Молитвы, духовное завещание, предсмертные записи

В настоящий раздел включены молитвы, написанные Гого­лем во второй половине 1840-х гг. Они свидетельствуют о глубо­кой воцерковленности его сознания и богатом молитвенном опыте. В записной книжке Гоголя 1846—1850 гг. содержатся еще две молитвы:

«Милосердия, Господи. Ты милосерд. Прости все мне, греш­ному. Сотвори, да помню, что я один и живу в Тебе, Господи; да не возложу ни на кого, кроме на одного Тебя, надежду, да удалюсь от мира в святой угол уединения».

«Боже, дай полюбить еще больше людей. Дай собрать в памяти своей все лучшее в них, припомнить ближе всех ближних и, вдох­новившись силой любви, быть в силах изобразить. О, пусть же сама любовь будет мне вдохновеньем».

На 1846 <год>

Впервые напечатано В. И. Шенроком (по копии Н. П. Труш­ковского) в кн.: Соч. Н. В. Гоголя. 10-е изд. Т. 6. М.; СПб., 1896.

«Влеки меня к себе, Боже мой...»

Впервые напечатано П. А. Кулишом в «Современнике» (1858. № 11). Другие редакции этой молитвы (связанной с созданием «Мертвых душ») см. в кн.: Памяти В. А. Жуковского и Н. В. Гоголя. Вып. 3. СПб., 1909. Молитва была послана Гоголем А. А. Иванову в канун «Нового Русского года», 12 января (н. ст.) 1847 г. «Посылаю вам молитву, — писал Гоголь, — молитву, которою ныне молюсь я всякий день. Она придется и к вашему положению, и если вы с верою и от всех чувств будете произносить ее, она вам поможет. Читайте ее поутру всякий день. А если заметите за собой, что нахо­дитесь в тревожном и особенно неспокойном состоянии духа, тогда читайте ее всякий час и никак не позабывайте это делать».

«Боже, благослови!..»

Впервые напечатано Г. П. Георгиевским в кн.: Памяти В. А. Жуковского и Н. В. Гоголя. Вып. 3. СПб., 1909. Данное молит­венное воззвание по случаю наступления Нового года написано Гоголем на обрывке писчей бумаги и связано с созданием поэмы «Мертвые души».

«Господи, дай мне помнить вечно... мое неведение...»

Впервые напечатано Г. П. Георгиевским в кн.: Памяти В. А. Жу­ковского и Н. В. Гоголя. Вып. 3. СПб., 1909. Написано на обрывке писчей бумаги.

«Боже, соделай безопасным путь его...»

Впервые напечатано П. А. Кулишом в кн.: Соч. и письма Н. В. Гоголя. Т. 6. СПб., 1857. Написано по случаю предстоящего паломничества в Иерусалим. Молитва послана Гоголем в письме к матери из Неаполя от 15 января (н. ст.) 1848 г., в котором, в част­ности, говорится: «Прошу вас отправить молебен и, если можно, даже не один (во всех местах, где умеют лучше молиться), о бла­гополучном моем путешествии. Чувствую, что нет сил помолить­ся самому: силы мои как бы ослабели, сердце черство, малодушна душа. Я требую от вас всех помощи, как погибающий брат просит у братьев. Соедините ваши моленья и помогите воскрылиться к Богу моей молитве... Прилагаю здесь, на всякий случай, на особен­ной бумажке содержание того, о чем бы я хотел, чтобы священник, сверх содержимого в обыкновенных молебнах, молился».

«Господи! спаси и помилуй бедных людей...»

Впервые напечатано Г. П. Георгиевским в кн.: Памяти В. А. Жуковского и Н. В. Гоголя. Вып. 3. СПб., 1909. Молитва составлена Гоголем в конце 1840-х гг., во время прокатившейся по Европе волны революций.

«Молюсь о друзьях моих...»

Впервые напечатано в кн.: Отчет Императорской Публичной библиотеки за 1892 г. СПб., 1895. На автографе помета: «Писал Гоголь перед смертью в 1852 году».

Духовное завещание

Впервые напечатано И. А. Линниченко в «Русской Мысли» (1896. № 5). Написано, по-видимому, в последние дни жизни Гоголя.

к стр. 413...помнить изреченье Спасителя: «Паси овцы Моя!»— См.

