Исторически невозможное в Библии

Современная историческая наука располагает огромной массой точно установленных и проверенных фактов, относящихся к различным историческим периодам и ко всевозможным странам и народам. В свете этих знаний исторические повествования Библии могут быть подвергнуты достаточно точной проверке. Каковы итоги этой проверки? Оказывается, что в библейском «историческом» материале содержится огромное количество ошибок, много случаев прямого искажения истины или простого вымысла. Приведем несколько примеров.

В том месте книги Паралипоменон, где говорится о временах царя Давида, в еврейском подлиннике Библии сообщается, что евреи вносили на построение храма дарики. Эта персидская монета была пущена в ход царем Дарием, от которого и получила свое название. Но Дарий жил почти на полтысячелетия позже Давида, стало быть, при Давиде никаких дариков не могло быть.

В евангелиях рассказывается о том, что Иисус Христос родился «во дни царя Ирода»[См. евангелие от Матфея, гл. II, ст.1.] и что в это время Сирией правил наместник Квириний. Известно, однако, что царь Ирод умер за четыре года до того момента, к которому церковь относит рождение Христа, а Квириний в это время Сирией не управлял. Дальше сообщается, что этот самый Квириний предпринял перепись населения во всей стране и что родители Христа должны были прийти в город Бетэль пройти перепись. Это тоже неверно. Первая перепись в Иудее была проведена в 7 г.н. э., т. е. через семь лет после событий, к которым ее приурочивают евангелия, притом это была не перепись населения, а перепись имущества. Никаких поездок для того, чтобы пройти перепись, не могло быть: важно было записать жилище, скот, землю и т. д., а это можно было сделать только на месте.

Авторы евангелия обнаруживают незнание исторической обстановки Иудеи того времени, о котором пишут. Они рассказывают, например, что дочь царицы Иродиады Саломея плясала на пиру перед гостями, собравшимися у царя Ирода. Этого не могло быть, ибо по обычаям восточных стран того времени такое поведение опозорило бы царевну, так как плясали на пирах танцовщицы-проститутки из рабынь. Иисус, по евангелиям, изгоняет бичом торговцев, продававших в храме свои товары, опрокидывает их прилавки, «столы меновщиков» и т. д. Этого не могло быть, ибо в храме торговля никогда не производилась. В другом месте евангелий рассказывается о том, как Иисус, встретив бесноватого, изгнал из него огромное количество бесов и приказал им вселится в стадо свиней, которых было около 2 тысяч. В Палестине того времени не могло быть свиных стад, тем более таких больших, так как религия запрещала евреям свиноводство, как запрещает и сейчас.

В суде над Иисусом, рассказывают авторы евангелий, будто бы участвовало много первосвященников[См. евангелие от Матфея, гл. XXVI, ст.59; гл. XXVII, ст.1; евангелие от Марка, гл. XV, ст.31; евангелие от Луки, гл. XXII, ст.52.]. Между тем в Иудее мог быть только один первосвященник. В расправе над Иисусом, по евангелиям, участвуют все время римские солдаты. В то время их в Иудее не было. Гарнизон римских солдат был оставлен в Иерусалиме только после подавления иудейского восстания 60―х годов н. э., т. е. через несколько десятков лет после эпохи, к которой относятся описываемые события. Римский прокуратор Понтий Пилат, который будто бы принимает непосредственное участие в расправе над Иисусом, не мог этого делать по той причине, что его резиденция была не в Иерусалиме, где все это происходило, а в Цезарее, на берегу моря ― далеко от Иерусалима.

Насколько трудно добраться в Библии до исторической истины, можно видеть хотя бы на тех многочисленных фактических несообразностях, которые мы там находим.

Рассказывается, например, о войне, происходившей между иудейским царем Авией и израильским царем Иеровоамом. Об армии первого говорится, что она состояла из 400 тысяч отборных бойцов, а об армии второго ― что таких же отборных бойцов в ней было 800 тысяч[См. II книгу Паралипоменон, гл. XIII.]. Значит, помимо этих отборных сил, были, надо полагать, еще и войска. Но в древности никогда таких огромных армий не было ― это, безусловно, фантастические цифры.

Среди евреев, вышедших из Египта, было, как рассказывается в Библии, ни больше ни меньше, как 600 тысяч мужчин. Принято считать, что количество взрослых мужчин обычно составляет около одной пятой всего населения. Если исходить из этого расчета, то надо считать, что всего евреев из Египта вышло около 3 миллионов. Эта колоссальная масса народа за одну ночь прошла по территории Египта, перешла Красное море, сгруппировалась вокруг горы Синай, потом сорок лет единым потоком бродила по пустыне и, наконец, форсировав Иордан, вторглась в Палестину. Все это совершенно невероятно.

