Важно ли знать имена начальств над городом? Как можно это подтвердить?

В некоторых местах Библии записаны собствен­ные имена духов. Например, Артемида Ефесская (Деян. 19:23-41), Веельзевул (Лук. 11:15), Полынь (Откр. 8:11), Аввадон или Аполлион (Откр. 9:11) и некоторые другие в Новом Завете. В Деяниях 16:16 упоминается о духе, именуемом Пифон, хотя в боль­шинстве английских переводов его называют «духом прорицательным».

В Ветхом Завете мы находим имена дьявольских начальств, такие как Ваал (4 Цар. 21:3), Астарта (3 Цар. 11:5), Милхом (3 Цар. 11:5) и многие другие. Библейские источники указывают имена духовных существ, которых хорошо знают люди, занимающие­ся освобождением, но здесь нужно особое умение рас­познавать, прежде чем это будет признано за факт.

Иногда практикующие освобождение могут на­звать случаи, когда дьявольские силы были изгна­ны, а их имена собственные и функциональные не были узнаны. В то же время большинство практику­ющих освобождение подтверждают, что если имя раскрыто, последующее освобождение происходит с большим успехом.

Как я подробно описал в своей книге «Молитва ду­ховной борьбы», нам помогло то, что мы узнали имена шести духов, правящих над Резистенсией, Аргенти­на: Помберо, Курупи, Рейна дель Сиело, Сан Ла Муэрте, дух колдовства и масонства, когда вместе с Эдгардо Сильвосо проводили эксперимент молитвенной евангелизации в неприспособленных условиях10. Джон Доусон в своей книге «Занимая наши города для Бога» говорит о том, что только когда он со своей командой обнаружил, что правящим начальством Кордобы, Ар­гентина, была «житейская гордость», они смогли вы­ступить против нее, проповедуя в духе смирения»11.

11. Вы упомянули название своей книги «Молит­ва духовной борьбы». Так как это не библейский тер­мин, почему вы его используете?

Это правда, что некоторые возражают против тер­мина «молитва борьбы». И если мы и не находим тако­го понятия в Библии, однако, знаем, что мы находим­ся в состоянии борьбы. Павел просит Тимофея, чтобы тот «воинствовал, как добрый воин» (1 Тим. 1:18). Он использует аналогию с римским легионером, ког­да говорит ефесянам «приимите всеоружие Божие» (Еф. 6:13).

Библейское духовное оружие для ведения этой борьбы является духовным оружием, а не физичес­ким (см. 2 Кор. 10:4), и самое превосходное из всех видов оружия — молитва. Клинтон Арнольд гово­рит: «Если бы Павел подытожил пути получения до­ступа к Божьей силе для ведения успешной духовной борьбы, он бы, несомненно, подтвердил, что делать это нужно через молитву»12.

Взяв эти библейские понятия, мы создали термин «молитва борьбы» для описания особой молитвы, с которой противостоим дьявольским силам тьмы. Ис­пользование внебиблейского термина для библей­ских понятий приемлемо в христианских кругах. Например, мы часто используем слово «Троица» для описания Бога, хотя слово «Троица» тоже не встре­чается в Библии.

[1]2. В Новом Завете нет прямых указаний участво­вать в духовной борьбе на стратегическом уровне. Не заходим ли мы в этом за пределы того, что предпи­сывает Слово Божье?

Евангельское христианство не провозглашает принципом не делать того, о чем нет ясного указания в Писании. Но вместо этого все согласны с тем, что нельзя делать то, что противоречит Писанию. Поэто­му многие из нас поклоняются Богу по воскресень­ям, хотя в Писании нигде не говорится, что мы долж­ны это делать.То же самое относит­ся к празднованию Рождества и Пасхи. Мы строим Церкви и организовываем воскресные школы, руко­полагаем служителей и проводим городские евангелизационные кампании, выступаем за освобождение рабов и изгоняем демонов из христиан, хотя в Писа­нии нет ясных указаний делать что-либо из выше­перечисленного.

Для того, чтобы делать все это, у нас есть знание о Личности и характере Бога, о Его воле, о природе Бо­жьего Царства и о принципах христианского поведе­ния и служения. Все проверено по принципу отсутст­вия противоречия Писанию. Поэтому многие из нас, если не все, делают это без сомнений. Но мы должны знать, что каждый из перечисленных пунктов под­вергался строгой критике со стороны предусмотри­тельных братьев и сестер во Христе, чувствующих, что то или иное является неправильным, т.к. проти­воречит воле Бога. Они единодушно отстаивают свою точку зрения, аргументируя ее тем, что такое поведе­ние выходит за рамки Слова Божьего.