Евангелие от Иоанна (гл. 21, ст. 16-17). Смысл этих слов Гоголь разъясняет в письме к сестре Ольге Васильевне из Неаполя от 20 января (н. ст.) 1847 г.: «Апостол Петр уверял Господа чаще всех дру­гих учеников, что он любит Его. Божественный Учитель на это мол­чал и потом, когда Петр уже совсем убедил себя, что он любит Гос­пода, сделал в свою очередь такой запрос: “Симоне Ионин, любишь ли Мене?” — “Люблю, Господи”, — отвечал на это Петр. “Паси овцы Моя!” — сказал Спаситель. Петр ничего не сказал на это, потому что не мог тогда еще даже изъяснить себе, что значит: “Паси овцы Моя”. А Спаситель вновь тот же вопрос: “Симоне Ионин, любишь ли Мене?” И когда тот клятвенно сказал, что любит, вновь присово­купил: “Паси овцы Моя!” Петр опять замолчал, не зная, как понять эти слова. Спаситель тогда в третий раз повторил тот же вопрос и, когда Петр даже оскорбился, опять присовокупил те же слова: “Паси овцы Моя!” После уже, по смерти Господней и по воскресении Его,

объяснилось всем ученикам полное значение слов Его; после уже почувствовали все ученики, что угодить Господу можно только заботясь об овцах Его и о спасении душ их. Все они разошлись тогда во все стороны, всюду разносили по примеру Самого Господа брат­ски утешительное слово, везде отыскивали людей и везде помогали спасаться им. И по примеру их всех новообращенный христианин спешил поделиться всем, что ни получил от учителей, его просве­тивших, с бедными, в греховной тьме еще находившимися людями братьями, и помогал им спасаться, и все учили друг друга, как идти по пути, оставленному Самим Христом, и путь этот был путь люб­ви. Все люди стали одна семья, и загорелась небесная любовь на зем­ле. Так должны и мы поступать, как поступали они: полюбя людей любовью во Христе, помогать им повсюду».

Ср. в выписке Гоголя «Разные изречения из Иоанна Златоуста»: «Ты Христианин для того, чтобы подражать Христу и повиноваться Его законам. Что Он сделал? Не сзывал к себе, сидя в Иерусалиме, больных, но обходил города и села, исцеляя душевные и телесные болезни. Он мог, конечно, и сидя на одном месте всех привлечь к Себе, однако ж не сделал этого, подавая нам пример, как надобно ходить всюду и искать погибающих» (см. т. 9 наст. изд.).

Якима отпустить на волю. — Яким Нимченко (ок. 1803— 1885) — крепостной человек Гоголя, бывший при нем камердине­ром и поваром в Петербурге в 1829—1836 гг. Согласно завещанию Гоголя получил вольную.

Семена также... — Семен Григорьев — крепостной маль­чик Гоголя, бывший его слугою в 1848—1852 гг., когда Гоголь жил в Москве в доме графа А. П. Толстого на Никитском бульваре. Гоголь, по словам его матери, говорил, что даст за мальчика ответ перед Богом, и старался воспитать его, беседуя с ним и давая читать полезные книги (см.: Лит. наследство. Т. 58. С. 744). После смер­ти Гоголя Семен был отправлен в Васильевку и отдан в услужение Н. П. Трушковскому, племяннику Гоголя.

...прослужит лет десять графу. — А. П. Толстому.

.. .упражненье в труде на воздухе около сада или огорода. — Архимандрит Феодор (Бухарев) в одном из примечаний к своей кни­ге вспоминал, как Гоголь рассказывал ему о своих садовых и огород­ных занятиях в школе, благодетельных для его духовного развития. «Всему этому, — говорил Гоголь, — много обязан я тем, что еще свежего сохранилось в душе моей» (Три письма к Н. В. Гоголю, писанные в 1848 году. С. 61).

Совет сестрам

Впервые напечатано (с пропуском, по копии С. П. Шевырева) И. А. Линниченко в «Русской Мысли» (1896. № 5). Написано, веро­ятно, как и духовное завещание, незадолго до смерти. Печатается с уточнением по копии Шевырева.

...дом свой да превратят в обитель... — В этом пожелании Гоголь, очевидно, руководствовался правилом Константинополь­ского Поместного Собора 861 г. о создании монастырей из частных имений и о поставлении в них игуменов. Это правило содержится в Кормчей книге, с новым синодальным изданием которой Гоголь познакомился еще в год его выхода— в 1839-м. Сохранилась тет­радь выписок Гоголя из этого издания, которые он сделал зимой 1843/44 г. в Ницце.

