Обеспечение единства и качества измерений

Обеспечение единства и качества измерений

При проведении измерений требуется обеспечить их единство, что необходимо для достижения сопоставимых результатов измерений одних и тех же параметров, выполненных в разное время и в различных местах, с помощью разных методов и средств.

Под единством измерений понимают состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах и они обеспечиваются с помощью единообразных средств измерений (СИ), а погрешности измерений известны с заданной вероятностью.

На достижение и поддержание на должном уровне единства измерений направлена деятельность государственных и ведомственных метрологических служб, проводимая в соответствии с установленными правилами, требованиями, нормами и порядками.

Для обеспечения единства измерений реализуют следующие научно-технические, методические и административные мероприятия:

1.Использование законодательно установленной системы единиц физических величин, разрешенных для применения.

2. Разработка и применение эталонов единиц физических величин, воспроизводящих единицы в соответствии с их определением.

3.Использование только аттестованных данных о физических константах и физико-химических свойствах материалов и веществ.

4. Государственные испытания при разработке, выпуске и импорте приборов.

5.Периодическая поверка находящихся в обращении средств измерений. Изъятие из обращения неисправных приборов.

Общие требования и основные метрологические правила установлены законом Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений». Конкретные метрологические нормы и правила изложены и нормативных документах (стандартах, правилах, рекомендациях и пр.). Комплекс стандартов и нормативных документов, обеспечивающий достижение и поддержание единства измерений, составляет государственную систему обеспечения единства измерений (ГСИ), технической основой которой является государственная эталонная база. Эталонная база Российской Федерации состоит из 1176 государственных первичных и специальных эталонов.

Для проверки соблюдения метрологических правил и норм ГМС осуществляет государственный метрологический контроль и надзор. Объектами государственного метрологического контроля и надзора являются: средства измерений, эталоны, методики выполнения измерений, качество товаров, другие объекты, предусмотренные правилами законодательной метрологии. Государственный метрологический контроль и надзор обеспечивает утверждение типа средств измерений, поверку средств измерений, лицензирование юридических и физических лиц, занимающихся изготовлением, ремонтом, продажей и прокатом средств измерений. ГМС осуществляет контроль и надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками измерений, эталонами, соблюдением метрологических правил и норм.

Нормативно-правовая база обеспечения единства измерений.

Обеспечение единства измерений (ОЕИ), как и метрологическое обеспечение в целом, осуществляется на основе нормативно-правовой (законодательной) составляющей ОЕИ в России.

Федеральное законодательство по обеспечению единства измерений

Законодательство РФ по обеспечению единства измерений основывается на Конституции РФ (статья 71р), как основополагающем нормативно-правовом акте.

Основной Закон в сфере ОЕИ – Федеральный закон № 102-ФЗ. Он установил правовое регулирование наиболее важных отношений – правовые основы обеспечения единства измерений в РФ (ст.1 п.1).

ДругиеЗаконы РФ в сфере ОЕИ. Комментарии к ФЗ №102 указывают также на другие федеральные Законы, регулирующие отношения по ОЕИ:

№ 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании»;

№ 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

№ 107-ФЗ от 03.06.2011 «Об исчислении времени»;

№ 412-ФЗ от 28.12.2013 «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». (Актуально для юридических лиц, ИП, выполняющих работы и оказывающих услуги по ОЕИ);

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 (ред. от 31.12.2014. вступ. в силу с 05.02.2015).

Существуют другие федеральные Законы, регулирующие отношения по ОЕИ, относящиеся к отдельным ведомствам, например:

№ 17-ФЗ от 10.01.2003 (ред. от 02.07.2013, с изм. от 01.12.2014 «О железнодорожном транспорте РФ» ст 7. «Стандартизация и обеспечение единства измерений на железнодорожном транспорте»);

№ 209-ФЗ от 26.12.1995 «О геодезии и картографии» в ред. 04.03.2013 (ст. 7. Обеспечение единства измерений при осуществлении геодезической и картографической деятельности);

№ 113-ФЗ от 19.07.1998 «О гидрометеорологической службе» (в ред. 21.11.2011).

