Спиритизм и сумасшествие (1)

Милостивый государь!

Я должен извиниться, что оставил без ответа письмо преподобного Тэрстона. Когда я писал в прошлый раз, я был вдали от дома и вынужден был положиться на свою память. Она не совсем подвела меня, но я всё-таки перепутал два ряда цифр, каждый из которых прекрасно подходит для моей цели. Первый ряд составлен д-ром Кроуэллом, совершенно правильно цитируемым преподобным Тэрстоном. Эти данные показывают, что на 32313 пациентов-мужчин приходится 215 священнослужителей, тогда как общее число спиритов (и мужчин, и женщин), находящихся на лечении, составило лишь 45 человек. Нет также никаких причин к тому, чтобы думать, будто слово «спириты» было применено к одним только медиумам. Это явствует из результатов исследования, проведённого «Бритиш медикэл джорнэл», как сообщено 13 февраля 1879 года. Журнал констатирует: «Мы не преминули просмотреть целый ряд отчётов американских государственных психиатрических лечебниц за последние годы. В этих отчётах представлены таблицы, приводящие причины, послужившие толчком к умопомешательству среди пациентов, общее число которых составляет 14550 человек. Из этого количества больных лишь четыре случая связано со спиритизмом». Журнал добавляет: «Перед нами лежит прошлогодний 62-ой отчёт Комиссариата по Призору душевнобольных, в котором не значится ни одного случая, обусловленного спиритизмом».

Следовало бы добавить, что с начала войны в этой стране наблюдалось значительное усиление Спиритизма, и всё же общая статистика по домам умалишённых ещё более снизилась. Доклад от 1 января 1919 года показывает 10%-ное понижение в сравнении с аналогичным докладом за 1918 год.

На факты эти указывается достаточно часто, и поэтому игнорирование или искажение их больше не может иметь никакого оправдания.

Ваш, и т.д.,

Артур Конан-Дойль

«Саутпорт визитер»

Марта 1920г.

СПИРИТИЗМ И СУМАСШЕСТВИЕ (2)

Сэр! Я охотно отдаю должное сдержанности письма преподобного Тэрстона. Но фактом остаётся то, что когда крепкое вино религиозной эмоции достаётся неврастенику, то не имеет большого значения, к какой именно секте он или она принадлежат, потому что нам всем в таком случае предлагается жить под стеклянным колпаком. Неврастеник-католик ожидает стигматов, пуританин зацикливается на предопределении и, если угодно, спирит безвозвратно погрязает в оккультных исследованиях. Все они находятся в нездоровом состоянии ума, в каковое их повергает чрезмерное увлечение идеей, сама же природа идеи значения не имеет. Я, однако, приводил цифры и утверждения авторитетов, которые, как я надеюсь, убедили Ваших читателей в том, что Спиритизм может выдержать испытание и этого рода, ибо в сравнении со всеми иными видами культа он всего менее располагает людей к умопомешательству.* Ваш, и прочая,

* См. по этому поводу также у Аллана Кардека: «Книга Духов», Введение, XII и «Книга Медиумов» конец §222. (Й.Р.)

Артур Конан-Дойль

«Джон О’Лондон’з уикли»

Марта 1920г.

ПО ПОВОДУ ДОВЕРИЯ

К МИССИС ПАЙПЕР

Забавно видеть, что столь безобидное словосочетание как «правдоподобное искажение» вызывает гнев г-на Клодда. Он сам между тем является наиболее невоспитанным из спорщиков. Каждый, кто не согласен с ним, тут же становится «нахалом», «самозванцем» или просто носителем «тошнотворного вздора». Как известно, именно он поставил в кавычки звание доктора наук у г-на Кроуфорда и заявил, намекая на сэра Оливера Лоджа и на меня, что «рыцарем в наше время стать очень легко».* И вот теперь он жалобно визжит, когда его слегка стукнули. В самом деле смешно. Ваш, и т.п.,

* В английском официальном языке слово «сэр», стоящее перед именем и фамилией, является титулом и указывает на то, что данное лицо принадлежит к рыцарскому сословию. По английскому обычаю в рыцари посвящает король или королева за выдающиеся военные или государственные заслуги. Но за последние столетия стало также традицией производить в рыцари за чрезвычайные заслуги в науке, искусстве и других областях. Так Оливер Лодж и Вильям Крукс были произведены в рыцари: английское государство тем показало, что оно ценит их высокие научные достижения. Конан-Дойль также был произведён королевой в рыцари в знак высокой оценки его литературной деятельности (имелось в виду создание им образа Шерлока Холмса, одной из страстных почитательниц которого была английская королева**). Равным образом в рыцари был посвящён и другой беллетрист, а также оккультный мыслитель, – Генри Р.Хаггард. (Й.Р.)

