Глава 24. Конечное достижение христианина

Теперь мы подошли к окончательной стадии переживаний христианина. К Божественному Единению. Его нельзя достичь лишь с помощью вашего опыта. Размышление не произведёт божественного единения; не сделает этого ни любовь, ни поклонение, ни ваше посвящение, ни ваши жертвы. Здесь также не имеет значения, сколько света даёт вам Господь. В конечном счёте, для того, чтобы сделать единение реальностью, потребуется действие Бога.

В Ветхом Завете Писание говорит: «Человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33:20). Если ваша молитва всё ещё содержит в себе вашу соб­ственную жизнь, то такая молитва не может увидеть Бога. Ваша жизнь не познает единения с Его жизнью.

Прежде чем произойдёт единение, все ваши действия, всё исходящее из вашей собственной жизни (включая даже вашу самую возвышенную молитву) должно быть упразднено. Все молитвы, исходящие из вашего разума, - это лишь приготовление к тому, чтобы привести вас в пассивное состояние; состояние покоя, производимое вами, также является приготовлением к тому, чтобы привести вас в пассивное состояние. Это приготовление. Это не конечный пункт. Это путь к конечному пункту. Конечный пункт - это единение с Богом!

Цель этой книги - не показать вам определённый вид молитвы, или даже переживания, а привести вас к конечному состоянию христианина: к единению с Богом. Вспомните, что Иоанн говорит нам в книге Откровение 8:1, что на небесах была тишина. Это описывает центр самой глубокой внутренней части человека. Там всё должно замолчать, когда является величие Бога. Усилия вашего «я» должны быть прекращены. Даже больше! Необходимо прекратить само существование вашего «я».

В этой вселенной есть нечто, что является полной противоположностью Бога; это человеческое «я», его самость. Деятельность человеческого «я» - это источник всей злой природы и всех злых дел человека. С другой стороны, если душа теряет эгоизм, то она становится чище! Фактически, чистота души растет прямо пропорционально потере эгоизма!

Пока вы будете действовать с помощью вашего природного «я», у вас постоянно будут недостатки. Но после того как вы оставили свой эгоизм, привязаннос­ти вашего «я», недостатков уже быть не может, всё - чистота и невинность. Различие между Богом и душой было произведено тогда, когда в результате падения в душу человека вошёл эгоизм, стремление удовлетворять желания своего «я».

Как вообще такие противоположные существа как душа и Бог могут соединиться? Как Божья чистота и человеческая нечистота могут стать одним? Как могут простота (или целостность) Бога и сложность (или бесконечное непостоянство) человека образовать один сплав?

Конечно же, для этого необходимо намного больше, чем ваши собственные усилия. Что же тогда необходимо для достижения единения? Действие со стороны Самого Всемогущего Бога. Только это может произвести единение. Для того чтобы две вещи стали одним, они должны обладать похожей природой. Например, нечистота грязи не может соединиться с чистотой золота. Необходим огонь, который бы уничтожил шлак и сделал бы золото чистым. Вот почему Бог посылает на землю огонь (он называется Его Мудростью), чтобы уничтожить всё нечистое в вас. Ничто не может противостоять силе этого огня. Он поглощает всё. Его Мудрость сжигает всю нечистоту в человеке с одной целью: сделать его пригодным для божественного единения.

В вас есть нечистота. Больше, чем вы можете себе представить. И это полностью исключает возможность единения с Богом. Но ваш Господь горит желанием соединиться с вами, поэтому Он обязательно поглотит шлак. (Не удивляйтесь, когда это будет действительно происходить.)

Как имя этой нечистоте? Эгоизм. Эгоизм - это источник всего осквернения, и он мешает всякому соединению с Чистотой! Свет солнца может падать на болото, но он никогда не сможет соединиться с этим болотом.

Кроме эгоизма есть ещё одно препятствие для единения. Это препятствие, называемое активностью, само по себе противоположно единению. Почему? Потому что Бог - это бесконечный покой. Для того чтобы ваша душа объединилась с Господом, она должна взять от Его покоя. Активность мешает сообразованию. Именно по этой причине мы можем достичь божественного единения, лишь дав покой человеческой воле. Вы никогда не сможете воссоединиться с Богом в переживании, если вы не станете таким спокойным и чистым, каким вы были после сотворения. Бог желает сделать вашу душу чистой. Он очищает её Своей Мудростью подобно плавильщику, очищающему металл в печи. Только огонь может очистить золото.

