Родник «живоносный источник»

СВЯТЫХ КЛЮЧЕЙ

ЧИСТЕЙШАЯ

СЛЕЗА

По благословению

Высокопреосвященнейшего Прокла

архиепископа Симбирского и Мелекесского

Ульяновск 2008

УДК 908(407.42)

ББК 26.89(2Рос-4Ул)

С25

Авторы: Игумен Агафангел (А. В. Семенов)

Н. В. Благовещенская

О. И. Ипатова

Фото: Н. В. Благовещенская, В. А. Савинов

Данное издание подготовлено по материалам исследований сотрудников и воспитанников Ульяновского областного детского экологического центра. В книге приводится подробное описание 30 родников в 15 районах нашей области. К каждому роднику прилагается своя история, история явления иконы, и достоверные случаи чудодейственного исцеления от святого источника.

Авторы надеются, что книга будет полезна всем жителям нашей области, неравнодушным к истории родного края и его святыням.

УДК 908(407.42)

ББК 26.89(2Рос-4Ул)

© Игумен Агафангел (А. В. Семенов),

Н. В. Благовещенская,

О. И. Ипатова, 2007

© Н. В. Благовещенская, В. А. Савинов, фото, 2007

ВВЕДЕНИЕ

От авторов

В областном детском экологическом центре разработан и, начиная с 1996 года, успешно реализуется, проект «Экология и душа». Цель проекта: возрождение и сохранение святых мест нашего края для будущих поколений как важного источника воспитания духовности, патриотизма и нравственности.

Основной частью работы по проекту является выявление и изучение святых родников Ульяновской области. Ежегодно Экоцентр организует летние экологические экспедиции по данному направлению, в которых принимают участие помимо сотрудников Экоцентра школьники из города и области, священнослужители и все желающие и заинтересованные лица. Привлечение молодежи к этой работе позволяет решить не только ряд социальных проблем, но и улучшает среду обитания, позволяет сохранить живописные уголки природы.

В экспедициях мы производим обследования источников, собираем сведения у местного населения и священнослужителей об истории святого места и интересных случаях исцеления. Впоследствии для святых источников разрабатываются меры охраны и благоустройства. Многие из них по нашим рекомендациям утверждаются особо охраняемыми природными территориями (Памятниками природы), а значит, им уже не грозит варварское разрушение и забвение.

Некоторые источники уже хорошо благоустроены, поставлен сруб, сделана часовня, возведен крест, устроена купальня. Приятно отметить, что после выхода в свет нашей первой книги, многие родники начали обустраиваться силами местных жителей. Но многие из них по-прежнему нуждаются в благоустройстве. Надеемся, что эта книга поможет и другим родникам обрести достойный вид.

Данное издание подготовлено по материалам наших исследований. В книге приводится подробное описание 30 родников в 15 районах нашей области. К каждому роднику прилагается своя история, история явления иконы, и достоверные случаи чудодейственного исцеления от святого источника. Чудеса исцелений происходят на этих святых родниках и в наши дни. Господь наш милосердный помогает тем, кто верует в Него, и с чистым сердцем и благоговением просит Его о помощи, приходя за исцелением на Святой источник.

Мы надеемся, что наша книга будет полезной для вас, дорогие наши читатели. Посещение святых мест нашей области поможет вам обрести душевное и телесное здоровье.

Мы хотим выразить искреннюю благодарность людям, без материальной и моральной поддержки которых издание книги было бы невозможно: благочинному о.Игорю (Ваховскому), игумену. Филарету (Конькову), благочинному о. Николаю (Шитову), Алексею Батракову, депутату Государственной Думы ФС РФ (фр. ЛДПР) Юрию Когану, председателе Комитета по правам человека ЗС Ульяновской области (фр. ЛДПР) Сергею Маринину.

Храни вас, Господь!

РОДНИК «ДЕВЯТОЙ ПЯТНИЦЫ

(ПАРАСКЕВЫ-МУЧЕНИЦЫ)»

Находится родничок в 5 км к с/з от с. Измайлово Барышского района в сосновом вековом лесу в небольшом понижении рядом с торфяным болотом. Место это удивительное, благодатное. еще при подходе к родничку душа наполняется особым чувством не то волнения, не то восторга, кажется, что все внутри трепещет от пред вкушения встречи с чем-то особенным, радостным и светлым. Ожидания не обманывают. Журчит ручеек, веет прохладой и уже через пять минут все горести и беды, все что тревожило - уходит куда-то далеко-далеко, как будто и не было их. Умывшись и искупавшись в роднике, можно сидеть около него часами. Такое чувство, что родник не отпускает, а, уходя, все время оглядываешься: «вернуться бы сюда опять быстрее…». И, наверное, нет ни одного человека, который, побыв здесь хоть раз, не вернулся бы опять через неделю, месяц, через год…. Редкий год, когда и мы, грешные, не приезжаем «в гости» к любимому нашему родничку Матушки Параскевы.

