Праздник Лазарева воскрешения

Церковь празднует воскрешение праведного Лазаря в субботу накануне Вербного воскресенья — Входа Господня в Иерусалим. Эти два праздничных дня соединяют два поста, подготавливающих православного христианина ко дню Светлого Христова Воскресения — Пасхе Христовой. Первый из них — сорокадневный Великий пост, заканчивающийся в пятницу накануне Лазаревой субботы. Второй — пост Страстной седмицы (недели), который начинается с Великого Понедельника и кончается в Великую Субботу, накануне Пасхального дня.

В праздничной стихире воспевается: «Го́споди, глас (голос) Твой разруши́ а́дово ца́рствие, и сло́во вла́сти Твоея́ возста́ви из гро́ба четверодне́внаго, и бысть Ла́зарь пакибытия́ (Вечной Жизни Небесного Царства) проображе́ние спаси́тельное (прообраз спасения через Воскресение Христово)».

Властное слово Богочеловека нанесло сильнейший удар по крепости царства ада и освободило из его плена душу Лазаря. Воскрешение мертвого, разлагающегося тела показывает образ будущего воскресения людей для бессмертной жизни, которое последует после Второго Пришествия Христова.

В другой стихире говорится: «Го́споди, уве́рити хотя́ ученико́м Твои́м из ме́ртвых Твое́ Воскресе́ние, на гроб Ла́зарев прише́л еси́: и возгласи́вшу Ти сего́, ад плени́ся, и отпусти́ четверодне́вна, вопию́ща Тебе́: благослове́нный Го́споди, сла́ва Тебе́». Разберем этот текст в русском переводе.

Спаситель укрепляет веру Своих учеников. Скоро Ему Самому предстоит Крестная смерть. Воскрешая четверодневного (то есть умершего четыре дня назад) Лазаря, Он этим показывает возможность и Своего собственного Воскресения. Если уж ад отдает пленника, то только потому, что получил сильный удар от своего Могучего Противника. Значит, не одолеть ему Иисуса Христа.

Эти же мысли возвещает и кондак праздника: «Всех ра́дость Христо́с, Истина, Свет, Живо́т (Жизнь), и ми́ра воскресе́ние, су́щим на земли́ яви́ся Свое́ю бла́гостию, и бысть о́браз Воскресе́ния, всем подая́ Боже́ственное оставле́ние».

Христос Спаситель несет радость всему миру, всем, кто Ему поверит и доверится. Всем воссияет вечный Свет Христовой Любви. Всем им дается освобождение от грехов и власти ада.

На праздничной утрени после Евангельского чтения поется, несмотря на то, что праздник в субботу, воскресная песнь Спасителю: «Воскресе́ние Христо́во ви́девше…» Ведь воскрешение Лазаря явилось прообразом скорого Воскресения Иисуса Христа из мертвых и Его полной победы над силами ада, зла и смерти.

Вопросы:

1. Что произошло с Лазарем?

2. Почему ад отпустил из плена душу Лазаря?

3. Какое значение для нас имеет воскрешение мертвого, пролежавшего во гробе четыре дня, Лазаря?

Икона праздника Воскрешения праведного Лазаря

На иконе праздника изображен Господь со Своими учениками в Вифании. Перед Ним на коленях в мольбе и скорби сестры Лазаря: Марфа и Мария.

Спаситель повелевает отвалить камень от гроба Лазаря. Его волю исполняет человек, изображенный справа в нижней части иконы.

Из открытой гробовой пещеры, повинуясь словам Богочеловека: Лазарь! иди вон (Ин.11:43), выходит Лазарь. Он обвязан погребальными пеленами. Его четверодневный труп только что смердил (очень неприятно пах), сильный трупный запах ощущали множество свидетелей. Теперь перед их глазами живой воскресший Лазарь. Эти люди, свидетели чуда, среди которых были и враги, и друзья Христовы, изображены в правой верхней части иконы.

Икона вводит и нас в это удивительное событие, к которому мы духовно прикасаемся во время молитвы и богослужения.

Вход Господень в Иерусалим

Еврейский народ был полон ожидания Мессии. По мнению большинства, Он — Божественный Посланец, который должен войти в Иерусалим и основать Свое Царство. Иудеи под Его руководством тогда поднимут победоносное восстание, не только свергнут иго римского владычества, но и покорят себе множество народов. Начнется сытая, богатая и счастливая жизнь для всех евреев…

Иисус из Назарета совершил множество чудес. Даже воскресил умершего, тело которого уже сильно разложилось. С таким бы Вождем воевать против римлян!

И вот Иисус Христос со Своими учениками совершает торжественный вход в еврейскую столицу — Иерусалим. Цари-победители совершали свои парадные шествия на боевых конях. А по благословению Спасителя Его ученики нашли молодого осла и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него. Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних! (Мк.11:7–10). Ведь Мессия, по мнению иудеев, должен восстановить земное царство древнего царя Давида.