Повторю, что поглощающий нас огонь, поглощающий полностью и без остатка, есть Его наивысшая мудрость. Постепенно этот огонь поглощает всё земное; он выжигает всё инородное и отделяет его от золота. Огонь, кажется, знает, что земной прах нельзя превратить в золото. Огонь должен расплавить и уничтожить этот шлак, чтобы золото избавилось от всякого чуждого вещества. Снова и снова золото необходимо помещать в печь, пока оно не утратит всякий след загрязнения. О, сколько раз золото ввергают в огонь - намного больше, чем это кажется необходимым. Но вы можете быть уверены, что Кузнец видит нечистоту как никто другой. Золото надо возвращать в огонь снова и снова, пока не станет очевидным, что чище его сделать уже нельзя.

Наконец приходит то время, когда золотых дел мастер уже не может найти примесей, загрязняющих золото. Когда огонь совершил чистоту - или, скажу я, простоту - огонь уже не будет касаться его. Если это золото оставить в печи навеки, то его чистота не улучшится и его состав не изменится!

Теперь это золото годится для самой изысканной работы. Если в будущем золото загрязнится или с виду потеряет свою красоту, то причина этому ­всего лишь случайная нечистота, коснувшаяся только поверхности. Эта грязь никак не мешает употреблять золотой сосуд. Эта инородная частица, приставшая к поверхности, не имеет ничего общего с процессом порчи, который происходит глубоко внутри золота.

Редкий человек откажется от чистого золотого сосуда, на поверхности которого есть немного грязи, предпочитая какой-нибудь дешёвый металл только потому, что его поверхность отполирована.

Пожалуйста, поймите меня правильно. Я не ищу оправдания для греха в жизни человека, находящегося в единении с Богом. У меня никогда не было такого намерения. Здесь я имею в виду лишь природные изъяны; изъяны, которые Бог намеренно оставляет даже у Своих величайших святых, чтобы оградить их от гордости и хвалы со стороны людей, которые судят только по внешним проявлениям. Бог допускает, чтобы в Его самых дорогих святых оставались изъяны, и таким образом Он предохраняет этих святых от растления и «укрывает их под покровом лица Своего» (Пс.30:21).

Давайте дальше рассмотрим разницу между чистым и нечистым золотом. Вы когда-нибудь думали о том, что ювелир никогда не смешает чистое золото с нечистым? В дешёвом золоте есть шлак; поэтому он не даст ему смешаться со своим дорогим очищенным золотом. Что же тогда ювелир будет делать? Ведь он хочет соединить воедино эти два куска металла! Он должен предать нечистое золото огню. Он будет делать это снова и снова, пока это второсортное золото не приобретёт чистоту качественного золота. Тогда и только тогда эти два куска золота соединятся. Именно эту мысль выражал Павел: «И огонь испытает дело каждого, каково оно есть». (1Кор.3:13)

Затем Павел добавляет: «А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасётся, но так, как бы из огня». (1Кор.3:15)

Павел показывает, что есть такие нечистые и смешанные с грязью дела, что, даже хотя Господь по Своей милости и принимает такого человека, он должен пройти через огонь и очиститься от эгоизма. Ту же мысль находим в Послании к Римлянам 3:20. Здесь сказано, что Бог исследует и испытывает нашу праведность. Это послание провозглашает, что делами закона никто не оправдается; оправдание приходит лишь через праведность Божью и получается через веру в Иисуса Христа.

Итак, вы понимаете, что Божья справедливость и Его мудрость должны прийти подобно безжалостному поглощающему огню. Этот огонь разрушает всё земное. Этот огонь разрушает всё похотливое, всё плотское и всю деятельность человеческого «я». Всё это очищение необходимо совершить прежде, чем душа сможет объединиться со своим Богом.

Дорогой читатель, вы можете быть уверены, что у вас никогда не появится достаточно сильного желания дать этому очищающему процессу действовать в вас! Человек по своей природе очень неохотно покоряется такому преобразованию. Мы все слишком любим себя и очень боимся расстаться со своим эгоизмом. Можете быть уверены, что вы никогда не дали бы на это согласия, если бы Сам Бог не взялся производить в вас работу. Он приходит с силой и властью. Бог должен взять на Себя ответственность за то, чтобы привести человека в единение с Собой. Но возможно ли это? Будет ли Бог работать над человеком без его согласия? Не расходится ли это с божественными принципами, не будет ли это покушением Бога на свободную волю человека? Ведь идея о свободной воле человека заключается в том, что человек может сопротивляться Божьему действию в его жизни.

