Когда мы знаем, мы должны действовать

Мы уже прошли небольшой путь в нашем изучении. Позволь мне остановиться на минуту и напомнить тебе, что Бог Сам ведет нас, когда мы слушаемся Его. Если мы понимаем это, то мы внаем, что Святой Дух, Бог в действии, приводит нас к действию. Мы не спасены лишь для того, чтобы «засиживаться» в чудном удовлетворении от радости спасения или чтобы проводить собрания и поздравлять друг друга с нашей счастливой судьбой — что мы искуплены.

Есть более важная работа, чем церковные празднества, концерты христианской поп-музыки и, похоже, бесконечный поток новых песен поклонения. Действительно, наш Господь достоин восхваления, но само по себе хоровое поклонение никогда не спасет мир. Песнопения, которые не упоминают имя Иисуса или не содержат благой вести, особенно бессильны. Восхваление — это не есть сила Божья ко спасению; сила в Евангелии. Мы не должны обольщаться идеями, что мы сможем построить трон для Бога множеством новых песенников. Наш договор с Богом содержит положение: «Проповедуй Слово». «Благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1 Кор. 1:21).

Мы должны делать больше, чем праздновать, мы должны общаться. Как известный богослов Ричард Джон Нойхаус заметил однажды: «Мы празднуем не нашу безопасность и удовлетворение, но трудное дело любви, той высшей любви, что не отворачивалась и не отворачивается от Креста».

Некоторые могут сказать, что в Новом Завете больше говорится об общении, чем о евангелизации. Это поверхностный взгляд — нет общения без евангелизации. Слово «общение» означает гораздо больше, чем встреча христианских друзей в приятной обстановке. Это — взаимный обмен. Мы делимся благой вестью и полнотой Духа, чтобы другие имели то, что имеем мы. Общение зависит от евангелизации.

Реки

Возвращаясь к тому, что Писание говорит о Святом Духе, мы встречаем повторяющееся слово «реки». Оно описывает идеал для верующих, и «реки» — это Святой Дух. Эго было предсказано в книге Исаии 58:11 «и ты будешь... как источник, которого воды никогда не иссякают». Ощущение «рек» рождается от чудесного присутствия Святого Духа. Для многих людей в нашей замкнутой западной культуре изобилие чуждо, неестественно и приводит в смущение. Для тех, кто стоит в Царстве Божьем, однако, мирская культура значит мало. В нашем Царстве люди кричат от радости.

Септуагинта, греческая версия Ветхого Завета, использует удивительное слово о том, как Святой Дух действовал в жизни Самсона и Саула. Он говорит, что Дух «прыгнул» на них. Это редкое слово «алломай» используется дважды в Книге Деяний 3:8 при описании исцеления хромого человека — «вскочив» и «скача». «Прыгающая жизнь» и «танцующие воды» — это библейские описания деятельности Святого Духа.

Еврейское слово «поклонение» обозначает телесное действие. Те, благословленные могучим Духом Божьим, которые прыгают от радости, наверняка выглядят странно. Не удивительно, что те, кто не были вместе с учениками в день Пятидесятницы, высмеивали наполненных Духом людей, называя их «энтузиастами» или «фанатиками». Даже у апостолов были критики. Прохожие в Иерусалиме думали, что апостолы были пьяны. Они совершенно не понимали того, что происходило.

Поэтому мы не должны бояться критики. Ни одна доктрина, учение или великое деяние Божье не остались без критики со стороны тех, кто полагал, что знает лучше. Римско-католический писатель и теолог Рональд А. Нокс проявлял, например, неуважение к Джону Весли, называя его просто «энтузиастом» — возбужденным и неуравновешенным человеком. Отец Нокс похож на холодного ученого, и из его книги «Энтузиазм» видно, что он не тот, кто был со ста двадцатью в день Пятидесятницы, или кто стоял босым у горящего куста с Моисеем, или кто был рядом с Иисусом Навином перед воином с обнаженным мечом. Епископ-интеллектуал из Бристоля Джозеф Батлер сказал Весли, что он рассматривает харизматические переживания как весьма «отталкивающие».

О. Т. Доббин встал на защиту Весли в 1848 году: «Мы признаем, что Весли — энтузиаст, но лишь в той степени, в которой человек, необычайно наполненный Святым Духом, может быть энтузиастом». Первое правило Весли для управляющих Методистским обществом было: «Вы должны быть людьми, полными Святого Духа», что цитирует Послание к Ефесянам 3:16.