А история у родничка такая.

Был когда-то давно (лет двести назад) кордон на этом месте. Играли у родничка как-то четыре мальчика. А было это на 9-ю пятницу после Пасхи, и увидели в роднике икону. Стали поднимать палкой - никак. Сбегали за матерью. Та пришла с кочергой (?!) и стала вытаскивать, конечно, бесполезно. Поняли - не так надо. Позвали священника, отслужили молебен у родника, и икона сама поднялась со дна. Отнесли в церковь в с.Беликово. И сразу стало ясно: не простая икона! Многим помогла чудесным образом исцелиться. Достоверных свидетельств этого было так много, что в местной церкви их начали записывать в особую книгу. (К сожалению, в настоящее время архивные материалы недоступны). Архиерей Симбирский в честь чудесного явления чудотворной иконы благословил праздновать в Симбирской епархии 9-ю пятницу после Пасхи. Праздник этот хотя и местночтимый, но был так почитаем жителями губернии, что в прошлом веке придорожные часовни, как правило, были освящены в честь великомученицы Параскевы и в народе назывались «Пятницами», а священный синод всерьез сделал предписание местным архиереям, чтобы обратили внимание на чрезмерное почитание Параскевы. Часто оно было наравне с Божией Матерью. В Симбирской епархии много родников Параскевы-Мученицы и везде иконы являлись именно на 9-ю или 10-юпятницу после Пасхи. В день, когда она была замучена до смерти и Господь чудесным образом вернул ей ее чистоту и красоту и призвал к Себе.

В 20-х годах церковь в с. Беликово снесли, но икона не исчезла, ее забрала одна из жительниц села. Сейчас она хранится там же. К роднику до сих пор ходят, и редкий день, когда у него нет паломников, хотя находится он далеко от села (5-6 км). Особенно - лечить ноги. Когда служат молебен у родничка на 9-ю пятницу и читается акафист Параскеве-Мученице - многие стоят в холодной воде (120С ) всю службу! Потом проходят под иконой, прикладываются к ней, обливаются водой. Наливают в емкости с собой. Хранят как святыню весь год. Народу сходится очень много из всех окрестных сел. Приезжают даже из Чувашии. До недавнего времени собиралось до 300 человек. Сейчас несколько меньше. Никого не оставляет святая Параскева без помощи: надо только с верой и молитвой прийти сюда.

Совсем недавно в наше время у одной женщины из пос. Измайлово практически отказали ноги, она еле-еле поднималась с постели, работу оставила, дали ей инвалидность. Попросила мужа 4 раза свозить ее в тележке на мотоцикле к роднику. Там обмывала ножки, обливалась водичкой . На четвертый раз от родника она ушла на своих ногах и пришла в село сама! Работать начала и сейчас, дай ей Бог здоровье - жива и здорова!.

Даже зимой ходят за водой или умыться от хвори! Одна 70-летняя жительница пос. Измайлово (бабушка Лиза) часто ходит сюда и «с проблемами головы и с ногами, и с душевной скорбью, в общем - с любой хворью за помощью к Параскеве». Обращается с молитвой. Стоит в воде по часу! И как помогает: потом в Барыш пешком из Измайлово запросто, чуть ли не бегом.

Молятся святой Параскеве, не только о здоровье, но и как хранительнице вод, домашнего скота и животных, семейного счастья и удачного замужества.

Память святой великомученицы Параскевы нареченной Пятницей совершается на 9-ю (в некоторых местах на 10-ю) пятницу после Пасхи и 10 ноября (стар.стиль - 28 октября).

Сейчас стараниями местного лесника Павла Черняева у родника новая деревянная часовня с купальней, хорошим срубом и стоком. В общем, обустроен он заботливо и по всем правилам.

По преданию, святой великомученице Параскеве молятся: о покровительстве семейного очага, о добрых отношениях в семье, о разрешении безчадия, об исцелении детей, о покровительстве сельскохозяйственных работ, во всех житейских и материнских нуждах.

