздвигаются на амвон, а лишь придвинуты поближе к нему, однако орлецы на амвоне заботливо уложены. Вхожу в храм и выясняю, что уже заканчивается чтение 6 часа. В самом храме практически ничего не изменилось, включая временный иконостас и побеленные, явно лишь предварительно, стены, а также торчащие всюду провода, обозначающие места, где должны быть светильники. Лишь в алтаре на стене абсиды висят большие иконы в деревянных окладах, на которых изображены Господь Ииусус Христос Вседержитель с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Крестителем, а также образы архангелом Миахаила и Гавриила и еще – двух святителей (кто именно – не разобрать). В момент моего входа в притвор выходит о.Евгений Кузнецов с подносом с напрестольным крестом, а с ним – о.Алексий Ковалев из храма Новомучеников и о.Кирилл Вовк – из Борисовки, а с ними – иподиаконы с подсвечником, архиерейским жезлом и мантией. Заканчивается чтение часов и воцаряется ожидание. Вскоре к архиерейскому амвону выходят диаконы – о.Евгений Габов и о.Николай Мотренко – из храма Новомучеников, держащие дикирий и трикирий и кадила. У входа в притвор стоит женщина, держащая поднос с караваем. Проходит, наверно, минут десять, прежде чем появляется Владыка Феогност в сопровождении настоятеля храма, благочинного Новороссийска, о.Максима Карпова. Вкусив от каравая и благословив держащую его женщину, он входит в притвор. У входа на него надевается мантия и вручается архиерейский жезл. «Премудрость!» - возглашает диакон о.Николай, после чего местный хор громко и уверенно поет традиционную песнь: «От Восток Солнца до Запад хвально имя Господне. Буди имя Господне благословенно от ныне и до века!» Диакон Евгений Габов вслух читает: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую сущую Богородицу тя величаем» «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь», «Господи помилуй (3 раза)», «Именем Господним Преосвященнейший Владыко благослови». Все духовенство целует Крест из рук правящего архиерея, после чего он поклоняется образу праздника (для чего служители разгоняют толпящийся в центре народ, который выстраивается в две шеренги у центра), после чего идет к амвону под пение «Достойно есть….»[113]. Начинается чтение входных молитв, в которых священнослужители просят у Бога удостоить их возможности совершать литургию (чтение этих молитв для священника не отменяет необходимости чтения правила ко Святому причащению, даже более обширного, чем то, что предназначено для мирян). При чтении особых тропарей архиерей прикладывается к установленным иконам, а после чтение молитв просит прощения у верующих, а затем благословляет народ на три стороны под пение хора, поющего весьма необычным распевом: «Тон дэспотин архиереаимон кириэфилатэ. Исполла эти дэспота (3 раза).» Архиерей восходит на архиерейский амвон и уже начинает разоблачение – с него снимается мантия, клобук, ряса и временно панагия. Хор красивым и величественным распевом начинает петь песнопение, вообще-то положенное для ПАТРИАРШЕГО БОГОСЛУЖЕНИЯ: «На гору Сион взыди благовествуяй, и Иерусалиму проповедуяй, в крепости вознести глас: преславная глаголашася о тебе граде Божий. Мир на Израиля, и спасение языком.» Владыка, тем временем, облачается. Диаконы с кадилами становятся на амвоне, прося благословение кадильниц и получив, начинают чтение особых текстов, своих на надевание каждого элемента облачения. Это не молитвы, а как бы пожелания облачающемуся: «Руце… сотвористе и создасте тя» (на надевание поручей) и т.д. надевается подризник, поверх которого надевается пояс, а затем епитрахиль и поручи, после чего надевается палица, саккос и большой омофор[114], а также снова надевается панагия и богослужебный наперсный Крест, а затем гребень, которым он, согласно нормам, причесывается, и наконец, митра. Хор при этом, снова неким медленным распевом, поет: «Да возрадуется душа твоя о Гсподе, облече бо тя в ризу спасения и одеждею веселия одея тя и яко на жениха возложи ти венец и яко невесту украси ты красотою.» Итак, облачение завершено. «Господу помолимся!» - Возглашает о.Николай и о.Евгений Габов громко возглашает традиционные слова: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца твоего, иже есть на небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». После этого архиерей благословляет дикирием и трикирием народ на 4 стороны под пение «Тон дэспотин…». Начинается подготовка к совершению литургии. «Время сотворити Господеви, преосвященнейший Владыко благослови….. помолися за ны преосвященнейший Владыко…. помяни нас, преосвященнейший Владыко!» - слышен голос протодиакона. Отец Максим, как старший священник, испросив благословения архиерея, идет к престолу, а протодиакон, также, вместе с прочими диаконами испросив благословения – на солею, к образу Христа Спасителя, при этом иподиаконы с архиерейским жезлом становятся у амвона. Для начала литургии все готово. Весь этот чин почти всегда одинаков, так что, может быть, его и не нужно было бы описывать, но уж очень он красив и интересен. Я не могу удержаться, чтобы снова и снова не описать всю эту красоту, хоть кому-то может показаться и слишком однообразным писать одно и то же.