Джордж Вайтфилд, великий евангелист и член «Святого клуба братьев Весли», был человеком, наполненным Святым Духом. Во время евангелизационного собрания на «Феттер Лейн» в Лондоне 1 января 1739 года в три часа утра сила Божья свалила многих на пол, и они кричали от радости, восхищения и изумления.

Вот какой вопрос мы должны задать: если Христос сделал именно то, что Он обещал, и крестил людей Святым Духом и огнем, то какими должны быть эти люди? Холодными и замкнутыми? Со славным сиянием Божественного света, проходящего сквозь них, должны ли они сидеть, как сказал Шекспир, словно «предки, вылепленные из гипса»? Эмблема Бога — это огонь, а не камень.

Что же более смешно: люди, танцующие от радости, с видением Бога, или люди неподвижные как сфинкс (который остался без движения, даже когда Наполеон стрелял по нему из пушки)? Плоть и кровь — не гранит. Мы не можем ощущать Дух безо всякого внешнего проявления. То, что мы имеем в глиняных сосудах, это «сокровище», оно открывает, что вся эта великая сила приходит от Бога (2 Кор. 4:7). Эта сила будет казаться совершенно странной умам, отчужденным от Бога. Так Фест сказал Павлу: «Безумствуешь ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасшествия» (Деян. 26:24). Почему это должно быть иначе сегодня, когда люди испытывают оригинальный вариант христианства вместо некоей разбавленной, опустошенной, успокоенной, сентиментальной версии? Мы читаем в Послании к Ефесянам 2:5: «И нас... оживотворил», а не «и нас... омертвил».

Давай вернемся к тому, что мы говорили ранее о Святом Духе как о «реках». В Евангелии от Иоанна Иисус возгласил: «кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Иоан. 7:37-38). Это процитировано из перевода короля Джеймса, но не точно. Я опустил запятую и слово «у того», и это звучит по-другому. В греческом оригинале нет ни запятой, ни слова «у того». И потому мы должны читать так: «кто верует в Меня как сказано в Писании». То есть, реки живой воды потекут из тех, кто «верует в Меня как сказано в Писании». Иисус говорит, что не о реках воды сказано в Писании, а о Нем Самом и о тех, кто верует в Него. Люди не нашли то место в Писании, которое он имел в виду, говоря о живой воде, но мы уже рекомендовали одно — Исаия 58:11. Обетование живой воды связано с Самим Иисусом, и, как проповедовал Петр: «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян. 2:39).

Еще более важно снова взглянуть на Евангелие от Иоанна 3:34. В переводе короля Джеймса написано: «Тот, кого послал Бог, говорит слова Божьи: ибо Бог дает ему Дух не мерою». Слова «ему» нет в оригинальном тексте. Новый международный перевод подает это корректно: «Бог дает Дух без ограничения» — и это для всех нас, как написано в Евангелии от Иоанна 1:16: «И от полноты Его все мы приняли». Дословно: «из-за Его полноты мы наполнены без меры».

Полнота лежит во Христе Иисусе и исходит от Него, чтобы наполнить нас. Он — источник. Поскольку Христос полон, мы будем «наполнены». Он «полон благодати и истины» (Иоан. 1:14), и от Него мы приняли «благодать на благодать» (ст. 16), или благодать, которая постоянно обновляется.

Как христиане мы не выпущены на волю с огромной суммой духовного капитала и ресурсов силы, способными сделать нас независимыми. Мы — не самодостаточные маленькие мессии или копии Сына Божьего, Который Сам был бессмертным. Те, кто учит так, проявляет огромное теологическое невежество. Как ветви виноградной лозы получают сок, так и мы получаем раз за разом от полноты Христа, которая «наполняет все во всем» (Еф. 1:23). Мы не являемся лозой, которая может жить самостоятельно.

Отличие Духа

Пророки тщетно пытались привести Израиль назад к Богу. Но когда Петр, который был полон Духа, проповедовал, три тысячи человек обратились к Богу. Без Святого Духа христианство сводится к религии, не более эффективной, чем система Ветхого Завета со священниками, которые существовали до эпохи Святого Духа.

Иисус сказал: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый» (Деян. 1:8). Без этой живительной силы мы имели бы светскую, ничтожную, рациональную и бессильную религию. Мистическое созерцание не подходит для динамизма Нового Завета. Покой для буддистов, не для христиан.