Святая великомученица, Параскева, моли Бога о нас!

Тропарь святой великомученице Параскеве, нареченной Пятнице:

«Премудрая и всехвальная Христова мученице Параскево, мужескую крепость приимши, женскую же немощь отвергши, диавола победи и мучителя посрами, вопиющи и глаголющи: приидите, тело мое мечем ссецыте и огнем сожгите, аз бо, радующиеся иду ко Христу, Жениху моему. Тоя молитвами, Христе Боже, спаси души наша».

РОДНИКИ СТАРЦА ЛЕОНТИЯ

РОДНИК «СВЯТОЙ»

Находится родник в О.5 км от с Обуховские Выселки Барышского района на склоне оврага «Александровские дачи». Неподалеку местное кладбище.

По преданию, (а было это почти 300 лет назад) за селом из-под горы тек маленький ручеек, образованный небольшим родничком. Редко останавливались около него путники отдохнуть - слишком уж мал родничок, напиться трудно, чаще прилетали птички за водицей - вот, пожалуй, и все, чем он был «знаменит», да мало ли таких родничков по округе! Но вот однажды подошли к родничку местные жители и ахнули: прямо у родничка сияла в солнечных лучах икона Казанской Божией Матери. Выкопали наши предки ямку, набежала вода - чистая да прозрачная и главное вкусом необыкновенным: пьешь - не напьешься! Стали чаще приходить, а для удобства около родника выкопали небольшой колодец и сделали сруб. Икону поставили рядом. Заметили, кто к роднику с молитвой придет, да у Богородицы исцеления попросит, да водички попьет, от всех болезней исцеление получит. Слава о Святом родничке по всей округе разошлась. Приходили к нему из сел Головцево, Красная Поляна, а старожилы помнят, что и из Пензенской губернии! Особенно много народа собиралось на праздники: на «Казанскую» само собой, и почему-то очень важным было прийти на Второй Спас - яблоки освятить в водичке. Потом эти яблочки от всех хворей помогали. И еще молились наши прабабушки и прадедушки у родничка «на дождь». Говорят - ни разу Богородица не оставляла без помощи. А во время ежегодного половодья за водой из села можно было пройти только сюда.

Но однажды во время половодья одна из женщин настирала белье и решила не утруждая себя, прополоскать его прямо в родничке. Говорят, сразу же после этого икона исчезла отсюда и впоследствии явилась уже в Жадовской пустыни на родничке, который сейчас называется «Живоносный источник». Вот такое предание.

Тем не менее, сюда по-прежнему ходят и поклоняются родничку, особенно на «Казанскую» и Яблочный Спас. Не забывают посетить его местные жители и по пути на кладбище. Многие ходят к источнику с просьбами об исцелении, набирают воду, которая хранится весь год.

В последнее время паломников к родничку стало меньше - село практически вымирает. Обветшал и требует ремонта сруб родника, но по-прежнему тропинка к нему не зарастает, а, значит и вера еще жива! И добрые руки найдутся.

Заступница усердная, моли Бога о нас!

Празднования в честь иконы Божией Матери «Казанская» 21 июля и 4 ноября (нов.стиль)

Тропарь Божией Матери ради иконы Ее «Казанская»:

«Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего и всем твориши спастися, в державный Твой Покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнях, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим».

РОДНИК «НИКОЛАЯ УГОДНИКА»

Родник «Николая Угодника» находится в конце села Русский Качим, один конец которого находится на границе Барышского района, другой - в Пензенской обл.. В прошлом село неоднократно «отходило» то к Симбирской губернии, то к Пензенской …. Очень широко посещается местными жителями и приезжими. Особенно много народа бывает на церковные праздники.

О том, что история родника и явленной в нем иконы Николая Угодника непроста, мы знали давно. Знали-то знали, а вот добраться до истины оказалось не так-то просто, хотя приезжали в село неоднократно, но… видимо, строгий Никола не допускал. И лишь в последние годы смилостивился. То, что мы наконец-то узнали в подробностях, а, главное, увидели, поразило нас! И родник, и явленная в нем чудотворна икона Николая Угодника, оказались поистине уникальны!

Итак, все по порядку.