Требования, устанавливаемые различными видами актов федерального законодательства, обладают равной юридической силой. Если при заключении международного договора РФ с другой страной установлены иные правила, чем это предопределено законодательством РФ об ОЕИ, то применяются правила международного договора (гл.1 ст.4 ФЗ № 102).

Законодательство Таможенного Союза в сфере ОЕИ. На сегодняшний день нет документа, регламентирующего согласованную политику в области ОЕИ в странах Таможенного Союза. Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) на основе своего Решения № 303 от 17 декабря 2013 года «О проекте Соглашения о проведении согласованной политики в области обеспечения единства измерений» подтверждает, что осуществление такой политики в области ОЕИ необходимо. Но до настоящего времени практических шагов по реализации этих намерений не последовало.

Отдельные ТР ТС содержат к конкретным видам продукции обязательные требования по ОЕИ, которые совпадают у государств-стран ТС. В таком случае они становятся обязательными для исполнения также на территории РФ.

Сертификации

Добровольная сертификация

Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации в системах добровольной сертификации. Допускается проведение добровольной сертификации в системах обязательной сертификации органами по обязательной сертификации. Нормативный документ, на соответствие которому осуществляются испытания при добровольной сертификации, выбирается, как правило, заявителем. Заявителем может быть изготовитель, поставщик, продавец, потребитель продукции. Системы добровольной сертификации чаще всего объединяют изготовителей и потребителей продукции, заинтересованных в развитии торговли на основе долговременных партнерских отношений.

В отличие от обязательной сертификации, объекты которой и подтверждение их соответствия связаны с законодательством, добровольная сертификация касается видов продукции (процессов, услуг), не включенных в обязательную номенклатуру и определяемых заявителем (либо в договорных отношениях).

Правила и процедуры системы добровольной сертификации определяются органом по добровольной сертификации. Однако так же, как и в системах обязательной сертификации, они базируются на рекомендациях международных и региональных организаций в этой области. Решение о добровольной сертификации обычно связано с проблемами конкурентоспособности товара, продвижением товаров на рынок (особенно зарубежный); предпочтениями покупателей, все больше ориентирующихся в своем выборе на сертифицированные изделия. Как правило, развитие добровольной сертификации поддерживается государством.

Обязательная сертификация

Обязательная сертификация осуществляется на основании законов и законодательных положений и обеспечивает доказательство соответствия товара (процесса, услуги) требованиям технических регламентов, обязательным требованиям стандартов. Поскольку обязательные требования этих нормативных документов относятся к безопасности, охране здоровья людей и окружающей среды, то основным аспектом обязательной сертификации являются безопасность и экологичность.

В России обязательная сертификация введена Законом "О защите прав потребителя". Для осуществления обязательной сертификации создаются системы обязательной сертификации, цель их — доказательство соответствия продукции, подлежащей обязательной сертификации, требованиям технических регламентов, стандартов, которые в законодательном порядке обязательны к выполнению, либо обязательным требованиям стандартов. Номенклатура объектов обязательной сертификации устанавливается на государственном уровне управления.

28.декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов

Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:

принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;

принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (далее - третья сторона).

При декларировании соответствия заявителем может быть зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющиеся изготовителем или продавцом, либо выполняющие функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям технических регламентов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя).

Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом.

Схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к недостижению целей подтверждения соответствия.

29.сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров

Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

Сертификат соответствия включает в себя:

• наименование и местонахождение заявителя;

• наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию;

• наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;

• информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект;

• наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;

• информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях;

• информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов;

• срок действия сертификата соответствия;

• информацию об использовании или о неиспользовании заявителем национальных стандартов Российской Федерации, включенных в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента.

Сертификат соответствия выдается на серийно выпускаемую продукцию, на отдельно поставляемую партию продукции или на единичный экземпляр продукции.

Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом и исчисляется со дня внесения сведений о сертификате соответствия в единый реестр сертификатов соответствия.

