Глава ii. бог и солнечная система

Вопрос: Вы верите в Бога?

Ответ:Если вы имеете в виду внекосмического и антропоморфического Бога, или если вы полагаете, что отношения между Богом и вселенной (или нашим миром) подобны отношениям между гончаром и гончарным изделием, то такого бога мы полностью отрицаем по целому ряду причин. Во-первых, верующие называют Его беспредельным и абсолютным. Однако форма предполагает ограничение, начало и конец: а если Бог является беспредельным, безграничным и абсолютным, как можно думать о Нем как об ограниченной формой сущности? Во-вторых, если Он безграничен, то Он должен находиться повсюду; а если Он повсюду, Он не в состоянии создать вселенную вне себя, ибо откуда тогда возьмется пространство для творения? В-третьих, сотворение мира требует размышления и планирования, но как может думать Абсолют, ведь мышление предполагает определенное отношение к объекту, объекту ограниченному и предельному? В-четвертых, чтобы создать вселенную, творец должен совершать определенные перемещения в пространстве, что представляется абсурдным для Беспредельной сущности, которая уже находится везде. В-пятых, если Бог отделен от Его вселенной, то есть если Бог — это что-то одно, а вселенная — это нечто совсем другое, подобно, гончару и гончарному изделию, то откуда тогда Бог взял материал для сотворения мира, если принять во внимание, что в начале не существовало ничего, кроме Бога? Таким образом, мы не можем верить в такого предельного внекосмического Бога.

Кроме того, Бога называют многосправедливым и многомилосердным, с одной стороны, а с другой стороны, Он отправляет людей в ад или в рай, заставляет их страдать или дает возможность жить счастливо. Но если одному человеку выпадает счастливая жизнь от рождения до смерти, а другому приходится страдать до конца дней по воле Бога, такой Бог может быть либо только всемогущим (но не многосправедливым), либо многосправедливым (но не всемогущим).

К тому же, многие люди, заявляющие, что они верят во всемогущество Бога, в то же самое время верят в то, что Сатана является причиной всех несчастий и страданий в мире. Но если это так, значит, такой Бог бессилен против Сатаны и, следовательно, вовсе не всемогущ.

Далее, Бога называют всезнающим или всеведущим, то есть Ему известно прошлое, настоящее и будущее. Вместе с тем, говорят, что Его собственный ангел повернул против Него и стал Сатаной. Это значит, что Бог не смог предвидеть бунт Своего ангела, а значит, Его нельзя назвать всезнающим.

И, наконец, Бога считают беспредельным и вездесущим, однако в то же время подразумевается, что встреча с Ним возможна только на небесах. Эти две идеи представляются несовместимыми. Будучи беспредельным или безграничным или не имеющим формы, как Он может находиться только на небесах, сидеть или стоять в каком-либо конкретном месте? Подобный Бог — это лишь плод воображения незрелых и неразумных умов, нелепость с точки зрения философии и логики.

В: Тогда расскажите, пожалуйста, о вашей концепции Бога.

О: Мы верим в Единую Сущность, в Единого, Который является центром всей жизни; мы считаем, что Бог — это Вездесущий, Вечный, Безграничный и Неизменный Первоисточник, любые человеческие измышления о котором бессмысленны; это единственный Бог, не имеющий подобного себе; Одно Беспредельное, Вечное, Неизменное Бытие; Все Сущее; Одно Вечное Сейчас без прошлого, настоящего или будущего; вне времени и пространства, Непроявленный Логос; Безграничный Космос — Зарване Акране — зороастризма; Непроизносимая Триждынепознанная Тайна греческой орфической системы; для индусов — Парабрахман (Высший Брахман), Параматман (высшее «Я»), а также Ниргуна Брахман (Брахман без атрибутов или безусловный Брахман). Необходимо проводить различие между непроявленным Брахманом, Всем Сущим, и проявленным Брахманом — Сагуна Брахманом (Брахманом с атрибутами или обусловленным Брахман, раскрытый Брахман) — Верховный Ишвара со Своей вселенной.