Само село, как рассказал нам местный житель (Александр Семенович), скрупулезно собирающий все, что касается истории его села, образовалось еще во времена набегов татар под предводительством Хана Батыя из беженцев, спасавшихся здесь, в глухомани от ига иноплеменников. В последствии, во времена Иоанна Грозного в село массово пришли бежавшие сюда русские и мордва. Сохранилось предание, что когда мордва спросила у русских: «От кого бежите?», - те ответили: «От Царя». Тогда русские у мордвы: «А вы от кого бежите?». «От веры», - ответили те (они были язычниками в то время и их крестили насильно - прим. автора). Так образовалось в селе две улицы («два конца») - «Русская улица» и «Неверный конец». Так вот уже тогда на «Русском конце» была большая святыня - хранительница поселения - икона Николая Чудотворца.

История ее первого обретения во многом утрачена, за многие века сохранилось лишь предание, что когда-то (до царствования Иоанна Грозного!) в лесном непроходимом болотистом местечке неподалеку от поселения жил отшельник в земляной келье и при нем был этот чудотворный образ. По его кончине, икона на время исчезла, вернее будет сказать, где-то была сокрыта от людских глаз. Впоследствии она явилась в озерце, образованном родничком на краю села. Когда это произошло и при каких обстоятельствах - теперь уже не восстановить. Зато дальнейшая история иконы и родничка хорошо известна и сохранена до настоящего времени. Во времена так называемых «Казанских походов» Иоанна 1У Грозного (1545-1552 годы) в окрестностях села была «большая сеча», после которой село было практически уничтожено. Во время этой битвы русские воины решили сохранить лишь самое дорогое и святое, что было в селе - икону Николая Чудотворца. Они завернули ее в холст, облили воском и затопили в том роднике, где когда-то она была явлена… Сколько пролежала в воде святыня - точно не установить (по одним рассказам 260 лет, по другим - 100 лет, но по косвенным признакам - не менее 150-180 лет (в это время данная территория вновь начала заселяться на так называемых «порозжих землях» (известен и год основания села - 1621). Пришедшие сюда поселенцы решили, как гласит предание, построить на роднике мельницу. Тут икона и всплыла ….

По истечении некоторого времени на роднике была сооружена часовня вначале каменная (помещиком Загоскиным), потом деревянная (в 1869г) с чугунными воротами, украшенными крестами и иконой Святителя Николая. В местной 2-х престольной церкви (в честь Архангела Михаила и митрополита Московского Алексия) в 1900 году был сооружен третий - в честь Николая Угодника. Поскольку явленная икона была явно не простой, а также учитывая более 50 случаев исцеления и прочих чудес исходивших от нее, решено было послать ее в Москву в Высший Синод на освидетельствование. В архивах Московской патриархии сохранилась запись о признании иконы Николая Чудотворца чудотворной и ее описание тогдашнего вида. В те далекие времена на иконе был золотой венец весом 51 фунт 39 золотников. Достоверно известен и тот факт, что при царствовании Екатерины Второй прежний оклад был снят и заменен на современный медный со вставленной иконкой евангелиста Луки лаковой миниатюры. Удалось также узнать, что в газете «Симбирские Ведомости» в позапрошлом веке об иконе писали, что с этой иконой местные помещики обходили поля, чтоб сберечь урожай от вредителей, дождь просили, икону брали в дома, молили о помощи в разных житейских невзгодах.

После разгрома церкви и часовни в 1932 году, к счастью, икона не пропала, не ушла (не простив нам наши грехи), как это зачастую случалось в подобных случаях. Сначала попала в руки брата местного священника, потом в надежные руки местных богомолок. Сейчас хранится у добрых, надежных и истинно верующих людей.

Родник, где когда-то дважды являлась икона, прекрасно обустроен. Во время нашего первого посещения на нем был лишь небольшой закрытый деревянный сруб. Сейчас над родником построена прекрасная деревянная часовенка. Время от времени родничок чистят от заиления. На все праздники здесь служатся молебны. На праздник Николая Угодника к роднику съезжаются не только из соседних сел, но и из соседних областей. Святая вода родника, как нам сказали, помогает от всех болезней и хворей. Рассказывать об исцелениях здесь не принято. Считается, что прийти помолиться и попросить помощи надо тайно и если поможет - никому об этом не говорить, «чтобы не навредить себе». Главное - подойти к роднику с верой. Как нам сказала хозяйка дома (Александра Нититовна Мазина): «Помогает от всего. Здоровье дает. Я верую - мне дается ….»