Одна из них может быть игуменья. — По свидетельству био­графов Гоголя, в семье писателя царила атмосфера христианского благочестия (см.: Чаговеи, В. Л. Семейная хроника Гоголей (по бума­гам семейного архива) И Памяти Гоголя. Науч.-лит. сб. Киев, 1902. Отд. 3. С. 36-37; Глебов С. Воспоминания о Гоголе // Русская Ста­рина. 1910. № 1. С. 73-74). Этому много способствовали бабушка Гоголя Татьяна Семеновна и его мать Мария Ивановна.

Друзьям моим

Впервые напечатано П. А. Кулишом в кн.: Опыт биографии Н. В. Гоголя, со включением до сорока его писем. СПб., 1854. По содержанию данный отрывок примыкает к духовному завеща­нию и написан, по-видимому, в одно время с ним.

«Будьте не мертвые, а живые души...»

Впервые напечатано И. А. Линниченко в «Русской Мысли» (1896. № 5). Написано на отдельном листе, вероятно, в последние дни жизни Гоголя.

к стр. 414...всяк, прелазай иначе, есть тать и разбойник.— «Аминь,

аминь, глаголю вам: не входяй дверьми во двор овчий, но прелазя инуде, той тать есть и разбойник...» (Ин. 10, 1).

Строки, написанные за несколько дней до кончины

Первая запись — «Аще не будете малы, яко дети...» — впер­

вые напечатана П. А. Кулишом в кн.: Опыт биографии Н. В. Гоголя, со включением до сорока его писем. СПб., 1854. Остальные запиг си впервые опубликованы А. Т. Тарасенковым: <Тарасенков Л. Т.> А. Т—в. Последние дни жизни Николая Васильевича Гоголя // Оте­чественные Записки. 1856. № 12.

Аще не будете малы, яко дети, не внидете в Царствие Небес­ное. — См. Евангелие от Матфея (гл. 18, ст. 3): «Аще не обратитесь и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное...»

Молитва, приписываемая Гоголю

Впервые напечатано в 1894 г. (без имени Гоголя) в типогра­фии Киево-Печерской лавры на отдельном листе большого формата (510 х 380; цензурное разрешение 8 октября 1894 г.) под названием

«Песнь молитвенная ко Пресвятой Деве Марии Богородице» (обна­ружено в следственном деле священномученика протоиерея Михаи­ла Павловича Дьякова, настоятеля Казанской кладбищенской церкви г. Щигры; хранится ныне в Центральной городской библиотеке — мемориальном центре «Дом Гоголя» в Москве). Без имени Гоголя эта молитва печаталась также в «Собрании листков для душеполез­ного чтения» (Благословение Свято-Афонского Ильинского скита. Одесса, 1896. № 66). В 1897 г. историк А. А. Третьяков напечатал ее в журнале «Русский Архив» (№ 8) с примечанием, что молитва была сообщена ему иеромонахом Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой лавры Исидором (Грузинским-Козиным), который знал ее от своего брата, камердинера в доме графа А. П. Толстого, где жил последние годы и скончался Гоголь. Эту молитву о. Исидор очень любил и усиленно распространял, даже посылал ее Государю Алек­сандру III, Гладстону и Бисмарку. Возможно, от него она попала и на Афон, где он одно время подвизался. Более подробные сведения об о. Исидоре см. в кн.: Соль земли, то есть Сказание о жизни старца Геф­симанского скита иеромонаха аввы Исидора, собранное и по порядку изложенное недостойным сыном его духовным Павлом Флоренским (книга вышла в начале XX в. и переиздана репринтно в 1984 г. ижди­вением монастыря Св. Германа Аляскинского (Платина, Калифор­ния); см. также Флоренский П. Л., свящ. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1994. В юбилейном 1909 г. молитва Гоголя была перепечатана (с некото­рыми исправлениями) в газетах «Московские Ведомости» (20 марта) и «Русское Знамя» (30 апреля); затем она была помещена в качестве приложения в кн.: Гоголь Н. В. Размышления о Божественной Литур­гии. С 17-ю рисунками академика Ф. Г. Солнцева, наглядно изобра­жающими всю Божественную Литургию. СПб., 1910. Перепечатку молитвы см. также: Россия перед Вторым Пришествием: Материа­лы к очерку русской эсхатологии / Сост. С. Фомин. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Посад, 1993. Известна фольклорная запись молитвы, сделанная в дер. Жильчиха Ветлужского р-на Нижегородской обл. от уроженки этой местности М. Д. Голубевой, 1911 г. рожд.:

Тебе, о Матерь Пресвятая,

Дерзаю вознести свой глас.

