Порядок разработки технического регламента.
1.8.Порядокразработки,принятия,изменения
иотменытехническогорегламента
Разработчиком проекта технического регламента может быть любое
лицо.
Закон «О техническом регулировании» обязывает разработчика техни-
ческого регламента публиковать уведомление о разработке проекта техниче-
ского регламента в печатном издании федерального органа исполнительной
власти по техническому регулированию и в информационной системе обще-
го пользования в электронно-цифровой форме. Закон специально не оговари-
вает момент опубликования уведомления, поэтому разработчик вправе само-
стоятельно определять этот момент. Однако в Законе перечислены требова-
ния, которые необходимо выполнить в связи с опубликованием уведомления.
Эти требования позволяют определиться с моментом опубликования более
отчетливо.
Уведомление о разработке проекта технического регламента должно
содержать:
в отношении какой продукции или процессов будут устанавливаться
разрабатываемые требования;
цели технического регламента;
обоснование необходимости его разработки;
указание тех разрабатываемых требований, которые отличаются от по-
ложений соответствующих международных стандартов или обязательных
требований, действующих на территории Российской Федерации;
информацию о способе ознакомления с проектом технического регла-
мента, наименование или фамилию, имя, отчество разработчика проекта дан-
ного технического регламента, почтовый адрес и при наличии адрес элек-
тронной почты, по которым должен осуществляться прием в письменной
форме замечаний заинтересованных лиц.
С момента опубликования уведомления о разработке проекта техниче-
ского регламента соответствующий проект технического регламента должен
быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обя-
зан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта
технического регламента. Плата, взимаемая запредоставление данной копии,
не может превышать затраты на ее изготовление.
Разработчик дорабатывает проект технического регламента с учетом
полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, прово-
дит публичное обсуждение проекта технического регламента и составляет
перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц
с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их об-
суждения.
Срок публичного обсуждения проекта технического регламента со дня
опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента
до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не
может быть менее чем два месяца.
Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта техниче-
ского регламента должно быть опубликовано в печатном издании федераль-
ного органа исполнительной власти по техническому регулированию и в ин-
формационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.
Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуж-
дения проекта технического регламента доработанный проект технического
регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтере-
сованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознаком-
ления.
Федеральный орган исполнительной власти по техническому регули-
рованию обязан опубликовывать в своем печатном издании уведомления о
разработке проекта технического регламента и завершении публичного об-
суждения этого проекта в течение десяти дней с момента оплаты опублико-
вания уведомлений. Порядок опубликования уведомлений и размер платы за
их опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.
1.9.Особыйпорядокразработкиипринятия
техническихрегламентов
В исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приво-
дящих к непосредственнойугрозе жизни или здоровью граждан, окружаю-
щей среде, жизни или здоровью животных и растений, и в случаях, если для
обеспечения безопасности продукции, процессов производства, эксплуата-
ции, хранения, перевозки, реализации и утилизации необходимо незамедли-
тельное принятие соответствующего нормативного правового акта о техни-
ческом регламенте, Президент Российской Федерации вправе издать техни-
ческий регламент без его публичного обсуждения.
Технический регламент может быть принят международным договором
(в томчисле договором с государствами – участниками Содружества Незави-
симых Государств), подлежащим ратификации в порядке, установленном за-
конодательством Российской Федерации. В этом случае проект технического
регламента разрабатывается в порядке, установленном пунктами 2–6 статьи 9
настоящего Федерального закона.
До вступления в силу федерального закона о техническом регламенте
Правительство Российской Федерации вправе издать постановление о соот-
ветствующем техническом регламенте, разработанном в порядке, установ-
ленном пунктами 2–6 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Проект постановления Правительства Российской Федерации о техни-
ческом регламенте, подготовленный к рассмотрению на заседании Прави-
тельства Российской Федерации, не позднее чем за месяц до его рассмотре-
ния направляется на экспертизу в соответствующую экспертную комиссию
по техническому регулированию. Проект постановления Правительства Рос-
сийской Федерации о техническом регламенте рассматривается на заседании
Правительства Российской Федерации с учетом заключения соответствую-
щей экспертной комиссии по техническому регулированию.
Проект постановления Правительства Российской Федерации о техни-
ческом регламенте должен быть опубликован в печатном издании федераль-
ного органа исполнительной власти потехническому регулированию и в ин-
формационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме
не позднее, чем за месяц до его рассмотрения на заседании Правительства
Российской Федерации. Порядок опубликования указанного проекта поста-
новления устанавливается Правительством Российской Федерации.
Со дня вступления в силу федерального закона о техническом регла-
менте соответствующий технический регламент, изданный указом Президен-
та Российской Федерации или постановлением Правительства Российской
Федерации, утрачивает силу.
7. Применение технических регламентов (ТР): применение общего ТР и специального ТР; информирование приобретателя продукции о соответствии требованиям ТР; доказательная база ТР; презумпция соответствия.