«Благослови Владыко!» - Произносит диакон и следует начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.» - Благословенное Царство Божие – это не только те райские обители, куда нам всем надлежит попасть (если мы не хотим угодить в ад, в место, уготованное не нам, но сатане), но и здесь, в здании храма, приготовленном Богу, но также, по слову Христову: «Царство Божие внутри вас есть». Каждый устраивает в течение своей жизни в себе дом либо для духов злобы, либо для Духа Божия и последнее есть Царство воистину благословенно, так как лишь в нем человек обретает искомое всем человечеством счастье, так что радости о Господи от него уже не отнимет никто. После этого начинается великая ектения, в которой мы молимся о ниспослании мира душам нашим и миру нашему и о спасении душ наших и о всех православных христианах, начиная от священноначалия и кончая ближних наших, плавающих путешествующих, страждущих, плененных, о ниспослании всяческих плодов земных и наконец, воспомянув Божию Матерь и всех святых, предаем живот наш Богу. Звучит славословие. В это время архиерею подносится книга, по которой он читает тайные священнические молитвы, которые должны читаться в определенные ее моменты.

Звучит первый антифон – 102 псалом, в котором псалмопевец восторгается милостью Божией к человеку: «Благослови душе моя Господа [Благословен еси Господи]! Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя имя святое Его! Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желания твоя, обновится, яко орля (орленок), юность твоя. Творяй милости своя Господь и судьбы всем обидимым, сказа пути своя Моисеови и сыновом Израилевым хотения своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив, не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам, но по высоте небесней от земли сотворил есть Господь милость свою на боящихся Его. Елика отстоит восток от запад, тако удалил от нас беззакония наша, якоже щедрит Отец сыны, тако ущедрит Господь боящихся Его, яко позна создание наше, помяну, яко персть (земля) есмы. Яко человек трава дни его, яко цвет сельный, тако отцветет, яко дух пройдет в нем и не будет, и не познает к тому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся его и правда его на сынех сынов, хранящих Завет его и помнящих вся заповеди Его, творити я. Господь на небеси уготова престол свой и Царствие его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его и сильнии крепостию творящи слово (сильные в творении Слова Его), услышати глас Словес Его. Благословите Господа вси силы Его, слуги Его, творящии волю Его, благословите Господа вся дела Его. На всяком месте владычествия Его Благослови душе моя Господа!»

Хор поет этот и последующие антифоны красивым распевом (назван «знаменным», хоть настоящий знаменный распев все-таки сильно отличается от данного случая, будучи близок к традиционному греческому пению, а традиционные греческие песнопения исполняются исключительно мужскими хорами, составленными из басов или баритонов, что в наших условиях невозможно), когда-то используемого боковым хором Свято-Успенского собора (сейчас, увы, он не используется). Как всегда, следует малая ектения, еще один призыв к молитве. Ектения – это в основном, не молитва, а призыв к ней, дабы и мы не стояли в храме бесцельно, но использовали это время для беседы с Богом. После чтения молитв при этой ектении архиерею подносят умывальнцу и он умывает руки, при этом находящийся рядом диакон скороговоркой прочитывает ряд псалмов (умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой….. и т.д.)….. После этого следует второй антифон, восхваляющий милость Божию и говорящий о том, что надежда на Бога не будет посрамлена: «Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем, пою Бога моего дондеже есть. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения, изыде дух – возвратится в землю свою, с ним же погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа, Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них, хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведныя, Господь хранит пришельцы, сира (сироту) и вдову примет и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род».

