Иисус Христос исполняет Закон
Семья Иисуса Христа соблюдала Закон. В Лк.2:21-32 описано исполнение заповеди об обрезании, очищении и жертвоприношении как об этом сказано в Исх. 13:2, 11-16 и Лев. 12:1-8: «если женщина зачнет и родит [младенца] мужеского пола… в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его… По окончании дней очищения своего за сына или за дочь она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания к священнику… Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста». Иосиф Обручник был мужем праведным, праведный Симеон встретил в храме младенца Иисуса. Если бы семья Иисуса жила не по заповедям Моисея Симеон не отдал бы ей такой чести. В 12-летнем возрасте Иисус посещает Иерусалим на Пасху со Своей семьей. А это Иосиф и Мария делали каждый год (Лк. 2:41). Как только Мать Иисуса напомнила ему о заповеди почтения родителей (Исх. 20:12), Он тут же оставил круг иудейских учителей и последовал за ней. Двоюродный брат Иисуса, Иоанн Креститель (в Мк. 6:20 назван «праведным»), был казнен за преданность Закону Моисея, ибо он обличал Ирода на основании заповеди: «Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего» (Лев. 18:16). Родители Предтечи также названы «праведными пред Богом» (Лк. 1:6).
Иисус Христос избегал упоминания имени Божия всуе. Чтобы как можно пунктуальнее исполнить вторую заповедь (Исх 20:7; Втор 5:11) и исключить всякое злоупотребление именем Божиим, еще в дохристианские времена было запрещено произносить вслух тетраграмматон. Позднее, но тоже в дохристианские времена, установился обычай говорить о действиях и чувствах Бога перифразами. Хотя словом «Бог» Иисус пользовался достаточно свободно, Он все же в значительной мере следовал обычаям своего времени. В словах Спасителя мы находим следующие перифразы: выражения с упоминанием понятия «небеса» («на небе» / «на небесах» = «у Бога»); «Господи неба и земли» (Мф 11:25 пар. Лк 10:21); «Отец» (мой, твой, ваш, наш); «Сила» (Мк 14:62 пар. Мф 26:64; с добавлением «…Божия» - Лк 22,69); «премудрость» (Мф 11:19, пар. Лк 7:35; с добавлением «…Божия» - Лк 11:49); «великий Царь» (Мф 5:35); «Всевышний» (Лк 6:35); «Святой» (Мк 3:29; 8:38 пар.; 12:36; 13:11; Мф 12:32 пар.; Лк 11:13; 12:12); «свыше», «от вышних» (Ин 3:3,7; 19:11; Ин 8:23); причастные обороты «Пославшего меня» (Мк 9:37), «Могущего» (Мф 10:28); «Живущим в нем (храме)» (Мф 23:21), «Сидящим на нем (престоле)» (Мф 23:22). Как считает И. Иеремиас «большое количество и разнообразие обнаруживаемых в речи Иисуса иносказательных упоминаний Бога бросается в глаза»[555]. Многие слова Господа начинают звучать в полную силу лишь тогда, когда мы понимаем, что страдательный залог завуалированно указывает на действия Бога. Например, Мф 5:4 по смыслу следовало бы перевести так: «Блаженны скорбящие, ибо там есть некто, кто их утешит»; Мф 10:30 пар. Лк 12:7 - «там есть некто, кто сосчитал все волосы у вас на голове»; Мк 2:5 - «Чадо! там есть некто, кто простил тебе грехи твои». Такие и подобные выражения встречается в словах Иисуса Христа без малого сто раз.
Иисус Христос соблюдал субботу. Из повествований Евангелий как будто видно, что Иисус Своим поведением нарушает представления фарисеев о субботе[556]. Соблюдение 7-го дня как дня покоя было одной из основных заповедей, 3-й заповедью Десятисловия Моисея. Со времени Вавилонского плена у иудеев «хранить субботу» считалось актом исповедания перед лицом неиудейского окружения (Неем 13:15-22, ср. Ис 56:2-7; Иез 20:16-24). Фарисейские постановления окружили эту заповедь огромным количеством казуистических правил. Соблюдение заповеди о субботе было легко контролируемым.