Что ж, давайте вернёмся к моменту вашего обращения. Тогда вы полностью предали всю свою жизнь во власть Бога. Более того, вы покорились Божьему замыслу относительно вашей жизни. Именно тогда вы дали согласие на всё то, что Бог пожелает потребовать от вас. О да, верно, когда Господь зажёг огонь, начал разрушение и очищение, вы не узнали, что это действует Господня рука в вашей жизни. Вы совершенно не видели в этом действии ничего хорошего. У вас было противоположное впечатление! Вы ожидали увидеть, что в огне то прекрасное золото, которое в вас, станет ярким; однако оно становилось чёрным. Вы стояли и смотрели на все обстоятельства вокруг вас, которые приносили в вашу жизнь все неприятности и страдания. Вы думали, что теряете всю чистоту в своей жизни. Если бы в такой момент Господь пришёл и попросил у вас решительного согласия, то, в лучшем случае, вы бы с великим трудом могли дать его. Скорее всего, вы вообще не смогли бы дать никакого согласия.

И всё же в такие времена вы можете сделать нечто. Вы можете оставаться твёрдым в пассивном согласии, перенося как можно терпеливее всё то, что Господь вносит в вашу жизнь. О чём я говорю? Может быть в такие тёмные и трудные времена вы не сможете дать Господу своё решительное согласие, но вы не сможете и поставить препятствие на Его пути. Вы не сможете сказать «да», вы не сможете сказать «нет».

Что же вы сможете делать? Будучи стеснённым этими двумя обстоятельствами вы обнаружите, что вы не можете делать ничего. В такой ситуации вы дали Господу своё пассивное согласие. Поэтому Бог действует законно, когда берёт в Свои руки всю власть и руководство.

Можете ли вы понять, как разворачивается такой постепенный процесс? После своего обращения вы начинаете своей активностью. Но постепенно и неуклонно вы приближаетесь к пассивности. По пути между этими двумя пунк­тами ваша душа постепенно очищается от всех действий, которые так заметны и разнообразны. В ходе этого продвижения от своей активности к пассивности вы начинаете замечать то, что отделяет вас от Бога. (И всё, упомянутое мной в этой главе, как раз и находится между вами и вашим Центром.) После того, как вы дали своё пассивное согласие на очищающий огонь Божий, Он постепенно приводит вас в пассивное состояние.

Ваша способность становиться пассивным постепенно растет. Ваша способность оставаться пассивным перед Богом и под тяжёлым крестом (не говорить ни активного «да», ни активного «нет» Его действиям) растет тайным и незримым образом. Теперь вы проходите первую стадию процесса, когда вас влечёт в Божьи глубины. Он сообразует вас со Своей чистотой. Но в этом процессе есть две стадии. Вторая стадия - единообразие с Богом, сходство с Ним. Мы уже увидели, что сообразование с Богом прогрессирует постепенно. Вторая стадия также прогрессирует постепенно. Ваши усилия постепенно уменьшаются. В конце концов они полностью прекращаются. Когда вы прекращаете прилагать свои усилия, ваша воля и ваши желания остаются пассивными перед Богом. Вы пришли к единообразию.

Оно выше пассивного состояния. Или, по крайней мере, оно является завершением пассивного состояния. В этот момент вы начинаете подчиняться побуждениям божественного Духа до тех пор, пока вы не будете полностью поглощены Им. Тогда вы во всём всегда будете в абсолютной гармонии с Ним. Это и есть единение. Божественное единение. С эгоизмом покончено. Человеческая воля полностью пассивна и отвечает на все изъявления Божьей воли.

Мне не нужно предупреждать вас, что этот процесс действительно займёт долгий период времени.Были ли применены активность и усилия для достижения таких глубин Христа? Да. Активность - это ворота. Однако нам не следует задерживаться в воро­тах. Вашей целью, вашим стремлением всегда должно быть одно: конечное совершенство.