Один из моих друзей сказал, что если бы Павел хо­тел, чтобы мы участвовали в духовной борьбе на стратегическом уровне, то он сказал бы об этом в од­ном из своих посланий. Он очень удивился, когда я ответил, что если бы этот подход был принципиаль­ным, то мы должны были бы применить его и к благовествованию. Ни в одном из своих посланий Павел не говорит адресатам, что они должны завоевывать души и пытаться привести своих соседей ко Христу. Тогда мой друг сделал вывод, что если этот принцип нельзя применять постоянно, то, возможно, он не так уж хорош.

Это может показаться странным, но многие ищут в Посланиях библейских указаний для служения, особенно представители традиционных евангель­ских церквей. Они часто интерпретируют Евангелия и Деяния апостолов на основе Посланий. И, наобо­рот, анабаптисты стремятся брать Евангелия за точ­ку отсчета, а харизматы — Деяния Апостолов. Вна­чале я тоже больше ориентировался на Послания, но теперь пытаюсь принимать все три Источника в оди­наковой степени. Если бы мой друг согласился, мы могли бы рассмотреть духовную борьбу и благовествование на основе того, чему Иисус учит в Евангели­ях и что апостолы практиковали в Деяниях и увиде­ли бы, что там есть и духовная борьба, и благовествование, хотя на них не делается ударение в Послани­ях.

13. Из Деяний святых апостолов нам известны примеры, как апостолы благовествовали. Почему нет примеров того, как апостолы вели духовную борьбу на стратегическом уровне?

Я считаю, что такие примеры есть в Деяниях свя­тых апостолов. И мы не совсем знаем об этом, потому что вопросы, которые рассматриваем в этой главе, не занимали умы большинства исследователей Библии, предоставивших нам стандартные толкования Дея­ний святых Апостолов. Признавая это, я заканчиваю двенадцатилетнее исследование Деяний публикаци­ей моих открытий в новом трехтомном комментарии. В этом исследовании я обнаружил существенные свидетельства в пользу духовной борьбы на стратеги­ческом уровне.

Одним из примеров является рассказ, записанный Лукой о миссионерской деятельности Павла после того, как он был послан из Антиохии. Когда Павел проповедовал Слово Божье на Кипре, произошло дра­матическое противостояние, записанное в Деян. 13:6-12. Он лицом к лицу столкнулся с волхвом по имени Елима или Вариисус (сын Иисуса). Противо­стояние волхву — это, несомненно, духовная борьба оккультного уровня. Но можно ли назвать ее также духовной борьбой стратегического уровня? Вполне возможно, так как Елима был связан с Сергием Пав­лом, проконсулом. Павел наглядно продемонстриро­вал, что сила Бога больше силы оккультных духов, которые покровительствовали Елиме; он ослеп, а проконсул уверовал в Иисуса.

Некоторые могут заметить, что на Кипре Павел имел дело с бесовской силой в человеке, а не с силой, владеющей территорией. Если дух высокого ранга поселяется в человеке, в этом нет ничего необычного. Подобного рода духом мог быть и дух, именуемый Легион, которого Иисус изгнал из человека. По какой-то причине Легион умолял Иисуса не высылать его из той земли (см. Мк. 5:10).

Такого рода примером может служить дух Пифон в Филиппах. Это был известный дух, связанный с храмом Аполлона в Дельфах. Он, несомненно, был от трона сатаны в этой части мира. В Филиппах Пифон вселился в служанку, и здесь Павел обращается пря­мо к нему: «Именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее» (Деян. 16:18). Борьба с этим духом оказала такое влияние на невидимый мир, что целый город Филиппы был потрясен. В результате Павел и Сила были брошены в темницу. А впоследствии там была основана благоденствующая церковь.

Я уже упоминал, как была побеждена «великая богиня» Артемида (Диана) Ефесская, хотя это и было не прямое противостояние, как с духом Пифона, а посредством духовной борьбы на земном и оккульт­ном уровнях. История свидетельствует, что апостол Иоанн позже был вовлечен в прямую конфронтацию с Артемидой Ефесской, хотя об этом не упоминается в Деяниях святых Апостолов13.