Из Этого все происходит, и в Это все возвращается. Это включает в себя все, что когда-либо существовало, существует и может существовать. Подобно тому, как волна поднимается в океане, вселенная поднимается во Всем Сущем. Подобно тому, как волна вновь опускается в океан, вселенная погружается обратно во Все Сущее. Подобно тому, как океан — это вода, а волна является формой или проявлением воды, так и существует одно, единое Бытие, а вселенная есть форма или проявление Бытия. «Все это воистину есть Брахман». Таким образом, все вселенные поднимаются и опускаются во Едином, все они рождаются и умирают в этой беспредельности.

В: Означает ли это, что единственный Бог, не имеющий подобного себе, создал солнечную систему?

О: Нет, не совсем так. Рождаясь из глубин Единой Сущности, Логос, принимает определенные ограничения и становится проявленным Богом, и, определяя ограниченную сферу Своей деятельности, намечает область Своей вселенной. Проявленное божество и непроявленное божество — это лишь «два состояния Брахмана». Этот проявленный Логос не является «вторым» Богом, Он — «Единая Сущность» в проявлении, Сагуна Брахман, т. е. Брахман с атрибутами, о котором говорилось выше. Космический Логос, Всевышний Правитель вселенной, самосущее Бытие, Источник и Причина всего сущего, называемый также Пурушоттама, Высший Дух, Личность. Проявляясь в Духе, Он открывает нам другую сторону Всего Сущего, которая называется Мулапракрити, Источник Материи. Он проявляет часть Себя, создает вселенную из части Себя, трансцендентного, всеохватывающего, проявленного Бога, ограниченного Своим проявлением. Затем он раскрывает Себя в тройственной форме, в трех великих Логосах космической эволюции, Тримурти или Троице, обращенной к вселенной проявленного Бога.

С существованием Космического Логоса во Вселенной связаны семь Воплощений его естества, называемые Семью Космическими Планетарными Логосами. Все звезды во вселенной, являющиеся центрами огромных эволюционных систем, принадлежат к одному из этих Семи Логосов и в определенной степени являются выражением Их жизни, также как Они, в Свою очередь, являются выражением Единого Бытия Космического Логоса.

В Единой Сущности бесконечное множество вселенных; в каждой вселенной — бесконечное множество солнечных систем. Каждую солнечную систему питает энергией и контролирует могущественное Существо, Ишвара, Солнечный Логос, Солнечное Божество. Как Звезда, Правитель Системы среди мириад звезд, Он пребывает и перемещается в пространстве, Его Бытие заключено в Его Звезде-Отце, одном из великих Семи Логосов; тем не менее, Он непосредственно отражает Бытие, Свет и Славу Единого Бога, не имеющего подобного Себе. Для такой системы Он является тем, что люди подразумевают под словом Бог. Он полностью в ней; нет ничего, что не было бы Им. Он постоянно пребывает в каждом атоме системы, всепроникающий, всеподдерживающий и всеразвивающий. Он пребывает во всем, и все пребывает в Нем. Наш Солнечный Логос создал нашу солнечную систему из Себя, и мы, те, кто пребывает в ней, суть развивающиеся фрагменты Его бытия; из Него мы все произошли, и в Него мы все вернемся.

И все же Он существует над Своей системой, у Него есть Своя, колоссальной важности жизнь среди равных ему, среди других Солнечных Логосов, его Звезд-Братьев. «Наполнив всю вселенную частью Себя, Я остаюсь вечным и неизменным». Людям не дано знать ничего об этой Его высшей жизни, однако когда Он снисходит до доступной нам формы, Его проявление всегда тройственное. В эволюции любой солнечной системы три высших принципа Логоса системы (обычно называемые тремя Логосами системы) соответствуют трем Великим Логосам космической эволюции и выполняют их функции. И потому в нашей системе Логос проявляет Себя в тройственной форме, являясь в то же время неразделенным Логосом; в трех лицах единого Бога, раскрывающего Себя в трех ипостасях. Следовательно, утверждение христианской церкви, что «Мы поклоняемся единому Богу, существующему в трех неслиянных и неразделенных лицах», исполнено глубокого смысла. Другими словами, мы никогда не смешиваем в наших умах функции трех разных проявлений или ипостасей Бога, каждая из которых существует на своем плане, и в то же время ни на минуту не забываем о Вечном Единосущии, которое лежит в основе всего без исключения на высшем плане.