Пожалуйста, помните, что все «вспомогательные средства» и все «костыли» нужно оставить где-то по дороге, иначе конечную цель нельзя будет достичь. Да, в сторону следует отложить не только ваше естественное «я» и его желания, но и все те «вспомогательные средства», которые я вам представила в начале этой книги. Это были костыли для начинающих, которые должны были помочь вам в начале и в продвижении. Но в конце концов, когда мы достигаем конечных глубин Христа, всё необходимо оставить. В начале этого пути эти вспомогательные средства были очень необходимы, но позже они даже могут принести вред. Несмотря на это, некоторые христиане упрямо держатся за эти костыли.

Это заставило Павла провозгласить: «Забывая заднее и простираясь вперёд, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божьего во Христе Иисусе» (Флп.3:13,14).

Возьмём к примеру путешественника. Он отправился в далёкое путешествие. Он приходит в первую гостиницу и остаётся там навсегда. Его основания? Ему сказали, что уже многие путешественники шли этим путём и остались именно в этой гостинице, даже хозяин этого дома когда-то остановился в этом доме. Уж точно наш путешественник должно быть совсем лишился рассудка, если он остаётся навсегда в первой попавшейся гостинице лишь по этой причине.

О душа! Все желания о тебе сводятся к тому, чтобы ты стремилась к конечной цели. Избирай самый короткий путь, самый лёгкий путь. Он уже нанесён на карту. Но только помни: не останавливайся на первой ступени. Последуйте совету Павла: решитесь быть водимым Божьим Духом (см. Рим.8:14). Этот Дух безошибочно приведёт вас к той конечной цели, ради которой была создана ваша душа. Эта конечная цель - наслаждение Богом. Остановитесь на мгновенье и просто подумайте о разумности пути, лежащего перед вами. Во-первых, нам всем надо признать, что Бог есть Высшее Благо. Поэтому, конечно, единение с Ним - это высшее блаженство. И каждый святой имеет славу в Нём, верно? Однако слава в каждом из нас отличается от других. Почему? Слава христианина зависит от степени единения этого христианина с Богом.

Как мы уже видели, душа не может достичь этого единения с помощью усилий, простой активности или своей собственной силы. Это происходит потому, что только Сам Бог может передать Себя душе человека - и Он отдаёт Себя пропорционально способности души оставаться пассивной. Великие, превосходные и обширные способности оставаться в пассивном состоянии помогают Господу изливать Себя в эту душу.

Далее, вы можете соединиться с Богом лишь в простоте и пассивности. Простота выражается в том, что Бог является всем; пассивность выражается в том, что человеческая воля во всём находится в абсолютной гармонии с божественной волей.

Единение - это сама красота. Поэтому отсюда следует, что путь, ведущий к пассивности (а оттуда и ко Христу), является ничем иным как благом. На этом пути меньше всего опасности, и этот путь - наилучший.

Есть ли опасность в познании единения с Богом? Некоторые люди отвечают «да» и тем самым остальные не хотят даже слышать о единении. Но разве создал бы ваш Господь это переживание, этот совершенный и необходимый путь, если бы он был опасен? Нет! Это состояние доступно всем, и любой может пройти путь к этому состоянию. Все дети Господа были призваны к наслаждению Богом, к наслаждению, которое можно познать в этой жизни, а также и в грядущей. В будущей жизни наше состояние будет состоянием вечного счастья в единении с Богом. Наше призвание в этой жизни точно такое же.

Так как мы приближаемся к концу книги, необходимо поделиться несколькими мыслями. Я говорила с вами о наслаждении Богом, а не о дарах Божьих. Дары не составляют высшего блаженства. Дары не могут напитать вашу душу или дух. Ваш дух такой благородный и такой величественный, что самые возвышенные дары Божьи не могут принести духу счастья... если Даятель не даёт также и Себя Самого.

Дорогой читатель, всё желание Божественного Существа может быть описано одним предложением: Бог желает полностью отдать Себя каждому созданию, ко­торое призывает Его имя. И Он сделает это, отдавая Себя каждому из нас в соответствии с нашими способностями. Но, увы! Человек - удивительное создание! Как неохотно он поддаётся влечению устремиться в Бога! Как боязлив, как удивительно боязлив он бывает, чтобы приготовить себя к божественному единению.

Одно последнее слово.