Форма сертификата соответствия утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Проведение сертификации

Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг"

3.1. Сертификация продукции включает

подачу заявки на сертификацию;

принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы;

отбор, идентификацию образцов и их испытания;

оценку производства (если это предусмотрено схемой сертификации);

анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия (далее - сертификат);

выдачу сертификата (абзац в редакции, введенной в действие с 24 августа 2002 года постановлением Госстандарта России от 11 июля 2002 года N 60;

осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (если это предусмотрено схемой сертификации);

корректирующие мероприятия при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия;

информацию о результатах сертификации.

3.2. Подача заявки на сертификацию и принятие решения по заявке

Знаки соответствия и знаки обращения на рынке – маркировка сертифицированной продукции

Знаки соответствия, знаки обращения на рынке предусмотрены главным российским законом о сертификации – ФЗ № 184 «О техническом регулировании». Закон определяет знак обращения на рынке в качестве средства информирования потребителя о соответствии данного товара требованиям Технического регламента, который действует в РФ для государственного регулирования данного вида продукции.

Знак соответствия – это визуальная информация о соответствии продукции требованиям добровольной системы сертификации или российским ГОСТам в переходный период, т.е. до вступления в действие соответствующего Технического регламента на данную продукцию.

33. Формы подтверждения соответствия

Оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.

Форма подтверждения соответствия - определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов и условиям договоров.

Закон "О техническом регулировании" предусматривает два вида подтверждения соответствия продукции:

- обязательное;

- добровольное.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в двух формах:

- обязательной сертификации;

- принятия декларации о соответствии.

Обязательная сертификация - является формой государственного контроля за безопасность продукции, в результате которой выдается документ: сертификат соответствия. Еще обязательную сертификацию называют "сертификация в законодательно регулируемой сфере".

Декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов, в результате которой выдается документ: декларация о соответствии.

34. Орган по сертификации

Орган по сертификации — это официально признанная организация путем аккредитации на компетентность и независимость, которая правомочна проводить сертификацию однородной продукции в конкретной области аккредитации.

В случае если орган относится к системе обязательной сертификации, то аккредитацию проводит Росстандарт РФ либо другой федеральный орган управления.

На аккредитацию в качестве органа по сертификации имеют все шансы претендовать зарегистрированные организации любой формы собственности: частные, муниципальные, государственные и пр.

В обязательной сертификации в качестве органов по сертификации имеют право участвовать некоммерческие организации, государственные и муниципальные предприятия если соблюдается условие их аккредитации. Отличительное требование к подобным организациям — неделимость всего имущества и невозможность его распределения по частям (паям), в том числе между собственным персоналом. Общества и хозяйственные товарищества , производственные кооперативы не имеют возможности претендовать на аккредитацию в качестве органов в области обязательной сертификации. Требования к аккредитуемой организации. В случае если организация претендует на аккредитацию в роли органа по сертификации, она обязана отвечать следующим требованиям:

• быть третьей стороной;

• быть технически осведомлённой в области сертификации согласно заявленной области;

• иметь необходимые средства и документированные процедуры;

• владеть квалифицированным, специально обученным персоналом;

• обладать актуализированным фондом требуемых стандартов и других нормативных документов;

• обеспечить не только процедуру сертификации и испытаний, но и инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, при этом испытательная лаборатория обязана быть аккредитована по всем правилам аккредитации, располагать документально оформленными правилами, нормами и порядком сертификации в заявленной области.

В прямые обязанности органа по сертификации входит:

• проведение процедуры сертификации продукции по правилам и в пределах аккредитации;

• выдача лицензии на использование знака соответствия обладателю сертификата;

• прекращение или приостановление работы в случае отмены действия аттестата аккредитации;

• создание надлежащих условий для инспекционного контроля за его деятельностью-

• представление информации в аккредитующий орган о своей деятельности, о всех изменениях, связанных с ней;

• соблюдение конфиденциальности сведений, относящихся к коммерческой тайне заявителя.