Дают ли нам эти примеры бесспорное право ут­верждать, что Библия направляет нас на духовную борьбу на стратегическом уровне? Нет. Однако эти примеры указывают, что библейские свидетельства не противоречат буквальному пониманию того, что сказал Иисус: «даю вам власть... на всю силу вражию» (Лк. 10:19).

14. А что говорит история? Есть ли в истории при­меры, когда христианские лидеры использовали ду­ховную борьбу на стратегическом уровне как часть евангелизационного наступления?

У нас нет большого количества свидетельств, что наши предшественники явно практиковали то, что мы называем молитвой борьбы. Почему? Одной из возможных причин является отсутствие исследова­ний по данному вопросу. Постоянно делаются исто­рические открытия, и, если историки займутся поис­ками, они, наверное, обнаружат такие примеры.

Но если и не найдут, то это не будет противоречить природе Бога, творящего новое. Я считаю, что мы живем сейчас в необыкновенное время, во время по­следнего рывка евангелизации в мировом масштабе. Враг подавлен в течение почти двух тысяч лет, Цар­ство Божье продвигается по всему миру, и сатана за­гнан в угол. Он пытается устоять в последней попыт­ке, и для того, чтобы приблизить Царство Божье, требуется сверхъестественная сила, большая, чем когда-либо. Я верю, что духовная борьба на стратеги­ческом уровне — это одна из новых «духовных техно­логий», которую Бог дал Своему народу для этого не­обычного времени.

15. Если мы рассмотрим общепринятые христи­анские богословские теории, то не найдем раздела по духовной борьбе стратегического уровня. Поче­му?

Если мы признаем, что духовная борьба на страте­гическом уровне является относительно новым поня­тием в христианском движении, отсюда следует, что богословы не задавались поисками ответов на вопро­сы, которые мы поднимаем. Можно провести инте­ресную параллель с доктриной служения верующих друг другу посредством духовных даров. Наши обще­принятые богословские теории не развивали в дета­лях это положение до 1970 года, хотя в настоящее время оно почти повсеместно признано в Теле Хрис­товом. Мартин Лютер, например, заново открыл биб­лейское учение о священстве всех верующих, но он, очевидно, не заметил библейского учения о служе­нии верующих друг другу.

Наши богословы прикладывают максимум уси­лий, но большинство из них, сознательно или несо­знательно, определяют сферу своих богословских ис­каний в контексте служения. И лишь с недавних пор в контексте нашего служения возникли вопросы от­носительно духовной борьбы на стратегическом уровне.

16. Проповедование Слова Божьего всегда было данным Богом способом благовествования. Только Евангелие спасает. Зачем нам добавлять к нему не­что наподобие духовной борьбы?

Это очень важный вопрос, потому что он дает хо­рошую возможность уяснить, что духовная борьба и проповедь Евангелия — это не одно и то же. Никто не был спасен просто потому, что «сильный был свя­зан». Только проповедь о Христе и Его распятии, по­каяние и личная вера во Христа как в Спасителя и Господа дает новое рождение и вечную жизнь.

Однако в настоящее время очень немногие удовле­творены результатами проповеди Евангелия в своих городах и их окрестностях. Каковы же препятствия? Апостол Павел говорит, что основным препятствием сиянию славы Христа для неверующих является бог века сего, ослепивший умы (2 Кор. 4:3-4). Духовная борьба на стратегическом уровне является средством в попытке устранить ослепление, чтобы неверующие могли услышать Благую Весть и ответить на зов Ду­ха Святого. Духовная борьба — не самоцель. Основ­ной вопрос не в том, сколько сатанинских «твер­дынь» разрушено, но в том, сколько пленников врага освобождено для славы Божьей.

17. Если мы будем уделять столько внимания со­ставлению духовных карт и определению террито­риальных духов, это может привести к распылению усилий, и этим мы окажем слишком много чести са­тане и силам тьмы. Почему мы должны превозно­сить сатану?

Мы не должны оказывать никакой чести сатане никакими своими действиями. Наша главная цель, как ее красноречиво описывает Вестминстерское Ве­роисповедание, — славить Бога и радоваться Ему вечно. Некоторые экстремисты настолько увлекают­ся духовной борьбой, что она становится самоцелью. В этом случае все внимание приковывается к врагу, а не к Богу. Нам нужно избегать такой крайности, и мы это делаем.