Кто-то будет уверенно говорить вам, что ставить себя в положение единения с Богом неправильно. Я полностью согласна. Но добавлю: «Никто и не может поставить себя в положение единения с Богом». Это невозможно, несмотря на все прилагаемые усилия. Только Бог может произвести единение души с Богом. Поэтому не стоит выступать против тех, кто пытается соединить себя с Богом; такое единение (Бога с человеческим «я») попросту невозможно. Также кто-то может сказать вам: «Люди могут услышать об этом и заявить, что они достигли такого состояния, тогда как на самом деле это неправда». О, дорогой читатель, человек не способен подделать это состояние, как умирающий от голода человек не сможет убедить вас, что он сыт. Желание, слово, вздох, жест, что-то да обязательно выдаст тот факт, что он ещё далёк от состояния удовлетворения.

Так как никто не может достичь единения с Богом своим трудом, то мы не претендуем на то, чтобы приводить людей к такому состоянию. Всё, что можно сделать, - это указать путь, который постепенно приведёт туда. О да, ещё одно, можно умолять ищущую душу не останавливаться на пути. (Дорогой читатель, не останавливайтесь на дороге и не держитесь за внешние действия, с которых вы начали. Все они, такие как моление Писанием и созерцание Господа, должны быть оставлены позади тогда, когда вам будет дан соответствующий сигнал.)

Человек, который много помогал другим и имеет в этом опыт, знает, что он не может привести другого христианина в это взаимоотношение с Богом. Всё, что он может сделать, это указать путь к воде жизни и предложить ищущему свою помощь. Это он, конечно, может и должен делать. Было бы жестоко показать жаждущему человеку родник и затем связать его так, чтобы он не мог добраться до влаги. Некоторые люди говорят о божественном единении, но никогда не позволяют ищущему человеку освободиться от своих оков. Так дей­ствительно случается, и бедный святой в конце концов умирает от жажды.

Давайте согласимся в следующем: божественное единение существует, и к нему есть путь. Путь имеет начало, продолжение и пункт назначения. Более того чем ближе вы подходите к завершению, тем больше вы оставляете того, что помогло вам начать.

Конечно, есть и середина пути, так как вы не можете пройти от начала до конца, не побывав в промежуточном пространстве. Но если конец благ, свят и необходим, и если начало также было благим, то можете быть уверены, что путешествие между этими двумя точками также будет благим.

О слепота большей части человечества, которая гордится учёностью и мудростью! Как это верно, о мой Бог, что Ты спрятал это чудное от мудрых и разумных и открыл то младенцам!

Глава 25. Из тюрьмы

Во время своего первого тюремного заключения во французском городе Сен-Антуан Жанна Гийон получила несколько писем. Ей было разрешено ответить на некоторые из них. Сохранилось несколько ответных писем Жанны Гийон.

В одном письме она отвечала женщине, которая незадолго до этого прочитала эту книгу и задала ей в письме множество практических вопросов. Ответ Жан­ны Гийон дошёл до нас. Отрывки из этого удивительного письма будут подходящей концовкой для этой книги.

Огромное удовольствие слышать о проявлениях Божьей милости к вам и видеть прогресс вашей души в духовных переживаниях. Да совершит Бог то, что Он начал в вас. Я уверена, что Он совершит, если вы будете оставаться верной. О неописуемое счастье принадлежать Иисусу Христу! Принадлежность Иисусу Христу - истинный бальзам, который смягчает все боли и печали, неотделимые от этой земной жизни.

Позвольте мне сделать несколько практических замечаний. Когда вы читаете, то останавливайтесь время от времени на несколько мгновений; полностью посвятите себя ожиданию Бога и молитве в тишине. Делайте это особенно тогда, когда прочитали фразу, коснувшуюся вас. Сде­лайте так, чтобы чтение произвело нужное действие. Ответьте на то чувство, которое пришло от прочтения этой фразы. Ответьте на Его прикосновение. Чтение, проходимое таким образом, будет назидать вас и питать вашу душу. Да, ваши внутренние части - ваши душа и дух - нуждаются в питании так же, как и ваше тело. Если вы не будете питать душу тем, что будет укреплять её, духовное состояние вашей души будет ухудшаться и приходить в упадок.

Что касается вашего тела, то я бы не советовала вам самим заниматься его умерщвлением. Ваше слабое здоровье не позволяет этого. Если бы у вас было сильное тело, и если бы вы позволяли своему аппетиту управлять вами, то я дала бы вам иной совет.

Но есть такое умерщвление, которое я вам настоятельно рекомендую. Умертвите всё, что осталось от ваших испорченных привязанностей и желаний; умертвите свою собственную волю; умертвите свои вкусы, свой нрав, свои естественные наклонности; умертвите свои привычки.

