Физиологические и гигиенические основы физического воспитания детей

Физиологическое и гигиеническое значение физических упраж­нений.Физические упражнения укрепляют здоровье, способствуют развитию строения и функций нервной системы, двигательного аппарата и внутренних органов и поэтому имеют решающее зна­чение не только для физического, но и для умственного развития детей. В первом классе, где проводятся уроки физического воспи­тания, психическое и физическое развитие детей значительно лучше, и процент детей с хорошей осанкой повышается примерно в 10 раз по сравнению с первым классом, в котором такие уроки в течение года не проводятся. Успеваемость по общеобразова­тельным предметам, например арифметике, в результате нор­мального физического воспитания также повышается примерно в 1,5 раза.

Физические упражнения увеличивают скорость возникновения нервного процесса и скорость переключения от одной деятель­ности к другой, совершенствуют двигательные навыки, улучшают координацию движений, способствуют развитию, формированию и укреплению скелета, скелетных мышц, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, функции которых наиболее тесно связаны с деятельностью двигательного аппарата. Улучшение координа­ции двигательных и вегетативных функций в результате физиче­ских упражнений имеет большое значение для физического и психического развития детей. Благодаря тренировке координации возбуждения и торможения в нервной системе у детей исчезают лишние движения и несоответствие двигательных и вегетативных функций. Совершенствование с возрастом координации движений и вегетативных функций позволяет хорошо производить разнооб­разные и сложные трудовые, бытовые и спортивные движения.

Во время физического труда и выполнения физических упраж­нений кровоснабжение скелетных мышц значительно возрастает, усиливается их снабжение питательными веществами и кислоро­дом, что увеличивает их работоспособность и способствует их морфологическому развитию. Однако ввиду высокой возбуди­мости и преобладания возбуждения над торможением дети в ре­зультате большой подвижности быстро утомляются. Выполнение сложных или однообразных движений и большая подвижность возбуждения и торможения вызывают у них значительное утом­ление, неустойчивость внимания, большую эмоциональность. Поэтому для равномерного развития мышц и предупреждения утом­ления следует избегать чрезмерно сложных движений, чередовать

сокращения разных мышц и не производить физических упраж­нений, длительность и интенсивность которых не соответствует возрасту. Если занятия по труду и уроки физического вос­питания проводятся интересно и разнообразно, то они не вы­зывают переутомления. Наоборот, усиление обмена веществ не только в работавших, но и в ранее не работавших мышцах при­водит к ускоренному прекращению утомления, наступившего при умственной работе или после работы других групп мышц.

У подавляющего большинства школьников 7—14 лет уроки физического воспитания при умеренной физической нагрузке зна­чительно повышают умственную работоспособность, уменьшают латентный период условных двигательных рефлексов, ускоряют и усиливают концентрацию возбуждения и торможения и улуч­шают дифференцировочное торможение. Дозированные физиче­ские упражнения на свежем воздухе перед приготовлением уро­ков в течение 8—10 мин значительно улучшают умственную работоспособность и высшую нервную деятельность (уменьшают латентный период условных двигательных рефлексов, снижают количество расторможенных дйфференцировок и число случаев последовательного торможения, вызывают исчезновение фазовых состояний).

Значение систематических физических упражнений для физиче­ского развития детей.Систематической, планомерное и постепен­ное использование физических упражнений в нормальных гигие­нических -условиях для совершенствования физических свойств организма и повышения его работоспособности в физическом труде и спорте называется тренировкой. Физиологической основой тренировки является развитие и совершенствование функций нервной системы, в результате которых повышается работоспо­собность, увеличивается выносливость и уменьшается утомляе­мость. В процессе тренировки повышается способность к даль­нейшему совершенствованию функций нервной системы, т. е. ее тренируемость. В результате нарастает тренированность орга­низма, или положительный эффект тренировки.

Необходим индивидуальный подход к тренируемому и соот­ветствие тренировки возрастным и половым особенностям детей. Решающее значение для успеха тренировки имеют целеустрем­ленные, сознательные, волевые действия тренируемого и воздей­ствия тренирующего на его поведение посредством слов, инструк­ций, команд, поощрений, внимания и т. п. При психических воздействиях у тренированных, как правило, происходят более значительные изменения функций организма, чем у нетрениро­ванных. Чем младше дети, тем дольше продолжается их трени­ровка. Время, затрачиваемое на тренировку 14-летних для выпол­нения стандартной дозированной нагрузки в 2 раза больше, чем у взрослых.

Основной физиологической особенностью физической трени­ровки посредством мышечных упражнений является увеличение в восстановительный период запасов веществ, используемых при

S

сокращении мышц, значительно выше их исходного уровня. У детей физические упражнения не только увеличивают таким образом запас веществ, необходимых для мышечной деятельности, но и ускоряют рост и развитие мышечной системы и всего орга­низма в целом. Восстановительный период после физических упражнений детей продолжается значительно дольше, чем у взрослых, особенно после физической работы большой мощ­ности.

