Система органов и служб стандартизации в России

Государственное управление всеми работами по стандартизации и метрологии в России возложено на Национальный орган Российской Федерации по стандартизации, функции которого, согласно постановлению Правительства РФ от 2 июня 2003 года № 312, исполняетГосстандарт России(Федеральное агентство по техническому регулированию).

Работы по стандартизации в области строительства организует Госстрой России.

Согласно ФЗ «О техническом регулировании», направлениями деятельности Госстандарта России являются[5]:

1) утверждение национальных стандартов;

2) принятие программы разработки национальных стандартов;

3) организация экспертизы проектов национальных стандартов, обеспечение соответствия национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;

4) осуществление учёта национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в области стандартизации, а также обеспечение их доступности заинтересованным лицам;

5) создание технических комитетов по стандартизации и координирование их деятельности;

6) организация опубликования национальных стандартов и их распространения;

7) участие в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечение учёта интересов Российской Федерации при их принятии;

8) утверждение знака соответствия национальным стандартам;

9) представление Российской Федерации в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Документы, издаваемые Федеральным агентством по техническому регулированию (Госстандартом) в области стандартизации, могут иметь только рекомендательный характер[5, п.3, ст.4].

Госстандарт России осуществляет руководство стандартизацией непосредственно или через НИИ, центры метрологии и стандартизации (ЦСМ), межобластные лаборатории государственного надзора за стандартами и измерительной техникой (рисунок 1.2)

Си-Рисунок 1.2стема органов и служб стандартизации в России

Госстандарт обладает сетью научно-исследовательских институтов (НИИ) и центров (НИЦ), специализирующихся на различных областях измерений (таблица 1.1)[4].

Научно-исследовательские институты Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Госстандарта)-Таблица 1.1

Название Сокращённое название Адрес
Всероссийский научно – исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству ВНИИКИ 103001, г. Москва, Гранатный пер., 4
Всероссийский научно – исследовательский институт стандартизации ВНИИСтандарт 117421, г. Москва, ул. Новаторов, 40
Всероссийский научно – исследовательский институт сертификации ВНИИС 123856, г. Москва, Электрический пер., 3
Всероссийский научно – исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении ВНИИНМАШ 123007, г. Москва, ул. Шеногина, 4

Продолжение таблицы 1.1



Всероссийский научно – исследовательский институт метрологической службы ВНИИМС 119361, г. Москва, ул. Озёрная, 46
Всероссийский научно – исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ ВНИИЦСМВ 103006, г. Москва, ул. Долгоруковская, 21
ГП «Всероссийский научно – исследовательский институт оптико-физических измерений им. Б.М.Степанова» ГП ВНИИОФИ 103131, г. Москва, ул. Рождественка, 27
ГП «Всероссийский научно – исследовательский институт метрологии им. Д.И.Менделеева ГП ВНИИМ им. Менделеева 198005, г. Санкт-Петербург, Московский пр., 19
Всероссийский научно – исследовательский институт стандартизации и сертификации агропромышленной продукции ВНИИССагропродукт 350063, г. Краснодар, ул. Постовая, 36
Уральский научно – исследовательский институт метрологии УНИИМ 620219, г. Екатеринбург, ул. Красноармейская, 4
Всероссийский научно – исследовательский институт расходометрии ВНИИР 420029, г. Казань, ул. Журналистов, 24
Научно-исследовательский центр по изучению свойств поверхности и вакуума НИЦПВ 117925, г. Москва, ул. Вавилова, 38
ГП «Всероссийский ордена Трудового Красного Знамени научно – исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений ГП ВНИИФТРИ 141570, Московская обл., Солнечногорский р-н, п/о Менделеево
ГП «Научный центр оптико-физических исследований» ГП НЦОФИ 103131, г. Москва, ул. Рождественка, 27

В рамках Госстандарта создаются Технические комитеты (ТК) по стандартизации. ТК создаются на добровольной основе представителями Госстандарта, НИИ, предприятий, общественных объединений с целью совершенствования действующих документов по стандартизации, разработки проектов новых документов, гармонизации отечественных стандартов с международными стандартами.

Основу региональных органов Госстандарта составляют региональные ЦСМ, расположенные в центрах регионов РФ. ЦСМ координируют деятельность предприятий и организаций региона в области стандартизации и метрологии.

В городах, где действуют центральные НИИ и НИЦ Госстандарта, существуют региональные органы НИИ (НИЦ), специализирующиеся на виде деятельности соответствующего центрального НИИ (НИЦ).

Региональные лаборатории государственного надзора за стандартами и измерительной техникой на закреплённой территории несут ответственность за состояние и развитие стандартизации и метрологии, проведение единой технической политики в этой области на предприятиях и организациях региона.

Структура органов по стандартизации предприятий определяется их размерами и видами деятельности (рисунок 1.2).