Лицо слезами омываю,

Услышь меня в мой скорбный час.

И Ты, Отец чадолюбивый,

Мне руку помощи простри,

Проси венец мне у Владыки И запись дел плохих сотри.

(История Ветлужского края: Историко-краеведческое изда­ние. Урень, 1999. С. 179.)

В 1917—1918 гг. молитва Гоголя была переписана страстотер­пицей Императрицей Александрой Феодоровной в ее записную тет­радь во время заточения царской семьи. Впервые эта тетрадь была

опубликована в 1928 г. в эмиграции генерал-майором А. В. Сыро­боярским в книге «Скорбная Памятка», которая была издана «В память святого труда Царственных Сестер Милосердия в дни Великой Войны» (Исповедь души Ея Величества перед Богом // Письма Святых Царственных Мучеников из заточения. 3-е изд., испр. и доп. Санкт-Петербург: Спасо-Преображенский Валаам­ский монастырь, 1998 (1-е изд. — Джорданвилль, Свято-Троицкий монастырь, 1974; под ред. Е. Е. Алферьева). С. 398-399). Не так дав­но эта тетрадь Александры Феодоровны была дважды переиздана Российским отделением Валаамского православного общества Аме­рики (Стихотворения, вместе с изречениями святых и цитатами, записанные Государыней Императрицей в заточении в небольшую книжечку // Нектария (Мак Лиз), мои. Государыня Императри­ца Александра Феодоровна Романова. Дивный свет. Дневниковые записи, переписка, жизнеописание. М.: Российское отделение Вала­амского общества Америки, 1999. С. 658-659; 2-е изд. — М., 2003. С. 645-646). Хорошо известна гоголевская стихотворная молитва среди православных верующих Польши. См., в частности, сборник молитв под названием «Богогласник», вышедший в 2001 г. 6-м изда­нием в Белостоке. Молитва помещена здесь без указания авторства Гоголя на русском языке и в польской транслитерации (ВоЬоЫазшк / \7ус1а\уса Вгасг\уо МккЫеху РгауюзЫупе) ЕНесегр В1а1о5Госко- СНапзИе). \7у<1ате VI. В1а1у5Гок, 2001. С. 60-62).

В 1999 г. один из послушников монастыря Св. Германа Аляскинского Ричард (в крещении Фома) Бэттс перевел молитву на английский язык (5ак оГ гЬе ЕапЬ, ог А Маггапуе оп гке ЫГе оГ сЬе ЕЫег оГ СегЬзетапе 5кесе, ЕПеготопк АЬЬа ЬИоге. СотрПеН апН аггап&еН Ьу Ы$ итуопку $ршша1 $оп, Раи1 Иогепзку. Р1аипа, СаПГог- та: 5с. Негтап оГА1а$ка ВгосЬегЬоо<1, 1999. Р. 143-144).

Возможно, именно эту молитву имел в виду Гоголь под названием «Моя Молитва» в «Оглавлении <к сборнику стихотво­рений:^, написанном в конце 1840-х или в начале 1850-х гг. (см. наст. изд.). Сходные стихотворные молитвы Гоголь мог многократ­но слышать в Риме, где их традиционно распевали в преддверии Рождества Христова пастухи-волынщики, так называемые «пиф- ферари» (р1РРегап): «Расхаживая попарно или группами по улицам - Рима, они останавливаются перед каждым образом Мадонны... и... вообразите, что три или четыре недели сряду, по нескольку раз в день, вы обязаны выслушать один и тот же мотив...» {Бибиков М. Выдержки из записной книжки туриста по Италии // Москвитянин. 1853. № 7. Отд. VIII. С. 115-116). «Вот песня пиффераров, передан­ная подстрочно: Ауе Мапа! Мы многогрешные, С горьким раска­яньем, С теплой молитвою, С плачем, рыданием, К чистым стопам Твоим В прах повергаемся, Молим прощения, Во грехах каемся. Ауе Мапа! Дева небесная, Мать Искупителя, Будь Ты, — чистейшая, Будь нам заступницей У трона светлого Сына родимого, Судьи бес­страстного И справедливого» (Там же. С. 116-117).