Перед тем, как появились харизматы, были те, кто был наполнен Святым Духом. Какой бы холод ни окутывал церковь «Крещение Святым Духом» это выражение из Нового Завета, и оно используется как Иоанном Крестителем, — а надо сказать, что большой «энтузиазм» не одобрялся, — но даже когда христианство являлось лишь «церкианством», всегда были живые, наполненные Духом люди. Источники духовной воды в этом веке пришли из дождей, которые выпадали веками до этого. Некоторые относят их к Весли и его учению, которое он называл «совершенная любовь». Но как бы это ни называлось, видение и опыт Весли пришли от бывших до него мужей и женщин Божьих.

Называй это, как хочешь

Много различных слов используется в Писании для обозначения одного и того же опыта. Все эти слова, например «сошествие на», «быть наполненным», «пить» и «помазание», описывают тот же самый Божественный дар Святого Духа. Христос говорил, что мы должны «просить... искать... стучать» (Мат. 7:7). Это также относится и к принятию крещения Святым Духом. Получающие Дух в стиле Нового Завета, конечно, имеют право называть свой опыт новозаветным названием.

«Крещение Святым Духом» — это выражение из Нового Завета, и оно используется как Иоанном Крестителем, так и Иисусом. Личный опыт миллионов согласуется с обетованием Нового Завета, называть ли его крещением или как-то иначе. Если это выглядит, переживается и действует, как такое крещение, то чем еще этот опыт может быть? Оно не может быть устранено из реальности дебатами о том, как его назвать. Если мы делаем то, что делали апостолы, и получаем то, что получили апостолы, название не имеют значения.

В Церкви всегда существовало, да и сейчас есть, противостояние этому опыту. Однако выглядит подозрительным то, что никто не выдвинул никакого учения против получения Духа после обращения до тех пор, пока не появились люди, «говорящие языками». История показывает, что Церковь всегда предполагала, что получение Святого Духа — это отдельное переживание. С ранних времен после того, как люди крестились, их помазывали елеем для получения Духа. Это называлось «миропомазание». Различные церковные ритуалы показывали, что «миропомазание», помазание елеем, давалось только тем, кто крестился и говорил, что хочет быть дитем Божьим и войти в Царство. Кандидат считался негодным для получения Духа, пока он не возрождался духовно. В Англиканской Церкви конфирмация после крещения принималась как момент, когда Дух передавался возложением рук епископа.

Давайте посмотрим на это пристальнее. Если все получили Дух «по доверенности» в день Пятидесятницы, как учат некоторые, то почему они молятся о «многих наполнениях»? Какой смысл был в крещении в день Пятидесятницы, если каждый человек нуждается в наполнении снова и снова? Похоже, что из виду было упущено то, что все эти наполнения являются событиями, происходящими после обращения.

Но вот что мы не должны проглядеть. Некоторые получают мощное крещение во время обращения, как было с Корнилием и его домашними в Книге Деяний 10, но так происходило или происходит не со всеми. Но получает ли человек это вместе с новым рождением или позднее — это не изменяет того факта, что это великое переживание действительно существует. Для учеников Христа и миллионов других это пришло позднее.

Если наделение Святым Духом и силой всегда приходит вместе с новым рождением, то остается только удивляться, почему верующие в это все еще продолжают просить силы у Бога. Если крещение Духом всегда происходит во время обращения, то почему это не становится более очевидным? Уровень великих служителей пробуждения и сметающая сила сегодняшнего духовного излияния всегда были опытом, в котором Бог явился необычным образом.

Эффект Духа

Сейчас мы посмотрим, какими эффектами должно сопровождаться наполнение Святым Духом.

Быть наполненным Духом означает обладать динамичным и энергичным проявлением, или «силой», — об этом можно судить как на основании Нового Завета, так и жизни миллионов сегодняшних христиан. Не так часто Писание говорит о том, что Дух сходит на людей подобно тихому дыханию, ненавязчиво и незаметно. Обычно это весьма заметно — проявления Духа включают огонь, ветер, шум, чудеса, внешние знамения, силу и видимые эффекты. Бог не дает Свои дары необращенным и не дает Своего Святого Духа миру, но когда мы рождены свыше, мы вдохновлены, чтобы быть наполненными, как Павел и убеждал церкви (Еф. 5:18).

Я должен снова подчеркнуть, что об этих проявлениях говорит Писание. Некоторые обращаются к церковной истории. Они пытаются доказать, что апостольская сила умерла вместе с апостолами. Церковная история, не Библия, устанавливает эти доктрины. Они могли бы с выгодой для себя удивляться, почему это ушло с концом апостольской эры (хотя на самом деле это исчезло не совсем). Но нет ни одного библейского свидетельства, что это должно было исчезнуть. Настоящий ученый захотел бы узнать почему. Если мы чему-либо научились из церковной истории, мы знаем, что пришли времена безверия и духовного упадка, и поэтому сила Духа едва ли могла широко проявляться.