35. Участники сертификации

Система сертификации представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих ее по правилам, установленным в этой системе. Участниками сертификации являются:

1. Госстандарт России. Данный орган формирует и реализует государственную политику в области сертификации; устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории РФ и публикует официальную информацию о них; проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, принимаемых в РФ.

2. Центральные органы систем сертификации однородной продукции (работ, услуг). Центральными органами могут быть структурные подразделения Госстандарта России, других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иные компетентные организации.

3. Органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры). Они должны иметь статус юридического лица и быть аккредитованы Госстандартом России. Орган по сертификации выполняет следующие функции:

• сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;

• осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;

• приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов;

• формирует и актуализирует фонд нормативных документов, необходимых для сертификации;

• представляет заявителю по его требованию необходимую информацию. Непосредственную работу в органе по сертификации осуществляют специалисты органа с обязательным участием экспертов, аттестованных Госстандартом России. Аккредитованная испытательная лаборатория осуществляет испытания конкретной продукции и выдает протоколы испытаний для целей сертификации.

Участниками сертификации являются изготовители продукции и исполнители услуг (первая сторона), заказчики — продавцы (первая либо вторая сторона), а также организации, представляющие третью сторону, — органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

Основные участники — заявители, органы по сертификации (далее — ОС) и испытательные лаборатории (ИЛ). Именно они участвуют в процедуре сертификации каждого конкретного объекта на всех этапах этой процедуры.

36 Жизненный цикл продукции

Обеспечение единства и качества измерений - student2.ru

37. Цикл Деминга гост р исо 9001-2015 планируй- делай-проверяй-действуй

Цикл PDCA можно кратко описать так:
- планируй - разработка целей системы и ее процессов, а также определение ресурсов, необходимых для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации, определение и рассмотрение рисков и возможностей;
- делай - выполнение того, что было запланировано;
- проверяй - мониторинг и (там где это применимо) измерение процессов, продукции и услуг в сравнении с политикой, целями, требованиями и запланированными действиями и сообщение о результатах;

- действуй - принятие мер по улучшению результатов деятельности в той степени, насколько это необходимо

ГОСТ Р ИСО 9001-2015. СМК

Настоящий стандарт направлен на применение "процессного подхода" при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества в целях повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований. Конкретные требования, признанные важными для внедрения процессного подхода, включены в подраздел 4.4.

41. Стандартизация направлена на достижение следующих целей:

1) содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;

2) содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;

3) улучшение качества жизни населения страны;

4) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

5) техническое перевооружение промышленности;

6) повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.

Стандартизация в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

1) добровольность применения документов по стандартизации;

2) обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, а также включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации;

3) обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;

4) обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;

5) открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;

6) установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;

7) унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;

8) соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;

9) непротиворечивость национальных стандартов друг другу;

10) доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.

Технический регламент

Под техническим регламентом понимается документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Технические регламенты принимаются в целях:

• обеспечения безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

• обеспечения охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

• предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Объектами технических регламентов являются:

• продукция;

• связанные с требованиями безопасности к продукции процессы ее проектирования, (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Технический регламент должен содержать необходимые требования к указанным объектам, обеспечивающие выполнение целей технического регламента. Состав этих требований является исчерпывающим, и они имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. Требования, не включенные в технические регламенты, не являются обязательными для исполнения и применения. Иными словами, в технических регламентах концентрируются все требования, обеспечивающие безопасность и направленные на защиту прав приобретателей.

Вопрос 43

Метод стандартизации – это совокупность средств достижения целей стандартизации. Рассмотрим основные методы стандартизации.

1. Упорядочение объектов стандартизации является универсальным методом стандартизации товаров, работ и услуг. Данный метод систематизирует разнообразие продукции.

Систематизация объектов стандартизации

представляет собой последовательное, научно обоснованное классифицирование и ранжирование конкретных объектов стандартизации.

Селекция объектов стандартизации – это отбор целесообразных для дальнейшего производства и применения объектов стандартизации.

Симплификация – деятельность, выявляющая объекты стандартизации, которые нецелесообразно применять для производства.