Самым главным в духовной борьбе является то, что она должна служить искупительной цели Бога для данного города или какой-нибудь территории. Бог должен быть превыше всего. Как я уже говорил в ответе на последний вопрос, борьба с силами тьмы лишь средство в достижении Божьих целей, в чем бы они ни заключались — в благовествовании, социаль­ной справедливости или чем-либо другом.

Я благодарен Джону Доусону за то, что в книге «Занимая наши города для Бога», он акцентирует внимание на искупительном даре. Это самое важное. Как правило, в первый день моего курса по духовной борьбе в Фулеровской семинарии я приглашаю Джо­на прочесть лекцию, чтобы задать положительный настрой занятиям. Я хочу, чтобы Божьи цели были на самом главном месте в умах моих студентов, и я хочу, чтобы они научились молиться с верой о том, чтобы Царство Божье пришло в их общины.

18. Не усиливает ли публичное обсуждение духов­ной борьбы самих сатанинских духов и, следова­тельно, не делает ли их более опасными?

Мне совершенно не понятно, откуда этот случай­ный вопрос. Он звучит примерно так же, как вопрос, стоит ли исследовать и публиковать данные о том, как передается вирус ВИЧ, из страха, что это приве­дет к большему заражению СПИДом. Целью меди­цинских исследований является искоренение болезни, и чем больше мы о ней знаем, тем успешней мы можем с ней бороться.

Разоблачая то, что Павел называет «кознями диавольскими» в Еф. 6:11, мы ослабляем, а не усилива­ем силы тьмы. «Козни» — это другое название стра­тегии. Возможно, что Павел знал о стратегии дьяво­ла, но, к несчастью, многие сегодня о ней не знают. И это делает нас более уязвимыми. Павел говорит, «чтобы не сделал нам ущерба сатана; ибо нам не безызвестны его умыслы» (2 Кор. 2:11). Так как ни­кто из нас не хочет, чтобы его использовали в своих целях, нам нужно постараться узнать, как можно больше о том, как действует враг.

Дьявол присутствует в «оккультном», что в пере­воде значит «тайное». Тайные общества знают, что ес­ли их ритуалы и деятельность станут известны обще­ственности, они будут ослаблены и чувствительны к нападению. Тайна — оружие дьявола, потому что он обманщик по своей природе. Нам нужно проводить служение в противоположном духе, духе полного и открытого разоблачения реальности.

19. Может быть, духовная борьба на стратегиче­ском уровне просто «пунктик»? Есть ли опасность, что она может обернуться чем-то наподобие дискре­дитированного «пасторского движения», которое нанесло вред Телу Христову?

Да, опасность существует, и ее нужно избегать. Так как я лично не был вовлечен в наставническое движение, то обращусь к Полу Рейду из Северной Ирландии, который имел такой опыт. Рейд разорвал связь с наставническим или пасторским движением после того, как сильно пострадал от него. Он проана­лизировал свой опыт в книге «Восход новой Пас­хи»14. В ней Рейд указал на три наиболее значитель­ных греховных аспекта движения, потребовавших впоследствии покаяния:

1) Самоуверенность. «Мы верили, что были луч­ше, чем другие церкви и общины». Такая опасность есть и в духовной борьбе на стратегическом уровне. Мы должны понимать и объяснять широкому кругу верующих, что лишь немногие члены Тела Христова призваны и помазаны быть на переднем крае борьбы. Это призвание основывается не на каких-либо осо­бых достижениях в духовности или положением пе­ред Господом. Это, большей частью, независимый выбор Бога, подобный выбору трех сотен воинов Ге­деона или менее одного процента воинов, имеющих право быть избранными. Когда победа завоевана, все Тело Христово получает одинаковую награду.

Серьезной ошибкой является мнение, что в духов­ную борьбу вовлекаются первоклассные христиане или церкви, а те, кто не практикуют этой борьбы — христиане второго сорта. Мы знаем, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).

2) Манипулирование. «Управление образом жизни через пасторское движение». Я не видел указаний на подобное в духовной борьбе на стратегическом уров­не. Фактически, «Сообщество Духовной Борьбы» (Spiritual Warfare Network) является составляющей «2000 год после Р.Х.» (A.D. 2000), «Движения по ту сторону» (Beyond Movement) и их «Пути Объединен­ной Молитвы» (United Prayer Track), структура кото­рых соответствует структуре массовых организаций, что предотвращает любую возможность манипулиро­вания. И я надеюсь, что это будет продолжаться.

