Группировка протоиерея ЗАПАДАЛОВА А. И.

(Моисеевская церковь на Пороховых).

Группировка существовала под руководством прот. ЗАПАДАЛОВА А. И. (б. инспектор церковных училищ Петроградской губ.) и насчитывала 30 чел.

Захватив в свои руки Моисеевскую церковь, группировка использовала ее как легальную возможность и развернула широкую к.-р. и церковную (в духе «ИПЦ») агитацию.

Особенностью этой группировки была популяризация различных культов и прославление могил «блаженных», «старцев», «чудотворных» икон и т. д. После смерти члена этой группировки, бывшего городового, Петра Андреевича БОГОМОЛОВА, последний был прославлен, как «блаженный». Похороны БОГОМОЛОВА вылились во внушительную а/с демонстрацию, длившуюся целый день. В похоронах приняли участие последователи «ИПЦ» гор. Ленинграда и области (г. г. Псков, Новгород, Сольцы, Старая Русса и др.).

«Я убедился, что "сергиевцы" являются служителями существующей Соввласти и примкнул к "иосифлянской" ориентации — ориентации "ИПЦ".

Я ставил себе целью возродить "иосифлянскую" ориентацию, написал по этому поводу доклад митрополиту Иосифу ПЕТРОВЫХ, которое было ему отвезено "оказией" в 1931 году архимандритом Макарием. Я должен был получить от митр. Иосифа соответствующие директивы через этого же Макария, но он был в пути арестован.

Будучи защитником "ИПЦ", я везде и всюду вел а/с агитацию, убеждая верующих твердо стоять на защите нашей православной веры. Я выступал с а\с проповедями, призывая православных защищать свои храмы, и доказывал, что в настоящее время со стороны Соввласти идет сильное стеснение, и что нам верующим необходимо объединиться. Такие же проповеди говорил в Полюстрове и на Смоленском кладбище. Я давал также разъяснения в отношении коллективизации, закрытия церквей. Эти разъяснения носили а\с характер.

На Смоленском кладбище я считал себя организатором. В мою группу входили ВАСИЛЕВСКИЙ, ВЫСОЦКИЙ и др., в числе 12 человек, которые под моим влиянием и перешли к "иосифлянам"».

(показания обвиняемого ЗАПАДАЛОВА, л. д. 705-706).

«Мы призывали верующих к сплоченности и борьбе против насилия, чинимого Советской Властью… Собирали деньги и продукты в пользу высланного духовенства».

(показания обвиняемого ВЛАСОВА, л. д. 748).

«В нашу задачу входило вести борьбу с Соввластью, ограждая от богохульства "Истинно-Православную Церковь"».

(показания обвиняемого ЗУДКИНА, л. д. 764).

«Два года тому назад я приняла постриг в тайное монашество в церкви Моисея».

(показания обвиняемой РОМАНОВОЙ, л. д. 774).

«Активом нашей церкви производились сборы материальных средств в пользу высланного духовенства в самом здании церкви и по квартирам верующих»

(показания обвиняемого СЛОВЦОВА, л. д. 730, 739).

«Я являлся руководителем группировки "ИПЦ" на Смоленском кладбище… Мы решили добиться возвращения храма "Воскресения на крови" (ликвидированный центр "ИПЦ"), считая, что закрытие этого храма произведено было неправильно… Мы нелегально собирались на частных квартирах и обсуждали этот вопрос. Присутствовали на собраниях: ТЕЛЕНКОВА А. В., СОКОЛОВА К. В., ЦЕГАРЕЛЛИ И. Н. и др. Мы ставили себе целью добиться возвращения храма "Воскресения на крови" и освобождения осужденных от изоляции».

(показания обвиняемого ЗАПАДАЛОВА, л. д. 706-708).

«Руководителем группировки являлся священник Алексей ЗАПАДАЛОВ. В группировку входили: ТЕЛЕНКОВА, СОКОЛОВА Ксения, СОКОЛОВ Александр и др. Действовали с той целью, чтобы объединить верующие массы для борьбы с существующей безбожной властью».

(показания обвиняемого ЦЕГАРЕЛЛИ, л. д. 800-801).

Группировка ИВАНОВА Ф. П.

(тайно-монашеская община)

Во главе этой группировки стоял бывший капиталист, монах Серафим (Филипп Павлович ИВАНОВ), пользовавшийся широкой популярностью, как якобы обладающий «чудодейственной» силой. Вокруг этого монаха, страдавшего на почве сифилиса сухоткой спинного мозга, происходили паломничества верующих, многие из которых под влиянием ИВАНОВА приняли тайное монашество, оставаясь в организованной им а/с нелегальной общине. Всего община насчитывала 12 чел.

«Стремясь укреплять Институт тайного монашества, я совершал тайные постриги. Постригал в тайное монашество Нинону, Пантелеймону, Ананию, Домну, Ивана Трофимовича БРЫНЕВА (монашеское имя Анатолий). Постригаемых в тайное монашество ни к каким монастырям не прикреплял, т. к. их нет, а обителью для них должно служить мирское общежитие, т. е. частная квартира. Находясь в миру, они должны нести монашеский обет нелегально».