** По другой версии рыцарское звание писателю было пожаловано за его выдающиеся усилия в попытке довести до мирового общественного мнения британский взгляд на войну в Южной Африке. (Й.Р.)

Артур Конан-Дойль

«Ту уорлдз»

Октября 1920г.

ПУТЕШЕСТВИЕ

СЭРА АРТУРА КОНАН-ДОЙЛЯ

Мой дорогой редактор!

Только что прибыли в Бомбей. Меня уверяют, что плавание наше оказалось самым жарким из всех, бывших когда-то прежде. В Красном море было действительно очень жарко. Я прочёл лекцию о наших истинах пассажирам первого класса, когда мы проплывали южнее Крита, и другую – пассажирам второго класса во время пребывания в Красном море, при этом, как вы понимаете, случилось много споров, большей частью благодушных и умных. Не думаю, что когда-либо прежде на одном корабле собралось бы так много спиритов, так как число убеждённых сторонников велико, а число серьёзных исследователей и того более. Если даже дальше и не произойдёт ничего существенного, то уже и сейчас моё путешествие вполне оправдалось, ибо большой корабль подобен гороховому стручку, из которого горошины разбрасываются по всему миру: на нашем корабле собраны отборные множества людские. Диапроекторов нет, но я показываю психические фотографии по утрам в 10 часов, объясняя их технологию, и обыкновенно у меня столько слушателей, со сколькими я могу управиться. Парсы (индийские зороастрийцы) проявляют особенный интерес к данной теме, при этом они гораздо разумнее многих наших доморощенных критиков. Насколько я понимаю, они все разделяют нашу точку зрения. Есть у меня небольшое число буддистов и мусульман. Феномены у них проявляются так же, как и у нас, но они выполняются как чудеса факирами и не разработаны в смысле научном или философском.

Всегда Ваш,

А.Конан-Дойль

«Дэйли телеграф» (Сидней)

Октября 1920г.

ХАРАКТЕР Д.Д.ХОУМА

Милостивый государь!

Моё внимание только что было привлечено анонимной атакой (ибо я полагаю, что «Джон Доу» всего лишь псевдоним), имеющей целью опорочить г-на Д.Д.Хоума.* Поскольку сам Хоум не принадлежит более к нашему миру и не может ответить своим посмертным клеветникам, и поскольку случилось так, что мне кое-что известно из затронутых по этому поводу фактов, то, может быть, Вы предоставите мне право такого ответа. Мне кое-что известно об этом потому, что недавно я выпустил в свет новое издание жизни Хоума, и, занимаясь им, я внимательно ознакомился со всеми документами, имеющими отношение к процессу г-жи Лайон. Отчёт об этом, с заявлением прокурора и письмами г-жи Лайон, был опубликован самим Хоумом во втором томе его исследований, что, согласитесь, было бы достаточно странно со стороны человека действительно виновного.

* В русских дореволюционных изданиях фамилия Хоум (Home) ошибочно писалась «Юм» либо «Хьюм», что по-английски было бы «Hume». В этом вопросе мы не считаем возможным следовать традиции и пишем так, как будет единственно правильно. (Й.Р.)

Одна-единственная проверка покажет, сколь полно характер его неуязвим для предпринятой против него атаки. Хоум был человеком весьма обаятельным, и поэтому имел много друзей среди людей несомненно честных и порядочных. К ним относились Бульвер-Литтон, лорд Данрейвен, его сын, лорд Адайр, лорд Линдсей, Роберт Чамберс (издатель), Сэмюэль Картер-Булль (издатель журнала «Арт джорнэл») и множество других почтенных людей, именами которых я мог бы исписать всю страницу. Ваш корреспондент утверждает, будто один из них, доподлинно знавший все факты, имеющие отношение к делу, после суда разорвал отношения с г-ном Хоумом. Я утверждаю как раз обратное: их дружба, по видимости, ещё более укрепилась, и в 1868 году, т.е. двумя годами позже, Хоум был на «ты» с названными мною титулованными особами. Как бы это могло случиться, если бы он, как то заявляет г-жа Лайон и безосновательно утверждает судья Гиффорд, устроил бесчестную подделку? Надо сказать, что данный судья отличался ярко выраженными материалистическими взглядами, и его мнение о медиумизме, в котором он ровным счётом ничего не смыслил, ничуть не более неблагоприятно, чем могло бы быть его мнение о христианском божестве, решись он его высказать. Приводить его мнение по поводу Хоума и спиритов – всё равно что ссылаться на суждение римского трибуна о ранних христианах. В обоих случаях обвиняемым не пришлось бы рассчитывать на сочувствие.

