Было ли таких случаев больше?
Прежде чем мы перейдем к обсуждению этих трех случаев, я хочу выразить уверенность в том, что Павел участвовал в на много большем количестве духовных битв, чем об этом сказано в Деяниях. Свое утверждение я основываю на том, что Лука в Книге Деяния представляет только лишь малую часть служения апостолов. Веруя в богодухновенность писания, я признаю, что Лука выбирал для своего повествования конкретные события под водительством Святого Духа. Поэтому в Деяниях отражено то, что Бог хотел рассказать нам о труде апостолов в тот временной период. У нас есть и другие источники информации о жизни апостолов, однако мы не считаем внебиблейские источники вдохновленными Богом. Например, многие уверены в том, что Петр умер мученической смертью за свою веру, а Фома отправился в Индию, но информации об этом в Писаниях нет.
Я верю, что каждый раз, когда Лука говорит о том, что Павел проповедовал Евангелие, он подразумевает, что апостол проповедовал оправдание верой.
Павел вел духовные битвы стратегического уровня на Западном Кипре, в Филиппах и Эфесе. Однако это совсем не значит, что он не вступал в духовные сражения в Антиохии Писидийской, Иконии, Листре, Фессалонике или Коринфе и других местах Лука, как хороший историк, не любит излишних повторов. Он знакомит нас в своем повествовании с конкретной моделью, а затем позволяет читателю предположить, что эта заданная модель постоянно действует в других ситуациях.
Выдающимся примером этого может послужить проповедь Павла об оправдании верой в противовес исполнению Моисеева закона, что Павел так красноречиво излагает в Посланиях к Римлянам и Галатам. В Книге Деяния Лука сообщает о проповеди Павла об оправдании верой всего лишь раз — в Антиохии Писидийской (см. Деян. 13:38,39). Но я уверен, что Павел проповедовал об оправдании верой и в Листре, Верии, Иконии, Эфесе, Дервии, Антиохии Сирийской и во многих других местах, однако об этом в Писании не сказано. Я верю, что каждый раз, когда Лука говорит о том, что Павел проповедовал Евангелие, он подразумевает, что апостол проповедовал оправдание верой.
Поскольку Павел имеет дело непосредственно с демоническими духами, Лука решает рассказать нам о двух таких случаях, происшедших в Филиппах и в Эфесе. Это на один случай больше, чем упоминание об оправдании верой в проповеди Павла, представленной в Деяниях. Павел позже напишет о духовной войне в своих посланиях точно так, как об оправдании верой. Он скажет: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6:12). Павел знал, как нужно бороться, благодаря ; своему опыту, приобретенному, как я думаю, не только в двух или трех прямых столкновениях с демонической силой, о которых мы находим рассказы в Книге Деяния.
Павел против Вариисуса
Практически все считают Павла величайшим миссионером, работавшим в условиях кросс-культуры. Многие считают его вторым после Иисуса по степени его влияния на христианское движение. Поэтому все те, кто вовлечен в дело всемирной евангелизации всерьез, очень внимательно исследуют то, как Павел выполнял свою миссионерскую работу.
После всех событий, последовавших после его обращения и после его служения в церквях Антиохии Сирийской, Лука начинает рассказывать о евангелизационной деятельности Павла и о насаждении им церквей. Первым в этой серии идет остров Кипр (см. Деян. 13:6-12). Я полагаю, что Лука ' специально выбрал этот случай на Кипре, чтобы задать тон повествованию о дальнейшем служении Павла. Этот эпизод можно рассматривать как пророческое введение ко всему тому, что Павел делал в дальнейшем в своем освобождении людей от власти сатаны и приведении их к Богу. В таком случае духовная война и столкновение сил становятся выдающимися характеристиками всей его дальнейшей активной жизни в служении.
В городе Пафе на Западном Кипре жил политический деятель, правивший всем островом, — римский проконсул Сергий Павел. В предыдущей главе в связи с Иродом я уже говорил о том, что когда в подобных ситуациях одним из главных героев становится видный политический лидер, тогда можно интерпретировать все происшедшее как духовный конфликт стратегического уровня.
Особенно это верно по отношению к эпизоду в Пафе, потому что мы узнаем, что проконсул установил тесные взаимоотношения с оккультистом по имени Вариисус, или Ели- ма. Такого рода связь совсем не кажется странной. Недавние исследования показали, что значительное число латиноамериканских президентов поддерживают такие отношения. Союз Гитлера с миром тьмы подтверждается документально, как и связь Саддама Хусейна. А в Соединенных Штатах миссис Нэнси Рейган держала у себя астролога, который помогал ей планировать работу президента страны. Таких примеров много. Сергий Павел через колдуна поддерживал своего рода контакт с невидимым миром тьмы. Но проконсул проявил заинтересованность к Евангелию, и поэтому Вариисус «противился им, стараясь отвратить проконсула от веры» (Деян. 13:8).