1.5.2.Содержание и применение технических регламентов
Техническиерегламентысодержат обязательные требования к объек-
там технического регулирования. При этом специально указано, что это
должны быть требования, которые обеспечивают:
безопасность жизни или здоровья граждан;
безопасность имущества физических или юридических лиц, государ-
ственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды;
охраны жизни или здоровья животных и растений;
предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей.
Более того, эти требования перечислены в пункте 1 статьи 7 Закона
«О техническом регулировании» закрытым списком (то есть в список ничего
не может быть добавлено, кроме того, что в немперечислено).
«Статья7. Содержание и применениетехнических регламентов
1. Техническиерегламенты с учетом степени риска причинения вреда ус-
танавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:
безопасность излучений;
биологическую безопасность;
взрывобезопасность;
механическую безопасность;
пожарную безопасность;
промышленную безопасность;
термическую безопасность;
химическую безопасность;
электрическую безопасность;
ядерную и радиационную безопасность;
электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности
работы приборов и оборудования;
единство измерений.»
Не включенные в технические регламенты требования к продукции,
процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации
и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила иденти-1.
фикации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам
и правилам их нанесения немогут иметь обязательный характер.
Требования технических регламентов не могут служить препятствием
к осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени,
чем это минимально необходимо для выполнения вышеприведенных целей.
Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень
продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки,
реализации иутилизации, в отношении которых устанавливаются его требо-
вания, и правила идентификации объекта технического регулирования для
целей применения технического регламента.
В техническом регламенте могут содержаться правила и формы оценки
соответствия (в томчисле схемы подтверждения соответствия), определяемые с
учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении ка-
ждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии,
упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля
(надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответст-
вия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого за-
кончено, и в иной форме.
Содержащиесяв технических регламентах обязательные требования к
продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки,
реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила
идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или эти-
кеткам и правилам их нанесения являются исчерпывающими, имеют прямое
действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены
только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий техни-
ческий регламент.
Технический регламент должен содержать требования к характеристи-
кам продукции и процессам, но не должен содержать требования к конструк-
ции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия требова-
ний к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда
не обеспечивается достижение указанных выше целей.
В технических регламентах с учетом степени риска причинения вреда
могут содержаться специальные требования к продукции и процессам, тре-
бования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правиламих
нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовер-
шеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).
Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной
мере независимо от страны и места происхождения продукции, осуществле-
ния процессов, видов или особенностей сделок и физических и юридиче-
ских лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приоб-
ретателями.
Технический регламент не может содержать требования к продукции,
причиняющей вред жизни илиздоровью граждан, накапливаемый при дли-
тельном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не
позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях техни-
ческий регламент может содержать требование, касающееся информирова-
ния приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.
Международные стандарты и национальные стандарты могут исполь-
зоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов
технических регламентов.
Технический регламент может содержать специальные требования,
применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если отсутст-
вие таких требований в силу климатических и географических особенностей
приведет к причинению вреда.
Технические регламенты устанавливают также минимально необходи-
мые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продук-
ции, происходящей из отдельных стран или мест, в том числе ограничения
ввоза, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обес-
печивающие биологическую безопасность (независимо от способов обеспе-
чения безопасности, использованных изготовителем).
Ветеринарно-санитарными и фитосанитарными мерами могут преду-
сматриваться требования к продукции, методам ее обработки и производства,
процедурам испытания продукции, инспектирования, подтверждения соот-
ветствия, карантинные правила, в том числе требования, связанные с пере-
возкой животных и растений, необходимых для обеспечения жизни или здо-
ровья животных и растений во время их перевозки материалов, а также мето-
ды и процедуры отбора проб, методы исследования и оценки риска и иные
содержащиеся в технических регламентах требования.
Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры разрабатываются и
применяются на основе научных данных, а также с учетом соответствующих
международных стандартов, рекомендаций и других документов междуна-
родных организаций в целях соблюдения необходимого уровня ветеринарно-
санитарной и фитосанитарной защиты, который определяется с учетом сте-
пени фактического научно обоснованного риска. При оценке степени риска
могут приниматься во внимание положения международных стандартов, ре-
комендации международных организаций, участником которых является
Российская Федерация, распространенность заболеваний и вредителей, а
также применяемые поставщиками меры по борьбе с заболеваниями и вреди-
телями, экологические условия, экономические последствия, связанные с
возможным причинением вреда, размеры расходов на предотвращение при-
чинения вреда.
Технический регламент, принимаемый федеральным законом или по-
становлением Правительства Российской Федерации, вступает в силу не ра-
нее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.
11. Сущность стандартизации: общая цель, объекты, механизм ,содержание деятельности по стандартизации.
Сегодня деятельность по стандартизации в России находится в состоя-
нии революционных изменений. Они обусловлены современными потребно-
стями: новые экономические условия, вступление России во Всемирную тор-
говую организацию (ВТО), вхождение в глобальный рынок. Стандартизации
вновь предстоит решать для страны непростые задачи, связанные с обеспече-
нием конкурентоспособности экономики, защитой внутреннего рынка от не-
качественных товаров и услуг, внедрением передовых технологий и вхожде-
нием в информационное общество [26].