Крупные предприятия с развитым инструментальным производством организуют самостоятельную службу стандартизации (отдел метрологии и стандартизации или отдел главного метролога).

Небольшие предприятия или дочерние предприятия крупных объединений, работающие по типовым технологическим процессам, создают бюро стандартизации в составе отделов главного конструктора или главного технолога (ОГК или ОГТ).

Небольшие предприятия, выпускающие продукцию по отработанной технологии, создают группы стандартизации в подразделениях, занимающихся определёнными видами деятельности.

Предприятия, выпускающие продукцию по государственным заказам, создают лаборатории стандартизации и метрологии, которые обычно находятся в ведении отдела главного метролога.

Органы стандартизации предприятий решают следующиезадачи:

1) стандартизация и унификация продукции и технологической оснастки;

2) определение экономической эффективности внедрения СТП в производство;

3) контроль за внедрением СТП и ТУ при проектировании и производстве продукции;

4) разработка СТП и документов СМК предприятия;

5) пересмотр СТП, замена устаревших стандартов новыми.

Подготовку специалистов в области стандартизации и метрологии, наряду с вузами, осуществляетучебная Академия Госстандарта России.

Центральная организация Академия Госстандарта расположена в Москве (ст. метро «Кузьминки»). Академия Госстандарта имеет разветвлённую сеть региональных филиалов и представительств в ряде региональных центров России (рисунок 1.2)

Основной целью существования учебной Академии Госстандарта является обучение и аккредитация специалистов в области стандартизации и метрологии.

Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов.

Поскольку основной вектор технического регулирования направлен на демократизацию при производстве продукции (добровольная сертификация, добровольное применение требований стандартов), то большое значение приобретает контроль соответствия характеристик продукции заявленным требованиям. Учитывая, что в период развития экономических отношений регулируемых ТР, возможны случаи недобросовестного отношения участников рынка (изготовителей, продавцов, поставщиков) к продукции и приобретателям, значение контроля и особенно надзора на рынке продукции, работ и услуг приобретает первостепенное значение.

Контроль (надзор) за соблюдением требований ТР –проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований ТР к продукции или связанным с ними процессам ЖЦП и принятие мер по результатам проверки. Приведенное выше определение не различает понятия контроля и надзора. Однако эти определения нельзя воспринимать как синонимы.

Обычно понятие надзор означает наблюдение за чем-либо. Его отличие от контроля заключается в том, что контроль предполагает лишь констатацию соответствия, а надзор состоит из документальной проверки выполнения обязательных требований к объектам надзора и принятие соответствующих мер по результатам выявленных нарушений (например, приостановка работ, выдача предписаний5 по устранению нарушений).

Примечание.В [30] приводятся следующие определения этих понятий.

Государственный надзор– форма оценки соответствия исключительно федеральными органами исполнительной власти (например, Ростехрегулирование, Росстандарт, Роспотребнадзор и др.).

Государственный контроль– форма оценки соответствия, осуществляемая как государственными, так и негосударственными структурами в формеинструментальной проверки с привлечением компетентных организаций и различных форм собственности, в том числе: метрологических научно-исследовательских организаций, коммерческих организаций, местных органов Ростехрегулирования и др. К подобным видам контроля могут быть отнесены, например, проверка и поверка средств измерений, утверждение типа средства измерений и др.

Контроль частными (негосударственными) организациями может осуществляться от имени Заказчика, но на условиях договора. При этом исполнитель контрольных функций, не может являться одновременно участником проверяемых работ, и ранее не должен был участвовать в работах по подтверждению соответствия продукции данной организации.

Право проведения надзора и контроля должно быть закреплено в соответствующих лицензиях, выданных организациям компетентными органами.

Следует подчеркнуть, что после поставки продукции на рынок надзор особенно необходим. Это позволяет подтвердить, что заявление поставщика о соответствии продукции выполняется.

Государственный контроль (надзор)в нашей стране может осуществляться следующими субъектами: федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и государственными организациями, (специально) уполномоченными на проведение контроля (надзора) (прил.2).

Федеральным законом определены обязанности и ответственность органов государственного контроля (надзора) в случае ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей.

Контроль (надзор) должен осуществляться в отношении продукции и процессов ЖЦПисключительно в части соблюдения требований соответствующих ТР и исключительно на стадии обращения продукции.Такой подход к контрольным операциям позволяет поставить в равные условия отечественного и зарубежного производителя, поскольку в настоящее время деятельность контролирующих организаций, как наследие советского периода в нашей стране, направлена, в основном, на стадии производства.

