Склонность спорить у человека врождённая

Склонность к спорам — часть человеческой натуры. Всевышний Аллах сказал: «Но человек больше всего склонен спорить» (сура 18 «Пещера», аят 45). То есть человек много спорит, пререкается и оспаривает, вместо того чтобы покориться истине, и на него не действуют увещевания и наставления.

‘Али ибн Абу Талиб d передаёт: «Посланник Аллаха r зашёл ко мне и Фатыме ночью, разбудив нас для молитвы. Затем он вернулся к себе домой и молился некоторое время. Не слыша никаких звуков из нашего дома, он снова пришёл к нам, разбудил нас и сказал: “Вставайте и молитесь”. Я сел и, протирая глаза, сказал: “Клянусь Аллахом, мы совершаем лишь ту молитву, что предписана нам. Поистине, души наши — в руке Аллаха, и Он будит нас, когда пожелает”. И Посланник Аллаха r ушёл, хлопая себя по бедру и повторяя: “Мы совершаем лишь ту молитву, что предписана нам… Мы совершаем лишь ту молитву, что предписана нам… ‹Но человек чаще всего склонен спорить›!”» [Бухари, 1127]. Его удивила быстрота ответа и он не согласился с данным оправданием, поэтому и хлопнул себя по бедру.

Некоторые люди более искусны в споре, чем другие, хотя склонность к спорам есть у всех, просто сила её разная. Всевышний Аллах сказал о неверующих, когда послал к ним Мухаммада r: «Мы облегчили его [Коран] на твоём языке для того, чтобы ты обрадовал им богобоязненных людей и предостерёг им злостных спорщиков» (сура 19 «Марьям», аят 98). И Всевышний Аллах сказал о приверженцах ложного: «Но они люди препирающиеся» (сура 43 «Украшения», аят 58).

Доказательство того, что одни люди превосходят в умении спорить других, — история Ка‘ба ибн Малика, который уклонился от участия в походе на Табук. Он рассказывает: «Я не пропустил ни одного военного похода, в котором принимал участие Посланник Аллаха r, за исключением похода на Табук… Узнав о том, что он уже возвращается из Табука, я стал беспокоиться и придумывать ложные оправдания, говоря себе: “Как мне избежать его гнева завтра?” — и обращаясь за помощью в этом к каждому мудрому человеку из членов своей семьи. Когда же люди стали говорить, что Посланник Аллаха r находится уже совсем близко от Медины, всё ложное ушло от меня, я понял, что мне ни за что не избежать его гнева с помощью лжи, и решил сказать правду… А потом к нему подошёл я, и, когда я поприветствовал его, он улыбнулся улыбкой человека, скрывающего свой гнев, и сказал: “Подойди”. Тогда я подошёл ближе и сел перед ним, а он спросил: “Что заставило тебя остаться? Разве ты не купил верблюдов?” Я сказал: “Да. Клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха, поистине, если бы сидел я сейчас перед любым другим человеком, то, очевидно, смог бы избежать его гнева с помощью ложных оправданий, ибо я наделён умением вести спор…» [Бухари, 4418; Муслим, 2769]. Он имел в виду, что наделён красноречием и даром убеждения, которые помогают ему находить выход даже из сложных и щекотливых ситуаций.

Умм Саляма g передаёт, что однажджы Посланник Аллаха r услышал спор у своей двери, вышел и сказал: «Воистину, я — только человек, а люди приходят ко мне со своими спорами. И может оказаться так, что кто-нибудь из вас будет более красноречив, чем другой, и я посчитаю, что он сказал правду, и вынесу решение в его пользу на основании этого. Однако если я по ошибке решу отдать ему то, что по праву принадлежит другому мусульманину, это станет для него частью пламени Ада, так пусть же он возьмёт это или откажется от этого» [Бухари, 2458; Муслим, 1713].

Склонность спорить останется в людях до самого Судного дня и даже после того, как наступит Час. Всевышний Аллах сказал: «В тот День каждый человек придёт и будет вести спор за себя сам» (сура 16 «Пчёлы», аят 111) — то есть вести спор и приводить доводы в свою пользу, упоминая о своих земных деяниях.

Анас ибн Малик передаёт: «Мы были у Посланника Аллаха r, и вдруг он улыбнулся и сказал: “Знаете ли вы, что заставило меня улыбнуться?” Мы ответили: “Аллаху и Его Посланнику известно об этом лучше”. Тогда он сказал: “То, как обратится раб Аллаха к Господу своему [в Судный день]. Он задаст вопрос: ‹О Господь мой! Разве Ты не защитил меня от несправедливости и притеснения?› Аллах ответит: ‹Да, защитил›. Он скажет: ‹В таком случае я не допущу иного свидетеля против меня, кроме свидетеля от меня›. Тогда Аллах скажет: ‹Достаточно сегодня тебя самого против тебя же свидетелем, а также благородных писцов [ангелов]›. И Аллах запечатает его уста и скажет членам тела его: ‹Говорите!› И они расскажут обо всём, что он делал. После этого ему вернут способность говорить, и он скажет: ‹Пропадите вы пропадом! И это вас я защищал?!›”» [Муслим, 2969].

Всевышний Аллах сказал, описывая то, как неверующие будут препираться в Судный день: «В тот День соберём Мы их вместе, а затем скажем тем, кто приобщал сотоварищей: “Где сотоварищи, существование которых вы предполагали?” Тогда у них не будет никакого оправдания, кроме слов: “Клянёмся Аллахом, нашим Господом, мы не были многобожниками!” Посмотри, как они лгут о самих себе! Но покинет их всё, что они измышляли» (сура 6 «Скот», аяты 22–24).

Абу Са‘ид аль-Худри d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Придёт Нух u со своей общиной, и Аллах спросит: “Донёс ли ты послание до своего народа?” — и он скажет: “Да!” Тогда его соплеменников спросят: “Донёс ли он до вас послание?” Они ответят: “Не приходил к нам увещатель!” Аллах спросит Нуха: “Кто засвидетельствует в твою пользу?” Он скажет: “Мухаммад и его община”, и они засвидетельствуют, что он действительно донёс послание. Что же касается Посланника, то он станет свидетелем о вас, и это смысл слов Всевышнего: “И так сделали Мы вас общиной середины, чтобы вы свидетельствовали о людях, а Посланник свидетельствовал о вас”» [Бухари, 3339]. Под серединой подразумевается умеренность и справедливость.

Наши рекомендации