Рассмотрим рассказ Мк. 3:1-5 об исцелении сухорукого в субботу. Это повествование имеет особенность: для большинства рассказов об исцелениях характерно, что больные обращаются к Иисусу Христу с мольбой исцелить их, и их просьба, сопровождаемая верой во всесилие Бога, действующего через Иисуса Христа, исполняется. Здесь все происходит иначе — инициатива принадлежит Самому Господу. Фарисеи бдительно наблюдают за Ним, и Христос, зная об этом, повелевает больному встать на середину синагоги и обращается к окружающим: «Должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить?» (Мк. 3:4). Вопрос предлагает такую альтернативу, которая объемлет все поведение и этическую позицию человека: делать добро — значит спасать душу, т. е. жизнь; делать зло — жизнь погубить. Универсальное требование всегда и везде поступать так, чтобы способствовать дарованной Богом жизни, несравнимо превосходит требование соблюдения субботы, которое поглощается этим основным положением. Этот принцип совершенной милости, признающей бесконечную ценность жизни, является выражением праведности, превосходящей праведность книжников и фарисеев (ср.: Мф 5.20). Иисус Христос властно преодолевает заповедь о субботе более совершенной заповедью о милосердии и добре. И т. о., отказываясь от внешних предписаний относительно субботнего дня, Иисус Христос в превосходной степени исполняет сам замысел и цель субботнего покоя — сберечь, поддержать и облегчить жизнь человека.
Сам же Иисус Христос учил в дни субботние (Лк. 4:31), ходил в синагогу «по обыкновению Своему» (Лк. 4:31). По субботам Он публично исцелял обычно «при наступлении вечера, когда заходило солнце» (Мк. 1:32). Он исцелил тещу Симона в субботу, которая выздоровев не стала выходить из своего дома и т.о. не нарушила субботу (Мк. 1:30-31). Это же относится и к исцеленному у Овечьих ворот в Иерусалиме – бывший паралитик взял одежду и пошел внутри огороженного места не нарушая субботу (Ин. 5:1-6). Можно даже предположить, что ученики Иисуса проходя по полям в субботу, подбирали уже сорванные колосья (Мф. 12:1). Творя добро в субботу Иисус делал резюме «можно в субботу творить добро» (Мк. 12:12), пользуясь правилом Гиллеля «от легкого к тяжелому».
Иисус Христос соблюдал предписаниям Пятикнижия в отношении пищи (соблюдал, мицвот о кашруте). В Лев. 11 гл. перечисляются виды наземных животных и обитателей вод, которые было разрешено евреям употреблять в пищу. Разрешалось употреблять животных с раздвоенными копытами и жующими жвачку, а также рыб, которая имеет чешую и плавники. Иисус Христос срывает плоды со смоковницы (Мк. 11:12-13), ест и другие разрешенные фрукты и зерновые. Его приглашает на трапезу фарисей (Лк. 7:36), который наверняка знает, что Иисус придерживается правил о кошерной пище. На пасхальное вечере у Христа нет других продуктов, кроме разрешенных к данному типу пасхальных трапез (пресный хлеб и вино, горькие травы и агнец, Лк. 22:7-38). Когда Христос насыщает тысячи людей, он использует хлеб и рыбу (Ин. 6:5-13). Хлеб и рыбу Он использует при насыщении учеников при последней встрече у Галилейского озера (Ин. 21 гл.). В притче о неводе, вытянувшем из воды рыб всякого рода (Мф. 13:47-49) под худыми рыбами могут пониматься нечистые. В споре с фарисеями о вкушении пищи нечистыми руками сомнению поддается характер омовения рук, а не необходимость вкушать только чистую еду (Мф. 15:11-20).
Ключевой фразой, подтверждающей, что Иисус Сам исполнял заповеди, является выражение: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Более того, из выражения «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12) можно сделать вывод, что несоблюдение закона ведет к потере человеком способность любить. Здесь под законом можно понимать весь объем норм поведения, выводимых иудеями I века из Пятикнижия Моисея.