Ипостась Ишвары, в которой Он создает мир, у буддистов называется Брахма, а у христиан — Святой Дух. Ипостась, в которой Ишвара управляет мирами, индусы называют Вишну, а христиане — Богом-Сыном. И наконец, ипостась, в которой Он уничтожает миры, когда они устаревают и не могут больше использоваться, у индусов называется Шива, или Махадэва, а у христиан — Бог-Отец.

На ступень ниже Солнечного Божества стоят его семь слуг, семь выражений его природы, семь каналов его вечной жизни, называемые семью Солнечными Планетарными Логосами, или Планетарными Духами. Подобно Космическому Логосу и Его семи воплощениям, семи Космическим Планетарным Логосам, Солнечные Планетарные Логосы неким таинственным образом являются частью Солнечного Божества. В индуизме их называют семь Праджапати (Владыки Творений), в зороастризме — семь Амеша Спента (Бессмертные Святые Существа), а в иудейской и христианской традиции они известны как «Семь Духов перед престолом Господа». Энергия этих Семи контролирует и управляет всем, что происходит в пределах Солнечной системы. Они являются правителями планет Вулкан, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Каждый из Семи является главой и правителем иерархии созидателей, которые под Его руководством участвуют в строительстве и поддержании Солнечной системы; каждый из них руководит Дэвами, Сияющими Существами, или сонмами ангелов, известных как Адитьи, Васу, Дхиан Чоханы и т. д. в восточных религиях, и ангелы, архангелы, престолы и т. д. в христианстве. Они представляют собой проявления Единого Бога и в своем бесконечном множестве являются слугами Высшей Воли.

Нашим миром управляет великий Правитель, представляющий Солнечное Божество. Он является истинным Князем этого мира и держит под полным контролем всю эволюцию на нашей планете. В Его подчинении находятся многочисленные управляющие различных епархий. Таким образом, Бог, в которого верим мы, Верховный Правитель нашей системы, проявляет себя в ней в тройственной форме, в образе Троицы, а именно как Бог возрождающий, сохраняющий и создающий. У теософов это Первый, Второй и Третий Логосы; у христиан — Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух; у индусов — Шива, Вишну и Брахма; у евреев-каббалистов — Кетер, Бина и Хокма, и наконец, у последователей зороастризма — это Ахура, Мазда и Ахурамазда, т. е. Жизнь, Мудрость и Единая Сущность. Он везде и во всем. Он и есть все. Весь мир это не более, чем его проявление. Он проявляется в бесконечном множестве форм и степеней живого разума, которые происходят из Него, как в дальнейшем происходят из Него растения, животные, люди. Таким образом, существует только Единое бытие, выраженное в бесконечном множестве форм. Люди, растения, минералы суть проявления этого Бытия. Мельчайшая пылинка не могла бы существовать, если бы Бог покинул ее; наивысший из архангелов есть не более, чем еще одно выражение Его, Единого Бога. Поскольку Бог постоянно присутствует во всем, все являются носителями Единого бытия и образуют одно великое Братство.

В: Можно ли доказать существование Бога?

О: С помощью одних лишь интеллектуальных рассуждений невозможно прийти к безусловному доказательству существования Бога, которое удовлетворяло бы всех. Однако доказательства этого приходят опосредованно: через разум, любовь и нравственную чистоту. Длительные и тщательные исследования природы свидетельствуют о вероятности существования «Божественного Архитектора», создающего миры; наличие Единой Сущности считается философской необходимостью, а проявление первичной дуальности (Пратьягатмы и Мулапракрити, т. е. источника Духа и источника Материи) — необходимостью космической; эмоционально познаваемая Пратьягатма и есть Бог, Всевышний Господь.

Любовь к Богу позволяет человеку ощутить Его присутствие, дает человеку силы и душевный покой. По мере продвижения по пути очищения, великодушия и любви, человек познает Бога, и доказательства его существования ему нужны, не больше, чем доказательства существования света, с помощью, которого он видит окружающий мир.