«Каждому дается по вере его». Нам рассказали, что совсем недавно одной очень верующей и доброй прихожанке из с.Румянцево Барышского района (нашей знакомой бабушке Лиде) во время праздника Николая Угодника в роднике явилось полное отражение иконы Николая Чудотворца (уже после того, как икону с родника унесли домой). Примечательно и то, что если с верой и любовью и, конечно, чистым сердцем подойти к роднику, то на дне ручейка, вытекающего из колодца, обязательно найдешь камушек с изображением лика святого Угодника! В этом, Бог дал, убедиться нам самим. Поднятые со дна камушки - маленькие иконки с ликом Святителя Николая - храним дома как большие святыни. В этом году, взяв благословение у священника, сняли одну такую находку на видеокаме ру. Не для себя - больше для тех, кто еще сомневается….

Святитель Николай - один из самых горячо любимых на Руси святых. Ему молятся о помощи в различных житейских затрудне ниях, о жизненном устройстве детей, о вступлении в брак, об исцелении в различных недугах.

Святителю отче Николае, моли Бога о нас!

Тропарь Николаю Угоднику:

«Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим»

Величание:

«Величаем тя, святителю отче Николае, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего».

«ИЛЬИНСКИЙ РОДНИК»

В лесу в 2-х км от с.Русский Качим находящемся в Барышском районе Ульяновской обл. есть еще один святой родничок - «Ильинский» в честь явленной здесь когда то иконы Ильи Пророка. К сожалению, историю родника и явленной в нем иконы восстановить пока не удалось. Ну что ж, на все воля Божья. Собранные же скудные сведения таковы:

Когда-то до революции 1917 г. в лесу в глухом месте жили 2 монаха. Жители села, ходившие на престольный праздник к роднику Ильи Пророка, приносили им продукты, тем они и питались.

Известно, что явленная икона была у них. Один из них умер, а в грозные годы революции бесследно исчез и второй. То ли ушел в места еще более глухие, то ли был осужден и сгинул. Вместе с ним исчезла нигде не появившаяся до сих пор икона.

Приехав к роднику впервые несколько лет назад, мы с трудом нашли в селе проводницу. Заросшая тропинка в лесу, слегка обозначенная полянка, ветхий сруб, - все говорило о том, что паломники бывают здесь редко. Отрадно, что после публикаций в газете «Православный Симбирск» про родничок вспомнили. Приходят местные жители, а на престольный праздник (2 августа) ежегодно приезжает игумен Агафангел (настоятель храма Сергия Радонежс кого в с.Румянцево) служить молебны. Родник ожил. Может быть, даст Бог, когда-то «всплывет» и его история и явленного в нем чудного образа.

Святому пророку Илии молятся о даровании дождя, о спасении во время молнии и града, о помощи в голодное время, а также в материнских нуждах.

Святый славный пророче Божий Илие, моли Бога о нас!

Тропарь пророку:

«Во плоти Ангел, пророков основание, вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный, свыше пославый Елисееви благодать недуги отгоняти и прокаженные очищати. Темже и почитающим его точит исцеления».

Величание:

«Величаем тя, святый пророче Божий Илие, и почитаем же на колеснице огненней преславное восхождение твое».

РОДНИК «ВОЗДВИЖЕНСКИЙ»

Родник расположен в 1 км. за с. Березовка Вешкаймского района у подножия остепненного склона.

Называют родничок по разному: «Богоявленский», «Часовенс кий», но чаще - «Воздвиженский» (в селе Березовка была церковь 2-х престольная в честь «Воздвижения» и «Михаила Архангела»).

По преданию в роднике был явлен Животворящий Крест Господень. В честь такого обретения святыни у родника на горе построили большую часовню, где он и хранился долгое время. На все большие церковные праздники часовня служила местом проведения богослужений. Старожилы помнят, что «убирать» (мыть, украшать) часовню было большой честью, и доверяли это только незамужним девушкам. Родник, где был обретен Животворящий Крест, стал местом паломничества из всех окрестных сел и даже, говорят, приезжали из Пензы, Самары, Москвы. Поклонялись Кресту, молились Богу об избавлении от болезней, купались в роднике (для этого обустроили неподалеку купальню), набирали водичку с собой.

родник «живоносный источник» - student2.ru

Бабушки-старожилы: Клавдия Ефимова, Антонина Ефимова, Антонина Никанорова - охотно сопроводили нас к роднику. Обрадовались возможности навестить святое место и набрать водички. Рассказывали наперебой, с большой охотой. Крест после явления (а было это еще до введения крепостного права на Руси) долгое время стоял в построенной на горе часовне, а потом был продан местным помещиком самодуром (менявшим людей на собак) в Иерусалим. Но только крест затем трижды являлся в местной церкви, в алтаре, пока местный священник не благословил взять из него частицу и вставить в местное Распятие церкви. После этого уже не возвращался… Когда в местном храме сделали второй престол в честь Воздвижения, Распятие с частицей Животворящего Креста почиталось как очень большая святыня. Приезжали отовсюду, прикладывались, просили благодати, помощи, исцеления.

