Наделенный сатанинской силой
Очень немногие ученые исследовали эпизод, связанный с Симоном-волхвом более детально и вдумчиво, чем Сюзан Гаррет, профессор семинарии в Луисвилле. Она утверждает, что эта история и ей подобные были выбраны Лукой не случайно и это «не просто перепалка между пророками или чудотворцами, но столкновение между сатаной и Божьим Духом». Гаррет приходит к выводу, что, представляя Симона с его «классическим демоническим поведением, Лука дает нам понять, что описываемые события подразумевают нечто большее, чем то, что видимо простому глазу». Гаррет не использует термины, которыми пользуюсь я, но, как и я, она верит в то, что этот случай представляет собой столкновение намного более высшего порядка, чем принято считать. Сюзан Гаррет добавляет: «Симон — это не простой жулик и не дешевый шарлатан, но намного более грозный враг, наделенный сатанинской силой и скрывающий свое истинное лицо под маской "великой силы Божьей"» (курсив мой). Мне кажется, мы здесь видим стратегический уровень духовной войны.
И хотя история принимает совершенно неожиданный поворот, оказывается, что после служения Филиппа Симон исповедал свою веру, потому что, «видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся» (Деян.8:13). Мы никак не можем знать наверное, возродился ли Симон заново в тот момент, хотя получил крещение. В любом случае, настоящее столкновение сил произошло после прибытия Петра, когда Симон захотел приобрести за деньги, и, вероятно, большие деньги, силу апостола, чтобы через возложение рук давать Духа Святого.
Петр, увидев этого человека, верность которому провозгласил весь народ Самарии от мала до велика, использовал язык, не принятый в дипломатических кругах. Не прибегая к тонкостям, он прямо заявил Симону: «Серебро твое да будет в погибель с тобою» (Деян.8:20). Затем он сказал Симону: «Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом» (Деян.8:21). Наращивая напряжение конфликта, Петр прибегнул к использованию еще более сильного языка: «Вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды» (Деян. 10:23).
Повторяя то, о чем я уже говорил неоднократно, я не могу утверждать, что это может служить доказательствам участия Петра в стратегическом уровне духовной войны. С другой стороны, я думаю, у нас есть хорошие библейские свидетельства, что он вступил в такого рода битву в Самарии. Симон определенно пользовался влиянием территориального масштаба. Служение учеников оказало воздействие на всю территорию Самарии в таком объеме, который по меньшей мере позволяет предположить встречу Петра именно с Территориальным духом, который действовал через Симона. Эта война имела самое непосредственное отношение к евангелизации, потому что последовавшая жатва была обильной и множество народу крестилось.
Вот как Сюзан Гаррет подытоживает это: «Сатана по- прежнему обладает какой-то силой, но он легко подчиняется, когда сталкивается с намного более авторитетной Божественной силой, которой владеют христиане. Верная реакция Петра низвела Симона с позиции знаменитого мага, нечестиво провозглашенного народом "великой силой Божьей", до положения укрощенного человека, который боится наказания, а потому просит слугу Божьего ходатайствовать за него».
Петр против Ирода
Давайте рассмотрим еще один возможный случай духовного конфликта стратегического уровня.
Лука начинает двенадцатую главу Книги Деяния с того, что царь Ирод вносит двух лидеров Иерусалимской церкви в свой черный список Он решил уничтожить и Иакова, и Петра. Он действительно убил Иакова, но, хотя и пытался сделать это, не смог убить Петра. Почему? Я считаю этот пример еще одним примером духовной войны стратегического уровня.
Апостол Павел сказал: «Мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2Кор.4:18). Существует мир невидимого и мир видимого. Оба мира, для тех, кто имеет глаза, чтобы видеть, равно реальны. Однако Павел предполагает, что намного важнее понять, что происходит в невидимом мире, чем в видимом. Здесь, в этой ситуации в Иерусалиме, я увидел битву в невидимом мире. За политическим конфликтом я увидел столкновение сил.