Однако самое главное и непосредственное доказательство существования Бога заключено во внутреннем «Я». Его «единственным доказательством служит осознание внутреннего «Я». Каждый из нас, безусловно, уверен в собственном существовании; таким образом, в мире живут многочисленные осознающие себя существа, которые не могут возникнуть сами по себе, подобно тому, как без воды не может забить фонтан; все эти внутренние «Я» происходят от Единого «Я», являются Его частями, и этим «Я» является Бог. Из этого вытекает единственное доказательство существования Бога — осознание Божественного в нас, нашего истинного «Я», которое признает Божественное «Я» вне нас по единству происхождения. Таким образом, только осознав существование Божественного «Я» внутри нас самих, мы можем осознать существование Божественного «Я» в окружающем нас мире, Божественного «Я», в котором мы пребываем, действуем и существуем». В: С какой целью Бог создал вселенную?

О: В наши дни под «творением», обычно понимают создание чего-либо из ничего, что само по себе невозможно. «Нереальное не существует, а реальное никогда не перестает существовать,» — говорит Шри Кришна в БхагавадГите, самом известном шедевре арийской литературы. Такая трактовка творения возникла среди невежественных людей в те времена, когда философия была предана забвению. Прежде творение отождествлялось с преобразованием — преобразованием существующей материи в новые формы, и вместо слова «Создатель» использовались такие слова, как Небесный Строитель, Великий Архитектор, Мастер, Творец. Когда мы говорим, что художник «творит», мы по-прежнему имеем в виду, что он преобразует нечто уже существующее.

Такая эманация, а не творение, является проявлением Высшего бытия, естественным выражением той или иной фазы Божественной Природы. Можно по-разному ответить на вопрос: «В чем заключается цель эманации?» и привести множество различных аргументов, однако следует помнить, что котенок, например, не в состоянии понять, зачем человек читает книгу, вместо того чтобы гоняться по двору за оторвавшимся от дерева листочком, потому что сознание котенка недостаточно развито, чтобы он мог научиться читать. В этом смысле расстояние между человеком и котенком гораздо меньше, чем между человеком и Богом, когда мы пытаемся познать Его природу. Тем не менее, одни говорят, что любовь к Богу призвана привести к самоосознанию множество существ, чтобы разделить Его блаженство и любовь; другие считают, что Любовь пожелала, чтобы Ее любили. Христиане утверждают, что таким образом Господь показал свое великолепие. Суфии говорят: «Он был подобен скрытому сокровищу и пожелал явить его миру». В Упанишадах читаем: «И пожелал Он приумножиться». Еще один ответ можно сформулировать так: в Абсолюте, в Едином Целом, все вселенные, все, что когда-либо было, есть и будет, существует вечно, однако во времени и пространстве вселенные появляются, а затем исчезают. «Бог» в данном случае — это проявленный Сагуна Брахман, или Ишвара, Повелитель вселенной, и Он наделяет объективным существованием во времени и пространстве часть того, что в Вечности существует всегда. В одном мы можем быть полностью уверены: человек пребывает здесь для того, чтобы раскрыть свои возможности и стать отражением божественного совершенства, т. е. достичь качеств «измерения Христа».

В: Как была создана наша солнечная система?

О: Уже на заре истории существовали и взаимодействовали такие противоположные понятия как дух и материя, жизнь и форма. То, что мы обыкновенно называем силой и материей, на самом деле представляет собой две разновидности духа на разных стадиях эволюции. Первичной материей-источником, насколько мы можем судить, является субстанция, которую ученые называют «эфиром космоса»; выражаясь языком теософии, это Койлон, «пустота», изначальное отрицание существования материи, поскольку в физическом смысле пространство, занимаемое эфиром, представляется пустым. Эта субстанция, увидеть которую способны только ясновидящие высокого уровня, когда-то заполняла собой все пространство, пока некая Сущность, бесконечно более могущественная, чем наше Солнечное Божество, не изменила это состояние покоя, вдохнув свой дух или силу в определенную часть материи, равную по размерам всей вселенной. В результате воздействия этой силы в эфирном пространстве появилось бесчисленное множество крошечных сферических пузырьков, о которых в Тайной доктрине упоминается как о дырах, проделанных Фохатом в пространстве. Там, где есть такие «пузырьки» или точки света, нет Койлона; каждый пузырек — это, по сути, частичка Его сознания и существует ровно столько, сколько Ему угодно отделять его от окружающего Койлона. Эти пузырьки являются предельными атомами, мельчайшими частицами, из которых состоит то, что мы называем материей; таким образом, материя — это не более чем перфорации в эфире.