Святой Дух против дьявола
Итак, сцена для напряженной духовной битвы готова. На каком уровне будет происходит эта духовная битва? Мы имеем дело с человеком Вариисусом (наземный уровень), но он является оккультным деятелем (оккультный уровень). И все же сам конфликт затрагивает, я верю, высший, стратегический уровень, судя по значимости этого события в невидимом мире. Джон Стогг так говорит о напряженности происходящего: «Лука представляет своим читателям драматическое столкновение сил, в котором Святой Дух отбрасывает злого духа, апостол наносит поражение колдуну, а Евангелие торжествует над оккультным». Сюзан Гаррет соглашается с этим: «Противоборство Вариисуса и Павла — это также противоборство между Святым Духом и дьяволом». Если она права, то это наивысший уровень конфликта!
Мы не можем определить личности территориального духа, который явно использовал Вариисуса как инструмент, чтобы держать население Кипра в духовном рабстве. Те, кто имеет опыт в ведении духовной войны, согласятся, что необязательно иметь такую информацию, хотя она тоже может быть полезной, и об этом я буду говорить в следующей главе. Однако мне ясно, по крайней мере, одно — здесь мы имеем дело не с рядовым демоном, который мог быть использован, чтобы навести на кого-нибудь болезнь или спровоцировать несчастный случай. Исследования Сюзан Гаррет, как мы увидим, подтверждают этот вывод: «Вариисус тесно связан с самим сатаной».
Если Сергий Павел уверует, то такое его решение может повлиять на судьбу всего региона. Павел знает об этом, знает об этом и Вариисус. Вариисус поставил на карту все. (1) Свою работу. Если Сергий Павел станет христианином, он перестанет нуждаться в услугах придворного мага. (2) Его благосостояние, как и его жизнь, тоже было поставлено на карте Он отлично знал, какое страшное наказание ожидает всех тех, кто разочарует своих правителей в мире тьмы.
Павел и Вариисус, два противника в видимом мире, были «исполнены», каждый по-своему. Вариисус был «исполнен всякого коварства и всякого злодейства» (Деян.13:10). Павел был «исполнен Святого Духа» (Деян. 13:9) так же, как Петр, который ранее противостоял Симону-волхву в Самарии. Заявление Павла о том, что Вариисус был «сыном диавола» (Деян. 13:10), служит дальнейшим указанием на то, что мы имеем дело не с заурядным колдуном и чародеем, но с представителем высших сил зла. Как говорит Сюзан Гаррет: «Павел и Вариисус, как люди, каждый в свою очередь является представителями сверхъестественных сил». Вариисус — яркий пример того, как «сильный» из мира тьмы может использовать человека для своего прикрытия. Если бы с Вариисусом ничего не произошло, то «имение его было бы в безопасности» (Лук. 11:21) и души на Кипре не были бы спасены.
Павел не сомневался в своей духовной власти. Мне нравится, как об этом говорит Джон Доусон: «Если Слово Божье велит верующим относиться с уважением к властям и начальствам мира тьмы, оно также повелевает нам освобождать пленников, связывать сильного, расхищать его имущество и разрушать правление и власть лукавого». Именно это и сделал Павел. Действуя на основании того, что было к нему ремой от Бога, Павел запретил ему самым недвусмысленным образом и заявил: «И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени» (Деян. 13:11).
Вариисус ослеп, Сергий Павел обрел спасение и, хотя Лука не предоставляет нам этих подробностей, я полагаю, Евангелие распространялось как в Пафе, так и далее.
Был ли этот духовный конфликт стратегическим уровнем? Некоторые могут не согласиться, но я так думаю. Духовная власть, которую использовал Павел, была далеко не ординарной. Чтобы противостоять врагу на таком высоком уровне, когда так много поставлено на карту, Павел должен был буквально положиться на слова Иисуса: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» (Лук. 10:19, курсив мой). Сюзан Гаррет вполне с этим согласна и добавляет, что Павел мог сделать это только потому, что юн был облечен намного большей властью, чем та, которую имел сатана» (курсив Tapper). Описывая разоблачение и наказание Вариисуса, Лука утверждает, что Павел смог блестяще выполнить эту работу, к которой был призван, потому что обладал властью над всей силой врага (ср. Лук 10:19).
Что случилось с Марком?