3) Сотворение кумиров. «Мы оказывали людям почести, которые можно оказывать только Богу». Этому искушению подвергались практически все межцерковные движения, с которыми я был связан. В движении «Рост Церквей» (Church Growth Movement) пасторы больших, растущих церквей под­вержены тому, чтобы принимать славу. В движении чудес и знамений те, кому больше всех открылось «слово знания» (1 Кор. 12:8) или кто видит больше людей «пораженными» в Духе Святом, являются людьми самовлюбленными. В движении духовной борьбы на стратегическом уровне это те, кто видит города, социально и духовно преображенными.

Если мы хотим научиться на ошибках наставниче­ского движения, на ошибках, которые сейчас испове­дуют их лидеры, мы сможем избежать нанесения вре­да Телу Христову, нанося ущерб только царству тьмы.

20. Существует ли опасность в противостоянии начальствам высокого ранга, таким как те, которым противостояли Павел и Сила в Филиппах (их избили и бросили в тюрьму), или же христиане должны за­нять оборонительную позицию и «устоять», как го­ворится в Ефесянам 6:13? (Здесь говорится о всеору­жии Божьем как об оборонительном).

Во-первых, Бог не призывает всех христиан под­вергаться опасности на переднем крае, как это дела­ли Павел и Сила. Большинство верующих, это те 31700 остававшихся дома, когда Гедеон сражался против мадианитян. Они были там, где им предназ­начено было быть Богом, так же как тем тремстам предназначено было быть на переднем крае битвы вместе с Гедеоном. Но примечательно в этом случае то, что ни одна сторона не упрекала другую. Ни три сотни не жаловались, что 31700 остались дома, ни те, кто остались, не критиковали ушедших.

В контексте сегодняшнего дня я чувствую себя призванным на передовую. И это не знак духовных заслуг, а простая убежденность в том, что Бог при­звал меня к этому и дал мне личное желание подчи­няться Божьим заповедям. У меня нет ни малейшего желания упрекать тех, кого Бог призвал остаться до­ма. Они сражаются с сатаной на другом фронте. Одни должны хранить свою семью, другие работать с нече­стными деловыми партнерами, еще одни работать в школьном попечительском совете в условиях недо­статочного финансирования, заботиться о престаре­лых родителях, выплачивать арендную плату, участ­вовать в программе помощи бездомным, выращивать урожай или разрешать конфликт между пастором и пожилым человеком. Это в духе Библии. Библия го­ворит нам о вещах, которые позволяют не участво­вать в сражении — строительство нового дома, закла­дывание виноградника или обручение с женою (см. Втор. 20:5-7). И для многих, в принципе, для боль­шинства христиан, подобные вещи — это исполнение Божьей воли и максимум того, что они могут сделать.

Но Божья воля для моей жизни, как и для Павла, — идти в мир с наступательных позиций. Вокруг меня сплотились люди, чувствующие такое же призвание, и в результате возникла «Международная организа­ция духовной борьбы» (International Spiritual Warfare Network). Хочу признаться, что своим рве­нием я воздействовал на других, так как считал их менее верными Богу, если они ко мне не присоединя­лись. Я глубоко сожалею об этом и прошу прощения. Мне нужно улучшить мои методы общения, и я знаю, что многие мои друзья могут признаться в том же.

В то время, когда мы старались следовать Божьим призывам к действию, сильнее всего нас ранили на­падки на наши действия со стороны тех, кто был при­зван оставаться дома и противостоять сатане иным образом. Одни обвиняли, а другие прямо говорили, что мы не следуем Божьей воле. Некоторые утверж­дали, что христиане, в принципе, не должны про­тивостоять «начальствам и властям». Нас ругали за превышение полномочий. Духовную борьбу на стра­тегическом уровне высмеивали как «теорию круп­ных бесов», «угрозу кулаком дьяволу», «ругань с бе­сом на перекрестке». Многие из них поднимали во­просы, на которые я даю ответы в этой книге, защи­щая оборонительную, а не наступательную пози­цию, считая ее Божьей волей не только для себя, но и для всех остальных христиан.

