Для совершения богослужения священнослужители облачаются в особые литургические одежды (ризы).
Священные облачения разделяются на диаконские, священнические и архиерейские.
Общим облачением для всех степеней священства является стихарь, который представляет собой одежду до пят в виде рубахи без ворота. У священника он называется подризником, у архиерея — подсаккосником; его шьют из тонкой льняной или шелковой ткани с узкими рукавами, так как он является нижним облачением, поверх которого надеваются прочие ризы. Диаконский стихарь — это верхнее богослужебное облачение из парчи или иной ткани с широкими рукавами. В такой стихарь облачаются также церковнослужители — иподиаконы и чтецы.
На запястья священнослужители всех трех степеней надевают поручи; диаконы — под рукавами стихаря, священники и епископы — поверх него.
Диакон поверх стихаря на левое плечо надевает орарь[472] — длинную полосу из цветной материи с изображениями креста. Орарь укрепляется петлей на пуговице, пришитой к левому плечу стихаря. В некоторые моменты богослужения диакон опоясывается орарем, помещая его концы крестообразно на груди. В таком виде орарь всегда надевают иподиаконы. Двойной орарь является наградой для диаконов.
Священник поверх подризника надевает епитрахиль[473], без которой он не совершает ни одно священнодействие. Епитрахили обычно изготавливают из парчи.
Верхней ризой священника является фелонь[474] — одежда в виде древнего плаща. Русская фелонь в передней части имеет большой вырез, чтобы у священника оставались свободными руки для совершения священнодействий. На спинке фелони в верхней части нашит крест, под ним — восьмиконечная звезда.
Епитрахиль, поручи и фелонь составляют малое священническое облачение, в котором совершаются вечерня, утреня и ряд других служб. При совершении Божественной литургии священник надевает полное облачение: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь.
Богослужебный пояс представляет собой полосу материи, завязывающуюся сзади лентами, с крестом посередине.
Священник может быть награжден правом ношения набедренника и палицы. Набедренник представляет собой прямоугольный, а палица ромбовидный плат на ленте.
Полное архиерейское облачение включает в себя те же ризы, что и священническое:
подризник (подсаккосник), епитрахиль, пояс, палицу (для епископов она служит не наградой, а обязательным элементом облачения), поручи, саккос и омофор[475].
Омофор является древним элементом архиерейского облачения и представляет собой широкую длинную полосу материи с изображением крестов.
Омофоры бывают дух видов — большой и малый. Большой омофор надевается на плечи епископа так, что огибает оба плеча и одним своим концом спускается с левого плеча спереди, а другим — с этого же плеча сзади. Он используется во время крестных ходов и в начальной части Божественной литургии, до малого входа и Трисвятого включительно. Во время чтений Священного Писания епископ снимает омофор, а на протяжении остальной части литургии в наиболее важные ее моменты надевает уже малый омофор.
Верхнее облачение архиерея — саккос [476] — по внешнему виду напоминает диаконский стихарь, однако он короче и шире, а вместо пуговиц по краям боковых разрезов на него нашиты звонцы (бубенчики).
Богослужебным головным убором архиерея является митра[477]. Правом ношения митры наделяются также некоторые священники — архимандриты и заслуженные протоиереи (в отличие от архиерея, у них наверху митры нет креста).
К литургическим облачениям епископа также относится мантия и клобук. Архиерейская мантия надевается поверх рясы (как и монашеская[478]). В русской церковной практике у епископа и архиепископа мантия фиолетового или бордового цвета, у митрополита — голубого или синего, у Патриарха — зеленого. По обеим сторонам разреза в передней части мантии нашиты четырехугольные платы — скрижали. На мантию также нашиваются источники — полосы другого, по сравнению с основным, цвета (как правило, белые с красным). В мантии архиерей входит в храм перед началом службы и исходит из алтаря на литию во время всенощного бдения. Архиерей также использует за богослужением жезл.
На груди поверх облачения священник носит крест, а епископ — панагию (медальон с иконописным изображением)[479]. За богослужением архиереи носят крест и панагию[480]. Патриархи за богослужением возлагают на себя две панагии и крест.
Священникам и протодиаконам в качестве награды дается право ношения за богослужением головного убора — камилавки.