Молодой Иоанн Марк сопровождал Павла и Варнаву, когда они попали на Кипр, чтобы проповедовать там Евангелие. Однако после этого Марк решил покинуть их. «Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим» (Деян. 13:13). Позже, когда Павел с Варнавой были готовы отправиться во второе миссионерское путешествие, они стали горячо обсуждать, могут ли они опять взять с собой Марка. Варнава, двоюродный брат Марка, хотел идти с ним вместе, но Павел не соглашался, потому что тот «отстал от них в Памфилии» (Деян. 15:38). В результате этого Павел и Варнава разошлись, но вопрос остается: почему Марк покинул их в тот раз?
Лука не делится с нами такими подробностями, и комментаторы предлагают самые разные варианты объяснений. Я же связываю бегство Марка с происшедшим там духовным столкновением на высшем уровне. Вполне вероятно, что описание этого эпизода, каким бы ярким оно ни было, несколько приглушено. Я видел немало подобных столкновений, и все они намного более жестки, чем то, что описывает Лука. В любом случае, Марку не понравилось то, что он увидел. Вполне вероятно, он подумал, что не готов к такого рода служению. Может быть, одного духовного конфликта на стратегическом уровне ему показалось вполне достаточно. Догадываясь, что вслед за этим могут последовать и другие подобные происшествия, он решил вернуться домой.
Я знаю многих людей, похожих на Марка, если мои предположения верны. Когда в 1990 годуя согласился на пост руководителя Организации по ведению духовной войны, я обнаружил, к великому моему огорчению, что несколько моих друзей отвернулись от меня, одни более решительно, чем другие. Я был бы рад продолжению близкой дружбы с ними, но пока это невозможно. Пять влиятельных семей покинули мой взрослый класс в воскресной школе и так и не вернулись. Я хорошо понимаю ту боль, которую испытал Павел, когда потерял Марка, а после него и Варнаву. Не каждому нравится идея духовной войны.
В то же самое время Марк — чудесный человек и выдающийся христианский лидер. Его мать Мария — очень сильный ходатай. Он, должно быть, знал многое о силе молитвы, и, может быть, он был вместе с ними, когда молитвенная команда его матери спасла жизнь Петру. Он стал автором одного из четырех Евангелий, никак не меньше. Позже близкие отношения Марка с Павлом были восстановлены, и Павел писал о нем Тимофею: «Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения» (2Тим.4:11).
В конце первой главы я говорил о «военном законе», и здесь я повторю еще раз следующее: не каждый призван на передний край духовной борьбы. И я высоко ценю и уважаю всех Иоаннов Марков, которые встречались в моей жизни, и глубоко сожалею о тех действиях и ситуациях, которые оттолкнули их от меня. Но я не могу вернуться назад и изменить прошлое. Я, как и Павел, должен быть верен моему «небесному видению».
Изгнание духа Питона
Когда Павел пришел в Филиппы, на этот раз с Силой, Тимофеем и Лукой, он еще раз столкнулся с необходимостью вести духовную борьбу на стратегическом уровне. Однако на этот раз все было несколько иначе. Например, на этот раз мы знаем имя территориального духа — это Питон. В Филиппах, как и на Кипре, демонические власти решили проявить себя через человека — на этот раз через девушку-рабыню.
Иногда трудно отличить случаи столкновения высших сил зла и добра от обычных, наземного уровня конфликтов, потому что в столкновении участвует человек. Некоторые считают, что в настоящем духовном конфликте стратегического уровня участвуют только духи, не проявляющие себя через людей. Я думаю, это неверная точка зрения. Дело не в том, есть ли в этом конфликте человек или его нет. Переменной величиной здесь является ранг того духа, с которым мы вступаем в единоборство. Если это территориальный дух, которого Павел называет начальством и властью, то не имеет никакого значения, проявляется ли этот дух через дуб, как в случае с Тором, или же он действует через мага по имени Вариисус, как на Кипре. Духовной борьбой на стратегическом уровне является собственно связывание такого духа невидимого мира, в какой бы форме он ни решил проявить себя в видимом мире.
В Филиппах девушка-рабыня, прорицательница, была одержима духом Питона. Питон, согласно оригинальному греческому тексту, имя собственное. В нашем английском тексте мы имеем «духа прорицательного» (Деян. 16:16), но на греческом это pneuma pythona. Саймон Кистемейкер, библейский ученый, утверждает, что наиболее точным переводом этой фразы будет следующая фраза — «дух, а именно Питон». В те дни дух Питон был хорошо известен в Греции и Македонии. Этот дух из греческого города Дельфы, в котором находился знаменитый храм Аполлона. Так называемым «дельфийским оракулом» была женщина-жрица, через которую Аполлон периодически вступал в общение с людьми. Такую жрицу называли «Пифией», потому что в ней пребывал дух Питона.