Содержание

Выбранные места из переписки с друзьями

Предисловие................................................................................................... 7

I. Завещание.................................................................................... 9

II. Женщина в свете..................................................................... 14

III. Значение болезней................................................................. 18

IV. О том, что такое слово.......................................................... 19

V. Чтения русских поэтов перед публикою......................... 23

VI. О помощи бедным................................................................... 24

VII. Об Одиссее, переводимой Жуковским.............................. 26

VIII. Несколько слов о нашей Церкви и духовенстве... 34

IX. О том же.................................................................................... 36

X. О лиризме наших поэтов..................................................... 38

XI. Споры........................................................................................ 51

XII. Христианин идет вперед...................................................... 53

XIII. Карамзин...................................................................................... 55

XIV. О театре, об одностороннем взгляде на театр и вооб­ще об односторонности 57

XV. Предметы для лирического поэта в нынешнее время 67

XVI. Советы........................................................................................ 70

XVII. Просвещение........................................................................... 72

XVIII. Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых

душ».............................................................................................. 75

XIX. Нужно любить Россию.......................................................... 88

XX. Нужно проездиться по России............................................... 89

XXI. Что такое губернаторша....................................................... 97

XXII. Русской помещик................................................................. 109

XXIII. Исторический живописец Иванов....................................... 116

XXIV. Чем может быть жена для мужа в простом домаш­нем быту, при нынешнем порядке вещей в России. . 125

XXV. Сельский суд и расправа................................................. 129

XXVI. Страхи и ужасы России..................................................... 130

XXVII. Близорукому приятелю........................................................... 134

XXVIII. Занимающему важное место................................................ 136

XXIX. Чей удел на земле выше..................................................... 153

XXX. Напутствие.......................................................................... 154

XXXI. В чем же наконец существо русской поэзии и в чем

ее особенность......................................................................... 155

XXXII. Светлое Воскресенье............................................................... 196

О «Современнике».................................................................................... 205

<Авторская исповедь>............................................................................ 215

Искусство есть примирение с жизнью................................................ 250

сПисьмо по поводу «Мертвых душ»>................................................ 255

<3аметка о «значении прирожденных страстей» на полях

заключительной главы первого тома «Мертвых душ»>. . . 258

сПредисловие к V тому собрания сочинений>................................ 259

Оглавление <У тома собрания сочинений>..................................... 260

Жизнь........................................................................................................... 261

Мысли о географии................................................................................. 264

О преподавании всеобщей истории.................................................... 272

Скульптура, живопись и музыка......................................................... 285

Последний день Помпеи......................................................................... 289

<Что такое долг>...................................................................................... 296

<О гневе и безгневии>............................................................................. 297

Правило жития в мире............................................................................ 300

О тех душевных расположениях и недостатках наших, ко­

торые производят в нас смущение и мешают пребывать в спокойном состоянии 305

<О благодарности.................................................................................... 314

О сословиях в государстве.................................................................... 316

сЗаметка о Меримо................................................................................. 321

Учебная книга словесности для русского юношества................. 323

Оглавление <к сборнику стихотворений........................................... 345

Размышления о Божественной Литургии

Предисловие.............................................................................................. 349

Вступление................................................................................................ 349

Проскомидия............................................................................................. 350

Литургия оглашенных 359

Литургия верных...................................................................................... 370

Заключение................................................................................................ 394

Приложение к «Размышлениям о Божественной Литургии».

Фрагмент первоночальной редакции............................................ 396

Заметки, наброски на отдельных листах.......................................... 406

Молитвы, духовное завещание, предсмертные записи................ 410

Молитва, приписываемая Гоголю...................................................... 415

Комментарии

Игорь Виноградов. К истории создания и публикации духовной прозы Гоголя

Игорь Виноградов, Владимир Воропаев, диакон Иоанн Нефедов (Раз­мышления о Божественной Литургии). Выбранные места из пе­реписки с друзьями (543); О «Современнике» (616); <Авторская исповедь> (627); Искусство есть примирение с жизнью (629); сПисьмо по поводу «Мертвых душ»> (631); <3аметка о «значении прирожденных страстей» на полях заключительной главы первого тома «Мертвых душ»> (631); сПредисловие к V тому собрания со­чинений (632); Оглавление <У тома собрания сочинений> (633); Жизнь (638); Мысли о географии (640); О преподавании всеобщей истории (646); Скульптура, живопись и музыка (659); Последний день Помпеи (660); <Что такое долг> (663); <О гневе и безгне- вии> (663); Правило жития в мире (668); О тех душевных располо­жениях и недостатках наших, которые производят в нас смущение и мешают пребывать в спокойном состоянии (669); <О благодар- ности> (671); О сословиях в государстве (676); <3аметка о Мери­мо (677); Учебная книга словесности для русского юношества (679); Оглавление <к сборнику стихотворений (687); Размышле­ния о Божественной Литургии (689); Заметки, наброски на отдель­ных листах (728); Молитвы, духовное завещание, предсмертные записи (733); Молитва, приписываемая Гоголю (736).

