Раздел i. анализ литературы

Федерация футбола Украины

Учебный отдел ЦЛ ФФУ

Реферативная работа

на тему:

«Планирование и периодизация учебно-тренировочного процесса на этапе предварительной базовой подготовки (12-14 лет)».

Выполнил:Клетный Виталий Алексеевич

Лицензия «В» УЕФА

Киев-2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..…………………3

РАЗДЕЛ I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ………...………………………………….4

1.1. Основы планирования в системе спортивной подготовки………………...4

1.2. Построение тренировки на различных этапах многолетней подготовки...7

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………10

2.1. Периодизация круглогодичной тренировки в футболе….……………….10

2.2. Планирование учебно-тренировочного процесса на этапе предварительной базовой подготовки (12-14 лет)……………………...……..17

ВЫВОДЫ………………………………………………………………….……..21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….………22

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Планирование является одним из средств управления тренировочным процессом. Чтобы управлять тренировочным процессом, нужно в первую очередь знать состояние и возможности организма в каждом конкретном случае. Сюда относятся: готовность юного спортсмена к обучению и тренировке, сведения об эффективности применяемых упражнений и о протекании восстановительных процессов после применения этих упражнений. При этом нужно учитывать, что способности и возможности организма у детей неодинаковы, что каждый добивается повышения работоспособности различными путями: один – за счёт координационных возможностей организма и его систем, второй – за счёт мобилизационных возможностей, третий – за счёт большого волевого усилия. Поэтому задача тренера-педагога всё это учитывать при планировании обучения и тренировки юных футболистов.

Цель работы - на основании анализа данных литературных источников раскрыть основные положения планирования и периодизации учебно-тренировочного процесса на этапе предварительной базовой подготовки.

Задачи работы:

1. Показать основы планирования в системе спортивной подготовки.

2. Определить построение тренировки на различных этапах многолетней подготовки.

3. Раскрыть периодизацию круглогодичной тренировки в футболе.

4. Описать планирование учебно-тренировочного процесса на этапе предварительной базовой подготовки.

Теоретическая значимость. Планирование в системе подготовки спортсменов охватывает вопросы организации и построения спортивной тренировки, соревновательной деятельности, применения внетренировочных и внесоревновательных факторов повышения работоспособности и результативности участия в соревнованиях.

Практическая значимость. Планирование является одним из основных элементов управления тренировочным процессом и предусматривает непрерывный рост спортивного мастерства как отдельного игрока, так и команды в целом.

РАЗДЕЛ I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Основы планирования в системе спортивной подготовки.

Планирование в системе подготовки спортсменов охватывает вопросы организации и построения спортивной тренировки, соревновательной деятельности, применения внетренировочных и внесоревновательных факторов повышения работоспособности и результативности участия в соревнованиях[2].

Планирование рассматривается как необходимое условие управления, позволяющее реализовывать цели и задачи подготовки. Научно обоснованные планы обеспечивают высокую эффективность подготовки, позволяют учесть индивидуальные особенности занимающихся, материально-технические, климатические и другие условия.

Планирование процесса спортивной подготовки отражает следующие организационно-методические положения:

- подразделение тренировочного процесса на этапы начальной подготовки, предварительной базовой подготовки, специализированной базовой подготовки, максимальной реализации индивидуальных возможностей, сохранения достижений[13].

- среднее количество лет тренировки, необходимое для достижения высших спортивных результатов в том или ином виде спорта или отдельных его дисциплинах;

- особенности современной методики тренировки, отражающие организационно-методические аспекты подготовки спортсменов в связи с возрастом и квалификацией – оптимальный возраст для начала занятий тем или иным видом спорта, возрастные границы физического развития и становления спортивно-технического мастерства, уровень подготовленности, позволяющий приступить к специальной тренировке, особенности методики тренировки на отдельных этапах многолетней подготовки, состав средств и методов тренировки и т. д.;

- систему соревновательной деятельности как фактора совершенствования спортивного мастерства, повышения тренированности, контроля за уровнем различных сторон подготовленности занимающихся;

- использование дополнительных факторов повышения эффективности учебно-тренировочного процесса и процесса подготовки в целом, включая врачебно-медицинское и научное обеспечение, воспитание, самообразование, улучшение условий жизни и материально-технических условий подготовки, повышение квалификации тренерских кадров и др.

Перспективные планы подготовки по существу содержания условно делятся на планы многолетней подготовки, планы отдельных этапов многолетней подготовки и тренировочных макроциклов, охватывающих, в зависимости от особенностей вида спорта, целей и задач подготовки, календаря соревнований и др., периоды от нескольких месяцев до нескольких лет[5].

В структуре перспективного планирования наряду с планами многолетней подготовки, отдельных этапов и макроциклов находят место четырехлетние планы подготовки, целью которых является обеспечение стабильных и высоких спортивных результатов на главных международных соревнованиях.

Текущие планы в своем содержании отражают особенности организации и построения тренировки в мезо- и микроциклах[5].

Планы мезоциклов раскрывают следующее:

- вид, общую структуру и продолжительность мезоцикла, цели и задачи в виде объемов и содержания тренировочных и соревновательных нагрузок, показателей специальной подготовленности и т. д.,

- средства и методы, позволяющие целенаправленно влиять на совершенствование различных сторон подготовленности в связи с общими закономерностями становления спортивного мастерства;

- особенности сочетания в структуре мезоцикла различных микроциклов (втягивающих, ударных, подводящих, соревновательных, восстановительных);

- систему текущего контроля подготовленности[11].

Планы микроциклов подготавливаются в соответствии с задачами тренировки на соответствующем этапе. В них уточняются:

- общий объем тренировочной работы, соотношение работы различной преимущественной направленности;

- средства и методы спортивной тренировки;

- сочетание тренировочных и соревновательных нагрузок, средств восстановления и стимуляции работоспособности;

- сочетание и чередование занятий различных видов, с различными по величине и направленности нагрузками;

- средства, методы и организационные особенности текущего контроля и управления с учетом индивидуальных особенностей занимающихся и их реакции на нагрузки. Планы тренировочных занятий должны раскрывать:

- общую структуру построения тренировочного занятия;

- распределение работы различного характера и направленности в ходе занятия в связи с особенностями динамики работоспособности спортсменов;

- величину тренировочной нагрузки в занятии, его направленность;

- состав различных средств и методов, их связь с решением задач, стоящих в конкретном занятии;

- форму организации занятия (индивидуальная, групповая, фронтальная, свободная);

- содержание технологии использования средств оперативного контроля в процессе отдельных занятий;

- применяемые тренажеры, средства восстановления и стимуляции работоспособности и др.

Важной частью планирования в системе спортивной подготовки является планирование соревновательной деятельности[5].

Перспективное планирование соревновательной деятельности направлено на разработку системы соревновательной деятельности спортсменов в процессе многолетней подготовки, на отдельных ее этапах и тесно взаимосвязано с планированием системы соревнований. В перспективных планах соревновательной деятельности предусматривается рост спортивных результатов на этапах многолетней подготовки. В условиях перспективного планирования показатели соревновательной деятельности рассматриваются в неразрывной связи с ростом показателей различных сторон подготовленности спортсменов[6].

Текущее планирование соревновательной деятельности направлено на разработку ее структуры в серии соревнований, что обеспечивает достижение высоких спортивных результатов соразмерно текущей подготовленности спортсмена в мезо- и микроциклах.

Оперативное планирование направлено на разработку структур и соревновательной деятельности в целях достижения планируемого спортивного результата в очередном ближайшем соревновании[9].

Наши рекомендации