(показания обвиняемого ИВАНОВА Ф. П., л. д. 846).

«Ко мне на квартиру приходила монахиня Антонина БУЛАТОВА… При моем тайном постриге присутствовали иеромонах Анатолий СОГЛАСНОВ, монах Михаил Иванович КИРЮШКИН. После меня еще были постриги. У меня на квартире с приходящими проводились беседы о будущей жизни, положении "истинной" церкви в настоящее время, о ее преследованиях со стороны власти, гонении на духовенство».

(показания обвиняемого БРЫНЕВА И., л. д. 855).

«Мы с женой способствовали иеромонаху Серафиму постригать в тайное монашество верующих БРЫНЕВА, ПОПОВУ и др. Иеромонах Серафим часто у нас скрывался».

(показания обвиняемого КИРКИЛЕВСКОГО, л. д. 864).

«Я примыкал к группировке монаха, "старца" Серафима ИВАНОВА и др. Мы устраивали беседы, на которых обсуждали то, что в настоящее время происходит последнее время, т. к. теперешняя власть есть последняя власть сатаны-антихриста, которая перед страшным судом господним напугает гонение на христиан, чтобы заставить их приклониться перед сатаной и пойти на вечные адские муки».

(Показания обвиняемого КИРЮШКИНА, л. д. 884).

«Вместе со своим мужем и со своими единомышленниками придерживаемся такого порядка жизни, который сводится к тому, что мы читаем и разбираем церковные книги, заблудшим людям делаем нравоучительные наставления, чтобы они перестали поддерживать нынешние бесовские порядки; чтим и прославляем "болящих" и "страдающих"; изготовляем всякие священные средства (землицу, песочек и т. п.), благодаря которым сохраняется великая благодать, направленная против сатаны и его козней».

(Показания обвиняемой КИРКИЛЕВСКОЙ А. Ф., л. д. 897).

«В квартиру БРЫНЕВА приходило много странников, проводился разбор священного писания, вели разговоры на современные темы».

(показания обвиняемой АНТОНОВОЙ, л. д. 930).

Группировка МИХАЙЛОВА Н. М.

(«тайнослуженцы»).

Группировка была тщательно законспирирована и ставила себе целью подготовку и оборудование церквей (в частных квартирах) для проведения тайных богослужений.

Участники группировки были того мнения, что при Соввласти церковь вообще легально существовать не может. Самый факт регистрации церквей («храмов Божиих») в учреждениях Соввласти признавался актом принципиально недопустимым, равносильным пребыванию в «списках антихристовых». «Тайнослуженцы» отказывались также от личных документов (удостоверение личности), выданных соответствующими Совучреждениями, т. к. считали, что принять такой документ — значит «принять печать антихриста».

Руководитель группировки иеромонах «Митрофан ОПТИНСКИЙ» — Николай Михайлович МИХАЙЛОВ, вел активную к.-р. и погромную агитацию, читал антиколхозные проповеди и призывал не идти на службу в Красную армию. Группировка состояла из 8 человек.

«Я был служителем Истинно-Православной Церкви. Тайно совершал богослужения на частных квартирах у верующих и жил нелегально у них же в течении семи лет.

Предбезбожною, богоборною, лживою, богохульною Советской властью — удивляюсь дерзостью ее, "како восстала тварь против творца".

Как иеромонах, эту советскую Власть, всех безбожников, где бы они не были, обличаю и порицаю, т. к. Советская власть есть дьявольская власть

У советской власти нет главы, она, эта глава, скрыта, т. к. антихрист еще не народился. Антихрист есть губитель рода человеческого. Предтеча антихриста есть Ленин. Он внес учение лживое и обольстил этим учением весь мир. Русский человек подпал под влияние евреев, стал мочалкой этого еврейства. Власть земная без помазанника божьего, без царя, не может быть законной. У власти должен быть монарх, только при царе-помазаннике божьем в союзе с церковью на земле может быть порядок.

Сатанинская власть есть истребительная и мучительная — порядка дать не может. Под влиянием этой сатанинской власти, как силы, все люди находятся во тьме. Создают самим себе погибель, потому что без веры во Христе и без царя жизни быть не может, ибо "сердце царево в руце Божией", а советская власть есть оружие сатаны».

(показания обвиняемого М. МИХАЙЛОВА, л. д. 956, 961).

«В качестве иеромонаха я устраивал тайные моления на частных квартирах, скрываясь от ареста.

Мы являемся врагами советской власти… О том, у кого я служил по квартирам, говорить отказываюсь, т.к. не хочу быть Иудой и предателем».

(показания обвиняемого КАРЗАНОВА, л. д. 970).

«У меня на квартире скрывался около года священник Филарет, находившийся в Ленинграде на нелегальном положении… Мы часто устраивали нелегальные беседы… На этих беседах присутствовали верующие миряне, которых мы подготовляли для вступления в тайное монашество».

(показания обвиняемой ПЕТРОВОЙ Е. А., л. д. 978).