Когда Солнечное Божество приступает к созданию Своей системы, в Его распоряжении находится материал, состоящий из бесконечного множества крошечных пузырьков. Прежде всего, Он определяет пределы своего поля деятельности, некую огромную сферу, длина окружности которой намного превышает длину орбиты самой крайней планеты Его будущей системы. В пределах такой сферы Он устраивает нечто вроде гигантского вихря, затягивающего все пузырьки в его центр, в результате чего образуется огромная центральная масса — материал, из которого должна появится туманность. Действуя через Свою Третью Ипостась, Он посылает в эту вращающуюся сферу семь последовательных импульсов энергии, соединяя тем самым пузырьки во все более и более сложные скопления (более подробно этот процесс будет описан в главе VIII, где речь пойдет о Трех Великих Истечениях). Таким образом, формируются семь гигантских взаимопроникающих концентрических материальных миров, которые составляют единое целое в том смысле, что состоят из одной и той же материи, отличаясь друг от друга лишь ее плотностью. Эти семь видов материи или семь типов атомов свободно перемешиваются, так что в любом случайным образом выбранном мельчайшем сегменте сферы можно найти все семь разновидностей. Затем самые крупные из этих семи видов атомов — первичные физические атомы — притягиваются друг к другу, образуя определенные скопления и формируя несколько различных типов так называемых протоэлементов, которые, в свою очередь, также соединяются в различные формы, известные науке как химические элементы.

При создании нашей системы этот процесс растянулся на очень долгое время, пока наконец не сформировалась огромная светящаяся туманность. Охлаждаясь, по-прежнему быстро вращающаяся сфера приобрела форму огромного плоского диска и разделилась на кольца вокруг центрального тела, из которого впоследствии возникло наше солнце. В толще каждого такого кольца Божество создало дополнительный вихрь, который собрал огромную массу материи кольца, превратившуюся в планету, вращающуюся вокруг центрального тела. Столкновение собранных вместе частиц вновь привело к разогреву материи, в результате чего образованная планета долгое время представляла собой массу раскаленного газа, которая, постепенно охлаждаясь, превратилась в пригодную для жизни человека среду обитания.

Таким образом, все планеты нашей солнечной системы состоят из семи типов атомов, скопления которых составляют семь основных видов материи системы, расположенных в порядке возрастания их плотности и называемых планами природы.

В: Обычной науке известны три состояния материи: твердое, жидкое и газообразное. Что представляют собой упомянутые Вами семь видов материи, и что такое планы природы?

О: Твердое, жидкое и газообразное состояния относятся только к самой низшей, физической, материи. Вся материя солнечной системы состоит из семи типов атомов различной плотности, и каждая ее область, состоящая из атомов определенного типа и связанная с определенным уровнем сознания, называется планом или миром, поэтому мы признаем существование семи таких планов в нашей солнечной системе.

В: Какова связь между этими планами и нашей планетой, из чего состоит наша планета?

О: Эти семь взаимопроникающих видов материи частично собраны в планеты, миры или небесные тела, и неравномерно распределены в нашей солнечной системе. Три наиболее тонких вида материи имеют распространение по всей системе, и поэтому являются общими для солнечной системы в целом, однако четыре более плотных вида материи составляют или окружают собой небесные тела и планеты. Являясь одной из планет солнечной системы, Земля также состоит из семи видов материи.

В: Значит, наша планета состоит не только из физической материи?