Никогда не предполагалось, что христианство будет чем-то другим, кроме излияния Духа. Оно — это оживляющая, обновляющая энергия. Возрождение — это не какая-то необычная работа вне и выше нормального христианства. Христианство есть возрождение. Нет двух Святых Духов — Духа, принятого при новом рождении, и Духа пробуждения, который иногда сходит с небес и наполняет все. Дух Божий победил давно и никогда не покидал поля сражения. Он не посещает его время от времени. Он пришел, чтобы остаться навсегда. Взявшись рукой за плуг, Он не оборачивается назад. Пробуждение всегда там, где проповедуется Слово и есть Святой Дух.

И Давид, и Исаия молились: «Господь, разверзни небеса и сойди» (Пс. 143:5; Ис. 64:1). Это свершилось, когда пришел Иисус. Новозаветные верующие больше не нуждаются в подобной молитве. Христос разорвал небеса и сошел к нам. Затем Он опять вернулся на небеса, но они навсегда остались открытыми. Разверзшиеся небеса остались открытыми навсегда и никогда не были зашиты снова ни рукой сатаны, ни кем-либо из людей. Сквозь эти открытые небеса затем начал сходить Святой Дух — «поздний дождь». Ад не может ввести санкции и создать блокаду Царства Божьего или лишать прав его граждан. Новый и живой путь открыт, недоступный контролю врага.

В своей книге «Непередаваемая радость» великий учитель Д. Мартин Ллойд-Джонс заключает, что пробуждение — это крещение Святым Духом. Он приводит веские доказательства, что есть библейское принятие силы после обращения, что это — крещение Духом и что это — пробуждение. С 1901 года, когда открылась эта истина, восстановление библейских знамений и чудес привело сотни миллионов в Царство Божье.

Новозаветные христиане не ограничивали себя религиозными размышлениями. Любители мистики приходили обычно к ложным учениям. Апостолы были активистами. Смит Вигглсворт был прав: «Деяния Апостолов» написаны, потому что апостолы их делали». Они не посещали гробницы и не хранили мощей святых людей. Они были в живом общении с Богом через Святой Дух. Они шли прямо к Нему, а не через святых и их кости.

Вся христианская жизнь происходит «в Духе». Духом был помазан Сын Божий. Мы должны подражать Ему. Как Он ходил, творя добрые дела, поскольку Он был помазан Духом, так должны делать и мы. Подобно Иисусу, мы должны ходить в Духе, молиться в Духе, любить в Духе, жить в Духе, быть наполненными Духом, петь в Духе и иметь плод Духа.

Наполненная Святым Духом жизнь — это не тот опыт, который нужно выращивать в специальных условиях, как комнатные крокусы. Христиане — не цветы, и они не верят в цветочную силу.

Во время возникновения индустриальных городов в Англии некоторых священников не удавалось убедить брать приходы среди толп немытых рабочих, потому что, как они говорили, это могло бы испортить их «духовность». Святой Дух делает верующих неунывающими ребятами в любых условиях. Они готовы к «зиме», точно дома, приготовленные к холодной погоде.

Апостолы открыли новую выносливость, новую силу в себе, силу, которая действовала в их немощи и посылала их в жестокий языческий мир, чтобы сокрушить господство идолов и изменить историю. Это истинное описание наполненной Духом жизни.

Подобные вещи происходят и сегодня. Новый период преследований переживает Церковь по всему свету. Возможно, нам потребуется положить на это наши жизни, но мы доказываем, что крещение Святым Духом делает людей непобедимыми.

ПОМАЗАНИЕ

Помазание Святым Духом — вполне библейское понятие. Я знаю, что сейчас открываются и пропагандируются новые переживания для верующих, о которых раньше не было слышно, например, «прорыв» или «постоянное раскаяние». Помазание иногда подается как одна из самых новых вещей для тех, кто ищет более высокого уровня духовности, но оно не ново. В Ветхом Завете все, кто служил Богу, должны были быть помазаны. В Новом Завете это заменено Святым Духом для всех верующих.

Во-первых, помазание — это один из симптомов крещения Святым Духом, хотя есть и другие.

Годами мы пели слова 22-го Псалма: «Елеем ты умастил голову мою». В одном комментарии говорилось, что в ветхозаветные времена была практика мазать елеем голову овечки для ее защиты. Но помазание Духом или крещение Духом — это гораздо больше, чем защитная мера.