Для удовлетворения новых потребностей разработан и введен в дейст-
вие в конце 2002 г. Федеральный закон РФ «О техническом регулировании»
[36], регулирующий отношения, возникающие при разработке, принятии,
применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам
производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Сущностьстандартизации. Объект стандартизации –продукция, ра-
бота, процесс и услуги, подлежащие или подвергшиеся стандартизации
(рис. 2.5) [16].
В процессе трудовой деятельности специалисту приходится решать
систематически повторяющиеся задачи: измерение и учет количества про-
дукции, составление технической и управленческой документации; измере-
ние параметров технологических операций, контроль готовой продукции,
упаковывание поставляемой продукции и т. д. Существуют различные вари-
анты решения этих задач. Цель стандартизации – выявление наиболее пра-
вильного и экономичного варианта, т. е. нахождение оптимального решения.
Найденное решение дает возможность достичь оптимального упорядочения в
определенной области стандартизации. Для превращения этой возможности в
действительность необходимо, чтобы найденное решение стало достоянием
большого числа предприятий (организаций) и специалистов. 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНДАРТИЗАЦИИ
2.1. Актуальность и сущность стандартизации
Стандартизация. Учебное пособие -40-
Рис. 2.6.Механизм стандартизации
2. Моделирование объекта стандартизации (например, объекта Б).
Нужно учесть, что процессу стандартизации подвергаются не сами
объекты как материальные предметы, а информация о них, отображающая их
существенные стороны (признаки, свойства), т. е. абстрактная модель реаль-
ного объекта. Например, для организационно-распорядительного документа
такими признаками являются: состав реквизитов [1) наименование организа-
ции, 2) наименование документа ...]; оформление реквизитов [1) форма,
2) содержание... n), месторасположение]; требования к документу [1) к учету,
2) к использованию... n), к хранению].
3. Оптимизация модели.
В разных организациях варианты исполнения объекта, т. е. документа Б,
могут быть разными: Б1, Б2, Б3,..., Бn. В частности, возможны разный состав
реквизитов, различное их оформление, использование разных бланков и т. д.
Задача стандартизаторов – унифицировать документ, отобрав наилучший ва-
риант состава реквизитов, необходимый уровень оформления, оптимальный
4. Стандартизация
модели
Б Д А Б
Е Г
Б В
Ж А А, Б
Л
Б З А
М
И К А Н
1. Отбор объектов
стандартизации
2. Моделирование
объекта стандартизации
3. Оптимизация
модели
Б1-n
n
n
n
БОРТ НД
( Бconst
) 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНДАРТИЗАЦИИ
2.1. Актуальность и сущность стандартизации
Стандартизация. Учебное пособие -41-
формат бланка. Правильное решение достигается общенаучными методами и
методами стандартизации (симплификация, типизация и пр.). В результате пре-
образования получается оптимальная модель стандартизируемогообъекта.
4. Стандартизация модели.
На заключительном этапе осуществляется собственно стандартизация –
разработка нормативного документа (НД) на базе унифицированной модели.
Из рассмотренного механизма становится понятна сущность стандар-
тизации, которая отражена в следующем стандартизированном определении.
Стандартизация – деятельность по установлению правил и характери-
стик в целях добровольного многократного использования, направленная на
достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции
и повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг.
Принцип добровольности стандартов реализуется только при выборе
решения о применении (или неприменении) стандарта или его разделов. По-
ложительное решение о применении независимо от формы (договор, ссылка
в техническом документе) обязывает субъект хозяйственной деятельности
выполнять требования в принятом объеме (целиком стандарт или его отдель-
ные разделы).
Непосредственным результатом стандартизации является, прежде все-
го, нормативный документ. Применение НД – способ упорядочения в опре-
деленной области. Отсюда НД – средство стандартизации.
2.3.Целистандартизации
Стандартизация осуществляется в целях:
1.Повышения уровня безопасности:
жизни и здоровья граждан;
имущества физических и юридических лиц;
государственного и муниципального имущества;
в области экологии;2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНДАРТИЗАЦИИ
2.3. Цели стандартизации
Стандартизация. Учебное пособие -51-
жизни и здоровья животных и растений;
объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера.
2.Обеспечения:
конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
научно-технического прогресса;
рационального использования ресурсов;
совместимости и взаимозаменяемости технических средств (машин
и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материа-
лов);
информационной совместимости;
сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений
технических и экономико-статистических данных;
сравнительного анализа характеристик продукции;
государственных заказов, внедрения инноваций;
подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);
решений арбитражных споров;
судебных решений;
выполнения поставок.
3. Создания:
систем классификации и кодирования технико-экономической и со-
циальной информации;
систем каталогизации продукции;
систем обеспечения качества продукции;
систем поиска и передачи данных;
доказательной базы и условий выполнения требований технических
регламентов.
4. Содействия проведению работ по унификации.