О: Земля состоит не только из материи седьмого, низшего плана или мира, но в ней также в изобилии присутствует материя шестого, пятого и прочих миров. Наукой доказано, что частицы материи даже в самых плотных веществах никогда не соприкасаются друг с другом. Атомы настолько малы по сравнению с расстояниями между ними, что каждый из них можно сравнить с пылинкой в центре огромного зала. Таким образом, атомы других, более тонких планов, могут не только свободно располагаться между атомами более плотных видов материи, но и свободно перемещаться среди и вокруг них. Таким образом, наше небесное тело — это не один мир, образованный материей только одного вида; оно имеет семь планов, состоящих из различных видов взаимопроникающей материи, в пределах общего пространства.

В: Как различные виды материи могут находиться в одном пространстве, не вытесняя друг друга?

О: Это становится возможным благодаря тому, что расстояние между атомами всегда пропорционально намного больше размеров самих атомов. Представьте себе опущенную в воду губку или матерчатый мяч. Твердое вещество губки занимает, конечно, определенную часть пространства, однако все пустоты в ней заполнены водой, и потому вода занимает почти столько же места, сколько и сама губка. Кроме того, в самой воде в это время содержатся крошечные пузырьки воздуха, и таким образом получается, что в одном и том же пространстве губки одновременно находятся вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии.

В: Где именно располагаются упомянутые Вами различные планы на нашей планете?

О: Тонкие миры находятся повсюду вокруг нас, но мы обычно не осознаем их присутствия. Они не располагаются один над другим, подобно слоям луковицы, а заключены друг в друге, причем твердая физическая Земля заключена в самом центре всех планов. Шестой мир, к примеру, простирается гораздо дальше седьмого, физического мира, в космос, но в то же время он повсеместно проникает в физическую материю планеты. Пятый план больше шестого, однако он проникает в первые два, подобно водяному пару, распространяющемуся в воздухе. Таким образом, мир, в котором мы живем, состоит не из одного, а из семи взаимопроникающих планов, которые занимают одно и тоже пространство с тем лишь исключением, что более тонкие виды материи распространяются на большее расстояние от центра системы, по сравнению с более плотными видами материи.

В: Как называются эти семь планов или взаимопроникающих миров?

О: Наивысший или тончайший план называется Махапаранирваной, Ади или Божественным планом. Второй план — это Паранирвана или Анупадака, его также называют Монадическим, поскольку именно на этом плане находятся искры Высшего бытия, человеческие монады, и именно здесь рождается и обитает человеческое «Я», монада, Божественное в человеке. Третий план называется Нирваной или Атмическим, потому что на этом плане функционирует сотворенный дух человека — Атма. Четвертый план называется Буддхическим или планом интуиции, потому что на нем происходят высшие озарения человека. Последние два плана также называют духовными планами, потому что на них человек осознает свою Божественность. Пятый план, более плотный, называется Манасическим, Интеллектуальным или ментальным, и именно из материи этого плана состоит разум человека. Шестой план называется Астральным или планом эмоций и страстей, которые вызывают колебания материи этого плана; и, наконец, седьмой план — это физический план, лишь часть которого мы можем познать с помощью наших органов чувств. Из указанных планов два самых высоких плана не доступны человеку в настоящее время, потому что в текущую эпоху или диспенсацию для достижения цели — стать Совершенным Человеком — необходимо осознать себя только на нижних пяти планах.

Каждый из этих семи планов, в свою очередь, имеет семь подпланов и состоит из семи подвидов материи.

В: На какие подпланы можно разделить каждый план и что представляют собой семь подвидов материи?

О: Каждый план имеет семь подпланов, которым соответствуют семь подвидов материи.

Физический план имеет семь подпланов, которые представлены материей семи разных степеней плотности. Различают следующие подвиды материи (в порядке уменьшения плотности): твердая, жидкая, газообразная, эфирная, суперэфирная, субатомная и атомная. Четыре более тонких подвида материи состоят из имеющего четыре степени плотности эфира, который является физическим веществом, невидимым для обычного зрения. Все эти подвиды материи характерны только для физического плана. Тончайшие или первичные физические атомы атомного подплана составляют так называемые протоэлементы, которые, в свою очередь, соединяются в различные формы, известные современной науке как химические элементы.

