Уставные последования и виды Утрени, её место в суточном круге.
Общий схематичный порядок древней христианской Утрени, сложившейся к IVв., уже представлял собой определенное последование. На вступительное приветствие епископа «Слава Господу!» или «Господь с вами» (аналог нынешнего «Мир всем»), народ отвечал: «Достойно и праведно», после чего епископ произносил хвалебную утреннюю молитву, и далее народ пел псалмы и духовные песни. Следовало поучение епископа, благословение и отпуст оглашенных. В указаниях для диаконов здесь имелись прошения в форме типа: «За то-то помолимся, дабы Господь...» (одна из форм пространной сугубой ектении). В завершении Утрени непременно пелось «Великое славословие» после чего могла быть совершена Евхаристия.[116] Обобщая имеющиеся свидетельства древности, базовыми элементами восточной христианской Утрени можно считать следующие:
• Утреннюю молитву предстоятеля (епископа или священника);
• Псалмы и Библейские песни с тропарями (будущий канон Утрени);
• Великое славословие.
При этом вполне уместной практикой является возможность служения Евхаристии непосредственно сразу после Утрени, что иногда можно видеть и сегодня, в особенности в греческой традиции. На Западе утреннее Великое славословие, именуемое Gloria (лат.) – Слава, закрепилось в составе Мессы. Известно, что это славословие употреблялось в Риме к началу Литургии уже в середине II в., а в последствии, к V в. оно стало звучать во все воскресные и праздничные дни, при этом в латинских рукописях он именовалось как гимн для Воскресной утрени.
Что касается молитв Утрени, читаемых предстоятелем, то в нынешней практике во время чтения Шестопсалмия священник читает тайно двенадцать утренних молитв, собранных вместе, последние фразы которых служат ныне «возгласами» после ектений произносимых на Утрени. Но, в принципе, эти молитвы были относимы к различным моментам богослужения, подобно тому, как это происходит и в службе Вечерни со светильничными молитвами. Изначально этих утренних молитв не было много, но со временем их количество увеличилось, их надписания в рукописях свидетельствовали о том, в каком месте богослужения их необходимо читать.
Само по себе уставное место Утрени в суточном круге богослужения предусматривается в предрассветные часы, так, чтобы начало Утрени совершалось ещё в ночи, а возглашение к Великому славословию «Слава Тебе показавшему нам свет» приходилось как раз на восходе солнца – это ключевой момент Утрени с благодарением (славословием) на начинающийся день. К сожалению, имеющее место быть практика служения Утрени вечером полностью противоречит духу христианского богослужения, и её никак нельзя считать оправданной.
Виды Утрени | Знак Типикона |
1. Полиелейная (праздничная) | , , |
2. Со славословием, т.е. с праздничным окончанием | |
3. Вседневная | , без знака |
Общая схема Утрени
(жирным цветом отмечены важнейшие элементы):
В случае отдельного служения Утрени в начале после простого возгласа священника читается обычное начало с так называемыми ктиторскими (царскими) псалмами 19, 20, во время чтения которых священником совершается полное каждение храма. Затем звучат тропари Кресту с богородичном и следует краткая сугубая ектения из 4-х прошений, произносимая священником, который после этого (с кадилом у престола) дает возглас «Слава Святей…» к началу Утрени и читается Шестопсалмие. В составе бдения вступительная часть отсутствует, а Утреня начинается сразу с Шестопсалмия. По монастырским уставам – это время «умной молитвы». Ядром Шестопсалмия является 62 псалом, – «Боже, Боже, мой к Тебе утренюю…».
- После этого следуетМирная ектения ипоется «Бог Господь» с тропарями. Во время Великого поста и по Субботам может быть совершаема Утреня с пением «Алиллуия» вместо «Бог Господь». Плюс к этому на вседневной великопостной Утрени добавляются специальные «троичные песни».
- Далее следуют Кафизмы(по уставу их может быть 2 или 3).
- После кафизм бывают малые ектении (при знаках выше шестеричного) и седалены.
- Если полиелея (псалмы 134-135) и чтения Евангелия – нет, то сразу же следует Псалом 50 и поется Канон.
- После 3-й, 6-й и 9-й песни – малая ектения и седалены, кондаки, икосы (по уставу).
- После 8-й – Песнь Богородицы с припевом «Честнейшую…» и каждение храма диаконом; в дни Господских праздников и, частично, в дни их попразднств, вместо богородичной песни поются специальные припевы Праздника.
- Хвалитные псалмы 149, 150 со стихирами (при малых знаках стихир часто нет).
- Великое славословие (при шестеричном знаке и без знака – читается).