Ваш корреспондент возводит обвинение на Хоума, попросту принимая на веру всё то, что говорит миссис Лайон, без учёты того, что сказано самим Хоумом ей в опровержение. Ваш корреспондент опускает тот факт, что судья признал миссис Лайон виновной в грубом лжесвидетельстве. Это заявление было им сделано, когда г-жа Лайон попыталась втянуть в дело г-на Уилкинсона, адвоката Хоума. Но было совершенно ясно показано, и это остаётся фактом, что оба – и Картер Холл, представлявший Хоума как его друг, и Уилкинсон, представлявший его как адвокат – умоляли г-жу Лайон не возбуждать подобного дела и подумать о собственной семье. На это она ответила, что у неё нет близких родственников и что она приняла решение. Это была полубезумная особа, которая отличалась манией писать завещания, а затем отменять их. В данном случае она оказалась настолько связанной первоначальным заявлением, что не могла аннулировать его, и единственным для неё способом выйти из этого дела стало утверждение, будто всё обусловлено обманом. В поддержку выдвинутого ею обвинения не нашлось ни единой улики, одно только её слово, и поскольку на карту оказались поставленными 35.000 фунтов стерлингов и судья уличил её во лжесвидетельстве, то вся эта история не является шибко-то солидным основанием, чтобы возводить хулу на человека, который ни разу в жизни ни с кого не взял денег за оказанные им медиумские услуги. С какой бы стати он поступил по-иному и с этой женщиной? Разве не очевидно, что она лгала? Такова, разумеется, была точка зрения друзей Хоума, и я сердечно её подтверждаю. Я думаю, что он действовал честно и тактично в самых трудных обстоятельствах, и если г-н Доу, нападая на Спиритизм, вынужден вернуться во времена настолько отдалённые, как год 1869, чтобы там позаимствовать столь слабый довод как тот, что приведён им, то, значит, его запас возражений не блещет особенным богатством.

Помимо нападок на Хоума, Ваш анонимный корреспондент делает и ещё один важный выпад: он начинает своё письмо с утверждения, будто «большинство медиумов, работа которых послужила основой для моей веры и которые дали мне необходимые доказательства её истинности, либо отбывают теперь свой срок в тюрьме, либо, по общему признанию, очень часто оказывались уличены в обмане». Здесь уж необходим г-н Хьюз, для того чтобы изобрести опровержение, адекватное по своей ложности подобному утверждению. Медиумы, с которыми я имел дело, были в большинстве своём любителями, за всю свою жизнь не заработавшими на этом занятии ни шиллинга. Это такие люди, как Ивэн Пауэлл, Слоун, Феникс и другие. Так что подобная тирада является лишь примером наглой клеветы и беззастенчивой лжи людей, ополчившихся против нашего Дела.

Артур Конан-Дойль

«Интернэйшнл сайик гэзетт»

Январь 1921

ПРОБУДИСЬ, АВСТРАЛИЯ!

[Главному редактору

«Интернэйшнл сайик гэзетт»]

Мой дорогой Льюис!

Буквально пара слов, чтобы показать Вам, что со мной ещё не покончено, невзирая на все взлёты и падения, постигшие меня здесь. Взлёты постоянны, падения временны, так что всё хорошо. К первым принадлежат мои лекции в залах, до отказа заполненных публикой, её симпатия и благосклонность, а также огромный интерес и утешение, доставляемые мне моей миссией. Тому у меня имеется достаточно доказательств. Падения же связаны с бойкотом, объявленным мне здешней прессой, что частично обусловлено невежественным недостатком соразмерности, а частично моральной трусостью и страхом обнаружить позднее, что они поставили не на ту лошадку и, помимо того, предоставили ей наиболее благоприятные условия. Австралийцы сильно отстали и находятся в этом отношении далеко позади таких стран, как Исландия или Дания, в знании того, что уже было сделано. Они всё ещё пребывают на той стадии, когда простой народ воображает, будто всё это лишь карточные фокусы, и что стоит опытному иллюзионисту вдруг крикнуть: «Эй, престо!» – как тут же Крукс, Ломброзо, Лодж и все прочие несчастные простаки будут посрамлены и поставлены на место! Это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Они славный народ, эти австралийцы – добрый, гостеприимный, прямодушный – но, Боже! они лишены духовности и пребывают в каком-то сонном царстве, не возмущаемом ни единой живой и свежей мыслью. Они находятся на том уровне, на котором была старая добрая Англия перед войной. Но приливная волна всколыхнёт и их – может быть, это происходит уже сейчас. Они в настоящий момент на той стадии, когда встречи деловых людей происходят в час ленча, и при этом они молятся о расстройстве моих планов! Они молились, когда я плыл к ним морем, по крайней мере пресвитерианцы, чтобы я не достиг их страны! Это было близко к убийству, если они действительно надеялись, что их скверные молитвы будут услышаны. В результате оказалось, что наше плавание было восхитительно.