Ликуют ученики, преисполненные самых радостных ожиданий. Радуются дети. Ликующий народ с ветвями финиковых пальм в руках приветствует Христа. Все ждут Его как царя-освободителя.

Все радуются. Не радуется только Богочеловек Иисус Христос. Он знает, что если люди не получат от Него земных благ, Его сочтут предателем национальных интересов и мечтаний о земном благополучии. И через несколько дней толпа этих же людей будет неистово кричать и требовать Его казни через распятие на Кресте.

Ученики Господа поняли подлинный смысл этого торжественного входа в Иерусалим только после смерти и Воскресения Иисуса Христа.

Господь вышел на решающую битву с силами зла и ада. Ценой Своих страшных страданий и смерти Он освобождает человека от власти смерти, греха и ада, Своим Воскресением Христос открывает людям путь к бессмертию и Вечной Жизни.

С высоты Елеонской горы Спаситель любовался прекрасным видом Иерусалима. Он знал, что этот священный город через сорок лет будет разрушен до основания и скорбел о нем: И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то́, что ты не узнал времени посещения твоего (Лк.19:41–44).

Вопросы:

1. Что ждали иудеи от Мессии?

2. Как люди приветствовали Иисуса Христа?

3. Зачем Иисус Христос входил в Иерусалим?

Вербное воскресенье

Православная Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим в воскресный день накануне Страстной недели. Страстная неделя называется так потому, что на ней вспоминаются страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа.

Праздник Входа Господня в Иерусалим является великим и двунадесятым. В южных странах христиане идут в этот день в храм с пальмовыми ветвями. В России, северной стране, пальмы не растут, поэтому возник обычай идти в храм с вербами, на ветвях которых почки распускаются раньше, чем у других деревьев. Благодаря этим вербам праздник получил еще одно название — Вербное воскресенье.

Православные христиане на всенощном бдении1 после чтения Евангелия прикладываются к иконе Входа Господня в Иерусалим. В руках у них ветви вербы. Верующий духовно участвует в событии встречи Христа, идущего на добровольные страдания.

В тропаре праздника говорится: «Общее воскресе́ние пре́жде Твоея́ стра́сти (страдания) уверя́я (показывая истинность), из ме́ртвых воздви́гл (воскресил) еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же, те́мже (поэтому) и мы, я́ко о́троцы (как дети) побе́ды зна́мения (то есть ветви, приносимые нами в храм) нося́ще, Тебе́, Победи́телю сме́рти, вопие́м (взываем): оса́нна в вы́шних, благослове́н Гряды́й (Идущий) во и́мя Госпо́дне».

Слово осанна означает спасение. Евреи употребляли его как восклицание, выражавшее радость в торжественных случаях, подобно нашему ура, поэтому осанна в вышних означает желание, чтобы крики радости и восторга были слышны не только здесь, на земле, но и в вышних— на небе, там, где Бог (см. Б. И. Гладков. Толкование Евангелия. С.-Петербург. 1913).

Второй тропарь праздника приведем в русском переводе: «Быв погребенными с Тобою в Крещении, Христе Боже наш, Твоим Воскресением мы сподобились бессмертной жизни и в песни восклицаем: “Осанна в вышних, благословен Идущий во имя Господне”».

Давайте подумаем, что означают слова: «Быв погребенными с Тобою в Крещении… Твоим Воскресением мы сподобились бессмертной жизни».

Для христианина в Таинстве Крещения происходит рождение его для новой бессмертной жизни — жизни в тесной родственной связи с Творцом мира. В Крещении мы прежние, жившие только земной жизнью, умираем для греха и вечного страдания, погружаясь в крещальные воды — образ трехдневного пребывания Господа в гробовой пещере. Как Спаситель на третий день с Телом Воскрес для вечности из гроба, так и мы из купели выходим обновленными, получив начало бессмертной жизни.

Входя в Иерусалим, Господь знал, что Ему предстоят страдания и смерть на Кресте, но шел на это сознательно, чтобы разрушить силу ада, воскреснуть и всем даровать Воскресение.

В кондаке праздника говорится: «На престо́ле на небеси́, на жребя́ти на земли́ носи́мый, Христе́ Бо́же, Ангелов хвале́ние и дете́й воспева́ние прия́л еси́, зову́щих Ти: Благослове́н еси́, Гряды́й Ада́ма воззва́ти».

Для лучшего понимания этих мыслей приведем русский перевод праздничного кондака: «Восседая на небесном престоле, шествуя по земле на молодом осле, Ты, Христе Боже, принял хвалу от Ангелов и прославление от детей, восклицающих Тебе: благословен Ты, Идущий призвать к Себе Адама».

Господь призывает к Себе в Небесное Царство в лице Адама, первого человека, всех людей, в том числе и нас.

Вопросы:

1. Когда празднуется Вход Господень в Иерусалим?

2. Почему этот праздник называется еще и Вербным воскресеньем?

3. Что символизируют пальмовые ветви или вербы в руках христиан?

4. Какую победу одержит Иисус Христос вскоре после Своего Входа в Иерусалим?

Наши рекомендации