Е) Настроения души, условливающия успех.
аа) Пребывание в Боге со страхом, бодренным вниманием и отвращением от греха и мира.
166. Душа твоя да будет с Господом во всякое время, тело же твое пусть будет на земле, как изваяние и истукан.
167. Стой всегда пред лицем Господа с правотою.
168. Страх Божий всегда должен быть пред очами нашими; также память о смерти и неприязненное отвращение к миру и всему мирскому.
169. Умирай каждый день, чтобы жить; ибо кто боится Бога, тот будет жить во веки.
170. Бодрствуй непрестанно, чтоб не впасть в леность и нерадение. 171. Возненавидь все мирское и отдали его от себя; иначе оно само отдалит тебя от Бога.
172. Ненавидь все, в чем есть вред для души твоей.
бб) Терпение.
173. Что бы ты ни делал, делай то с терпением, и Бог поможет тебе во всех делах твоих, и во всем, что ни случится с тобою.
174. Смотри, не малодушествуй.
175. Будь благодушен во всем, что ни делаешь по воле Божией.
176. Не скучай из-за помыслов, которые нападают на тебя в келлии, зная, что Господь никакого труда твоего (ради Его) не предает забвению: это послужит тебе к преуспеянию и благодать Божия поможет тебе.
177. Мужество есть не что иное, как твердость в истине и сопротивление врагам: когда не уступишь им, они отступят и совсем не покажутся более.
вв) Сокрушение и плач.
178. День и ночь боли о грехах своих.
179. Возжги светильник твой елеем слез.
180. Непрестанно плачь о грехах своих, как бы ты имел мертвеца в келлии своей note 8 .
181. Лице твое всегда должно быть печально, чтобы вселился в тебя страх Божий.
182. Не считай себя чем либо; но предавайся плачу о грехах своих.
гг) Смирение.
183. Возлюби смирение, и оно покроет все грехи твои.
184. Будь смирен во все дни жизни твоей и прилежи всему прекрасному.
185. Того, кто слабей тебя в добродетелях, считай равным себе; равнаго же себе в добродетелях почитай гораздо превосходящим тебя в совершенстве.
186. Не завидуй тому, кто идет вверх; но лучше всех людей считай высшими себя, чтоб с тобою был Сам Бог.
187. Не ходи с гордыми, но ходи с смиренными (это о подражании и содружестве).
188. Будь во всем смирен, — в осанке, в одежде, в сидении, в стоянии, в походке, в постели, в келлии и во всех принадлежностях ея.
189. Если станут хвалить тебя за дела твои, не радуйся тому и не услаждайся тем: утаевай их сколько можешь; не позволяй себе кому-либо говорить об них, и всячески постарайся достигнуть того, чтоб люди не хвалили тебя.
190. Бойся сделаться известным по какому-либо из дел твоих.
191. Если кто укорит тебя безвинно в каком грехе, смири себя, и получишь венец.
192. Приучи язык свой говорить: прости мне, и придет к тебе смирение.
193. Навыкни, чтоб язык твой во всех случаях, во всякое время и всякому брату говорил: прости мне. Ибо если будешь всегда говорить: прости мне, то скоро достигнешь смирения.
194. Будь готов при всяком слове (обличительном), которое слышишь, говорить: прости мне; потому что такое смирение разстроивает все козни врага.
195. Знай, что смирение есть не иное что, как чтоб всех людей почитать лучшими себя. Твердо содержи в уме своем, что ты виновен во многих грехах, — голову свою держи поникшею долу, а язык твой пусть будет готов, сказать тому, кто нанесет тебе обиду: прости мне, владыко мой! Постоянным же предметом помышления твоего да будет смерть.
196. Люби труды, всем себя подчиняй, уста свои держи заключенными, — и достигнешь смирения; смирение же привлечет отпущение всех грехов твоих.
197. Прежде всего не считай себя чем-либо, — и это породит в тебе смирение; смирение же породит науку (опытность и здравомыслие); — наука же родит веру; вера же родит упование; упование же родит любовь; любовь же родит повиновение, а повиновение родит неизменное постоянство (твердость в добре).
Ж) подвиги борьбы с грехом.
аа) Прежде всего с помыслами.
198. Далеко гони от себя злыя помышления, предаваясь Богу; и Он покроет тебя десницею Своею.
199. Не всякому помыслу своему следуй.
200. Помыслов и пожеланий своих не исполняй.
201. Смотри, не попускай уму твоему увлекаться памятию прежних грехов, чтоб они не возобновились в тебе.
202. Не обращай в уме своем грехов, некогда совершенных тобою, чтоб они опять не возобновились. Будь уверен, что они прощены тебе в то время, как ты предал себя Богу и покаянию, и ни мало в том не сомневайся.