Искренне Ваш,

А.Конан-Дойль

«Гранд-Отель», Мельбурн, 3 ноября 1920.

«Лайт»

Июня 1921г.

ФОТОГРАФИИ ФЕЙ

Джентльмены!

В своей недавней статье г-н Патрик заявил, что фотографии фей, опубликованные в «Стрэнде», являются грубой подделкой. Фотографии эти были увеличены, и негативы их исследовались несколькими наиболее компетентными профессиональными фотографами Англии, которые не смогли найти в них изъяна. Г-н Патрик даже не удосужился взглянуть на негативы, хотя г-н Гарднер готов был представить их на рассмотрение любому исследователю. Его критика, стало быть, не имеет никакой ценности, помимо той, что она является монументальным примером безответственности и неряшливой распущенности, с каковыми он и его собрат г-н Уотли Смит подходят к предмету довольно важному.

Ваш, и т.д.,

А.Конан-Дойль

«Ивнинг стандард»

Сентября 1921г.

О КНИГЕ СЭРА КОНАН-ДОЙЛЯ*

* Речь идёт о книге «Странствия спиритуалиста». Рецензия на неё Джозефа Мак-Каба была опубликована 13 сентября 1921 года. (Й.Р.)

Сэр! Не стану сетовать на неточности, которыми грешит статья господина Мак-Каба, ибо и так ясно: всё, противоречащее его убеждениям (которые сводятся к тому, что человек после смерти отправляется в мусорный ящик), не вправе рассчитывать на терпимое к себе отношение.

Я прошу его только быть осторожнее с Марком Твеном. Реплика последнего (о том, что, не подставляя другую щёку, он бьёт по щеке подставленной) в изложении господина Мак-Каба лишается смысла. Так что к классике ему бы лучше не прикасаться.

Что касается остальной части этой ругательной статьи, то мне остаётся лишь вновь расписаться (на радость автору) в своём интеллектуальном падении, процитировав одного духа-китайца: «Он хороший человек, но глупый человек. Всё впереди. Сам узнает».

Артур Конан-Дойль

«Таймс литэрери сапплмент»

Сентября 1921г.

ДАРКИ ИЗ КРАЙСТЧЁРЧА

Сэр! Не вдаваясь в полемику о спиритизме – это такая тема, о которой выводы можно делать только на основании личного опыта, – я бы хотел сказать пару слов о Дарки, терьере из Крайстчёрча, который лаем даёт ответы на заданные ему вопросы. Сотни людей протестировали способности этой собаки, а публичная демонстрация их позволила собрать значительную сумму на нужды инвалидов войны. Комиссия в составе трёх человек, одним из которых является г-н Пойнтон, всем известный мировой судья, провела исследования и составила доклад, в котором заявляется, что комиссии не удалось найти никаких признаков фокуса и что на 90% вопросов были даны правильные ответы. Мне не удалось добиться столь же впечатляющих результатов, но и то, что вышло, было само по себе примечательно. Что касается способности к ясновидению, к мысли о которой я склоняюсь в своей книге,* то передача мысли в данном случае была самым естественным объяснением обсуждаемого феномена. Ваш критик приводит этот случай в качестве примера моей «поразительной доверчивости». Я же полагаю, что только «поразительная недоверчивость», в этом, как и во многих других случаях, может заставить человека отрицать должным образом удостоверенные факты.

* Речь идёт о «Странствиях спиритуалиста». (Й.Р.)

С совершенным почтением,

Артур Конан-Дойль

Уиндлшем, Кроуборо, Сассекс

«Йоркшир уикли пост»

Октября 1921г.

ПСИХИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ

Сэр! В Вашем любезном обзоре моей книги «Странствия спиритуалиста» – которая, кстати сказать, стоит 12 шиллингов и 6 пенсов, а не 18 шиллингов, указанных в Вашей газете – Ваш рецензент комментирует мой отказ предъявить оклендским фотографам негативы и добавляет: «Следует ли считать, что на том дело и кончилось?»

Ясное дело, я не мог возить с собой по всему свету негативы, которые мне не принадлежат, но возражение снимается теперь, когда я снова дома и вполне готов посодействовать тому, чтобы Ваш критик или какой иной компетентный наблюдатель получил возможность изучить эти негативы.

Негативы с изображением фей хранятся у г-на Э.Л.Гарднера, Крэйвен-роуд, 5, Харлсден, С.З. Они были обследованы крупнейшими английскими авторитетами в области фотографии, которые не нашли в них каких-либо изъянов. Если принять во внимание, что данные фотографии – первые снимки, которые дети сделали в своей жизни, то невозможно представить, чтобы они были способны к такой технической манипуляции, которая обманула бы экспертов.

Что же касается обширной подборки чисто психических или спиритических снимков, часть которых я надеюсь в скором времени выставить в Лидсе, то они находятся в руках г-на Ф.Барлоу, Бринтайрион, Спрингфилд-роуд, Моузли, Бирмингем, который, я уверен, будет рад оказать содействие любому честному критику, предоставив ему доступ к негативам.

Дело усложняется полнейшим незнанием обычными фотографами психической науки или результатов, накопленных опытным путём после исторического события в 1861 году, когда Мумлер в Бостоне получил на фотопластине первые экстраснимки. Что можно сделать в этом случае с людьми, никогда слыхом не слыхавшими о психографиях и знать не знающими, что вы имеете в виду, говоря о вещах, являющихся самыми основами в данной области? Психографией* называется изображение, получившееся на фотопластине совершенно без всякого воздействия на неё света, когда образ передаётся каким-то иным путём, неведомым нашей современной науке, хотя здесь и возможна некоторая аналогия с тем, как нынче воспроизводят изображения на больших расстояниях при помощи беспроводной трансляции. Мне самому удалось, будучи в Кру, получить изображение на фотопластине, принесённой мною и затем мною же и обработанной. Эта пластина не вскрывалась и не была вставлена в камеру, мы просто держали её между нашими руками, и в результате на ней получилось лицо моей сестры, умершей 30 лет назад. Такая психография – и я полагаю, что нормальная психическая фотография именно такова – не зависит от законов распространения света, поэтому можно представить, до чего в состоянии договориться фотограф-критик, который станет судить о её достоверности по контрастности и иным подобным тестам.

* Не следует путать «психографию» (психическую разновидность фотографии) с «психографией» – одним из способов медиумического писания. (Й.Р.)

Г-н Трейлл Тэйлор провёл исчерпывающее исследование этих психических фотографий, используя собственный аппарат и свои реактивы. Он являлся главным редактором «Джорнэл оф бритиш фотографи», не будучи спиритом. Тэйлор получил множество снимков в контрольных условиях. При этом он заметил, что при использовании стереоскопической камеры, все окружающие предметы выглядели соответственным образом объёмно, и одно только психическое лицо получалось плоским. Это доказывает, что психические изображения поступают на фотопластинку напрямую, а не через посредство объектива. Я надеюсь показать некоторые из снимков Трейлла Тэйлора на выставке в Лидсе.

Фотографические феномены представляют весьма малый раздел одной большой темы, но они очень важны, поскольку являются единственным доказательством, которое может быть показано широкой публике. Трудно и непристойно производить серьёзные медиумические опыты на эстраде перед публикой. Принимая во внимание то, что психическая фотография – это частный путь, ведущий к единому общему знанию, я заклинаю Ваших читателей навсегда отказаться от объяснения этих явлений с помощью слова «подделка», которым и без того долго морочили публику. Такие объяснения выглядят недопустимой глупостью в глазах всякого, кто самолично занимался этим делом и кто знаком с другими совершенно здравыми и порядочными людьми, также свидетельствующими в пользу существования данных фактов. С другой стороны, есть ещё такая область, как материализация мыслеформы, которая даёт разумный повод для обсуждения, в особенности если взять её в связи с эктоплазмическими формами. Сделав все возможные допущения насчёт материализации мыслеформ – а к этому прибегает каждый осторожный исследователь, – Вы прийдёте наконец к вопросу о том, о чьей мысли идёт здесь речь, и ответ на него станет сутью всей проблемы. Большинство из нас, как и д-р Кроуфорд, оказывается принуждено безусловно признать, что речь идёт о независимом от нашей воли, разумном и незримом помощнике, или со-труднике, даже когда он производит, как это у него иногда получается, изображения, напоминающие или воспроизводящие модели, уже существующие. Проблем в этой области много, но само по себе глупое отрицание не поможет нам продвинуться вперёд.