Давайте посмотрим, о чем мы можем узнать в доме фарисея Симона (Лук. 7:36-50). Выражая свое недовольство, Иисус использовал язык, похожий на язык 22-го Псалма. Он говорит хозяину дома: «Ты головы мне маслом не помазал» (Лук. 7:46). Он сравнил Симона с той неизвестной женщиной, которая полила Его ноги благовонным маслом и продолжала целовать их. Но Симон не сделал ничего. Так было принято встречать гостей во время общественного приема — помазывать их благовониями и маслами и приветствовать, поцеловав в обе щеки, — это и сейчас практикуется на Востоке. Симон был слишком небрежным и не оказал Иисусу подобного уважения.

Гостей помазывали, чтобы они благоухали, а их лица блестели от елея (Пс. 103:15). В те дни считалось, что намасленное и блестящее лицо выглядит восхитительно. Конические сосуды с благовонным маслом размещались на головах гостей, и когда им становилось жарко, благовония капали на их лица, одежду и наполняли атмосферу приятным запахом. Иисус принял помазание от этой женщины, которая щедро расточала для Него лучшее миро, которое только смогла купить.

Мария также помазала Иисуса. Ее помазание было приготовлено из растения нард, привозимого из северной Индии за большие деньги, очень редкое и дорогое благовоние, технологию изготовления которого парфюмеры держали в секрете. Продавалось оно в длинных, тонких гипсовых сосудах, держалось годами и даже улучшалось в качестве и ценности со временем. Многие подобные сосуды были найдены при археологических раскопках. Наполненные благовонием, они хранились, как своего рода вложение денег, как семейное сокровище. Благовоние от масла Марии было таким сильным, что, как сказано, наполнило весь дом. Это была огромная жертва, акт щедрой расточительности, вызванной любовью. Это говорит о любви Божьей через Иисуса Христа, который дает нам бесценный дар помазания Святым Духом. Это — не дешевое переживание. Это — самое лучшее, что дает нам Бог.

Самым обычным ингредиентом косметического елея была мирра, которую получали из ароматизированного смолистого вещества маленького дерева commiphora myrra nees. Мы часто читаем об этом в Писании. У девушки, любимой Соломоном, с перстов капала благоуханная мирра (Песни П. 5:5). Сам Соломон выходит из пыльной пустыни, «окуриваемый миррою и фимиамом» (Песни П. 3:6). Частью подготовки Есфири к ее представлению царю Артаксерксу были шестимесячные притирания мирровым маслом (смотри Есфирь 2:12).

Значение этого благовония показано в эпизоде, когда волхвы принесли мирру (смирну) младенцу Иисусу, как особый дар. Люди носили мирру в одежде. Мирра принималась с медицинскими целями как снотворное. Иисус отказался от нее на кресте.

Обычай использовать масло для помазания происходит от ветхозаветного обряда возлияния елея на священников при посвящении их на служение. У них было особое масло, описанное в Исходе 30 и используемое только для скинии Господней и для священников. Цари также помазывались. Большинство комментариев говорят, что пророки также помазывались, но из Писания я вижу, что ни один из них не был помазан. Им никто не указывал быть пророком, как это было со служителями типа священника или царя. Они были независимыми людьми Божьими и не назначались общественным образом. Бог избирал их и давал им настоящее помазание Святым Духом. Никто не делал пророков таковыми. По Божественному повелению Илия должен был помазать Елисея, но не смог сделать этого. Бог Сам помазал Елисея Святым Духом.

Привычным было называть Дух Божий именем пророка — дух Моисея или дух Илии — как личное и редкое отличие. Дух Моисея перешел на старейшин Израиля, а Елисей захотел иметь двойную порцию духа Илии. Дух отождествлялся с пророком, и когда Бог помазывает верующих сегодня, то делает это «духом пророков» или «духом пророчества».

Истинное помазание всегда совершается Господом. Масла, мази и притирания изливались на священников и царей просто как символы или признание того, что Дух Божий избрал этих людей, чтобы пребывать с ними. Бог был инициатором их избрания, и потому таких людей называли «помазанниками Господа» и «помазанниками Божьими», особенно Христа (это слово происходит от «Мессия», «Машиах», то есть «помазанный». См. Мат. 1:16). Сегодня помазание верующих — это деяние всемогущего Бога.

Ученики и апостолы никогда не помазывались елеем. В Новом Завете христиане получали Духа для своего служения. Масло не возливалось на Иисуса, разве что женщиной для Его погребения, как Он сказал. До дня Пятидесятницы священники несли с собой благовонный аромат, но после дня Пятидесятницы верующие несли с собой присутствие Иисуса. «Между тем узнавали их, что они были с Иисусом» (Деян. 4:13). Пришло настоящее помазание.