Из алтаря выносится нечто вроде пуфика, на который и садится архиерей. Поется песнь «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един от Всесвятыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас!» Архиерей встает, и пуфик уносится… И снова звучит ектения…. Начинается пение третьего антифона, включающего пение молитвы Благоразумного разбойника: «Помяни мя ( в данном случае поется «нас») Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» и 9 заповедей Блаженства, данных Христом, которые, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, дают представление о том, что есть благо: осознание своей нищеты духовной пред Богом, плюс обнищание сомнительным «богатством» грехов, осознание и оплакивание с отвержением своих грехов, кротость и смирение, жажда правды Божией и оправдания, милосердие, которого в нас так не хватает, чистота сердца, стремление к миру и миротворчеству, до которого нам тоже далеко, и наконец, готовность принять любые страдания от ненавидящих имя Господне и радость, ибо «мзда ваша многа на небесех», как сказал Господь. Вот, текст с этими заповедями (Мф. Гл.5, ст 2 – 12): 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4Блаженны плачущие, (прежде всего, плачущие о грехах своих) ибо они утешатся. 5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Заповеди Блаженства, в которых Господь говорит о том, что должен делать человек, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, Ветхозаветного. Нищие духом, то есть, видящие себя нищими духовно пред Богом, точнее, адекватно воспринимающие себя, а человеку, видящему свои грехи и понимающему, насколько он отвержен от Бога и по своей склонности ко греху нищ, некогда судить ближних, да такой человек даже радуется, когда кто укажет ему на его недостатки и обличит и даже будет благодарить, как благодетеля. Это и есть смирение, то есть, свобода от гордости, этого мертвящего дыхания сатаны, которым заражены мы все. Плачущие – здесь не все плачущие вообще, как клевещут неверующие, но плачущие о грехах своих, то есть видящие мерзость своих грехов и ненавидящие это зло и в этой ненависти стремящиеся изгладить его из души. Без Бога это невозможно, но прошедших этот путь до конца мы называем святыми, ибо их очистил и освятил сам Господь. О кротости я не скажу, она вытекает из всего, сказанного выше – видящему свою мерзость некогда смотреть на других и озлобляться. Жаждущий же правды, прежде всего, жаждет исполнения правды Божией, оправдания, не только в себе, но и в ближних, дабы грешник не погиб, но обратился и был жив. Также это и жажда праведности, стремление жить по заповедям Господним, что вытекает из предыдущего. Увы, в нас того нет, мы с вами, живя по своей гордости, вовсе не горим желанием жить по повелениям Божиим. Жаждущий же правды и смиренный человек и в ближнем видит Творение Божие и по слову апостола Иоанна Богослова, любя Бога, любит и творение Его и всячески помогает всякому из ближних не из страха перед заповедью «если вы что сделали малым сим, вы сделали это мне», но из любви, подражая Богу, всегда творящему добро и помогающему людям. Плод же заботы о спасении души есть чистота сердца, которая не собственными силами дается, но с помощью Божией и такой человек также будет любить мир, мир в себе, который с очищением и будет нисходить на него от Бога, мир с ближними, к которому он будет стремиться, не по менторскому стремлению поучать других, но по любви, не терпящей злобы и вражды. И такой человек, любя Бога, вкусив мир Божий, вкусив сладкого, не сможет уже питаться горечью, которую дает мир сей и ради этой сладости будет готов терпеть всевозможные поношения и даже гонения, какие не способен претерпеть ни один человек и читая жития святых, иные даже не верят, что человек такое может претерпеть (даже некоторые рационалисты-богословы и те подвергают подлинность житий мучеников сомнению). Он и не может, но благодатью Божией он обретает эту силу претерпевать скорби от людей и всякие вообще и разумеет их, как поучения…. Таковы эти заповеди. Читая их еще раз, понимаешь, сколь ты сам далек от того пути, к которому призваны мы все. «Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершенен» - Так говорит Господь, заграждая уста говорящим, что святые – это какие-то другие люди, а нам им даже подражать не нужно…. Другого пути в Царство Божие нет. Боже, настави мя на путь правый!

Малый вход. Это описание будет похоже на предыдущие, но уж очень красив он при архиерейском богослужении. В центр устремляется процессия, состоящая из пономаря с подсвечником, а затем иподиаконов с архиерейским жезлом, дикирием и трикирием и рипидами, диакона о.Николая с кадилом, протодиакона о.Евгения Габова с Евангелием, а также и прочего духовенства. Пономарь с подсвечником и иподиакон с жезлом становятся у амвона, иподиаконы с дикирием и трикирием – по обе стороны от архиерея. Рипиды[115] держат над Евангелием. Все выстраиваются в центре. Во время пения антифона Владыка снова сидит, вставая в последний момент. Наконец, протодиакон Евгений испрашивает благословение на вход и следует возглас: «Премудрость прОсти». Затем духовенство традиционно начинает петь «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти. Аллилуиа.» При этом предстоятель благословляет верующих на 4 стороны дикирием и трикирием. Это один из торжественных моментов архиерейской литургии. Заканчивается время, когда архиерей, символизируя нахождение Христа среди людей, пребывал в центре храма и после благословения духовенство, продолжая петь, направляется в алтарь и с амвона предстоятель снова благословляет народ. В этот момент хор подхватывает пение и снова, в который раз, начинает слов «Спаси ны…», на сей раз, другим распевом, нежели духовенство снова поет. По окончании пения архиерей кадит алтарь и солею, держа дикирий в предшествии диакона с трикирием под протяжное пение «бокового» хора «Исполла эти дэспота». Потом хор поет его уже более величественным напевом, а затем многолетие повторяет духовенство.Затем хор поет тропарь и кондак праздника пророка Илии, а затем духовенство пропело кондак, обычно исполняемый в конце пения тропарей и кондаков в храмах, посвященных тем или иным святым: «Предстательство хрмистиан непостыдное, Ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений наших, но предвари, яко благая, на помощь нас, верно зовущих Ти, ускори на молитву, потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя!»