Ваш, и прочая,

Артур Конан-Дойль

«Дэйли экспресс»

Ноября 1921г.

ТРАГЕДИЯ В СТРИТХЭМЕ

Сэр! В сообщении о парне, убившем двоих детей, Вы позабыли упомянуть его вероисповедание. И поступили правильно: никакая религия не в силах полностью подавить в человеке дурное начало. Почему же в случае с семьёй Коутсов Вы крупным заголовком сообщаете, что они были спиритами?

Сотни тысяч граждан нашей страны исповедуют это Учение – конечно, среди них могут найтись слабые люди. Во всяком случае, эта история никоим образом не обнажила связи между убеждениями этих людей и их поступком – скорее, жалким, нежели злым.

Артур Конан-Дойль

Отель «Гроссвенор», Лондон

«Интернэйшнл сайик гэзетт»

Июль 1922г.

НА РОДИНЕ СПИРИТИЗМА

[Главному редактору

«Интернэйшнл сайик гэзетт»]

Мой дорогой Льюис!

Наша поездка была беспрецедентна в своём успехе, и все нью-йоркские рекорды оказались побиты, когда я в седьмой раз собрал аншлаг в Карнеги-Холле, который по вместимости не уступит нашему Куинз-Холлу. Когда мы проезжали Рочестер, мне пришла в голову мысль: не делает нам чести тот факт, что там до сих пор не стоит достойный памятник, увековечивающий событие, имевшее столь большое значение для будущего.* Моя идея заключается в том, что ради этого стоит устроить международный сбор пожертвований со стороны всех, кому событие это пошло на пользу, и таким образом установить изящный обелиск с соответствующей надписью. Если мы не возьмёмся за дело серьёзно, то больше этого не сделает никто. Не провентилировать ли Вам данный вопрос в «Гэзетт» с тем, чтобы увидеть, как люди это воспримут. Я бы сделал первоначальный взнос в пятьдесят фунтов стерлингов. Думаю выступить с этим предложением в Чикаго, где спириты устраивают в нашу честь большой приём. Но большого проку не будет, пока дело не примет международный размах. Я знаю, как сильно нам не хватает денег во всех направлениях нашей деятельности, но нам действительно нужно вовлечь в это дело некоторых из тех богачей, которым священное знание сделало немало добра.

* В Рочестере жила семья Фокс. Установленный ими в середине XIX века контакт с духом, послужил мощным толчком к возрождению Спиритизма. Подробнее смотрите об этом нашу статью: «Спиритизм – Учение о Духе». (Й.Р.)

Артур Конан-Дойль

«Ивнинг стандард»

Августа 1922г.

ПО ПОВОДУ

СПИРИТИЧЕСКИХ ФОТОГРАФИЙ

Сэр! Совсем недавно Вы бросили мне вызов в связи с тем, что было сказано мною об этом предмете. Я ответил, что напишу Вам, когда буду располагать более полной информацией. Полноты пока ещё нет. Когда же она будет достигнута, то брошюра, которая появится, охватит собой все известные факты. Она должна быть готова в течение осени.*

* Речь идёт о книге Конан-Дойля «Факты в пользу спиритической фотографии»: Sir Arthur Conan Doyle, «The Case for Spirit Photography», George H.Doran Company, New York, 1922. (Й.Р.)

Пока что же, раз Вы поставили этот вопрос на обсуждение, я воспользуюсь данным обстоятельством, с тем чтобы попросить публику не делать преждевременных заключений насчёт человека, который, как я думаю, находится в очень трудном положении и при этом не располагает теми легальными средствами возмещения морального ущерба, к которым может прибегнуть любой британец. Таким атакам следовало бы быть тем более осторожными, если не было понято, что медиум при современной неосведомлённости публики в этих вопросах является на суд в крайне неблагоприятных условиях.

В то время как готовится более полный обзор данной темы, было бы только справедливо, если бы г-н Хоуп сразу сказал, что всё расследование, предпринятое его друзьями, направлено к тому, чтобы показать, что брошюра, выпущенная с такой недостойной поспешностью и прежде, чем у него появилась какая-то возможность устроить защиту, является документом, который никоим образом не может выдержать беспристрастного критического разбора.

