Духовные силы: принципы и наблюдения

Чарльз. X. Крафт

Как представители западной культуры мы научи­лись допускать то, что допускает наше общество в от­ношении «духовных существ» и сил. Наши взгляды на мир позволяют большинству людей верить в Бога. Все другие «духовные существа и силы» считаются плодом воспаленного воображения, поэтому относят­ся к категории сказок или научной фантастики. Их используют в увлекательных историях, где ведьмы могут обладать сверхъестественной силой вредить людям, но добрые феи сильнее их и спасают героев. Однако мы все знаем, что такие существа и их подви­ги не являются частью реального мира.

Под влиянием такого натуралистического взгляда на мир даже мы, христиане, сознательно или подсоз­нательно склоняемся к подобному восприятию исто­рий о библейских или современных чудесах. Так как большинство из нас не видело сверхъестественных вещей, о которых читаем в Библии, мы думаем, что такие дела мог свершить только Иисус, потому что Он Бог, но простые люди, подобные нам, не могут. И это мнение так глубоко укоренилось в нас, что нам очень трудно изменить свои взгляды. Мы все еще спрашиваем: «Кто может утверждать, что данное ис­целение не было просто психопатическим?» Или: «К чему прибегать к сверхъестественному объяснению, если есть довольно здравое натуралистическое? »

Нам невероятно трудно поверить, что библейские персонажи, совершавшие чудеса, были подобны нам и что Иисус дал нам власть делать то же самое (Лк. 9:1, Ин. 14:12).Тем не менее, некоторым из нас приходится бы­вать в других странах, где даже нехристиане, кажет­ся, воспринимают духовный мир как библейские лю­ди. «Верите ли вы в духов?» — спросили меня вскоре после прибытия в Нигерию для миссионерского слу­жения. У меня за плечами была духовная семинария и христианский колледж. С двенадцати лет я посвя­тил себя изучению Библии и был членом сильной евангельской церкви. Я знал, что Иисус имел дело со злыми духами в те времена, но я никогда с ними не встречался и не знал, как ответить на этот вопрос.

Я знал из курса антропологии, что эти люди, как и большинство людей незападного мира, были полно­стью сосредоточены на духовной силе. Я также допу­скал, что могла произойти ошибка в культурном вос­приятии как с моей, так и с их стороны. Но могло ли случиться так, что они знали больше меня в этой об­ласти?

Я знал, что мы можем доверять библейским сооб­щениям. Но опыт библейских персонажей казался разительно отличным от моего опыта в этой сфере, и я сомневался в своих возможностях точного толкова­ния. Я достаточно знал о несовершенстве западной интерпретации, основывающейся на скептическом, натуралистическом взгляде на мир, чтобы не дове­рять ни своему собственному, ни взгляду западных толкователей. Но как мне быть с восприятием ниге­рийских церковных лидеров, с которыми работал?

Я так и не смог решить эти проблемы во время пре­бывания в Нигерии в конце 1950-х, но в начале 1980-х годов Бог провел меня через ряд испытаний, позво­ливших лучше понять те места, из Писания, где речь идет о противодействии силы Бога и силы врага. Раз­мышления о моем опыте и соответствие его Писа­нию, а также чтение изменили мое понимание и по­ведение в отношении духовной сферы. Некоторые из плодов этой перемены можно увидеть в главе первой. Ниже следует еще один.

Духовные силы: принципы и наблюдения - student2.ru

Библия принимает в расчет силу в духовной, соци­альной и материальной сферах. Но в Писании все три сферы тесно взаимосвязаны (обратите внимание на стрелки на диаграмме). Библия не разделяет нашу западную тенденцию разделенной реальности. По­этому мы не решаемся предположить наличие трех совершенно отдельных сфер или образований, у ко­торых имеются слабые связи друг с другом.

Мы, представители западной культуры, конечно, в большей мере сконцентрированы на материальной сфере и в меньшей — на социальной. Однако мы со­вершенно не замечаем влияния духовных существ и духовных сил в материальном мире. Но, несмотря на нашу западную неспособность увидеть духовную ре­альность, мы не являемся единственными существа­ми во вселенной. Существуют ангелы, выполняющие планы Бога (Евр. 1:14), и злые духовные существа, служащие сатане, сражающиеся против Бога и Его целей. В Писании совершенно ясно сказано об этом, в частности, указывается, что мы, христиане, борем­ся «не против крови и плоти, но ...против духов зло­бы поднебесных» (Еф. 6:12).

Первые слушатели и читатели Библии знали о ду­ховном мире и существах, его населяющих. Они бы­ли настолько осведомлены в постоянном взаимодей­ствии между духовными существами и людьми, что апостол Павел не видел необходимости развивать мысль по поводу их деятельности. Он просто отме­тил, что его слушателям «не безызвестны его умыс­лы» (2 Кор. 2:11), но, к несчастью, мы, как правило, совершенно не знаем ни уловок врага, ни принципов, управляющих взаимодействием между социальным и духовным мирами. Там, очевидно, столько соответ­ствий, сколько и во взаимодействии между социаль­ным и материальным мирами. Но, хотя представите­ли западной культуры посвятили столетия исследо­ваниям и изучению принципов, которые управляют материальным миром, и взаимодействиям с челове­ком, мы отстаем на века в нашей попытке понять, как взаимосвязаны духовный и социальный миры.

Эта глава является предварительной попыткой оп­ределения некоторых принципов взаимодействия духовного и социального миров. И если рассмотре­ние всех принципов, даже если бы мы их знали, не представляется возможным, я попытаюсь здесь пере­числить лишь те, которые мы уже освоили.

Допущение, на котором строится нижеследую­щее, заключается в том, что Бог разработал опреде­ленные закономерности взаимодействия духовной и социальной сфер. Так как наука — это изучение за­кономерностей, я делаю вывод, что можно создать науку, предметом изучения которой будет данная об­ласть. Следовательно, можно выдвигать теории, про­верять их, их могут модифицировать те, кто уже про­шел азы в своих размышлениях и опыте духовной войны. Я приветствую такое взаимодействие, изла­гая нижеследующие принципы и наблюдения:

Наши рекомендации