Немецкий военный историк Дельбрюк подверг проверке данные древнегреческого историка Геродота о численности войск Ксеркса в греко-персидской войне. Геродот дает точную цифру ― 4200 тысяч вместе с обозами. Когда Дельбрюк произвел соответствующие подсчеты, оказалось, что такая колонна персов в походе должна была растянутся не менее чем на 3 тысячи километров. Попробуем воспользоваться данными этого авторитетного исследователя в нашем случае. Колонна евреев должна была занять в походе не менее 2 тысяч километров при условии соблюдения современной маршевой дисциплины, что само по себе маловероятно. По прямой линии расстояние от реки Нил даже в верхнем ее течении до северных границ Палестины составляет примерно около 1000 километров. Если даже удвоить эту цифру и считать, что вместе с изгибами караванного пути, по которому должна была следовать колонна, она составляет 2 тысячи километров, то и в этом случае получится, что, когда голова колонны уже прошла всю Палестину, ее хвост должен был еще находится в исходном пункте. Блуждать по Синайской пустыне такая масса народа не могла, ибо весь Синайский полуостров представляет собой маленькую территорию, на которой 3 миллиона человек не могли бы даже как следует разместится. Что же касается перехода через Красное море всей колонны в течение одной ночи, то это тоже фантастика. Подсчеты показывают, что для этого понадобилось бы не менее недели, даже при условии, что воды моря, действительно, расступились, как написано в Библии.

Конечно, верующие нам могут возразить: для бога все возможно; уж если он заставил расступится воды Красного моря и дал возможность евреям пройти по воде, как по суху, то что ему стоило даже не в одну ночь, а в одну минуту переправить миллионы через это море. Мы, однако, не занимаемся здесь вопросом о возможности или невозможности чудес об этом мы поговорим дальше. Покамест мы рассматриваем реальную историческую возможность описанных в Библии событий и устанавливаем, в какой мере можно всерьез принимать ее историческое повествование. Если исходить из возможности чудес, то вообще никакие рассуждения и никакой анализ невозможны. Какой вопрос ни поставишь, на все можно ответить, что это чудо, чуду же никакая логика не присуща…

Фактические несуразности наблюдаются в Библии и по сравнительно мелким вопросам. Например, когда царь Герарский соблазнился красотою жены Авраама Сарры, ей было, судя по библии, ни мало ни много, как девяносто лет[См. бытие, гл. XVII, ст.17.]. Довольно любопытен и такой факт: Иаков старается не отпускать от себя младшего сына Вениамина и все время держит его при себе; сам Вениамин именуется отроком, но этот «отрок» имеет уже, оказывается, десять человек детей ― все они перечислены по именам[См. там же, гл. XLVI, ст.21.]. При такой небрежности в освещении фактов, конечно, любые ошибки и любые искажения могли иметь и, действительно имеют место в Библии.

Одним словом, с исторической истиной в Библии дело обстоит весьма неблагополучно.

Исторические ошибки и искажения в библии становятся вполне объяснимыми, если рассматривать библия как произведение, созданное на земле самими людьми и если как следует разобраться в ее истории.

Нет ничего удивительного в том, что книга, которая составлялась в течение целого тысячелетия огромным количеством авторов, содержит в себе много ошибок и неувязок; было бы странно, если бы все библейские авторы оказались одинаково знающими и добросовестными людьми. Важную роль играет еще одно обстоятельство. Многочисленные авторы библейских книг исходили в своей работе из определенных религиозно-назидательных целей, поэтому они старались подгонять исторические факты под свои схемы и укладывать в эти схемы распространенные в народе мифы и сказания. Когда же оказалось, что для обоснования данной религиозной идеи не хватает исторических фактов, даже подтасованных, не хватает также существующих уже и распространенных в народе мифов, тогда авторы сами выдумывали факты и сочиняли мифы. В результате получалось невообразимо запутанное смешение исторического с фантастическим, истины с вымыслом.

Хоть и с большой неохотой, но признать это вынуждены и богословы. Например, лютеранский ученый богослов Эйсфельдт пишет: «Что касается данной в Новом Завете исторической картины, то надо признать, что она для современных людей не является безоговорочно авторитетной, многими она может приниматься с еще большими оговорками, чем физическая картина. Если в Послании к Галатам (III, 16) говорится, что между Авраамом и Моисеем прошло 430 лет, то это ни в коем случае не дает такой ветхозаветной хронологии, которая может быть принята ученым теологом»[Otto Eissfeldt, Geschichtliches und Ubergeschichtliches im alten Testament, S. 39.].