После того как разобрали церковь, увезли в неизвестном направлении и это Распятие. Куда - не известно. В 1927 г один не верующий житель села разобрал часовню и увез ее себе «на конюшню»…

Еще рассказали нам, как однажды одна женщина, будучи «в нечистоте», помылась в роднике, не подумав о его святости. После этого родник исчез навсегда. В настоящее время на этом месте стоит крест. По свидетельству местных старожилов, верующие очень долго молились, чтобы вернуть святой родник. Вскоре родник образовался, но только в новом месте, неподалеку от того места, где был раньше. Его обустроили очень хорошо: поставили сруб, сделали каптаж, закрытый колодец.

Вода в роднике очень целебная. Многим помогает. Особенно лечит кожные болезни. У родственника одной из бабушек была очень сильная экзема. Долго он лечился в областной больнице: мази, уколы, примочки не помогали. Кроме этого болезнь была отягощена хроническим бронхитом. После того как три раза помылся водичкой из родничка,- болезнь исчезла навсегда. У двоюродной сестры другой нашей проводницы дочь сильно болела, - на лице появились безобразные язвочки. А стала умываться водой они и пропали. У другой жительницы села быстро вылечился зуд на теле. Подобных свидетельств чудесной помощи родниковой водички множество.

Мы сами стали свидетелями маленького чуда. У нашего юного члена экспедиции на коленке были не проходящие долгое время болячки, перешедшие в язвочки. Один лишь раз мы помыли ему ноги водой из родничка и наутро следующего дня с удивлением обнаружили, что все болячки отпали и залечились сами собой, а на их месте образовалась совершенно здоровая, розовая кожа.

Помолившись у родничка, мы взяли воду на анализ и поднялись на гору, где когда-то стояла часовня. Сейчас там железный Крест. Спев вместе с нашими спутницами: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение твое славим», помолившись и приложившись к Кресту вдруг поймали себя на том, что небывалая в 36 градусов жара, стоявшая в тот день, здесь совсем не чувствуется, хотя вокруг палящее солнце, открытые поля и ни малейшего тенька. Такое чувство, что местность вокруг родника как бы закрыта прозрачным прохладным колпаком не только от жары, но и от всех бед, невзгод, тревог. А благодать здесь такая, что, кажется, ее чувствуешь: осязаешь кожей, видишь глазами, слышишь, вдыхаешь с воздухом, а душа наполняется неописуемым трепетом. Хочется быть здесь бесконечно долго.

Увидев у нас фотоаппараты и видеокамеру, одна наша проводница предупреждает: «Многие снимали и на фото и на «камеру» - бесполезно, ни у кого ничего потом не получилось». Но мы спокойны: у нас благословение игумена Агафангела.

До сих пор к роднику идут люди. Поскольку ближайшая церковь очень далеко, сюда на большие церковные праздники собираются со всего района. Приезжают просто помолиться, попросить у Господа защиты и спасения.

Тропарь празднику «Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня»:

«Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

РОДНИК «ПАРАСКЕВЫ МУЧЕНИЦЫ

(ДЕВЯТОЙ И ДЕСЯТОЙ ПЯТНИЦЫ)»

Родник «Параскевы Мученицы (9-й и 10-й пятницы)» находится в 5 км от с. Коноплянка Инзенского района. Источник располагается в сосново-березовом лесу на склоне небольшой пологой балки, заросшей пышной и разнообразной растительностью. Родник представляет собой неглубокий деревянный колодец размером приблизительно 1х1 метр. Вода вытекает со дна колодца спокойно, просачиваясь между частичками песчаных пород. Водичка очень чистая, прозрачная, без постороннего вкуса и запаха. Над родником оборудован деревянный навес в виде небольшой часовни с иконами. У икон горит лампада. Рядом стоит небольшой столик, где прихожане могут поставить свечки, положить бутылочки с набранной святой водичкой.