Например, научитесь страдать с терпением. Бог будет посылать частые и, вероятно, огромные страдания в вашу жизнь. Это делает Он; Он избрал это, примите это. Научитесь переносить всё, что случается с вами, даже смятение, но научитесь делать это лишь из одного побуждения: из любви к Богу. Принимайте всё, будь то плохое обращение, пренебрежение, или что-нибудь другое. Моя мысль сводится к следующему: вы можете умерщвлять своё существо, постоянно перенося с безмятежностью всё, что расстраивает вашу естественную жизнь. Умерщвляйте неприятные чувства, которые восстают в вас, когда что-то неприятное появляется в вашей жизни. Делая так, соединитесь со страданиями Христа.

Да, это горькое лекарство. Но принимая его, вы почтите крест. Вы почтите работу креста в себе особым образом, если вы полностью умрёте для всего, что вам кажется ярким и привлекательным. Но эта смерть не происходит снаружи. Умерщвление и смерть происходят внутри вас, вы должны пережить их.

Поэтому научитесь становиться маленькой, становиться ничем. Постящийся человек, который отвергает всё то, чего желает его неуравновешенный аппетит, делает хорошо. Но христианин, который отказывается от своих собственных желаний и от своей воли и принимает лишь Божью волю, делает намного лучше. Это Павел называет обрезанием сердца.

И наконец, мне кажется, что вы ещё недостаточно продвинулись во внутреннем переживании, чтобы практиковать тихую молитву долгие периоды времени. Я полагаю, что вам лучше чередовать произносимую вслух молитву с тихой молитвой. Говорите вашему Господу нечто подобное такими выражениями: «О мой Бог, дай мне быть полностью Твоей». «Дай мне любить Тебя только ради Тебя, ибо Ты вызываешь бесконечную любовь».

«О мой Бог, будь всем для меня! Пусть всё остальное будет для меня ничем «. Возносите эти и другие слова; возносите их из своего сердца. Но я думаю, что такие выражения должны быть отделены друг от друга короткими периодами молчания. Именно таким образом вы постепенно сформируете важную привычку тихой молитвы.

Принимайте Вечерю Господню как можно чаще. Иисус Христос, присутствующий в этом таинстве, есть хлеб жизни. Он питает и оживляет наши души. Я буду помнить о вас, когда буду поклоняться Ему.Да установит Он Своё царство в вашем сердце и да правит в вас.

Жанна Гийон

из тюрьмы

Сен-Антуан, Франция

ЭПИЛОГ

История этой книги

История этой книги одна из самых удивительных. Книга «Метод молитвы» впервые появилась во Франции приблизительно в 1685 году. Незамедлительно Бог употребил её, чтобы пробудить верующих по всей Франции. Противники появились также незамедлительно. Вы держите в руках книгу, которую публично сжигали! Тем не менее её популярность всегда равнялась враждебному к ней отношению. Например, группа рим­ско-католических священников пришла во французский город Дижон, где Господь касался через эту книгу многих людей. Священники, противившиеся и книге и Господнему труду в Дижоне, обошли все дома, собрали около 300 экземпляров этой книги и сожгли их! Триста экземпляров одной книги, найденные в одном городе XVIII века, - это значительное количество. Один француз взял 1500 экземпляров и раздал их в своём районе. В результате было оказано огромное влияние на весь город.

Самыми известными работами Жанны Гийон являются её автобиография и этот маленький труд, но именно этот труд, озаглавленный сейчас «Познание глубин Иисуса Христа», вызвал гнев со стороны политической и религиозной системы тех дней. Эта книга вместе с написанной ею книгой «Песня Песней» была преподнесена Людовику XIV в качестве доказательства необходимости её ареста. Позднее, на религиозном трибунале эти книги были главными уликами против неё. На основе содержания этой книги её объявили еретичкой и позже заключили в печально известную Бастилию.

Такова история этой книги при жизни Жанны Гийон. Но это было только начало. О людях и движениях, на которые Жанна Гийон оказала влияние, можно писать многие тома. Я упомяну лишь некоторых. Как видно, вскоре после её смерти первые участники движения квакеров начали использовать эту книгу, и, вероятно, она оказала на них влияние больше, чем любая другая. Несмотря на то, что в то время движение квакеров существовало уже более ста лет, Гийон, вероятно, оказала на них духовное влияние не меньшее, чем их основатель Джордж Фокс.