Ирод был царем, а потому обладал законной властью над определенной политической территорией. Все, что происходило с Иродом, касалось не только его как индивидуума, но и всей территории, которой он правил. Темные ангелы были назначены сатаной для того, чтобы не допустить в Иерусалим проникновения света Евангелия на тот момент. Я полагаю, что одна или более из территориальных темных сил решили действовать через царя. Их задачей, как сказал Иисус, было «украсть, убить и погубить» (Иоан.10:10), поэтому приказ Ирода об уничтожении Петра совершенно вписывается в наши предположения. Все это было распланировано в невидимом мире зла до мельчайших подробностей.
Когда Ирод, с готовностью приняв побуждение от сил тьмы, с которыми был хорошо знаком, решил казнить Петра, он сделал так, как они планировали. У Петра не было политической власти, но он обладал огромной духовной силой. Почему Ироду удалось казнить Иакова, мы не знаем, но Лука в случае с Петром сообщает нам то, чего не было сказано в связи с Иаковом: «Церковь прилежно молилась о нем Богу» (Деян.12:5).
Позже мы увидим, что эту молитву верные возносили в доме Марии, матери Марка (см. Деян. 12:12), и Лука упоминает о ней не случайно. Эта молитва занимает определяющее место в данном событии. Главное духовное оружие в столкновениях сил, в которых участвуют территориальные духи, — молитва, и здесь история о молитве наиболее впечатляющая. На самом деле битва происходила не между Иродом и Петром, она шла между Иродом и ходатаями Петра.
Личные ходатаи
Битва была выиграна молитвой, но несмотря на это, сам Петр не молился. Лука сообщает, что Петр в темнице спал! В связи с этим я вспоминаю Иисуса Навина, который выиграл битву при Рефидиме тоже благодаря силе молитвы, но не своей. В том случае за него в молитве ходатайствовал Моисей (см. Исх.8:14). Эти случаи отражают исключительно важную роль, которую играет личное ходатайство за христианских лидеров, о чем я подробно говорил в книге «Молитвенный щит». В той книге я рассказываю о том, как молитвы преданных и одаренных ходатаев могут одерживать победы в битвах и спасать жизни людей. Одна из историй описывает то, как ходатаи буквально спасли мне жизнь в 1983 году, поэтому я прекрасно чувствую, что происходило с Петром.
Христианский пастор, или лидер, может активно участвовать в духовной войне, но он может и не получать призвания к активной воинственной молитве, если мощный молитвенный щит верных ходатаев установлен на месте. Апостол Павел намекает на это, когда в Послании к Филиппийцам упоминает двух своих личных ходатаев — Еводию и Синтихию. В английских переводах Библии мы не видим, как Павел хвалит этих двух женщин, «подвизавшихся в благовествовании вместе со мною» (Фил.4:2,3). Более точный перевод греческого текста показал бы, что Павел выразился иначе — «они за меня вели духовную войну».
У нас есть еще один пример личного ходатайства в борьбе против решения Ирода казнить Петра. Из этого случая, как и из других, становится понятно, что Мария, мать Марка, могла быть главным ходатаем Петра. Когда жизни Петра стала угрожать опасность, она сделала то, что сделал бы на ее месте мой ближайший ходатай, — организовала интенсивную и постоянную молитву за Петра. Пока Петр и Ирод действовали в этом видимом мире, настоящая битва развернулась в мире невидимого между молитвенной командой Марии и территориальными духами, пытавшимися использовать Ирода в своих разрушительных целях. Петр спал, пока Мария молилась! Ирод пытался понять, что случилось, но так и не понял. Он проиграл сражение и проиграл дважды, ибо очень скоро «он, быв изъеден червями, умер» (Деян.12:23).
И если это не высочайший уровень духовной войны, то нечто, очень близкое к нем}'. Результаты? «Слово же Божие росло и распространялось» (Деян. 12:24).
Дьявол — рыкающий лев
Такого рода эпизоды, как и многие другие, о которых Лука не пишет, представляют Петра как ветерана духовных войн стратегического уровня. Он не забыл об этом, когда год спустя писал свое Первое послание. Там он предупреждал нас: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8).
В посланиях Петра жизнь христианина не окружена комфортом и защитой от страданий. Петр был воином, и ему приходилось принимать удары. Главным утешением для него было осознание того, что Иисус тоже страдал.