Родник назван в честь святой Великомученицы Параскевы. Когда-то очень давно на 9-ую пятницу после Пасхи в родничке была явлена ее икона. Долгое время она хранилась в местной церкви, куда приходили поклониться ей не только местные, но и «окольние» - дальние жители. Сразу же с момента перенесения иконы с родника в церковь был установлен крестный ход с этой иконой на родник. Однако, обстоятельства, при которых была явлена икона, утрачены и в селе сохранились лишь предания, причем очень разные. По одной версии ее обнаружила одна очень верующая пожилая женщина: та всплыла в роднике, но долгое время «не давалась» в руки. И лишь маленькая девочка опустила в родничок ручки и икона сама поднялась к ней.

родник «живоносный источник» - student2.ru

Другая версия гласит, что было это во времена нашествия татар, когда рядом с селом проходил защитный вал. Как-то дежурившие на нем воины пошли к близлежащему родничку напиться и увидели плавающую в нем икону Параскевы Мученицы. Долго пытались достать сами, но икона «уходила». Вдруг все явно услышали голос от родника, который вещал, что икону сможет достать только женщина, которая недавно стала матерью, и зовут ее Параскева. В местном храме, куда обратились за помощью, сразу указали на таковую. Именно она, по преданию, взяла в роднике икону и, бережно завернув ее в новое полотенце, отнесла в местный храм.

Часовня, которая была построена на роднике сразу же после явленного в нем образа, осталась в памяти у многих старожилов. Она была очень большая и красивая. В ней даже останавливались на ночлег паломники, приезжающие на родничок накануне престольных праздников. Жители Коноплянки вспоминают, что когда местные партийные работники рушили часовню, в ней оставалась икона святого Николая Угодника. И «безбожники» прямо на месте сожгли дотла и часовню, и святую икону. Затем они решили «отметить» содеянное со спиртным. А было это как раз на 9-ю пятницу после Пасхи. И вдруг, откуда ни возьмись, при совершенно чистом и ясном небе разразился сильный гром, засверкала молния, и главного организатора этого чудовищного деяния убило молнией на месте. Говорят, его так сильно сожгло, что хоронить пришлось в закрытом гробу. Это было страшное зрелище. Другой «организатор» варварства совершенно нелепо выпал из кабины автомобиля в небольшую лужу и задохнулся грязью.

Из сруба часовенки сделали мастерскую. Те, кто взял «эту часовенку на хороменки» тоже были наказаны. У кого-то отнялись ноги, у кого-то заболела и вымерла вся семья …

Вот так Господь наказывает тех, кто не почитает его и творит против него такие страшные злодеяния.

Но приятно отметить, что явленную икону Параскевы Мученицы спасли, и она сохранилась до наших дней. Икона очень красивая, резная, довольно больших размеров и несколько необычная, с выпуклым изображением Великомученицы во весь рост, за что в народе получила название «куколка».

В Михаило Архангельском храме села она пребывала достаточно долго, до того времени, когда начались «гонения на церковь». В те «безбожные» годы храм в Коноплянке, как и многие другие, был разрушен, а икону забрала себе в дом семья Лукиных. Бабушка Прасковья Л. долго и бережно хранила у себя драгоценную святыню. К счастью, родственники бабушки оказались верующими. Хотя и жили далеко, но каждый год приезжали к родителям в гости. Они-то и помогли обустроить святой источник, почистили его, сделали деревянный сруб, построили новую часовню, повесили иконы. После этого родничок заново «ожил». К нему стали приходить местные жители, чтобы набрать себе водичку, помолиться перед иконами, поставить свечки святой Параскеве. Перед смертью бабушка «завещала» икону своей дочери. А та, в свою очередь, передала ее отцу Николаю, настоятелю храма в городе Инза. Там по сей день и находится святыня. К иконе Параскевы Пятницы приезжают помолиться верующие со всех районов области. Просят семейного благополучия и помощи в житейских делах.

Родничок святой мученицы также очень почитаем в настоящее время. К нему стекаются паломники из Карсунского, Барышского, Сурского и других районов, и даже из Пензенской области. Всем помогает святая Параскева, кто приходит к ней за помощью с добрым сердцем и чистыми помыслами. Много рассказов о помощи у родника пострадавшим «от порчи». После умывания водичкой многие уходили спокойными и тихими. Одна из жителей села (70-летняя Антонина Петровна) рассказала, что недавно приходила к родничку женщина с внучкой. У внучки на лице были какие-то пятна. Им даже врачи не помогли - вот и в Инзу они ездили. А к святому родничку трижды привела, умыла и домой водички брала. - все и прошло! Другому жителю села водичка помогла избавиться от болячек на лице всего за один раз! Чем он ни мало удивил соседей по селу.