Помазание елеем сохранилось лишь для исцеления больных в Новом Завете (см. Иак. 5:14).

Наше помазание проистекает от помазания Христа, и мы получаем его только от Него. «И от полноты Его все мы приняли» (Иоан. 1:16). Иоанну Крестителю это было открыто так: «На кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Иоан. 1:33). Ему — и никому иному было открыто это. Он определил источник — Иисуса Христа — дающего и имеющего власть давать.

Мы можем молиться и возлагать на людей руки, чтобы те были крещены Святым Духом, как это делали апостолы (Деян. 8:17), но мы должны понимать, что человек не может и не нуждается в том, чтобы передавать кому-либо свое помазание. Это — от полноты Христа, а не от чьей-либо еще полноты. Я хочу мое собственное помазание от Бога, а не от кого-либо иного. Передавать помазание, даже как временное явление, — это чуждая Библии идея.

Оно идет «из Его полноты», как постоянный поток. Только Он — Креститель. Благословения Божьи могут проходить сквозь нашу жизнь как потоки живой воды от Христа разными путями, но это сильно отличается от того, что может делать только Иисус. Только Он может наделять Духом. Девы отказались поделиться своим маслом, и были названы мудрыми (Мат. 25:7-10).

Однако слово «помазание» приобрело сегодня более широкое значение среди верующих. Это слово стало использоваться для обозначения общего благословения. Когда люди предлагают дать нам «помазание», возлагая на нас руки, нам не нужно возражать. В Библии вообще нет слова «помазание» в значении чего-то неопределенного, безличного. Нам не нужно быть педантами в использовании этого слова, следя, разумеется, за тем, чтобы это не вело к плохой теологии, или чтобы не имелось в виду исключительное значение дара Святого Духа, а лишь молитва о помощи, наделении силой или о восполнении нужды.

Однажды, ведомый Господом, я обнаружил себя далеко от того места, где мне следовало находиться, прямо у одного дома в Клэпхеме, в Лондоне. На доске снаружи было написано имя Джорджа Джеффриса, которого многие считают величайшим британским служителем пробуждения со времен Джона Весли. Он собирал огромные залы, двигался вперед, несмотря на всевозможное сопротивление, и провозглашал славное послание Иисуса Христа — Спасителя, Исцелителя, Крестителя и грядущего Царя. Я едва мог в это поверить — я тогда только что прочел одну из книг этого великого человека. Был ли он действительно там?

Я решился войти и спросить; он услышал мой голос и пригласил меня. Там он помолился со мной, и у меня возникло ощущение, словно его риза оказалась на мне (пользуясь библейским выражением). Бог услышал молитву этого человека за меня. Я уже был крещен Духом — помазан — но та встреча с Джорджем Джеффрисом и его молитва за меня были особым переживанием, которое привело меня к чувству готовности к служению в полноте силы. Это был день, когда я закончил Библейский колледж в Свонси, чтобы начать свое служение для Бога. Бог призвал меня для Своей работы, и теперь это особое переживание захватило меня.

Давид был помазан на царство Самуилом, что для Давида означало, что он — помазанник Божий. Позднее старейшины Израиля помазали его в знак их уверенности в его призвании быть их царем. Помазания не следует ожидать каждый раз, когда мы встречаем особого евангелиста или учителя. Для меня это случилось однажды после моего призвания, когда я встретил человека, который делал ту же работу, к которой Бог призвал меня. Это было как с Елисеем, следовавшим за Илией.

Некоторые ощущения, которые мы можем называть «помазаниями» (из-за отсутствия лучшего выражения) могут приходить, как подтверждения от Бога для особого призвания. Так было с Давидом и старейшинами Израиля, с Илией и Елисеем. К некоторым эти ощущения приходят, когда они слушают какого-либо другого Божьего человека или когда они узнают, что Бог посылает их вперед, как «благообразных», по словам Павла, членов тела Христова (1 Кор. 12:23-24).

Джордж Кэнти, мой соавтор, был испуган методами некоторых исцеляющих евангелистов и критически относится к подобной деятельности. Бог некоторое время «подгонял» его, спрашивая: «Где же все твои великие чудеса?» Однажды он сидел и слушал, как говорил евангелист, проповедующий исцеления. Как только тот человек начал говорить, Джордж Кэнти почувствовал внезапный духовный подъем. Он понял, что будет делать то же, что делал проповедник, — исцелять больных людей. Впечатление было таким сильным, что ему пришлось посмотреть вокруг, чтобы убедиться, что здание реально, настолько это был фантастический и чудесный момент. Он знал, что стал другим, начиная с того момента.

