Благословление апостолов на проповедь по всему миру

(Мф.28:16-20; Мк.16:15-18; 1Кор.15:3-7; Гора в Галилее, 30 г.)

«Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились» (Мф. 18:16-17). Было ли «на горе» всего одиннадцать учеников, или их пришло гораздо больше? О том, что Господь встретит учеников в Галилее, ангелы сообщили не напрямую апостолам, но - женам-мироносицам. Можно предположить, что не только апостолы устремились в Галилею, чтобы видеть там Господа, но и ученики из более широкого круга. Возможно, именно об этом явлении Господа на горе «более нежели пятистам братий в одно время» говорит ап. Павел в 1Кор. 15:6. Что это была за гора - неизвестно. Поскольку некоторые из пришедших «усомнились», а мы знаем, что все одиннадцать остались верны Господу до Пятидесятницы, значит «усомнились» какие-то ученики из более широкого круга. Если были сомнения, значит явление Спасителя не было массовой галлюцинаций.

Иисус сказал им «дана Мне всякая власть на небе и на земле». Явившись в мир как человек, Сын Божий ограничил Себя в употреблении Своей Божественной власти, ибо не хотел совершать дело спасения людей одним Своим всемогуществом. Через воскресение Он воспринял всю полноту Своей Божественной власти уже как Богочеловек.

«Идите, научите все народы», как говорит св. Матфей, или: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари», как передает св. Марк. Господь уже не ограничивает их проповедь одними иудеями, как прежде (Мф. 10:5-6; 15:24), но посылает их учить все народы, ибо весь мир искуплен страданиями Христовыми и должен быть призван в Царство Божие. «Крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» – Богочеловек дает Своим ученикам право и налагает обязанность крестить все народы во имя Святой Троицы. Это значит, что крестящие действуют не сами от себя, но по власти, даруемой им от Самого Триипостасного Бога. Крещение есть знамение омытия грехов человека невидимым действием Святого Духа и знак его вступления в Церковь Христову для новой, возрожденной в Боге жизни. Крещение должно предваряться оглашением в вере. Но, поскольку крещение – это «не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести» (1Пет. 3:21), поэтому и после крещения возрожденные к новой жизни должны продолжать изучение Божественных законов. Пастыри должны заботиться не только о том, чтобы крестить все народы, но и научить их заповедям Христовым: «уча их соблюдать все, что Я повелел вам». В заключении Евангелия от Матфея (Мф. 28:19-20) слово «учить» упоминается дважды.

Здесь Спаситель указывает также на три главные обязанности пастырского служения: «Научите все народы (обязанность проповеди), крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (обязанность священнодействия), уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (обязанность руководить). Пастырское служение заключается в учении (проповеди), священнодействии и духовном руководстве пасомых.

Св. Марк описывает знамения, которые явятся последствием веры: «Именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16:17-18). Уверовавшие во Христа-Искупителя получат власть и силу побеждать всякое зло, а также падших духов, которые подстрекают людей на злые дела. Эти чудеса, как свидетельствует история Древней Церкви, действительно творили апостолы и многие первые христиане.

«И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20) – возлагая на апостолов нелегкий труд по распространению Благой вести по всему миру, Господь ободряет их, обещая Свое незримое сопребывание с ними «до скончания века». Поскольку апостолы не дожили «до скончания века», это обетование относится и ко всей апостольской Церкви, в которой Христос всегда пребывает как ее Глава.

Апостол Павел, описывая явления Воскресшего Господа ученикам замечает, что после явления «более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу» (1Кор. 15:3-7). Перечень явлений Господа у апостола Павла совпадает с евангелистами. Но он выделяет некоторые имена (Кифа, Иаков[529]), как наиболее авторитетные. Явление «всем апостолам», скорее всего, было связано с Вознесением Господнем.

Вознесение Господне

(Мк.16:19-20; Лк.24:50-53; Деян.1:1-11; Гора Елеонская вблизи Вифании, Четверг, 18 мая 30 г.)