Павел начинает действовать
Павел в Филиппах встретился с духом, намного более высокопоставленным по рангу, чем обычный дух. Давид Финнелл предполагает, что это столкновение произошло потому, что «Павел вторгся на территорию, которая находилась под контролем и властью князя Греции... Это была не просто битва с одним демоном. Власть сатаны над городом была совершенно очевидна». В течение нескольких дней молча претерпевая назойливое преследование прорицательницы, апостол наконец начинает действовать. «Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час» (Деян. 16:18).
Был ли Питон территориальным духом? Произошел ли этот духовный конфликт на стратегическом уровне? Я склонен верить, что в этот момент был связан тот сильный, что господствовал в городе Филиппы. Это не был случайный инцидент, который мог повлиять только на несколько человек в городе или на несколько семей. Это событие потрясло весь город. После происшедших в результате изгнания нечистой силы беспорядков Павла и Силу избили и посадили в темницу, затем произошло землетрясение, в результате которого пленники освободились, а темничный страж и его семья уверовали. Павел нагнал страху на правителей города, объявив себя римским гражданином, а в городе появилась крепкая, процветающая церковь.
Питон преследовал Павла в течение нескольких дней, пока Павел не противостал ему и не изгнал из девушки-служанки. Некоторые задаются вопросом, нет ли здесь определенного принципа — не изгоняйте демонов при первой же с ними встрече. Здесь действительно имеется конкретный принцип, но не этот. Принцип состоит в следующем — на стратегическом уровне духовной борьбы действуйте в Богом назначенное время. Этот принцип должен действовать во всех сферах христианской жизни и служения, но он становится исключительно важным, когда мы имеем дело с силами зла на самых высоких уровнях. Больше всего потерь в духовной битве происходило из-за нарушений этого принципа, а еще из-за нарушений в области личной святости. Поскольку Павел был исполнен Святым Духом и находился в теснейшем контакте с Отцом, он знал, когда не нужно восставать против Питона и когда это нужно сделать.
Прежде чем мы двинемся дальше, давайте отметим, что происшедшее в Филиппах высвечивает два очень важных вопроса, которые возникают в умах всех тех, кто очень сдержанно относится к понятию духовной войны стратегического уровня: (1) Должны ли мы напрямую обращаться к демоническим духам? И (2) должны ли мы пытаться выяснить имена этих духов?
Обращение к духам
Все христиане знают, что нам дано право напрямую обращаться к Богу и таким образом устанавливать контакт с невидимым миром. Но не все уверены в том, что нам следует обращаться непосредственно к злым духам, особенно на стратегическом уровне. Некоторые чувствуют к этому отвращение, потому что были свидетелями того, как сестры и братья с самыми лучшими намерениями затрачивали много времени и усилий на напряженную, но по большей части бесплодную борьбу с властями и силами тьмы. «Дух жадности, господствующий в нашем городе, мы выступаем против тебя во имя Иисуса!» «Мы запрещаем тебе, дух похоти и аморальности, и повелеваем тебе выйти вон — прямо сейчас!» «Мы связываем тебя, сатана, и провозглашаем, что у тебя больше нет власти над этим народом!» Такие провозглашения часто используются с огромным энтузиазмом, с радостными и торжествующими восклицаниями, но слишком часто на следующий день мы видим, что ничего не изменилось.
Как нам реагировать на такого рода поведение? Честно говоря, я очень терпимо отношусь к подобного рода активности, хотя сам в таких действиях не участвую. Временами меня вовлекают в это, но такое случается очень редко. Благодаря моей работе в молитвенном движении я вхожу в личный контакт со многими, кто привычно обращается к миру тьмы именно таким образом, и я знаю сердца тех, кто практикует это. Эти сердца так же чисты перед Богом, как любое другое сердце преданного верующего. Их желание видеть духовных пленников свободными и заблудших спасенными часто намного сильнее, чем у многих других, но их понимание того, как вести наступательную духовную борьбу несколько отличается от моего понимания. Я также не согласен, кстати, с теми, кто настаивает на крещении младенцев, кто верит в то, что говорение языками представляет собой главный признак крещения Святым Духом, и с теми, кто проводит богослужения в соответствии с заранее подготовленной литургией, но я также терпимо отношусь и к их убеждениям.
У некоторых моих друзей более короткое терпение. Один из них совершенно не согласен с тем, что сказал Фрэнсис Фрэнгипейн: «Писание говорит ясно: христиане не только обладают властью вести борьбу против сил тьмы, но они обязаны это делать. Если мы не принесем жертву молитвы против наших духовных врагов, они нас самих превратят в жертву»(курсив мой). Молитва для моего друга — это разговор с Богом в Царстве Света, а не обращение к существам из мира тьмы. Но давайте более подробно разберем эту тему.