Дозированные, соответствующие возрасту физический труд и физические упражнения необходимы для нормального физиче­ского развития детей. Приток в нервную систему центростреми­тельных импульсов из работающего двигательного аппарата со­вершенствует развитие координационных механизмов мышечных' сокращений, а также координацию двигательных и вегетатив­ных функций. Приток центростремительных импульсов из внеш­них органов чувств в головной .мозг в процессе труда и физиче­ских упражнений необходим для нормального развития головного мозга и совершенствования его деятельности.

Кровоснабжение работающей мышцы возрастает до 50 раз вследствие учащения и усиления деятельности сердца и увеличе­ния функционирующих в ней капилляров более чем в 10 раз (по сравнению с неработавшей мышцей). Мышечная работа усили­вает рост и развитие скелетной мускулатуры. Интенсивная дея­тельность скелетных мышц может повысить кровоснабжение сер­дечной мышцы почти в 10 раз, что вызывает усиленное ее разви­тие и увеличивает объем сердца.

Увеличение кровоснабжения скелетных мышц, сердца и лег­ких во время мышечной деятельности сопровождается уменьше­нием объема крови в депо (печени, селезенке, подкожных капил­лярах). При мышечной работе, особенно длительной и интенсив­ной, изменяется также состав крови за счет вновь образованных форменных элементов, поступивших из кроветворных органов; мышечная работа усиливает кроветворение. Некоторые физиче­ские упражнения особенно способствуют развитию дыхательной мускулатуры и грудной клетки (плавание, гребля). Развитие грудной клетки, увеличение ее размеров приводит к соответству­ющему увеличению роста легких.

При мышечной работе резко возрастает общий обмен веществ,
обеспечивающий значительное увеличение расхода энергии, что
способствует росту; развитию и совершенствованию функций всего
организма. —

Физическое развитие детей, систематически занимающихся физическими упражнениями и физическим трудом, выше, чем у их сверстников, не упражняющих скелетные мышцы. Но чрез­мерно большая физическая нагрузка уменьшает уровень пласти­ческих процессов и вызывает задержку роста и развития орга­низма детей.

Всесторонние упражнения всей мускулатуры детей.Естествен­ные движения, игры и движения в процессе труда недостаточны

для физического развития детей, так как отдельные мышечные группы тренируются неравномерно. Занятия отдельными видами спорта также приводят к одностороннему упражнению мышц. Следует также учесть неблагоприятное влияние на рост и разви­тие организма ребенка и особенно на вегетативные функции ги­подинамии, главным образом малоподвижного сидения во время общеобразовательных уроков. Длительный сидячий образ жизни, значительное ограничение движений резко угнетают нервную си­стему, ухудшают развитие мышц, нарушают вегетативные функ­ции. При гиподинамии снижается до предельного уровня обмен веществ, задерживается развитие внутренних органов — сердеч­но-сосудистой и дыхательной систем, желез внутренней секреции, пищеварительного канала, органов выделения.

В целях преодоления неблагоприятного влияния гиподинамии необходимы кратковременные дозированные физические упраж­нения на общеобразовательных уроках, рациональные игры и физические упражнения в промежутках между уроками и система физических упражнений на утренней зарядке и уроках физиче­ского воспитания. Все это обеспечивает сокращения всех скелет­ных мышц, всестороннее физическое развитие организма детей, всех систем и органов. Чем выше двигательная активность ребенка, чем больше он производит движений в быту и игре, тем больше у него образуется условных двигательных рефлексов в двигательном анализаторе и между двигательным и другими анализаторами. Двигательная активность младших дошкольников меньше,'чем старших дошкольников. Двигательная активность ускоряет развитие речи.

Двигательная активность детей младшего и среднего школь­ного возраста и ее сложность в связи с .физическими упражне­ниями и уроками труда все более возрастают. Двигательная ак­тивность детей старшего школьного возраста в связи с увеличе­нием периодов чтения, письма, занятий искусством, рукоделием, шитьем, вязанием и т. п. уменьшается. Это особенно отчетливо проявляется у девушек. Вероятно, уменьшение двигательной активности после 13—14 лет объясняет факт наибольшего разви­тия двигательного анализатора к 13—14 годам: движения, требу­ющие точности, скорости, хорошей ориентировки в пространстве, хорошо осваиваются подростками.

Гигиенически правильная постановка физического воспитания детей.Физическое воспитание детей производят дифференциро­ванно в зависимости от возраста, пола, роста и физического раз­вития. До 11—12 лет лучшим видом физических упражнений для дошкольников и детей младшего возраста являются подвижные игры, которые проводятся ежедневно на свежем воздухе во все времена года. Летом в жаркие дни рекомендуется проводить игры в тени или во вторую половину дня, а в прохладную погоду — в любое время. Нельзя проводить игру раньше, чем через полчаса после приема пищи.