- Ектении (сугубая и просительная). В случае вседневной утрени после чтения Славословия сразу следует просительная ектения. И далее добавляются Стиховные стихиры (т.е. со стихами), после которых следует чтение «Благо есть…» и «Трисвятое по Отче наш…», поются дневные тропари и сугубая ектения. В будние дни Великого поста к концу Утрени добавляется, как и на вечерне, молитва «Небесный царю…» и молитва Ефрема Сирина, произносимая священником, с земными поклонами.
- При праздничном завершении Утрени окончание происходит с отпустом, а в случае вседневной Утрени без отпуста присоединяется 1-й час, в конце которого следует отпуст.
8.6. История и современная практика Канона Утрени.[117]
Канон в своей идеальной уставной форме представляет собой сложную цепь ветхозаветных библейских песен, cсоставляющих «скелет» канона, переплетенных с небольшими христианскими песнопениями (ирмосами и тропарями). Он обрел свою завершенную форму в византийском богослужении в кон. VIII – IX вв. К сожалению, в современной практике (за исключением периода пения Постной Триоди) Каноны обычно исполняются без использования библейских песен, но структура Канона сохраняется в виде песен, которых насчитывается 9, причем вторая песнь обычно отсутствует, - она имеется только в канонах Постной Триоди. Причина отсутствия второй песни не вполне ясна, хотя обычно указывают на остро обличительный тон 2-й библейской песни в ранней христианской традиции и, посему, её не всегда использовали. Согласно нынешнему Типикону предусмотрено 2 варианта исполнения библейских песен:
• вседневный (будничный), именуемый «Поем Господеви»;
• праздничный, называемый «Господеви поем».
Тексты самих библейских песен находятся во второй части Следованной псалтири. Структура каждой песни канона представляет собой следующий порядок: Библейская песнь → Ирмос → Припев → Тропарь → Припев → Тропарь → … …→ Слава…/ Тропарь / И ныне… / Тропарь / Катавасия.
По уставу на каноне может насчитываться до 14 тропарей (считая вместе с ирмосом). Припевами должны служить стихи библейских песен, в текст которых между стихами добавляются Ирмос и тропари. Но в сегодняшней практике (кроме периода пения Постной Триоди) обычно библейские песни не употребляются, а припевы используют общего христианского содержания, такие как, например, «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Слава Господи Святому Воскресению Твоему», «Святый … моли Бога о нас», «Пресвятая Богородице спаси нас» и т.п.
Ирмос (греч. ejirmov")– сцепление, соединение, связь, – является организующим текстом канона, ключом строения песен. В заключение, каждой песни канона предполагалось пение ирмосов, именуемых греческим военным термином катавасия (от греч.katavbasi"– схождение), исполнение которых предполагалось двумя хорами сходящимися вместе с клиросов в середине храма в заключение каждой песни канона. В нашем Типиконе в случае праздничного варианта отправления богослужения предписано петь катавасии после каждой песни канона, а при будничном богослужении только после 3-й, 6-й, 8-й и 9-й.
Изначально в тропарях канона на Утрени стремились сохранять связь празднуемого воспоминания с теми или иными ветхозаветными образами, воспоминаемыми в библейских песнях. Но со временем этот смысловой порядок нарушился и отсутствие связи с библейскими песнями видно не только в тропарях, но и в ирмосах, которые должны служить образцом к тропарям песни.[118]
Всего в Священном Писании насчитывается 12 библейских песен. Из них Песнь Деворы (Суд. 5гл.) и Песнь Езекии (Ис. 38:11-20) не вошли в наше богослужение, а остальные 10 песен (2 из которых новозаветные) составляют фон песней Канона. Изначально песни использовались несколько иначе и в меньшем количестве – от 1 до 3. Сегодня в будничных богослужебных текстах постной Триоди сохранился более древний количественный порядок песней канона: 2-х, 3-х и 4-х песнцы. По общему уставному порядку, темы библейских песен Канона выстраиваются следующим образом:[119]
1. Переход евреев через Чермное море, Песнь Моисея (Исх. 15:1-19);
2. Песнь Моисея (Втор. 32:1-43);
3. Песнь Анны, матери Самуила (1Цар. 2:1-11);
4. Песнь Аввакума (Авв. 3:1-19);
5. Песнь Исайи (Ис. 26:9-19);
6. Песнь Ионы (Ион. 2:3-10);
Песнь трёх отроков составила две песни канона:
7. (Дан. 3:26-56); 8. (Дан. 3: 67-88);
Песнь Богородицы (Лк. 1:46-55) не является отдельной песней канона, а стоит особняком между 8-й и 9-й песнями и исполняется с припевом «Честнейшую...», за исключением двунадесятых праздников, когда поются свои специальные запевы, и бдений воскресных дней периода пасхальной Пятидесятницы.
9. Песнь Захарии (Лк. 1:68-79).