203. Об удовольствиях и утехах, которым предавался ты во время нерадения своего, не воспоминай и речей о том не заводи, говоря: я то сделал, или это нарушил; ибо это может послужить тебе в преткновение.
204. О страстях, которым работал ты в мире, совсем не поминай, чтоб опять не возбудить похотения их, и это не послужило тебе в соблазн.
бб) С разными пожеланиями порочными.
205. Апостол Иоанн в трех вещах совмещает все человеческия похоти, говоря: все, еже в мире, есть похоть плоти, похоть очес и гордость житейская (1 Иоан. 2, 16). — Похоть плоти есть насыщение чрева множеством разных яств, за которыми следует нечистота блудная. — Похоть очес имеет предметом своим вещественныя блага, при обладании коими око или возносится, или влагает в сердце нечистые виды. — Гордость есть мирская любовь в шумной славе (высокое о себе мнение, самовосхваление, и жажда хвалы от других), которая заседает в умах наших по причине суетных и преходящих внешних достоинств каких-нибудь.
206. Бегай любоимания и непослушания, наипаче же многоядения, чтоб не опутаться тебе сетьми похотей своих, ибо оне изгоняют страх Божий из сердца и стыд с лица, предают любителя своего низким и срамным делам, и отчуждают от Бога.
207. Совлекись гневливости и облекись в кротость, отбрось око развращенное и возьми себе око простое (детское, чистое).
208. Будь далек от гнева и от похоти береги себя, равно как и от всяких греховных пожеланий.
вв) В частности, — с сластолюбием.
209. Человек сластолюбивый (только приятнаго ищущий) ни на какое дело негож.
210. Не будь сластолюбив; ибо сластолюбивых Бог не слушает.
211. Тело и утехи его имей в ненависти, потому что они исполнены зла.
212. Тело свое так изможди, чтоб оно было похоже на тело, лежащее на одре болезни.
гг) С гневом и порождениями его.
213. Если нападет на тебя гнев, поспешнее гони его подальше от себя и будешь радоваться во все дни жизни твоей.
214. Отнюдь ни на кого не сердись, и всем прощай.
215. Если кто неправедно укорит тебя, не разгорячайся.
216. Будь мудр, и уста тех, кои худо говорят о тебе, заграждай молчанием.
217. Не дивись, если кто-нибудь говорит о тебе худо, потому что это одна из хитростей злейших врагов наших, которою они полагают человеку препоны узнать истину.
218. Не будь скор на гнев и не держи зла на того, кто подвиг тебя на гнев.
219. Если получишь оскорбление, не имей неприязни к тому, кто нанес тебе его, но скажи: я достоин того, чтоб все братия презирали меня.
220. Не ропщи и никому не причиняй оскорбления.
221. Не воздавай злом за зло, ни оскорблением за оскорбление, ибо этим смиряет тебя Сам Господь, видя, что ты не смиряешься сам собою.
222. И младшие и старшие пусть молятся; да не попущено им будет подпасть тиранству гнева.
223. Кто подставляет другую ланиту ударившему его в одну, тот обрадован в поношении своем. Господь наш Иисус Христос никогда не оставит его, ибо Он благ и помогает душам, которыя терпят ради Его, и ищут Его, подавая им силу и крепость, пока они не утвердятся в покое (от страстей). Итак, радуйся, — когда встречаются скорби и смущения; ибо за ними следуют сладкие плоды.
224. Не бойся поношения от людей.
дд) С другими порочными движениями сердца, подрывающими успех: осуждением.
225. Если увидишь, что какой-нибудь брат согрешил, не презирай его, не отвращайся от него, и не осуждай его; ибо иначе сам впадешь в руки врагов твоих.
226. Не делай никому зла и никого не осуждай.
227. Уха своего не подставляй, чтоб услышать худое (о других); но будь снисходительно жалостлив к людям, и жив будешь.
228. Не осуждай никого; ибо в этом твое падение.
229. Не укоряй брата своего, хотя бы ты видел его нарушителем всех заповедей, иначе и сам впадешь в руки врагов своих.
230. Не осуждай никого из смертных, чтоб Бог не возгнушался молитвами твоими.
231. Никому не выставляй на вид каких-либо его недостатков, ни по какой причине.
232. Никому не ставь в укор его немощей.
вв) Тщеславием и самомнением.
233. Когда творишь милостыню, не выставляй того на вид.
234. Если предаешься подвигам духовным, не хвались тем.
235. О добром деле, которое ты намерен сделать, не говори никому наперед, но сделай его.
236. Когда совершишь какия дела добродетели, не высокомудрствуй и не говори в себе: я то и то сделал; потому что если будешь так поступать, мудр не будешь.
237. Не будь славолюбив и в сердце своем не держи самовосхваления, говоря: я то и то сделал, в том и том преуспел. Такие помыслы дышат тщеславием, и кто ими набит, тот стал жилищем нечистых духов.