Обвинение, следует напомнить, заключалось в том, что психическая фотография дожна была появиться на меченой фотопластине, поскольку все пластины в пачке без вскрытия её подвергли действию рентгеновских лучей, что, как предполагалось, должно было оставить на них определённую метку. Психическая фотография в конце концов появилась на немеченой пластине, что сочли абсолютным доказательством того, что пластины были заменены Хоупом. Существовало и несколько более мелких пунктов, но этот был главным, и, будь он устранён, прочее обратилось бы в тривиальность.

Но мы можем теперь требовать исключения этого капитального пункта обвинения. Дело в том, что исследователи, г-да Прайс и Сеймор, действовавшие в качестве доверенных лиц г-на Дингуолла из Общества психических исследований, не сочли нужным выяснить тот факт, были ли рентгеновские метки сделаны так, чтобы оставаться постоянными, или же оне могли исчезнуть.

Что было бы извинительно для других, не представляется таковым для г-на Дингуолла: в самом деле, кажется невероятным, чтобы полномочный ответственный за проведение исследований дал своё подтверждение работе, проделанной столь неряшливым и ненаучным образом.

Были приложены все усилия к тому, чтобы опорочить доброе имя человека и перечеркнуть плоды его пятнадцатилетней деятельности в области психизма на основании одного только голословного утверждения, которое можно было бы легко проверить и которое, будучи проверенным, показало бы свою полную несостоятельность.

Опыты, проделанные в других местах с аналогичными пластинами, меченными тем же способом, доказали, что при пятнадцатисекундной экспозиции фотографический свет оставляет метки нетронутыми, но за этим пределом метки бледнеют и исчезают, так что пластина становится совершенно свободной от них, хотя с увеличением выдержки, скажем до 25 секунд, метки возвращаются уже в необратимой форме.

Так вот, г-н Прайс по ходу опыта сделал запись, что хотя длительность экспозиции и не была замерена (только представьте себе такой научный эксперимент!), но он медленно считал до 19 таким образом, что, согласно его же показаниям, экспозиция была достаточно длительной, чтобы достичь как раз той временной точки, когда метки должны были исчезнуть, а вместе с ними исчезла и главная улика, удостоверяющая подлинность пластины, что и привело к возникновению данного скандала.

Я не стану сейчас занимать места разбором более мелких пунктов обвинения, поскольку они незначительны сами по себе и будут полностью разъяснены в брошюре. Однако друзья г-на Хоупа почувствовали необходимость в подобного рода промежуточном заявлении, чтобы предостеречь суд от принятия ошибочного решения. Речь не идёт о том, чтобы предать эту историю забвению, напротив того, она должна быть тщательно расследована и представлена на суд общественности. Тем временем следует напомнить, что голословным утверждениям своих недругов г-н Хоуп противопоставил письменное показание под присягой о своей полнейшей невиновности в возводимых на него обвинениях.

Артур Конан-Дойль

«Лайт»

Ноября 1922г.

СПИРИТИЗМ И ВСЕОБЩИЕ ВЫБОРЫ

Ни в коей мере не претендуя на то, чтобы влиять на политические убеждения моих друзей-спиритуалистов, я желал бы обратить их внимание на тот факт, что нынешняя редакция закона о колдовстве, в том виде, в каком он предлагается лордом Верховным судьёй, совершенно для нас неприемлема, поскольку она делает употребление действительно существующих психических способностей столь же преступным, как и мошенническую имитацию этих способностей. Лично я не буду голосовать ни за одного кандидата, который не возьмёт на себя обязательство голосовать за упразднение столь реакционного закона. Люди, интересующиеся психическими исследованиями, представляют собой теперь слишком многочисленную группу, и если они все станут придерживаться определённой линии поведения, то даже и в этот последний час, они смогут оказать значительное влияние.

С совершенным почтением,

Артур Конан-Дойль

«Ту уорлдз»

Января 1923г.

ГАЙДСВИЛЛЬСКИЙ МЕМОРИАЛ (1)

Сэр! Когда я был в Америке, зашла речь о том, что следует воздвигнуть мемориал на пожертвования спиритов всего мира в честь великого события в Гайдсвилле в 1848 году, которое изменило и просветлило жизнь столь многих. Последующая резолюция Национальной Ассоциации Америки постановила (и я полагаю, мудро), что Мемориал, построенный в Вашингтоне, принесёт больше пользы нашему Делу, чем тот, который был бы воздвигнут в таком труднодоступном местечке, как Гайдсвилль. Меня просили стать секретарём и казначеем движения в Великобритании, и я мечтаю, когда вернусь в Америку в конце марта, привезти с собой изрядную сумму в качестве нашего вклада в это предприятие.