На праздники собирается очень много паломников. Служат молебны, святят водичку. Собирают вокруг травы и дома заваривают в чай, кормят ей скотинку «от хворей». Когда икона Параскевы находилась в селе, ежегодно на 9-ую и 10-ую пятницы после Пасхи к роднику совершались крестные ходы с иконой. Местные жители заботливо ухаживают за своим родничком, регулярно чистят его. К роднику приходят за помощью в своих болезнях и нуждах. Жители Коноплянки и других сел приходят сюда помолиться в период засухи. Было несколько таких случаев, когда долгое время не было дождя и уже не оставалось надежды на спасение урожая, верующие приго дождика. И Бог посылал им спасительную влагу.

По преданию, святой великомученице Параскеве молятся: о покровительстве семейного очага, о добрых отношениях в семье, о разрешении безчадия, об исцелении детей, о покровительстве сельскохозяйственных работ.

Святая великомученица Параскева, моли Бога о нас грешных!

Тропарь святой великомученице Параскеве, нареченной Пятнице:

«Премудрая и всехвальная Христова мученице Параскево, мужескую крепость приемши, женскую же немощь отвергши, диавола победи и мучителя посрами, вопиющи и глаголющи: приидите, тело мое мечем ссецыте и огнем сожгите, аз бо, радующиеся иду ко Христу, Жениху моему. Тоя молитвами, Христе Боже, спаси души наша».

Кондак, глас 3

«Всесвятое и непорочное мучение принесши, яко вено пречестное, безсмертному Жениху Христу, ангельское ликостояние возвеселила еси и победила еси демонския козни. Сего ради тя честно верою чтим, мученице Параскево, многострадальная».

«ПРОЩЕНЫЙ РОДНИК»

родник «живоносный источник» - student2.ru

«Прощеный родник». Прощеный… Когда мы узнали из рассказов игумена Агафангела о существовании такого родника где-то в Базарно-Сызганском районе, сразу представилось что-то мрачное за что просят с большим раскаянием прощения…. И само собой всплыли слова просительной молитвы: «Прости, Господи, за грехи мои тяжкие…».

Забегая вперед, скажем, что побывали мы на роднике трижды, и каждый раз добирались с большими сложностями, тревожным настроением и безрадостными мыслями. Итак, что же представляет собой «Прощеный родник»?

Расположен он около с Девятовка Базарно-Сызганского района в небольшой темной и мрачной, заросшей высокой травой балке у склона небольшой возвышенности и впадает затем в речку Чернушку. В былые времена жители использовали его как "холодильник" для фляг с молоком. Родник засорен, не оформлен, не дренирован и производит впечатление заброшенности и не ухоженности. Родник сильно зарос. Как питьевой источник практически не используется, потому как, по словам одного из местных жителей Василия Ширманова, согласившегося стать нашим проводником, «вода в нем уж больно тяжелая: попьешь, - обязательно горло заболит или еще что …». В этом убедились многие члены нашей экспедиции, привыкшие непременно пробовать воду из родничков на вкус. Уже к вечеру у кого-то разболелось горло, у кого-то «схватило» живот, вылезла «малярия» на губах, разболелась голова.

Местные жители предпочитают воду возить из другого источника почти за 10 км! И, тем не менее, родник широко известен, а в прошлом очень почитаем. До сих пор к роднику идут те, кому необходимо покаяться, найти покой для души и исцеления для тела.

По преданию когда-то в роднике была явлена знаменитая и почитаемая на всю округу чудотворная икона Божией Матери «Троеручица», прославившаяся исцелением болезней глаз. Болезнь, как считалось, дающихся за совершения серьезных грехов, «застилаю щих глаза». Эту икону впоследствии один из монахов увез в Жадовский монастырь. Долго там пользовала всех «Троеручица». Слава о ней большая была по всей округе, да и о роднике тоже. В смуту, с разгромом монастыря, она исчезла бесследно.

Но случаи исцеления «глазных болезней» не прекратились. В прежние времена к роднику устраивали настоящие паломничества. Приходили из других районов и из соседних областей. Приходили, чтобы помолиться, умыться в родничке, получить прощение и снять тяжесть с души. За это и прозвали родник «Прощеным».

Старожилы вспоминают, что многим «вода смыла пелену с глаз» (катаракту). Не прекратились исцеления и в настоя

Наши рекомендации