Я думаю, Петр тщательно подбирал эти слова. Я думаю, Петр действительно имел в виду, что дьявол — не «беззубый лев», как некоторым хотелось бы думать. Однако мы соглашаемся, что никто из верующих не должен стать жертвой дьявола, «ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Иоан.4:4). Иисус дал нам власть над всеми силами врага, но если мы станем игнорировать это, если не будем пользоваться этой силой или станем использовать свою власть без Божьей мудрости, действовать на основании неправильных мотивов или не построим достаточную защиту со стороны ходатаев, мы не сможем одержать победу.
НА ВОЙНЕ БЫВАЮТ ПОТЕРИ
Во всей истории человечества на каждой войне бывают потери. То же происходит и в духовных битвах, и, как правило, чем выше уровень духовных сражений, тем больше потерь. Во второй главе я говорил, что некоторые пасторы настолько заботятся о благосостоянии членов своих церквей, что никогда не побуждают их к участию в духовных конфликтах на стратегическом уровне. Они считают, что их церкви должны превратиться в больницы, а не в воинские бараки, и, может, так и должно быть. Бог не призывает всех и каждого в Теле Христовом к выполнению одной и той же работы, Он также не стремится к тому, чтобы все поместные церкви стали одинаковыми.
В посланиях Петра жизнь христианина не окружена комфортом и защитой от страданий. В Первом послании Петра так много говорится о страданиях, как ни в какой другой книге Нового Завета. Петр был воином, и ему приходилось принимать удары. Главным утешением для него было осознание того, что Иисус тоже страдал. Петр сказал: «Если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу» (1Пет.2:20, курсив мой).
Но как страдание может быть благом? «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет.2:21, курсив мой). Петр сказал: «Как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь» (1Пет.4:13, курсив мой). И «если [пострадал] как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1Пет.4:16).
История повествует о том, что Петр продолжал воевать до самого своего конца и заплатил полную цену мученичества*. Многие довольные жизнью христиане и не подозревают, что сегодня в мире тоже существуют христиане-мученики. Ранее я уже упоминал, что, по данным Дэвида Баррета, за 1990-е годы во всем мире каждый год гибнет около ста пятидесяти тысяч мучеников за веру, то есть более четырехсот человек каждый день!
*По словам Оригена, во время правления Нерона около 64 года от Р.Х Петра распяли по его просьбе головой вниз, потому что он посчитал себя недостойным даже быть распятым в том же положении, что его Господь. — Прим. автора.
Согласно исследованиям, произведенным организацией Международной христианской солидарности, в двадцатом столетии погибло больше христиан за свою веру, чем за все предыдущие столетия вместе взятые.
Битва может быть напряженной, но победа нам обеспечена, если мы останемся верными Христу. Международное агентство новостей недавно выпустило сообщение, подтвержденное очевидцами и документами о том, что в Судане в настоящее время убивают церковных лидеров, детей продают в рабство, стариков убивают и сбрасывают в братские могилы, десятки церквей сожжены. Суданские христиане страдают, но не сдаются. Согласно этим сообщениям, в одном районе в течение двух недель после мученической кончины поместного пастора крещение приняли тридцать две тысячи человек!
Петр сказал: «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми» (1Пет. 5:10, курсив мой).
Вопросы к теме:
1. Служение апостолов, представленное в Книге Деяния, характеризуется внешним проявлением могущественной силы Божьей. Можете ли вы сказать то же о своей церкви? Если нет, почему?
2. Что вы думаете об исполнении верующих Святым Духом? Это единовременный акт или он постоянно повторяется? Как вы можете сказать, что верующий исполнен Святым Духом?
3. В этой главе обсуждается реальность «территориальных духов». Вы верите, что они существуют? Может ли такой дух воздействовать на вашу общину?
4. Что могло заставить такого человека, как Сюзан Гаррет, утверждать, что встреча Петра с Симоном-волхвом была равносильна столкновению с самим сатаной?
5. По всей вероятности, молитвы личных ходатаев Петра спасли ему жизнь. Вы можете назвать отдельных людей, которые сегодня известны своим служением личного ходатайства за конкретных лидеров?
Глава 8.