Многие из этих критиков в действительности не знают, что происходит в духовной борьбе на стратеги­ческом уровне. Они большей частью не знают об об­ширных предварительных исследованиях, об основа­нии единства местных христианских пасторов и руко­водителей, о длительном близком общении с Отцом, о прославлении и поклонении превозносящих Бога, глубоком покаянии в молитве, социальном и личном примирении как плодах этого служения.

Если мы рассматриваем всеоружие Божье в Еф. 6 только как оборонительное, мы неправильно пони­маем аналогию Павла. Римский воин, на которого ссылался Павел, никогда не имел перед собой конеч­ной целью лишь защиту. Он использовал защиту как средство остановить завоевание врага. Когда рим­ские легионы выходили на битву, они имели перед собой явную цель — расширить границы Римской империи, а не для того, чтобы отступить и предоста­вить врагу возможность атаковать себя. Их оружие было создано, чтобы служить этой цели. Те, кого Бог призвал к духовной борьбе стратегического уровня, должны облачиться во «всеоружие Божие» и искать приближения Царства Божьего.

Это рискованно? Да. Павел говорит Тимофею: «Итак, переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа» (2 Тим. 2:3). На каждой войне есть раненые и убитые, хотя мы стараемся свести потери к миниму­му. Даже Павел, один из наилучших солдат Бога, го­ворит о своих тяжелых испытаниях, нужде, бедствии, «тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях» (2 Кор. 6:4-5). Он также свидетельствует о «побивании камнями, кораблекрушениях, опаснос­тях от разбойников, опасностях в городе, стуже и на­готе, о голоде» и других трудностях (2 Кор. 11:23-27).

Многие из моих коллег страдали от подобных бед­ствий. Враг нанес сильный удар моей жене. Но боль­шая часть воинства Божьего «с великой радостью принимает различные искушения» (Иак. 1:2), под­нимается и снова бросается в бой. Они знают о своем призвании от Бога и радостно живут в послушании Ему, как бы рискованно это ни было.

21. Что вы ответите на опубликованное заявле­ние, утверждающее, что занимающиеся духовной борьбой на стратегическом уровне стремятся заме­нить техникой и методологией святость, благовествование и учение, вдохновляемое Духом Святым?

Те, кто указывают на данное заявление, очевидно, плохо информированы. Среди тех, с кем я связан по работе в сфере духовной борьбы на стратегическом уровне, никто не сводит свое служение к методоло­гии или технике. К этому можно отнести лишь неко­торых авторов, печатающих образцы молитв для тех, кто занимается освобождением. И хотя я этого не де­лаю, все же понимаю, что эти молитвы предлагаются не как магическая формула, но как вид помощи на­чинающим и малоопытным. И большинство авторов открыто об этом заявляют.

И современная организация «Сообщество Духов­ной Борьбы» (Spiritual Warfare Network) наряду с «Пути Объединенной Молитвы — 2000 год после Р.Х.» (A.D. 2000 United Prayer Track) не пренебрега­ют проповедованием Слова Божьего, а наоборот, кон­центрируют на нем все свои усилия. Как уже было мною отмечено ранее, я не считаю молитву духовной борьбы конечной целью, но средством, способствую­щим проповедованию Слова Божьего по всему миру, в частности, среди людей, находящихся в плену вра­га.

Духовные воины считают святость необходимым предварительным условием для вступления в битву. Синди Якобе говорит, что вы можете надеть «всеору­жие Божье», но без личной святости вы будете иметь в нем «дыры». Недостаток чистоты и плодов Духа провоцирует успешную контратаку дьявола.

Любое учение, которое не ведет Дух Святой, явля­ется опасным в духовной борьбе. Поэтому большин­ство опытных бойцов передовой проводят долгие ча­сы в молитве, заботясь о близости с Отцом. Делать это их вынуждает реалистическая оценка мощи вра­жеских сил. С их стороны было бы глупо ввязывать­ся в бой, не будучи исполненными Духом Святым, без особого Его водительства в отношении как мето­дологии, так и ее применения в каждом конкретном случае. Они тщательно изучают запечатленное Слово Божье и внимательно слушают слова водительства Духа Святого. Меч Духа — это слово Бога (Еф. 6:17).