Любопытный обмен репликами по поводу исторической достоверности Ветхого Завета произошел на парижском конгрессе библейской археологии и ориенталистики. Католический священник Коппенс заявил в своем выступлении: «Не следует преувеличивать историческую ценность книг Ветхого Завета. Только автор биографии Давида заслуживает своей объективностью названия историка»[ «La Bible et L'orient. Travaux du premier congres d'archeologie et d'orientalisme bibliques», p.35.]. Ему ответил на это богослов М. Дорм, причем ответ оказался весьма неубедительным. В протокольной записи он выглядит так: «М. Дорм указал на значение жреческого источника, который сообщает чисто светские сведения, например географические и этнографические отрывки, содержащиеся в главе X книги Бытия»[ «La Bible et L'orient. Travaux du premier congres d'archeologie et d'orientalisme bibliques», p.35.]. Какие же географические и этнографические сведения содержатся в главе, на которую ссылается Дорм? «Вот родословие сынов Ноевых, ― начинается эта глава, ― Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети. Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай…» После этого идет совершенно мифическая родословная остальных сыновей Ноя и их детей, а в заключение сказано: «Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах их. От них распространились народы по земле после потопа»[Бытие, гл. X.]. Можно сказать, что представления об этнографии и географии, которыми оперирует богослов Дорм, недалеко ушли от допотопных.

Не следует искать истину и в так называемых пророчествах Библии.

Пророчества

О них ходит много всяких разговоров среди верующих. И, как правило, все эти разговоры основаны на незнании сути дела, чаще всего на незнании Библии.

Есть в Библии много пророчеств о давно прошедших временах. Например, в книгах, которые так и называются книгами Пророков (Исаии, Иеремии и др.), будто бы было предсказано покорение Иудеи Ассирией и Вавилоном, и все эти события потом действительно произошли. На самом деле подавляющее большинство подобных пророчеств было сделано задним числом, после того, как события уже совершились.

Большинство пророческих книг было написано в эпоху вавилонского плена и после нее, а их выдавали за книги, написанные еще в древности. Некоторые из пророчеств были сделаны незадолго до тех событий, о которых в них говорится, и фактически были основаны на трезвом расчете обстановки. Например, пророк Иеремия жил до завоевания Иудеи Вавилоном и во время этого завоевания. Учитывая складывавшуюся международную обстановку, он делал вполне обоснованные выводы о неизбежности завоевания маленькой Иудеи мощным Вавилоном. Больше того, исходя из этого, он вел активную пораженческую агитацию среди своих соотечественников; по существу он был настоящим агентом паработителей-вавилонян. Но дело здесь совсем не в пророчестве, а в трезвом и, может быть, корыстном расчете, учитывавшем реальное соотношение сил.

Основное из пророчеств, которое повторяется во многих библейских книгах, заключается в том, что после тяжелых времен плена, рассеяния и рабства для избранного богом народа наступит, наконец, избавление и счастливая жизнь, причем в некоторых библейских книгах эта счастливая жизнь представляется как господство над другими народами. Последнее никак не сбывалось. Были пророчества об избавлении от вавилонского господства, они как будто сбылись, но тут же на смену вавилонскому господству пришло персидское, потом греческое, которое сменилось римским, и т. д. Пророки занимались по существу тем, что непрестанно откладывали платеж по векселю, но этот платеж так и не наступил, хотя все указывавшиеся сроки давным-давно прошли.

В Новом Завете пророчества этого рода выглядят несколько по-иному. Здесь уже имеется в виду спасение не еврейского народа, а всего человечества. Должен наступить конец света, должен прийти Антихрист и вступить в борьбу с богом; после сильнейших потрясений победит Христос, и наступит на земле царство небесное; воскреснут все мертвые и предстанут перед Страшным Судом, который осудит одних людей на вечные муки, других ― на вечное блаженство. В Новом Завете этот мотив постоянно повторяется, причем даются категорические заверения о том, что это наступит очень скоро: «не прейдет род сей, как все сие будет»[Евангелие от Матфея, гл. XXIV, ст.34.]. Это значит, что конец света наступит на протяжении жизни одного поколения, иначе говоря, он должен был наступить уже тысячу девятьсот лет тому назад. Но свет существует до сих пор! Основное пророчество Библии оказалось несостоятельным.