Помазание и предназначение идут вместе. Только те люди, кто был избран для особой задачи, получали помазание, особенно священники или цари. Это не делалось просто для эмоциональной радости.

Помазание не знаменовало достижения особого уровня святости. Помазание давалось лишь для того, чтобы «снарядить» и подготовить обычных людей для служения Господу. Помазание не было доступно вне служения. Сегодня помазание — для всех верующих, ибо всем надлежит служить — мы есть «царственное священство» (1 Пет. 2:9).

Заметь, что помазание — это не вид эмоционального удовольствия, но оно начинает действовать, когда мы служим. Давид не чувствовал себя помазанным в каком-то особенном смысле, но когда он сразился с Голиафом, его помазание стало явным. Самсон становился сильным, лишь когда он действовал для Бога. Тогда Дух Божий сходил на него (см. Суд. 14:6). Сильный человек не ощущает своей силы, пока он сидит, но ощущает, когда прилагает усилия, действует.

Помазанник

Теперь мы будем рассматривать некоторые другие вещи. Особенно мы должны помнить, что помазание подобно благовонию. Псалом 44, стихи 7, 8 цитируется в Новом Завете (Евр. 1:8,9) и связывается с Христом. Интересно отметить, что стих 9 в том Псалме продолжает: «Все одежды Твои как смирна и алой и кассия». Кассия пришла с Дальнего Востока. Израиль, вероятно, получал ее в пустыне от проходящих торговцев. Она обеспечивала особый аромат, который вызывал ассоциации с местом обитания Бога и со священниками.

Писание называет Иисуса Помазанником. «Симон же Петр отвечая сказал: Ты Христос — [Помазанник], Сын Бога Живого» (Мат. 16:16). Он был Христом. Иисус был исключительно помазан, ибо Он был исключительным Сыном Бога. «Христос» происходит от греческого «Christos», что является переводом еврейского «Мессия». Все, сказанное о помазании скинии, священников и царей, исполнилось в Иисусе. Христос — наш Священник и Царь. «Одежды Твои, как смирна...» (Пс. 44:9). Он нес с собой чистоту и благоухание небес, ту памятную и нежную красоту духа, которая делает Его Помазанником, отличным от всех остальных. Он притягивал людей не просто силой или «харизмой» в популярном смысле, но любовью, живущей в атмосфере Его собственной святости, которую люди никогда не вдыхали раньше. Если мы можем так сказать, Иисус был Божьим гипсовым сосудом, разбитым за нас на кресте и наполняющим сейчас мир своим благоуханием.

Личная красота никогда не осуждалась в Писании. Гордыня, недостаток скромности, провоцирующая одежда и бесстыдное кокетство, естественно, осуждались. Бог создает людей красивыми и не ожидает от нас культа уродства или дурных поступков. Я не верю, что Бога радовали те «святые» первых веков, которые хвалились количеством вшей в волосах и бороде. И не радовался Он тем монахиням, что хвастались, что вода не касалась их ног, разве что, когда они переходили реку. Не почитает Бог как-то особо тех, кто одевается старомодно, неряшливо или серо, чтобы завоевать Его милость. Он создает чудесные вещи — от славы зари и величия заката до усыпанного звездами бархата ночного неба. Его обитель — это свет заходящего солнца. Наши собственные средства и способности создавать красоту исходят от Него. Писание говорит: «Все соделал Он прекрасным в свое время» (Еккл. 3:11). «И да будет благоволение Господа Бога нашего на нас» (Пс. 89:17). Вот что такое помазание.

«Красота святости» отвергает гордыню. Гордыня — это те «мертвые мухи», которые «делают зловонною благовонную масть» (Еккл. 10:1). Наши попытки в гордыне достичь святости описаны в Книге Исаии (64:6): «И вся праведность наша — как запачканная одежда». И это потому, что у нас — осуждающее и порицающее отношение к тем, кто, как мы полагаем, хуже нас. Мы наполняем духовную атмосферу неприятной, ограниченной и негативной благопристойностью. Из законнической жизни можно с тем же успехом получить истинный плод Духа, как на арктическом льду вырастить орхидеи.

Дары Дарящего

Теперь становится понятно, что Святой Дух — живой «Он», а не «это». Дух — это не безликая сила или просто духовное электричество. Помазание Божье — это не просто сила или дары, но Сам Святой Дух.