В настоящее время у меня на руках лишь 100 фунтов стерлингов, пожертвованных моей женой и мною. Если Ваши читатели пожелают выслать мне некоторые суммы, пусть даже самые незначительные, оне будут приняты с благодарностью. Я буду хранить адреса жертвователей и оставлю их деньги в своих руках до тех пор, пока абсолютно не уверюсь в надлежащем осуществлении проекта. Наша помощь была бы особенно высоко оценена именно сейчас, так как американцы понимают, сколь сильному давлению мы подвергаемся. Они понимают, что мы совершаем своего рода самопожертвование, содействуя сооружению памятника, которого многие из нас никогда не увидят. Это, однако, возвеличит Дело, значащее больше, чем деньги. Мы будем признательны и за частные дары, и за церковные пожертвования.

С совершенным почтением,

Артур Конан-Дойль

«Лайт»

Февраля 1923г.

МЕМОРИАЛ В ВАШИНГТОНЕ (1)

Леди и джентльмены!

Вернувшись из Соединённых Штатов в июне прошлого года, я привёз с собой в американских деньгах порядка 2.000 фунтов стерлингов, почти все из которых потрачены на Дело спиритуализма. Я прошу всех, кто разделяют наши убеждения и одобряют мою работу, показать это одобрение на деле, выслав мне денежные пожертвования, которые я смогу взять с собой, когда в марте поеду в Америку, в качестве нашего британского вклада в Международный Мемориал в Вашингтоне, который должен быть сооружён в честь прорыва за грань между жизнью и смертью, происшедшего 31 марта 1848 г. в Гайдсвилле. Сведенборг* и Дэвис**, разумеется, проложили путь, но не подлежит сомнению, что самый первый из тех прямых контактов, которые с той поры сделались таким бесценным утешением для столь многих из нас, произошёл именно тогда, и это воистину величайшая дата в истории человечества со времени Великого Откровения, происшедшего две тысячи лет назад. Давайте же своими делами покажем, что мы понимаем это и высоко ценим.

* Эммануил Сведенборг (1688-1772) – шведский учёный и философ-мистик, теософ-спирит. Его наиболее часто читаемый труд – «Рай и ад». (Й.Р.)

** Эндрю Джексон Дэвис (1826-1910) – американский медиум, автоматически, т.е. под водительством духов написавший ряд прекрасных философско-спиритических книг, среди которых: «Век нынешний», «Великая Гармония», «Философия духовного общения», «Внутренняя жизнь» и др. (Й.Р.)

Артур Конан-Дойль

«Лайт»

Марта 1923г.

МЕМОРИАЛ В ВАШИНГТОНЕ (2)

Сэр! Отклик на мой призыв о пожертвовании средств на строительство главного мемориала в честь нашего Дела оказался столь незначителен, что я не могу заставить себя назвать собранную сумму. Вследствие чего я возвращаю деньги всем сделавшим пожертвования и выражаю им свою признательность.

Искренне Ваш,

Артур Конан-Дойль

«Нью-Йорк таймс»

Сентября 1923г.

КОНТАКТ С ОСКАРОМ УАЙЛЬДОМ,

ПРИЗНАННЫЙ ПОДЛИННЫМ

Милостивый государь!

Вы когда-то позволили мне использовать Вашу газету, чтобы держать американскую публику в курсе событий, происходящих в настоящее время в Европе в связи с таким наиважнейшим предметом, как психические доказательства спиритических явлений. В прошлый раз я дал описание опытов д-ра Шренк-Нотцинга с медиумом Вилли в Мюнхене. Я рассказал, как он продемонстрировал таинственное вещество эктоплазмы сотне неверующих учёных, включая 26 университетских профессоров, и все они как один были вынуждены признать свидетельства их собственных органов чувств.

Вторая подобная массовая демонстрация только что завершилась в Париже и привлекла значительно меньшее внимание общественности, чем она того заслуживает. В самом деле, одна из странных черт полемики по этому вопросу состоит в том, что, когда получают отрицательный результат – который, естественно, ничего не значит – то в прессе поднимается настоящая буря, в то время как положительные результаты, каковые имеют исключительно важное значение, встречаются с полнейшей апатией. Человеку навязывается вывод, будто люди инстинктивно отвергают идею о том, что существование наше после смерти действительно продолжается и что мы вполне определённо отвечаем за наши деяния, частные или общественные.

Это новое доказательство было осуществлено

Наши рекомендации