«У себя на квартире я приняла тайное монашество и получила имя Феофания».

(показания обвиняемой ШЕВЧЕНКО, л. д. 986).

Группировка РЕУТОВА М. Т.

(Монашеская обитель

«Старо-Афонского подворья»)

Группировка состояла из 18 монахов и руководилась архимандритом РЕУТОВЫМ Матвеем Тимофеевичем. Созданная этой группировкой монашеская обитель была источником всяких провокационных к.-р. слухов. На систематических нелегальных собраниях, устраивавшихся в обители, на которых присутствовал церковный актив «Старо-Афонского подворья», читались антисоветские и антиколхозные проповеди; предсказывались сроки падения Соввласти и иностранной интервенции.

По инициативе архимандрита Макария РЕУТОВА в сентябре и октябре 1932 начались переговоры между обителью и Греческим посланником о переходе всех монахов в Греческое подданство и объявлении «Старо-Афонской» церкви в Ленинграде государственным имуществом Греции и посольской церковью.

«Несмотря на фактическую ликвидацию подворья и невзирая на декрет Правительства Соввласти о ликвидации всех монастырей и подворий, наша обитель, как я считаю, продолжала существовать до самых последних дней, т. к. мы поддерживали монастырский образ жизни во всех условиях, которые нам пришлось испытывать. Когда нас в 1929 году выселили из подворья, мы выехали на ж.д. станцию в поселок Петрославянка, Смоленская ул., д. 6/3 и устроили там в двух квартирах новую обитель.

В феврале месяце 1932 года из нашей братии было 8 человек за к.-р. деятельность арестовано и по ст. ст. 58-10 и 58-11 УК органами ОГПУ осуждены: некоторые в концлагерь, а некоторые в ссылку. После этого вскоре мы Славянку покинули и определились по разным квартирам в самом городе Ленинграде. Наряду с этим переселением, стремясь оградить себя от ареста и от постигшего положения наших осужденных собратьев, мы начали хлопотать о том, чтобы принять греческое подданство и тем самым прикрыться от репрессий ОГПУ за нашу к/р деятельность на церковно-монастырской почве, заключающейся в следующем: обитель наша — Старо-Афонское подворье, т. е. все возглавляемые мною иеромонахи, игумены и монахи — являемся сторонниками церковно-монархической ориентации, называемой "Истинной Православной Церковью" и не признавали для себя законными церковные ориентации как "Сергиевскую", так и "обновленческую".

Мы организовали в обители группу убежденных монархистов, на которых можно всегда опереться как в материальном, так и в политическом отношении.

Заключенным в концлагеря и ссыльным монахам оказывали денежную и материальную систематическую помощь.

Я, лично, ездил вместе с АРХИПОВЫМ Петром Ивановичем в Москву к греческому послу. Петр Иванович был моим сопровождающим. Хлопотали о принятии нас в греческое подданство, о возврате вверенного мне подворья, об освобождении из концлагерей и ссылки наших монахов, об отправке нас в Грецию на старый Афон».

(показания обвиняемого Макария РЕУТОВА, л. д. 1028).

«Несмотря на официальную ликвидацию названного (Старо-афонского) подворья в 1923 году, фактически благодаря активу прихожан "двадцатки" и личного пребывания моего в "двадцатке", это подворье сохранялось до 1929 года.

В связи с выселением монахов из здания подворья и с тем, что этих монахов стали преследовать органы ОГПУ, первоначально арестовав 7 человек, мы, активные приверженцы монахов: ЛУКОМСКИЙ И. И., МАЛОСТИН С. И., ПРОСТАКОВ Ст. Як., я и др., — принимали все меры к тому, чтобы:

1) узаконить права собственности на подворье Старо-Афонского монастыря, дабы обеспечить существование закрытого церковно-монархического очага, изолировав его от советских законов;

2) освободить архимандрита Макария РЕУТОВА и всех монахов подворья от подданства СССР и перевести их в подданство греческого государства, как доверенных и уполномоченных лиц Старо-Афонского монастыря, находящегося в Греции;

3) выселить всех проживающих ныне рабочих в здании Старо-Афонского подворья;

4) добиться освобождения из концлагеря и ссылки семи монахов.

С этой целью нами были предприняты следующие шаги: незадолго до ареста монахов подворья (4 октября) я, лично, ездил в Москву к греческому посланнику с архимандритом Макарием РЕУТОВЫМ. Вторично ездил к греческому посланнику в Москву и, сообщив ему об аресте РЕУТОВА и монахов, просил принять меры или к освобождению монахов из-под ареста или назначить нам в церковь духовенство из имеющихся у них греческих подданных. Посланник обещал принять меры.

В настоящее время под нашим руководством, т. е. под руководством актива прихожан в здании церкви производятся сборы материальных средств в пользу арестованного черного духовенства. Мы используем здание церкви в антисоветских и контрреволюционных целях, в чем я себя и признаю виновным».

(показания обвиняемого АРХИПОВА, л. д. 1038, 1039).

Тайные церкви в квартирах

Наши рекомендации