УДК 820 (73) ББК 76.006.5 Г58

Координатор проекта

Иеромонах Симеон (Томачинский)

Издательство Московской Патриархии
выражает благодарность за содействие
в издании Полного собрания сочинений

и писем Н. В. Гоголя

Раздорожному Валерию Викторовичу
Чип Олегу Александровичу
Биденко Николаю Андреевичу
Шевченко Тарасу Вячеславовичу
Швецу Николаю Николаевичу

Гоголь Н. В.

Г58 Полное собрание сочинений и писем: В 17 т. Т. 6: Выбран­ные места из переписки с друзьями / Сост., подгот. текстов и коммент. И. А. Виноградова, В. А. Воропаева. — М.: Изда­тельство Московской Патриархии, 2009. — 744 с.

Шестой том настоящего собрания открывает главное произве­дение Гоголя 1840-х гг. — «Выбранные места из переписки с друзь­ями». Согласно воле автора, здесь же помещены ранние статьи, которыми он намеревался дополнить книгу при переиздании. В том вошли духовно-нравственные произведения писателя последнего периода его жизни, включая ставшие итоговыми «Размышления о Божественной Литургии», а также молитвы, духовное завещание, предсмертные записи и др. Для настоящего издания подготовлен специальный комментарий к «Размышлениям о Божественной Ли­тургии», учитывающий практику современного богослужения.

© Издательство Московской Патриархии, 2009 © Виноградов И. А, Воропаев В. А, сост., подгот.

текстов, комментарии, 2009

15ВЫ 978-5-88017-087-6 © Белан В. А, Белан А В., художественное оформ-

15ВЫ 978-5-88017-097-5 ление, 2009

Составление, подготовка текстов и комментарии:
И. А. Виноградов, доктор филологических наук,
старший научный сотрудник
Института мировой литературы РАН
В. А. Воропаев, доктор филологических наук,
профессор МГУ им. М. В. Ломоносова,
председатель Гоголевской комиссии
Научного совета

«История мировой культуры» РАН

Художественное оформление:

В. А. Белан, А. В. Белан
На фронтисписе портрет Н. В. Гоголя
работы А. А. Иванова. Рисунок. (1847)

[1] «Прощальная повесть» не может явиться в свет: что могло иметь значение по смерти, то не имеет смысла при жизни.

[2] Статья содержит распоряженья по делам семейственным.

[3] Маркиз Кюстин.

[4] Слово: прелести, — выделено в печатном источнике курсивом и зак­лючено в кавычки. По-видимому, это выделение в гоголевском тексте сделано (для пояснения) П. А. Матвеевым, которому принадлежит имеющееся здесь же подстрочное примечание: «Прелесть—монашеский термин — означает поч­ти то же, что и слово обольщение».

1 В публикации ошибочно: Здравая психология

[5] В источнике: Якоже

[6] В источнике: от вихрей

[7] В источнике: пребывающие в послушании

[8] Выноска в оде Ломоносова на рождение Императора Павла. Рождение Императора Павла было радостнейшим происшествием, какое когда-либо запомнит Россия, по сказанию всех современников. Все единомысленно видели в нем восстановление дому Романовых, который, кажется, ежеми­нутно готовился угаснуть за неимением наследников мужского пола. Все услышали, что родился тот, который потом упрочил надолго и дом царский, подарив России мужественное и сильное царское поколение. Вот причина, почему вся эта ода у Ломоносова исполнена такого восторга и силы, и он пророчит младенцу все, что только можно пожелать совершеннейшему Государю.

[9] Все прочие, которые бы захотели узнать более таинственные и глубо­кие объяснения, могут найти их в сочинениях патриарха Германа, Иеремии, Николая Кавасилы, Симеона Солунского, в Старой и Новой Скрижали, в объяснениях Дмитриева и, наконец, в некоторых...

[10] Не дописано

[11] В рукописи одно слово не прочитано

Наши рекомендации