Астральный план также имеет семь подпланов, однако они объединены в две группы — четыре подплана относятся к низшему астралу, а три — к высшему.

Аналогичным образом, подпланы пятого (ментального) плана объединены в две группы: Рупа Лока и Арупа Лока, или уровень формы и уровень отсутствия формы, с четырьмя и тремя подпланами соответственно. В пределах пятого плана расположена отличная от него Девалока или Девачан, т. е. страна Богов или рай. Девачан, или состояние счастья, носит такое название потому, что является таковым по своей природе, ничто не может проникнуть в это состояние, чтобы вызвать боль или печаль. Это особым образом охраняемое состояние, в которое не допускается реальное зло, место блаженного отдыха, где человек может спокойно вкусить плоды своей прошедшей физической жизни.

Каждый из остальных планов также подразделяется на семь подпланов.

В: Можно ли утверждать, что различные миры или планы, также как и подпланы, состоят из разных видов материи?

О: Каждый мир характеризуется своим особым видом материи, материи атомного подплана и своими особыми скоплениями или комбинациями материи в семи различных подвидах, однако любой вид материи формируется из самой плотной материи (следующего) вышестоящего мира, и потому материя, из которой состоят все взаимопроникающие миры, это, по сути дела, одна и та же материя, в каждом случае отличающаяся только организацией и плотностью.

В: Вы можете более подробно остановиться на физическом плане?

О: Прежде ученые считали, что атомы химических соединений являются мельчайшими частицами всех физических форм, однако позднее было установлено, что они имеют настолько сложное строение, что в своем замечательном докладе на одном из английских научных обществ сэр Уильям Крукс выдвинул теорию о первичной субстанции, именуемой протилом, которая лежит в основе всех видов физической материи, а теперь среди ученых преобладает точка зрения о существовании электронов.

Любое видимое физическое тело расширяется при нагревании, которое повышает частоту колебаний сложных молекул, составляющих это физическое тело, и при определенной температуре материя переходит в более высокое состояние. Таким образом, любое вещество можно преобразовать из твердого состояния в жидкое (например, превратить лед в воду) и из жидкого — в газообразное (например, превратить воду в пар) путем повышения частоты колебаний сложных молекул. Сложные молекулы распадаются на более простые молекулы, и этот процесс перехода от одного состояния к другому, более тонкому, можно повторять с использованием определенных методов до тех пор, пока физическое вещество не будет разложено на мельчайшие физические атомы. Несмотря на то, что все формы первого или атомного подвида материи строятся путем сжатия физических атомов до определенной формы (например, до формы кирпичей), чтобы создать материю следующего более плотного или второго подвида, сначала необходимо собрать вместе определенное количество физических атомов (или кирпичей), сцементировать их в блоки по четыре и более атома (кирпича) в каждом и использовать эти блоки для дальнейших построений. Для создания материи следующего более плотного или третьего подвида необходимо построить плиты из нескольких блоков, состоящих из материи второго подвида и сцементированных определенным образом, и так далее до самого плотного подвида материи.

Таким образом, независимо от плотности, все физические тела образуются путем различной организации и сочетания мельчайших физических атомов, причем все атомы являются идентичными, за исключением того, что одни атомы являются положительными, а другие — отрицательными; любое вещество можно преобразовать в какое-либо другое вещество путем разложения его на мельчайшие физические атомы с последующей перегруппировкой атомов для образования другого вещества. Так алхимия становится реальностью.

С помощью определенных методов мельчайший физический атом можно разложить на атомы самого плотного подвида материи астрального плана. Аналогичным образом, атом самого тонкого подвида астрального плана можно разложить на атомы самого плотного подвида материи ментального плана.

В: Если эти семь планов постоянно находятся вокруг нас, почему мы не осознаем их существование?