Затем эта книга повлияла на Цинцердорфа и на движение «моравские братья». Ещё позже, горячий юноша по имени Джон Уэсли прочитал эту книгу (наряду с другими трудами Жанны Гийон) и был глубоко тронут ими. Влиянием этой кни­ги на его жизнь можно частично объяснить его глубокое благочестие и духовную суть.

Движение «Святость» в конце XIX столетия обязано своим происхождением Уэсли, этой книге и её автору. (Харизматическое движение, начавшееся в начале XX века, которое отличалось огромной силой и невероятной поверхностностью, положило конец росту движения «Святость» и акцентированию внимания на духовной глубине, которое существовало среди многих движений-последователей Уэсли. Более того, идея языков и наделения силой удалила практически всё стремление к более глубокой христианской жизни в этом и многих других движениях!)

Затем Джесси Пенн-Льюис, выдающаяся духовная фигура начала нашего века, испытала на себе большое влияние трудов Жанны Гийон.

Книги Жанны Гийон повлияли и на многие другие движения, но одно из самых сильных действий эта книга произвела в Китае в 20-х годах. В то время эта книга попала в руки молодого человека, которому Бог предназначил стать одним из самых известных служителей этого столетия. Эта книга оказалась у Вочмана Ни. Вместе с «Автобиографией» Жанны Гийон она оказала большое влияние на его жизнь, в результате чего она косвенным образом повлияла на жизни многих его сподвижников.

Были и другие люди и движения, затронутые книгами Жанны Гийон, но, я полагаю, вы уже поняли главное. Огромному влиянию этой книги удивляешься ещё больше, когда осознаёшь, что с самого первого издания она была практически недоступной для понимания! Эта книга даже на оригинальном французском языке туманна и наполнена выражениями, которые точны и в то же время расплывчаты, так что её чтение всегда превращалось в исследование, приводящее в уныние. Перевод на английский язык не помог. Несмотря на всё это, вы держите в руках труд, который повлиял на жизни таких известных христиан, как, вероятно, ни одно другое произведение, написанное за последние 300 лет.

В конце концов, книгу напечатали; на 50 лет о ней практически забыли. Насколько мне известно, в то время единственным доступным изданием была никудышная её перепечатка.

Если вы полагаете, что я преувеличиваю, описывая трудности понимания трудов Жанны Гийон, то вы можете попробовать прочитать этот абзац:

Вы спросите, почему преследуется этот путь? До сих пор целью этого пути было побудить душу перейти от сложности к различимой чувствительности без сложности; от различимой чувствительности к различимой не­чувствительности; затем к чувствительности неразличимой, которая содержит удовольствие общего характера, менее привлекательное, чем другое. Оно решительно в начале, вводит душу в познанное, и это приносит более чистое и изысканное наслаждение, чем в первом случае; от познанного - в веру, поддерживаемую и действующую любовью; проходя этим путём из чувственного в духовное, и от духовного к обнажённой вере, которая, делая нас мёртвыми ко всем духовным переживаниям, делает нас мёртвыми для себя и переводит нас в Бога, чтобы затем мы могли жить только Божьей жизнью. («Отрывок из книги «Единение с Богом»).

Теперь, когда вы прочитали этот очень типичный для её книг абзац, я надеюсь, вы не будете думать о нас слишком плохо из-за того, что мы изменили некоторые более трудные абзацы. Если бы мы не сделали этого, то в переиздании этой книги было бы мало смысла.

Большая часть истинно полезной христианской литературы, написанной о глубоких переживаниях христианина, была написана в XVI-XVIII вв. (А за последние два столетия было написано, как видно, мало значительной литературы.)

К сожалению, некоторые из наилучших произведений о глубоких христианских переживаниях заточены в недоступные для понимания языки прошлых веков. Среди самых лучших и самых трудных для чтения произведений находятся труды Жанны Гийон.

В главах с первой по четвёртую Жанна Гийон рассказывает вам об уникальном способе «моления Писанием». Вы обнаружите, что это грандиозное переживание. За последние годы появились измененные варианты её метода, но прочитав эту книгу, вы поймёте, что она не хотела, чтобы кто-нибудь остановился на этом методе. Она хотела, чтобы вы открыли гораздо более обширные моря и не оставались на мелководье.

Мы надеемся, что если будет воля Бога, то вы будете иметь возможность прочитать другие труды, вышедшие из-под пера этой женщины. Позвольте объяснить почему.

Наши рекомендации