Но, Иисус Христос критиковал распространение нормы о «ритуальной чистоте» на обычных граждан. Рассказ Мк. 7:14-23 содержит принципиальное высказывание Иисуса Христа относительно ветхозаветной заповеди о чистоте. Центральное изречение выражено в характерной для библейской литературы форме: «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека» (Мк. 7. 15). В последующем поучении, в стихах 18-19, разъясняется отрицание (1-й полустих): «...ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его... потому что не в сердце его входит, а в чрево...», а в стихах 20-21 разъясняется утверждение (2-й полустих): «Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы...». Слова Иисуса Христа упраздняют то, что считалось непреложным в Его окружении (и, как видно из Гал. 2.11-14, не было изжито в Иерусалимской Церкви и после воскресения Христа). Отрицая законы о чистоте, действующие не только у ветхозаветных евреев, но и у других народов древнего мира, Иисус Христос устраняет различие между «чистым» и «нечистым». Однако, если посмотреть в древность - это различие ставилось под сомнение уже ветхозаветной верой в то, что «славы Господней полна вся земля» (Числ. 14. 21). Христос утвердил эту норму Своим словом.
Антитезы Нагорной Проповеди
В Нагорной проповеди позиция Иисуса Христа выражает полное признание закона: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф 5:17-19).
Здесь подчеркивается, что Закон должен оставаться в силе без сокращения («ни одна йота или ни одна черта»). Но далее утверждается, что закон должен оставаться в силе как целое «доколе не прейдет небо и земля», «пока не исполнится все», т. е. пока все не совершится[557]. Это дважды повторенное «доколе» («пока») подчеркивает не только и не столько длительность действия Закона, сколько установленный срок, предел его действия. «Доколе не прейдет небо и земля» имеет целью сказать не «навсегда», но, напротив, устанавливает определенную границу: до конца века сего, этого мира. Закон не действует, как считали фарисеи и вслед за ними раввины, за пределами века сего, т. е. вечно, но «пока не исполнится все», т. е. пока эсхатологические события не отменят «закон и пророков». Поэтому высказывание «Я пришел» (Мф 5:17), собственно, объявляет, что «исполнилось время» (Мк. 1:15), иными словами, событие исполнения уже реализуется в настоящем времени. Пришествие Иисуса Христа осуществилось не для того, чтобы «нарушить закон», как можно было бы предположить из Его высказываний о субботе (Мк 2:23 и слл.) и др., но, напротив, для того, чтобы его «исполнить».
«Исполнение» - это осуществление пророчества. Иисус Христос призывает к тому, чтобы Закон был исполнен так, как это было предсказано эсхатологическими пророчествами о времени спасения, когда Закон, выражающий волю Божию, будет написан на сердцах людей и воля Божия будет постигнута и соблюдена непосредственно, без буквы Закона: «вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет... вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер. 31:31-34; ср.: Иез 11:19). То, что спасение мира Иисусом Христом приносит исполнение Закона по этому пророчеству, — это неотъемлемая черта раннехристианского предания (ср.: 2Кор. 3:3, 6; Евр. 10:15-17). Благодаря пришествию Спасителя Ветхий Закон как система законодательных предписаний потерял свою силу, т.к. время исполнения Закона - совершилось[558].
Антитезы Нагорной проповеди построены по единому образцу. Той или иной заповеди из Моисея (цитируемой не обязательно буквально, но по содержанию) противопоставляется как антитеза слово Иисуса: «вы слышали, что сказано древним... а Я говорю вам...». Антитезы заставляют задуматься, какой замысел Бога, какое Его стремление лежит в основе той или иной заповеди, чтобы в послушании изначальной воле Божией, не останавливаться на ее букве.