О: Обычно человек осознает то или иное явление с помощью одного или нескольких из своих пяти чувств, но вполне очевидно, что он вряд ли может осознать существование чего-то такого, что он не способен видеть, слышать, обонять, попробовать или осязать. Даже когда объекты физического мира имеют достаточную плотность, мы не всегда можем полагаться на свои органы чувств по следующим причинам:

1. Слишком большое расстояние — планета Нептун существует, хотя мы ее и не видим.
2. Слишком маленькое расстояние — мы не видим капли, закапанные в глаза.
3. Ограниченные возможности органов чувств — глухой не слышит звуков.
4. Крошечные размеры объекта — частицы воды в воздухе.
5. Влияние более крупного объекта — планета Меркурий не видна в лучах Солнца.

В: Как же тогда подтвердить существование явлений и предметов, не воспринимаемых нашими органами чувств?

О: Необходимо развить скрытые в человеке метафизические способности. Если наука добилась такого значительного прогресса, зная лишь о трех низших подвидах материи на физическом плане, ее деятельность во имя всеобщего блага будет еще более успешной с получением знаний о тонком эфире, что позволит, хотя и частично, выполнить третью задачу Теософического Общества.

В: Проблем от этого меньше не становится. Как можно доказать существование в человеке сверхъестественных способностей?

О: В этом нет ничего сверхъестественного, поскольку все в данном случае происходит в соответствии с законами природы.

Существование гипноза, ясновидения, телепатии и других подобных явлений признается современной наукой. Испытуемый, которого гипнотизер искусственно делает ясновидящим в трансе, способен видеть происходящее в других частях света и недоступное его обычному зрению, что доказывает наличие в человеке определенных «метафизических» сил. К тому же исследования спиритизма говорят о существовании астрального плана и продолжении жизни после смерти тела, хотя это нельзя ощутить с помощью органов чувств.

Более того, осознавая последствия только нескольких видов, колебаний, существующих в воздухе или эфире, таких как, например, звуковые, электрические или световые колебания, мы не замечаем множества других вибраций, порождающих другие звуки, цвета, формы и пр. Это также признано наукой.

Непосредственный теософский опыт наглядно демонстрирует, что в каждом человеке имеются латентные чувства, которые в случае пробуждения позволят ему проникнуть в невидимые области материи вокруг нас.

В мире всегда существовали и существуют оккультисты, которым удалось развить свои метафизические чувства и исследовать эфирный план нашего мира, а также заглянуть в более высокие планы, причем значение подобных исследований для человечества трудно переоценить. Кроме того, в мире живут Учителя, Совершенные Люди, полностью пробудившие Свои тонкие органы чувств и завершившие Свою человеческую эволюцию. Они поддерживают связь с нашим миром только для того, чтобы помочь человечеству в его развитии, и их ученики также пробуждают и развивают одно за другим свои тонкие органы чувств под Их руководством, подтверждая Их утверждения.

В: Я понимаю, что мир, в котором мы живем, на самом деле состоит из семи взаимопроникающих планов материи различной плотности, занимающих одно и то же пространство; однако Вы упомянули, что более тонкие виды материи распространяются дальше от центра системы по сравнению с более плотными ее видами. Как далеко распространяется материя более тонких миров?

О: Материя астрального мира распространяется на расстояние, которое лишь немного меньше среднего расстояния до Луны. Таким образом, два глобуса — Земли и Луны — находятся на расстоянии около 239000 миль (около 390000 км) друг от друга, но их астральные сферы соприкасаются, когда Луна находится в перигее, т. е. в ближайшей к Земле точке своей орбиты. Когда же Луна находится в апогее, т. е. в наиболее удаленной от Земли точке своей орбиты, такого соприкосновения не происходит. Ментальный мир — мир ментальной материи — простирается еще дальше, не говоря уже о высших мирах (глобусах), которые настолько велики, что касаются соответствующих глобусов других планет нашей Солнечной системы.

В: Если, находясь в своем обычном состоянии, мы не способны познать эти планы, или миры, что же нам с ними делать?

О: Необходимо регулярно пытаться войти в тесный контакт хотя бы с некоторыми из них, однако, чтобы добиться этого, мы должны глубже исследовать строение человека, речь о котором пойдет в главе III.

Наши рекомендации