Вооружившись совершенным знанием Слова Бо­жьего и полнотой Духа Святого, призванные на ли­нию фронта могут пользоваться властью, данной им Иисусом Христом, связывая на земле то, что связано на небесах, успешно сражаясь против начальств и властей и видя приближение Царства Божьего, а так­же выполнение великой задачи Иисуса.

Глава 6

Библейская перспектива

Том Уайт

С начала 80-х годов до настоящего времени в церк­вах и миссиях разрабатывается стратегия служения, которая направлена на активное участие в духовной борьбе. Сам по себе этот термин очень популярен. По­следователи Иисуса борются «с миром, плотью и дья­волом». Большей частью это борьба с плотью и лож­ными ценностями. Никто не хочет уделять слишком много внимания лукавому. И все же многие перешли от просто теологических служений до противостоя­ния злу и убеждения, что для этого нужно согласо­ванная стратегия.

Что касается оставшейся части века, то мы живем под влиянием «свершившегося, но еще не окончив­шегося» триумфа Иисуса над силами зла. «Свершив­шегося» , потому что Иисус лишил силы дьявола, раз­рушил его дела (Евр. 2:14; 1Ин. 3:8) и обезоружил начальства и власти (Кол. 2:15). «Но еще не окончив­шегося», потому что сатана и его войска не будут окончательно связаны до конца века (Мф. 13:37-43).

Перед верующими поставлена задача — победить лу­кавого (1 Ин. 2:13-14). Продолжающееся присутствие дьявола обеспечивает полигон для испытаний как не­верующих, так и верующих.

Мы призваны лично победить зло, жить в свете ис­тины и принимать участие в освобождении других от греха и сатаны. Однако, призвание к конфронтации с правящими силами зла не является настолько яс­ным. Я считаю, что мы должны противостоять внед­рению небиблейских методологий, насаждающих менталитет «магического оружия». Далее приводят­ся некоторые библейские положения в качестве мо­делей, направленных на обнаружение, распознава­ние и одержание победы над «начальствами и влас­тями» зла.

Задавая трудные вопросы

Грустная правда заключается в том, что часто ве­рующие реагируют на проявление зла недостаточно и несвоевременно. Необходима установка на актив­ность. В настоящее время мы наблюдаем значитель­ный рост влияния движения «Новый век» и гумани­стической философии, распространение культов и оккультного спиритизма, возрождение воинствую­щего ислама и настораживающее появление явно са­танинских ритуалов. В то же самое время Дух Святой вдыхает новое мужество в церковь, вооружая Свое воинство на битву. Мы слишком заняты теоре­тизированием и теологизированием. Пришло время для многих из нас занять места в окопах.

В проповедовании Евангелия мы привыкли иметь дело с культурными барьерами, интеллектуальным сопротивлением и религиозными догматами. Доста­точно ли у нас опыта и умения распознавать невиди­мую духовную силу, отвращающую душу от знания истины? Как мы с этим боремся? Можем ли мы рас­познать духовные силы, отравляющие атмосферу не­которых городов и регионов? Это трудные вопросы.

Рассмотрим притчу о семенах и сеятеле. В некото­рых случаях, когда слово правды падает, как зерно, прилетают «птицы» и поедают его. Эти птицы, со­гласно Иисусу, и есть дьявольские силы, ворующие принятие спасительной истины (Мф. 13:4,19). Павел говорит нам, что неверующие подвержены «духу не­послушания» (Еф. 2:2) и что бог века сего «ослепил умы неверующих, чтобы для них не воссиял свет благовествования» (2 Кор. 4:4). Мы недостаточно се­рьезно воспринимаем эти стихи.

Мы читаем в Еф. 6 об облачении во всеоружие Бо­жье для борьбы с дьявольскими силами. Что же значит слово «борьба»? Из контекста мы знаем, что Па­вел описывает рукопашный бой. При интерпретации этого слова, его нужно облечь в плоть.

Что описывает Иисус, говоря о том, как связать и похитить добро «сильного»? (Лк. 11:21-22). Он гово­рит о победе над царством сатаны. Относится ли это просто к людям, одержимым бесом и нуждающимся в освобождении? Или это можно отнести к агрессивно­му распространению территориальных «твердынь»?