Когда люди, говорящие на новых языках, впервые появились в современной истории, их называли «языкастыми людьми» или подобными именами многие известные британские евангелисты, такие как Мейер, Морган, Андерсон, Скрогги и другие, которые противостояли этому опыту. В сущности, память о тех людях еще жива среди нас. Они несли в себе впечатляющую божественность, их мотивом было истинное служение, а не сенсация; они искали Дарящего, а не дары. Они хотели узнать Иисуса лучше и быть подобными Христу. Они не искали силу ради силы. Их ежедневным желанием было иметь «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он... уничижил Себя Самого, приняв образ раба... быв послушным» (Фил. 2:5-8). Многие отдали свою жизнь за Бога.

Когда Иисус исцелял больных, это не была простая электрическая сила, которой Он обладал, но сила Его побеждающей любви. Он исцелил больных Своими ранами (Ис. 53:5) — это было секретное чудо его помазания. Он исцелил высохшую руку, хотя это спровоцировало людей покушаться на Его жизнь. Он рисковал всем и пошел на все трудности, даже на крест, ради тех, кто страдал.

Боль и служение исцеления странным образом связаны. Если мы хотим принять «участие в страданиях Его» (Фил. 3:10), тогда мы почувствуем то же помазание любви, которое было у Иисуса. Если мы имеем то же самое сердечное сострадание, которое забывает себя и которое будет жертвовать всем для тех, кто страдает, — то же самое сострадание, которое имел Иисус, — тогда мы будем отождествлять себя с этими людьми, разделяя их страдания, чтобы облегчить их боль. Если мы «можем сострадать им в их немощах» (сравни Евр. 4:15), как мог Иисус, и осознаем, что имеется в виду в Первом послании к Коринфянам 12:26, когда говорится: «страдает ли один член, страдают с ним все члены», — тогда, возможно, меньше людей будут уходить домой неисцеленными. Я не знаю ничего более богохульного, чем исцеление больных во имя Иисуса с нечистыми мотивами: чтобы стать богатым, или чтобы сделать себе имя, или для удовлетворения от обладания силой.

Новое помазание

Мы уже установили, что Бог никого не помазывал дважды. Давид был помазан Господом через Самуила, но позднее старейшины Израиля помазали его во второй раз, таким образом, подтверждая то, что они принимали его царскую власть и Божественное помазание. Иисус был помазан Богом. После этого женщины возливали на него елей, который, как Он сказал, был предназначен для Его погребения — для особой части Его служения Отцу и человечеству. В других случаях священники и цари помазывались лишь один раз в начале их служения.

Некоторые поют о новом помазании и молятся о еще одном дне Пятидесятницы. Но вся идея «еще одного», или «нового», помазания — словно первое помазание потеряло силу — странна для новозаветного учения о вечном Духе. Помазание самообновляется — оно обновляет нас, а не мы его. Святой Дух является Духом обновления. «Он пребывает, аллилуйя, Он пребывает со мною!» — поем мы, как и обещал Иисус. В Первом послании Иоанна 2:27 сказано: «Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает». В Книге Исход 40:15 мы читаем: «И помажь их... чтобы они были священниками Мне». Во Второй книге Царств 1:21 говорится о «щите сильных», помазанном для битвы, а 8-я глава Книги Левит говорит нам о помазании для священного служения и святости.

Мы можем возлагать руки на наших друзей и молиться, чтобы пришла Божья сила и благословение, но мы не должны полагать, что мы можем всякий раз наполнить человека Духом, подразумевая, что прошлое наполнение кончилось. Святой Дух не испаряется! Если мы делаем ту работу, к которой Бог призвал нас, то помазание действует в нас, не ослабевая. Здесь действует та же схема, как и с «вечной жизнью» — мы получаем ее раз за разом, подобно водопаду, питаемому никогда не иссякающей рекой. Все, что нужно, это чтобы мы высвободили Его энергию, действуя во имя Его.

Задача помазания не в том, чтобы сделать нас такими бросающимися в глаза, как Иосиф в его разноцветной одежде. В одной рекламе на телевидении молодая барышня с насморком, потерявшая обоняние, брызгает на себя все больше и больше духов. Когда она открывает дверь своему поклоннику, запах ее духов ошеломляет его, и он падает на пол! Это человеческое — желать ошеломляющей силы с такими проявлениями, что каждый их почувствует. Иоанн Креститель носил подчеркнуто-грубую одежду и ел особую пищу. Это показывало, что он — святой пророк. Иисус этого не делал. Он одевался неприметно и ел все, что Ему предлагали. Многие испытывали благоговение в Его присутствии, но это было не из-за демонстрации ошеломляющей силы. Это было по причине Его заботы и любви к мужчинам <

Наши рекомендации