Много раз в истории нашей страны и стран Запада христианские церковники и сектантские руководители заявляли, что наступили или наступают «последние времена» перед концом света. Они производили всякие сложные вычисления по библейским текстам и устанавливали безошибочные, по их мнению, сроки, в которые следует ждать неизбежного, светопреставления. К 1000 г. христианское духовенство Западной Европы приурочивало абсолютно неизбежный конец света. Верующие не считали нужным даже засевать поля осенью 999 г., в результате чего разразился, конечно, страшный голод, и для многих погибших от голода людей, действительно, наступил конец света. После этого светопреставление много раз откладывалось. Оно «должно» было состоятся в 1198 г., потом ― в 1524, 1532, 1819, 1832, 1836, 1843, 1896 гг. и, наконец, в наше время ― в 1925, 1932 гг. и т. д. Убеждение в том, что конец света наступит, и сейчас в достаточной мере распространено. Церковные деятели, сектантские руководители, еврейское духовенство и теперь многозначительно говорят о «знамениях» приближающегося конца света, но факт остается фактом: до сих пор библейские пророчества о конце света регулярно проваливались.

Мы подчеркиваем, что в данном случае речь идет о действительном предсказании, хотя и провалившемся, потому что во многих случаях за предсказание или пророчество в Библии принимается то, что совсем не является таковым. Выше уже говорилось о тех «пророчествах», которые делались после соответствующих событий. Но есть в Библии и другая разновидность мнимых пророчеств. Когда, например, говорится, что будет глад и мор, будут войны, пойдет брат на брата и т. д., то это вообще не предсказание. В обществе, основанном на эксплуатации человека человеком, голод и эпидемии были обычным явлением. То же относится и к войнам, в частности, к гражданским войнам, когда восстает «брат на брата». Заявление о том, что будут голод или войны, всегда можно было сделать без всякого риска ошибиться. Пророчества здесь нет никакого.

Среди верующих распространены нередко слухи о пророчествах, которых вообще нет в Библии. Как правило, из верующих мало кто знает Библию, поэтому люди не всегда могут проверить распространяемые слухи. А иногда эти слухи такого рода: в Библии, мол, предсказано все, что теперь на свете происходит: и самолеты, и телевидение, и чуть ли не атомная бомба… Ничего этого в Библии нет, а подобные разговоры рассчитаны на чересчур легковерных людей.

Да и откуда люди, которых именуют библейскими пророками, могли узнать истину о последующих временах вплоть до нашей эпохи? Религия говорит, что пророки были не обыкновенными людьми, а исключительными, отмеченными самим богом, и что поэтому бог сообщал им свою волю и свои намерения как насчет ближайших времен, так и насчет отдаленных. Действительно, то, что рассказывается в Библии о пророках и их образе жизни, нельзя считать обыкновенным. Чтобы прийти в то иступленное состояние, в котором они могли пророчествовать, они должны были безудержно скакать и прыгать, иногда наносить себе ножевые и другие раны или принимать побои от других людей. О некоторых пророках вообще рассказываются совершенно диковинные истории. Так, например, пророк Иезекииль должен был, как рассказывается в Библии, по приказанию бога совершить следующие действия: съесть целиком пергаментный свиток, очевидно, с письменами; затем 390 дней непрерывно лежать на левом боку, 40 дней ― на правом боку; есть и пить он должен был в течение этого времени строго определенную, дозированную по весу пищу, причем в рацион святого человека должны были входить ячменные лепешки, замешанные на человеческих испражнениях…[См. книгу пророка Иезекииля, гл. III и IV.] Нельзя отрицать, что образ жизни, который вел Иезекииль, был весьма странным, но есть ли какие-нибудь основания думать, что это давало ему возможность знать будущее?

Таких «пророков», о которых рассказывается в Библии, этнографическая наука наблюдала и еще теперь нередко наблюдает у многих народов, преимущественно находящихся на низком уровне развития. Это так называемые шаманы. Они тоже пляшут и прыгают, пока не придут в состояние исступления, бьют в бубны и барабаны и иногда играют на примитивных музыкальных инструментах, иногда нуждаются в том, чтобы им играли во время пророчествования или камлания, наносят себе побои и раны и т. д. Так же, как и библейские пророки, они «предсказывают» будущее, толкуют настоящее, обладают якобы некоей таинственной властью над миром духов и богов.

Пророки, по Библии, считались психически ненормальными людьми, и сама эта ненормальность оценивалась как признак особой «отмеченности» данного человека богом. Шаманы во многих случаях тоже являются психически неуравновешенными людьми, и эта неуравновешенность считается признаком особого призвания таких людей. Древние евреи могли, конечно, в необычном поведении Иезекииля видеть печать божественного призвания этого человека. Но мы, люди современного общества, не сможем опускаться до их уровня. Мы знаем, что такое нервная система человека и как можно привести ее в возбужденное состояние, что может послужить причиной всевозможных видений и галлюцинаций, каковы причины психических болезней. Видеть «пророчество» в бреде больного человека нет никаких оснований. Разумеется, нельзя верить пророчествам и в тех случаях, когда их делают ловкие обманщики, а такие случаи довольно часты.

Естествознание и Библия

Наши рекомендации