И после этого сразу же следует традиционный призыв диакона к молитве и славословие, которое воспевает уже сам архиерей, а затем, как и на всякой полной литургии, звучат традиционные слова: «Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны…», повторяемые духовенством в алтаре и затем местным хором, а затем, во весь голос воспевая «И во веки веков», уходит в алтарь. И начинается пение Трисвятого, как всегда, попеременно хором и духовенством. После третьего пения архиерей выходит на амвон с крестом и дикирием и произносит особую молитву: «Услыши Боже с небесе и виждь и посети виноград сей (это про паству) и утверди и (его) его же насади десница Твоя» и благословляет народ на 3 стороны под протяжное пение хора, продолжающего петь Трисвятое протяжным распевом.

Возглашал прокимен и читал Апостольские чтения диакон о.Николай Мотренко.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 1Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.

2Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто.

3И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

4Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, 5не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6не радуется неправде, а сорадуется истине; 7все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

8Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

9Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; 10когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

11Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

12Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда позна́ю, подобно как я познан.

13А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

Глава 14.

1Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.

2Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом; 3а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.

4Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.

5Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.

Великие по своей возвышенности слова о любви. Ныне под любовью чаще понимается неизвестно что. «Любовью» мир называет всякие сиюминутные пристрастия, переменчивые, как ветер. Но апостол дает черты любви истинной, любви христианской. Все же, что не отвечает этим требованиям – не есть любовь. И характерно, что апостол после этих слов говорит о жизни будущего века, когда все, о чем говорило Писание, откроется в своей полноте. Этим он говорит, о том, ЧТО должно быть главным объектом любви, вернее – КТО. Но любящий Бога, любит и творение Его. А любовь христианская должна быть лишена пристрастий и предпочтений, деления на «своих» и «чужих» - мы призываемся одинаково любить всех, ибо «если вы любите любящих вас – какая вам за это награда? Ведь и грешники любящих их любят…». Увы, мы далеки от этого, как далеки от подлинной любви, которая является даром Божиим, однако именно поэтому этот текст и читается нам, ведь тот, в ком нет любви, в том нет и Бога, ибо Бог есть любовь….

И чтения праздника пророка Божия Илии. Отрывок из Соборного послания апостола Иакова, брата Господня: 7Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний.

8Долготерпи́те и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается.

9Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей.

10В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним.

11Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен.

12Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: "да, да" и "нет, нет", дабы вам не подпасть осуждению.

13Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы.

14Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.

15И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.

16Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.

17Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев.

18И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой.

19Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, 20пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.

Слова о таинстве Соборования, повторение слов Христа против пустословия и пустых клятв и… напоминание о пророке Илии, преимущественно, о вере Его, так как он веровал Богу и молился, а Бог слышал его мольбы исполненные веры. Впрочем, пророк заботился о вразумлении своих соплеменников и прося что-то у Бога, каждому стоило бы подумать – доброе ли он просит или нет….

«Аллилуиа» - возглашает зычный голос диакона, а на архиерейский амвон ставится аналой и в который раз сюда направляется процессия, состоящая из иподиаконов с подсвечником и архиерейским жезлом, с дикирием и трикирием и рипидами, и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой, иподиаконы держат рипиды по обе стороны от Евангелия, дикирий и трикирий также держат вблизи. С архиерея во время перед чтением Апостольского послания снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый, в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии. Испросив благословение, диакон, начинает читать

Евангелие (от Матфея): 1Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой 2и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; 3выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, 4и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что́ следовать будет, дам вам. Они пошли.

5Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то́ же.

6Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что́ вы стоите здесь целый день праздно?

7Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что́ следовать будет, полу́чите.

8Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.

9И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.

10Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; 11и, получив, стали роптать на хозяина дома 12и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.

13Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?

14возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то́ же, что́ и тебе; 15разве я не властен в своем делать, что́ хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?

16Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

Господь разъясняет основу духовной жизни. Спасается не тот, кто вошел в число верных Божиих от начала, а тот, кто пребывал таковым до конца. Бог не отвергает никого

Наши рекомендации