Так, Христос утверждает, что заповедь Божия «не убивай» не должна пониматься только буквально. Следуя глубинному смыслу заповеди, надо отказаться и от гнева на ближнего, и от оскорбления его. Тот, кто этого не понимает и не чувствует, не войдет «в Царство Небесное» (Мф 5:20). Тот, кто не готов к такой «большей праведности», не может пребывать в согласии с Богом. И хотя иудейские учителя говорили о том, что человек нарушает волю Бога даже тогда, когда унижает другого, но все же это были только элементарные нравственные поучения. Ветхозаветной этике любви к ближнему и ненависти к врагам Иисус Христос противопоставил учение о безграничной любви, вплоть до любви к врагам: «а Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф 5:44-45). Для Спасителя нормативно не то, что было вчера, не то, о чем возвещали в прошлом, но то, что делает Бог сейчас и всегда. К этой очевидной доброте призываются ученики Иисуса Христа, если они действительно желают стать сынами Отца Небесного. Именно в этом состоит «лучшая праведность», и только тот, кто к ней готов, может уже здесь, на земле, приобщиться к Царствию Небесному, т. е. находиться в совершенном общении с Богом.
Соотношение авторитетов Закона Моисеева и Иисуса Христа
В иудаизме конца Второго храма, и в первую очередь среди фарисеев, наметилась тенденция к абсолютизации Св. Писания вплоть до признания его предвечного существования. Считалось, что отношением к Торе определялось отношение к Богу и иудейству в целом. Постоянное изучение и чтение Закона[559] рассматривались как путь к достижению совершенства и богопознания.
Содержание Торы и ее предписаний в иудейских направлениях понималось по-разному. Фарисейский раввинизм, который доминировал в синагоге времени Иисуса Христа, усматривал содержание Торы в сумме практических заповедей и запретов. При этом не делалось никакого различия между нравственными и обрядовыми заповедями. Всего насчитывали 613 отдельных предписаний (галахот), каждое из которых было окружено множеством казуистических частных толкований и определений (Талмуд. Пиркей Авот 3.13). Критика Иисусом Христом иудейского представления о Законе начинается с того, что Он толкует закон не по галахе т. е. не в рамках признанной традиции толкования, что неизбежно приводит к конфликту с книжниками и фарисеями. Иисус Христос толковал Закон (Тору) радикально.
Различие между Законом Моисея и галахой прежде всего выявляется из спора «об омывании рук» (Мк. 7:1-8) и следующей за ним речи «о корване» (жертвенный дар) (Мк. 7:9-13). В Евангелии от Матфея (15:1-9) эти предметы сведены воедино, в Евангелии от Луки они отсутствуют, ибо в них обсуждаются вопросы, незнакомые христианам из язычников, для кот. предназначалось это Евангелие. То, что простолюдины не соблюдали фарисейского обычая умывания рук, было повседневным явлением. Но когда Иисус Христос, Которого почитали «Учителем и Пророком», намеренно преступает обычай, это вызывает негодование фарисеев: «Зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?» (Мк. 7:5).
«Предание старцев» — это галаха. «Старцы» (οί πρεσβύτεροι) — уважаемые учителя прошлого, которых называли также «отцами». Согласно галахе, как разъясняется для неиудейских читателей в Мк. 7:3, каждый должен умывать руки перед трапезой или по меньшей мере смочить их водой. В ответ, цитируя Ис. 29:13, Христос называет галаху об умывании рук «заповедью человеческой» (Мк. 7. 6-7) или «преданием человеческим» (Мк. 7:8), т. о., это предписание идет от людей, а не от Бога.
В Мк. 7:9-13 Иисус Христос показывает, что галаха может противоречить заповедям Божиим. Если, согласно галахе, сын в присутствии родителей дает обет: «Корван (то есть: «дар Богу») то, чем бы ты от меня пользовался», то родителям запрещалось пользоваться имуществом сына, но при этом от сына не требовалось отказаться от имущества в пользу храма (Мк 7:11-12; Мф 15:4-6). Так сын с помощью галахи имел возможность пренебречь обязанностью поддержать родителей. Этот пример, по словам Иисуса Христа, обличает состояние всей фарисейской системы галахи, поскольку она включала такие предписания, которые могли бы оправдывать преступление заповеди Божией.