Типизация объектов стандартизации – это разработка и утверждение типовых объектов или образцов.

Оптимизация объектов стандартизации – деятельность, определяющая оптимальные главные параметры и значения остальных показателей, необходимых для данного уровня качества.

2. Параметрическая стандартизация – стандартизация, направленная на фиксирование оптимальных численных значений параметров, определяющихся строгой математической закономерностью.

3. Унификация продукции – рациональное сокращение до оптимального уровня числа типов объектов одного функционального назначения. Унификация включает в себя: классификацию и ранжирование, селекцию и симплификацию, типизацию и оптимизацию объектов стандартизации. Одним из показателей унификации является коэффициент применяемости:

4. Агрегатирование. Данный метод заключается в конструировании машин и приборов из определенного числа унифицированных деталей, связанных между собой функционально и геометрически.

5. Комплексная стандартизация. При данном методе стандартизации целенаправленно и планомерно утверждается и используется комплекс взаимосвязанных требований к объекту стандартизации и его составляющим для получения оптимального решения проблемы.

6. Опережающая стандартизация заключается в установлении прогрессивных по отношению к достигнутому уровню требований, которые, согласно прогнозам, будут оптимальными в последующее время.

ISO 14001:2004 (ГОСТ Р ИСО 14001-2007) «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению»

Серия международных стандартов Системы Экологического Менеджмента на предприятиях ISO 14000 - одна из наиболее значимых международных инициатив по охране природных ресурсов.

Система экологического менеджмента - часть всей системы менеджмента организации, призванная помочь организации сформулировать экологическую политику. Главная цель построения Системы Экологического Менеджмента в соответствии с требованиями международных стандартов серии ISO 14000 (ГОСТ Р ИСО 14001-2007) - защита окружающей среды от воздействия внешних хозяйственных факторов и улучшение экологической обстановки при одновременном увеличении объемов производства, снижении расходов сырья и материалов, экономии энергоресурсов, улучшении качества продукции.

Общие положения этих стандартов состоят в том, что в компании должны быть подготовлены специальные документы, проведены конкретные процедуры и назначены ответственные за определенную область, напрямую связанную с природоохранной деятельностью.

В России стандарт ISO 14001:2004 принят за основу национального стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-2007 и полностью ему соответствует.

EMAS «Схема экологического менеджмента и аудита»

Дополнительно к требованиям стандарта ISO 14001:2004, данная схема предписывает организациям проведение официального предварительного экологического анализа и публикацию экологического отчета, который призван информировать общественность, акционеров и все заинтересованные стороны о задачах управления охраной окружающей среды и их выполнении на предприятии.

Схема экологического менеджмента и аудита EMAS применима только для отдельных предприятий; в частности, для предприятий обрабатывающей промышленности, электро-, газо- и водоснабжения, по удалению отходов.

Объект стандартизации

Объект стандартизации – это конкретная продукция, конкретные услуги, конкретные работы (конкретный производственный процесс) или группы однородной конкретной продукции, группы однородных конкретных услуг, группы однородных конкретных производственных процессов.

Конкретная продукция (конкретные услуги) – это продукция (услуги) данной модели (марки, типа, артикула, фасона и т.п.), характеризующаяся определенными конструктивно-технологическими решениями, конкретными значениями показателей ее (их) целевого (или функционального) назначения и конкретными значениями показателей уровня качества (полезности) и уровня потребительной экономичности.

Вопрос

Международный стандарт -- стандарт, принятый международной организацией. Стандартом называется документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, эксплуатации, хранения, ᴨȇревозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. На практике под международными стандартами часто подразумевают также региональные стандарты и стандарты, разработанные научно-техническими обществами и принятые в качестве норм различными странами мира. Основное назначение международных стандартов -- это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствование действующих систем качества и их сертификации.

Цели международной стандартизации:

1. сближение уровня качества продукции, изготавливаемой в различных странах;

2. обесᴨȇчение взаимозаменяемости элементов сложной продукции;

3. содействие международной торговле;

4. содействие взаимному обмену научно-технической информацией и ускорение научно-технического прогресса.