Каков скрытый смысл места из Послания к Ефесянам 3:10, где в некотором роде извещается тайна ис­купления «через церковь начальствам и властям»? А как можно оценить повеление Иисуса Савлу, «чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу» (Деян. 26:18-19)? Подразумевается ли здесь просто слово истины, обращенное к людям, или здесь есть место и для обнаружения и ослабления хватки дьявольских сил, препятствующих людям отклик­нуться на слово истины?

Я считаю, что нужно более наступательное приме­нение власти Бога, чтобы повысить эффективность нашей жатвы. Но давайте уясним следующее. Это скорее ходатайство перед Божьим троном, чем про­стая конфронтация сил. Роль руководителей в при­менении этой власти несколько десятилетий назад описал богослов Дж. А. Макмиллан:

«Восседать рядом на троне, несомненно, значит иметь власть, которую этот трон символизирует. И в самом деле, они были возвышены по плану Бога именно для этой цели, которую могут реализовать сейчас в меру своих духовных возможностей, про­явить свою власть над духами поднебесными и над условиями, которые они создали на земле и продол­жают создавать посредством бесконечных манипуля­ций человеческими умами и обстоятельствами»1.

Мы, посланцы Христа, имеем помазанную власть от Него над самими властями (см. Лук. 10:17-20) и над разного рода влиянием, какое они оказывают на лю­дей. Это волнующая концепция! Но эту власть нужно проявлять в действии.

В начале 80-х годов индусский гуру Багхван Шри Райниш купил земельный участок в центральном Орегоне и начал строительство города для своих уче­ников. Около пяти тысяч приверженцев увлеклись его явно антихристианским учением. Местные жите­ли, политики и представители закона безуспешно пытались выселить эту группу из штата Орегон в те­чение ряда лет. В 1985 — 1986 гг. я имел честь уча­ствовать в двух молитвенных собраниях, ходатайст­вующих в стратегической молитве перед Господом об ослаблении хватки духовных сил, стоящих за общи­ной Райниша. После этих собраний участники по­чувствовали, что окончательное выселение Багхвана всего лишь вопрос времени.

Мне явственно вспоминается сильная молитвен­ная просьба Давида: «Побори, Господи, борющихся со мною» (Пс. 34:1).

В 1987 году нескольким руководителям общины были предъявлены обвинения, в течение нескольких недель Гуру был депортирован, и там осталось всего лишь несколько разрозненных его последователей. Я уверен в том, что именно молитва святых рассеяла врагов Яхве.

Позвольте мне сформулировать обсуждаемый во­прос в виде двух вопросов. Первый: согласуется ли с Библией и безопасно ли для людей разрабатывать и воплощать наступательную стратегию борьбы со злом на высших уровнях правящих властей? В Биб­лии есть четкое указание обличать лжеучения и лжепророков, освобождать людей от порабощающей власти дьявольских духов (Лк. 10:17-20), занимать оборонительную позицию против сатанинского по­рабощения (Еф. 6:10) и лично «побеждать» лукавого (Откр. 12:11). Но оправданно ли в церкви разжига­ние конфликта? Наше ли это дело? Для убедитель­ности необходимо соответствующее место из Писа­ния и несомненное водительство Духа перед атакой на «врата ада».

Можно также привести эсхатологическое рассуж­дение. До какой степени мы можем реалистично ожидать ослабления и уничтожения территориаль­ных сил тьмы — до того ли, как возвратится Иисус со святыми ангелами, чтобы судить неправедных и по­ложить конец власти сатаны (2 Фес. 1:5-10)? Неиз­бежны ли плевелы среди злаков до момента жатвы? И необходимо ли пребывание темных сил на небесах до момента, когда Царь царей подпишет приказ об их изгнании?

Второй вопрос практический. Если мы можем ар­гументировать положительный ответ на первый воп­рос, то естественен и вопрос: «А в чем же заключает­ся эта наступательная стратегия?» Это может быть сверхъестественная стратегия, порожденная Богом и наполненная силой молитвы и прославления. И все же она не может быть мистической и трудной для по­нимания. Эта стратегия должна быть осязаемой и выполнимой, а также совместимой с библейскими нормами, иначе ей нельзя следовать вообще. Это большой риск. И нужно видеть опасности. Хотя сата­на и «псевдокнязь», все же он еще обладает достаточ­ной силой, чтобы использовать человеческие плот­ские усилия. Далее я попытаюсь изложить безопас­ное и разумное направление для тех, кто чувствует призвание к духовной борьбе космического уровня.

Наши рекомендации