В. Чем мотивируют римо-католики свое учение?
О. Сторонники «filioque» оправдывают свое учение тем, что Сын Единосущен Отцу и, следовательно, все, присущее Отцу, свойственно и Сыну.
В. Что говорит об исхождении Святого Духа Священное Писание?
О. Об исхождении Святого Духа только от Отца прямо говорит Сам Иисус Христос, когда предвещает апостолам: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15, 26).
В. Насколько серьезным изменением для христианского учения является внесение «филиокве»?
О. «Филиокве» служит не только прецедентом, открывающим двери для принятия других противоречащих Божественному Откровению нововведений в саму суть христианской веры, но имеет важное догматическое значение. «Филиокве» нарушает единоначалие Бога Отца, т. е. Отца как единого начала (по Своему иерархическому положению все Три Лица Пресвятой Троицы равновелики) и ведет к дуализму и нарушению Нераздельности Пресвятой Троицы. (Нераздельность Пресвятой Троицы была отвергнута католиками на II Ватиканском соборе путем выделения «Отца» в самостоятельного «Бога» и отождествления его с «Верховными Божествами» язычников — см. ниже, гл. III).
В. Какое практическое последствие для христианства имело принятие римо-католиками «филиокве»?
О. «Филиокве» явилось одной из основных причин отпадения Западной Церкви от Православия в 1054 году, а его принятие христианами, вслед за признанием вселенского главенства папы, до II Ватиканского собора использовалось римо-католиками в качестве обязательного условия при составлении и практическом исполнении уний (договоров о «воссоединении» Западной и Восточной Церквей), на самом деле являвших отречение верующих от Православия и принятие католичества.
В. Согласно изложенному, что следует сказать об учении римо-католиков об исхождении Святого Духа «от Отца и от Сына»?
О. Это учение противоречит Божественному Откровению, наносит непоправимый вред христианству и является ложным и еретическим.
Учение о первородном грехе
В. Каково православное учение о первородном грехе?
О. Согласно Священному Писанию и учению Православной Церкви, Бог создал человека по образу и подобию Своему (Быт. 1, 26), совершенным душою и телом, безгрешным по естеству и свободным по воле, но он был доступен греху, и согрешить или нет зависело от его свободной воли. Падение, происшедшее вследствие отвержения воли Божией, повлекло за собой лишение человека Божией благодати и порчу природы человеческой: повреждение сил души человека (Быт. 3, 7-13), изменение его естества (Быт. 3, 21), помрачение в нем образа Божия. В результате отвержения воли и заповедей Божиих разумными существами (падшими духами и человеком) в мир вошли грех и зло.
В. Как учат о первородном грехе католики?
О. Католики стали учить, что Бог создал человека из двух противоположных, не могущих не противоборствовать друг другу частей (души и тела, разума и чувственности) и до падения существо человека удерживалось в гармонии сверхъестественным даром «благодатной праведности», данной Богом праотцам. С падением человек лишился благодати и гармонии, но природа его осталась неповрежденной. Католики не объясняют, почему несмотря на сверхъестественный дар благодати низшие силы одержали верх над высшими (см. список литературы, п. 5, стр. 46-47).
В. Что следует из учения католиков?
О. Из католического учения вытекает, что Бог либо не мог своей благодатью спасти человека, либо отнял у него благодать до его падения. Следовательно Бог либо не обладает всемогуществом, либо Сям, является источником греха и зла в мире, что противоречит христианскому учению о Боге.
В. Что можно сказать об учении римо-католиков о первородном грехе?
О. Это учение противоречит Божественному Откровению и является ложным и еретическим.
Учение о сверхдолжных заслугах святых и об индульгенциях
В. В чем заключается римо-католическое учение о сверхдолжных заслугах святых?
О. По католическому учению, возникшему в XIII — XIV вв., человеку для его спасения необходима некая сумма добрых дел, зависящая от количества его грехов. Святые угодники совершили гораздо более добрых дел, чем нужно для их спасения, так что их излишек образует некую «сокровищницу добрых дел», и папа имеет власть вменять этот излишек людям, имеющим в добрых делах недостаток.