Международные стандарты не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их. Решение вопроса о применении международного стандарта ИСО связано в основном со стеᴨȇнью участия страны в международном разделении труда и состоянием ее внешней торговли.

Международная стандартзация- это совокупность междунардной организаций, которые выпускают свои продукты – стандарты, отчеты и тд:

-Международная организация по стандартизации, ИСО

1- исо 9000 управление качеством

2- исо 14000 экологический менеджмент

3-исо 22000 управлеиие безопамности продуктов питания

4-исо 26000 социальная ответственность

5-исо 31000 управление рисками

-Международная электротехническая комиссия (МЭК)

Занимается стандартизацие в области электротехнк, электроники, радиосвязи.Они не входят в сферу деятельности ИСО

Стандарты мэк:

1- общетехнические (межотраслевой характер)

2- Технческие требования к конкретной продукции

-Международный союз электросвязи (МСЭ)

48 вопрос

(18,12,2002 с исправленями 30,12,2009)Этот закон , который вы должны были онспектировать, я не буду сюда весь конспект печать, здесь все в кратце

Закон «О техническом регулировании» отменил закон о сертификации, гос. Стндартизации.

Обеспечивает:

-технический регламент

-стандартизацию

-подтверждение соответствия и сертификацю

-гос надзор за соблюдением требований техн.регламентов

Фед.агенство по техн.регулированию и метрологии:

-разрабатывают е гос технику РФ в сфере стандартизации

-осуществлянт нормативно-правове регулирование деятельности в сфере стандартизации

-устанавливает порядок применения знака нац системы стандартизации

Этот закон предуматривает:

-технических регламентов , которые обязательне для применения и соблюдене требования, обеспечивают безопасность всех видов . Регламенты представляют собой фед.закоы

- Стандартов национальных,международных субъектов

49 вопрос

Закон «О стандартизации в РФ»(29,06,2015) фз№162

10 сентября 192 – день стандартизации

Стандартизация – деятельность по разработке утверждения , измменения,отмене, опубликования, и пременения документов по стандартизации и иная деятельность, направленя по достижению упорядоченности в отношении объектов стандартизации.

Цели стандартизации:

-Содействие соц – экономическому развитию Рф

-содействие ннтеграции РФ в мировую ээкономику и международные системы стандартизации

-улулчшение качества жизни

-оеспечение обороны страны и безопасности государства

-техническое переворужение

-повышение качества продукции,выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентноспособности

Принципы стандартизации

-Добровольность применения документов в области стандартизации

-обязательность в военной продукции

-обеспечение комплексности и системности стандартизации

-установление в документах по стандартизации требований,обеспечивающих возможность контроля за их выполнением

- соответствие документов по стандартизации действующих на ерритории РФ

Документы по стандартизации:

-докменты национальной системы

-общероссийские классификаторы

-стандарты организаций , в том числе техн.условия

- своды правил

-документы по стандартизаии, котоые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, связанные с обороной промышленностью и использованием атомной энергии

Методы стандартизации:

-упорядочение объектов стандартизации- систематизирует разнообразие продукции результтом применения этого метода является перечни изделий , описания типовых конструкций , образцы форм различной документации

-параметрическая- направлена на фиксировние оптимальных численных значений параметров , оределяющихся строгой математической закономерностью

-унификация продукции- рациональные сокращения до оптимального уровня числа тиов объктов одного функционального назначеня. Включает в себя классификацию и ранжирования, селекцию и симплификацию, типизаю и оптимизацию

-агрегатирование-заключается в конструировании машин и приборов из определенного числа унифицированных деталей,связанных между собой функционально и геометричсек

- комплексная – целенаправленно и планомерно утверждается и используется комплекс взаимосвязанных требований к объекту стандартизации и его составлением для получения оптимального решения проблемы

-опережающая – устанолене прогрессивных по отношению достигнутому уровню требований, которые, согласно прогнозам, будут оптимальными в последующее время

Наши рекомендации