В течении сорока дней Господь неоднократно являлся ученикам говоря о Царствии Божием (Деян. 1:2-5). В завершении Своего пребывания на земле Он дал повеление апостолам оставаться в Иерусалиме, пока они не облекутся силою свыше, обещая послать на них обетование Отца. Иоанн Предтеча крестил водой, апостолы же через несколько дней будет крещены Духом Святым. К дарам Святого Духа, вводящим человека в христианскую жизнь, для апостолов присоединились тогда особые дары (сила, du,namij, Лк.24:49)[530], необходимые для того, чтобы свидетельствовать о Христе во всем мире.

Затем Господь вывел учеников из Иерусалима до Вифании, лежавшей на восточном склоне горы Елеонской, и «подняв руки Свои, благословил их[531]. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на Небо» (Лк. 24:50-51). Св. Марк добавляет, что Господь, вознесшись на Небо, «воссел одесную Бога» (Мк. 16:19). Сидение по правую руку на языке Библии означает разделение власти посаженного так с самим сидящим. Облако славы Божией, которое взяло Иисуса на небо, схоже с тем, которое осеняло учеников на горе Преображения (ср. Деян. 1:9 и Лк. 9:34).

Ученики поклонились возносящемуся к Отцу Богочеловеку Христу и возвратились в Иерусалим с великой радостью. На высоком духовном подъеме ученики «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24:53).

Марк завершает Евангелие свидетельством о том, что скорее всего произошло уже после Пятидесятницы: апостолы «выйдя» из Иерусалима, «проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» (Мк. 16:20), т.е. доказывая истину своего слова сопровождавшими их проповедь чудесами, о чем подробно рассказывает книга Деяний Апостольских.

Заключение

(Ин.20:30-31, 21:24-25)

Св. Иоанн заканчивает Евангелие уверением: «Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие» (Ин. 21:24). Этим удостоверяется принадлежность Евангелия апостолу Иоанну и истинность его повествования.

В заключение св. Иоанн сообщает, что в Евангелиях многое не записано из того, «что сотворил Иисус», ибо, если бы писать обо всем подробно, то «самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21:25). Может показаться преувеличением, гиперболическим выражением, но речь идет именно о необъятности дел Христовых, значения которых не в состоянии вместить этот ограниченный мир.

Завершение четвертого Евангелия ставит несколько неразрешимых вопросов: принадлежат ли два последних стиха 21 главы (со слов «и знаем, что истинно свидетельство его…») апостолу Иоанну? Или они были приписаны к Евангелию после древнейшими переписчиками? И в наши дни можно услышать споры: а принадлежит ли вся 21-я глава этому евангелисту? И, вообще, является ли Евангелие в целом творением гения Иоанна, или, может, его сформировал на основе преданий некий Иоанн пресвитер? На эти вопросы существует множество гипотез, но нет окончательного ответа. Поэтому нужно помнить, что мы относимся у четвертому Евангелию не только как источнику об историческом Иисусе, но и как к предмету веры. Ибо и Евангелие это написано «дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31).

МЕТОДЫ ТОЛКОВАНИЯ ЕВАНГЕЛИЯ

Нет нужды доказывать, что Ветхий Завет является важным объеди­няющим элементом древнейшего христианства и раннехристианской ли­тературы. В произведениях с явной иудео-христианской окраской это очевидно: достаточно обратить внимание на столь частое употребле­ние выражения "да исполнится..." у евангелистов Матфея и Иоанна и на значение той роли, какую цитаты из Писания играют в ранних проповедях Книги Дея­ний, в Рим 9-11 или в Послании к Евреям. В каком-то смыс­ле все новозаветное христианство - это иудео-христианство. Оно полно­стью пропитано влиянием Ветхого Завета, которое имело определяющее значение при выработке новозаветных категорий и концепций. Взаимоотношение Ветхого и Нового заветов привлекало внимание исследователей на протяжении веков. Ключевой вопрос который поднимается: были ли иудейские писания авторитетными для христиан и как на практике использовали Ветхий Завет? Общепризнанно, что первые христиане в своем употреблении Ветхого За­вета опирались на современный им еврейский экзегезис. С него нам и сле­дует начинать.

Наши рекомендации