Контроль (надзор) осуществляется в форме:

- контроля у изготовителя (продавца) документов, подтверждающих оценку соответствия требования ТР (декларации о соответствии или сертификата о соответствии);

- предписания об устранении выявленных нарушений ТР или приостановлении действия декларации о соответствии;

- запрета передачи продукции или приостановлении процессов ЖЦП, если иными средствами нарушение невозможно устранить;

- сообщения органу, выдавшему сертификат соответствия, о необходимости приостановления его действия;

- прекращения действие декларации о соответствии и информировании об этом федеральной орган ведущий Единый реестр деклараций соответствия;

- привлечения изготовителя и продавца к ответственности, предусмотренной законодательством РФ, в том числе и к уголовной ответственности.

Придавая большое значение правильности применения ТР, в Федеральном законе указывается, что «Уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти организуется постоянный учет и анализ всех случаев причинения вреда вследствие нарушений требований ТР, жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда, а такжеорганизуется информирования приобретателей, и изготовителей и продавцово ситуации в области соблюдения требований ТР» (ст.7, п.9).

Процедура контроля (надзора) будут наиболее действенными, если выявления несоответствий будут облагаться достаточно высокими штрафами и вероятность выявления несоответствия будет достаточно высокой [11].

Примечание.Известно, что невысокие денежные штрафы могут не испугать продавца, поскольку воспринимаются им как дополнительный налог или как досадная необходимость. Продавец, как правило, компенсирует штраф за счет повышения цены на товар. Штраф должен быть сопоставим со стоимостью изъятия товара, и тогда эта мера будет реально действенной.

В то же время, если вероятность выявления несоответствия мала (например для продуктов питания, в которых широко используются консерванты), поставщики могут рисковать даже при высоких штрафах. Поэтому вероятность выявления должна быть сбалансирована с затратами, связанными с несоответствием продукции – штрафов и расходов на обеспечение соответствия. Если расходы на штрафы или потери лицензии окажутся выше, чем расходы на проведение работ по обеспечению соответствия, то производитель, скорее всего, откажется от риска поставки и продажи некачественной продукции.

Конечно, эффективность выявления нарушений может быть повышена, если она предусматривает ответственность всех участников системы создания и поставки продукции, работ и услуг. Эта система должна работать не только от контролирующих органов и приобретателя, но от продавца к фирме поставляющей продукцию, а от этой фирмы к производителю конечной продукции, от производителя к поставщикам комплектующих и т.д., вплоть до поставщиков некачественного сырья.

Напомним, что в трактовке Федерального закона изготовитель – это исполнитель, продавец, а также лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя.

Изготовитель в первую очередь несет ответственность в соответствии с законодательством РФ в следующих случаях (ст.36):

- за нарушение требований ТР;

- неисполнения предписаний и решений органа государственного контроля;

- если в результате несоответствия продукции и других действий, связанных с нарушением требований ТР, причинен вред или возникла угроза причинения такого вредажизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Изготовитель обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу и окружающей среде. Однако обязанность возместить вред не может быть ограниченадоговором или заявлением одной из сторон.Соглашения или заявления об ограничении ответственности ничтожны, т.е. не могут быть служить оправданием противоправных действий!

Основные действия изготовителя в этот период времени должны быть направлены на то, чтобы до завершения проверки достоверности сведений о несоответствии продукции требованиям ТР, возможный вред, связанный с обращением данной продукции, не увеличился. При невозможности осуществления мероприятий по устранению несоответствия необходимо объявить об отзыве продукции и возмещении убытков, причиненных приобретателями в связи с отзывом продукции, а в ряде случаев и незамедлительно приостановить производство и реализацию продукции.

Примечание.В зарубежной практике известны ряд случаев, когда автомобильные фирмыToyota,Volvoи др. отзывали большие партии проданных или переданных продавцу для реализации автомобилей на доработку в связи с обнаружением неисправности в технической части автомобилей. Следует отметить, что открытое и масштабное признание во время обнаруженных недоработок в конструкции автомобилей не сказывалось на рейтинге этих фирм. Скорее эти меры демонстрировали ответственность изготовителя (продавца) и его уважение к потребителю.

Права органов государственного контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии требований ТР определены статьями Федерального закона (ст.39, 40). Отметим, что в случае невыполнения предписаний, выданных органами государственного контроля (надзора) или невыполнения программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, государственные органы контроля и (надзора) и иные лица вправе обратиться в судс иском о принудительном отзыве продукции.

В заключение этого раздела приведем одну из систем учета и анализа случаев нарушения ТР в США [23]. Отделения «скорой помощи», включая травматологические пункты, ежедневно поставляют в Федеральную комиссию по безопасности потребительских товаров информацию о всех несчастных случаях, связанных с этими товарами. Полученная информация обрабатывается и еженедельно по ним принимаются конкретные решения разного рода: в одних случаях налагается запрет на реализацию продукции или принимается решение о снятии с производства и изъятии из торговой сети; в других случаях, когда нет конкретной угрозы, может быть принято решение о доработке стандарта или разработке нового стандарта. По продуктам питания и лекарствам действует отдельная система учета и анализа фактов нарушения ТР.

Наши рекомендации