До 7 лет для физического воспитания с успехом используются прогулки, экскурсии, ходьба на лыжах до 30 мин (не на скорость и не на далекое расстояние), бег на коньках, катанье на санках с гор — не более 20—30 мин за один прием. Кроме ежедневных подвижных игр и развлечений, необходимо ежедневно проводить 5-минутную утреннюю гимнастику и 1—2 раза в неделю в течение 15—30 мин занятия по разнообразным физическим упражнениям. При этом дети дошкольного возраста постепенно приучаются производить сложные, точные и быстрые движения, у них выра­батываются простейшие трудовые навыки.

Для младших школьников проводится ежедневная утренняя гимнастика в течение 15 мин. В уроках по физическому воспита­нию для учащихся I—IV классов большое место должны зани­мать подвижные игры, гимнастика, а также ходьба, бег, лазание, прыжки в высоту с разбега и в длину с места, метание в цель, катанье на коньках, ходьба на лыжах и др., которые упражняют и совершенствуют координацию движений, способствуют разви­тию скелетных мышц и выработке правильной осанки. Продол­жительность урока не превышает 40—45 мин, а его плотность должна быть меньше, чем у подростков. Следует избегать стати­ческих усилий, связанных с задержкой дыхания. У детей 9— 12 лет в результате совершенствования психического и нервного процессов в больших полушариях головного мозга постепенно вырабатывается способность точно управлять движениями тела, производить сокращения разных мышц в определенном ритме и с различной нагрузкой, избегать лишних движений.

Рост ног особенно ускоряется благодаря подскокам и прыж­кам, поэтому рекомендуются физические упражнения, равномерно развивающие мускулатуру рук и ног и не задерживающие рост

костей в длину.

До 14—15 лет несколько отстает развитие грудной клетки в ширину и дети выглядят узкогрудыми и длинными, а вследствие недостаточного развития психики и высшей нервной деятельности они производят лишние движения; для них характерны нелов­кость и неуклюжесть. В этом возрасте организм еще недоста­точно приспособлен к физическим упражнениям, требующим силы, выносливости и интенсивной функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Поэтому нужно всесторонне развивать скелетную мускулатуру без специализации в одном виде спорта. Неподвижное стояние в течение 15—20 мин и физические упраж­нения со статическими усилиями иногда с трудом переносят даже здоровые подростки. Но общеразвивающие физические упражне­ния, требующие силы и выносливости, применяемые с постепен­ным увеличением нагрузки при правильной организации режима труда и отдыха, способствуют физическому развитию, экономному обмену веществ, развивают строение и функции сердечно-сосуди­стой, дыхательной и пищеварительной систем.

В уроках по физическому воспитанию учащихся V—VII клас­сов должны преобладать общеразвивающие упражнения, гимна-

стика и легкая атлетика, коллективные подвижные игры, хожде­ние на лыжах и бег на коньках, совершенствующие функции нервной системы, улучшающие координацию движений, их точ­ность и экономность. Совершенствование нервного процесса, и осо­бенно торможения, способствует регулированию эмоций, умению сдерживать их, воспитанию дисциплины. Для психического и физического развития в этом возрасте особенное значение имеет рациональная смена умственной деятельности физическими упражнениями и закаливание организма.

В "юношеском возрасте наступает половая и физическая зре­лость. Приобретается пропорциональность частей тела. Макси­мальное прибавление в весе происходит не раньше чем через полгода после максимального возрастания длины тела. Вес ске­летной мускулатуры возрастает и доходит до 45% от веса тела. Максимальная мышечная сила достигается примерно через год после достижения максимального веса мышц; ее развитие зависит от тренировки. Однако, несмотря на значительное увеличение силы и выносливости скелетной мускулатуры, не должны производиться физические упражнения, сопровождающиеся длительными стати­ческими усилиями, чрезмерным или длительным мышечным напря­жением, как нарушающие нормальное физическое развитие.

Благодаря развитию 'и совершенствованию функций нервной системы улучшается координация движений, исчезает неповорот­ливость, движения уточняются, приобретаются двигательные рабочие навыки, хорошо выполняются скоростные физические упражнения. Скорость выполнения физических упражнений обус­ловлена развитием подвижности обеих форм нервного процесса — возбуждения и торможения в больших полушариях головного мозга. Хуже выполняются силовые физические упражнения, так как сердечно-сосудистая и дыхательная системы еще не достигают такого развития, которое обеспечивает осуществление длительных статических и скоростно-силовых движений.

В результате интенсивного развития мелкой мускулатуры и совершенствования координации движений в юношеском возрасте быстро и экономно выполняются руками точные мелкие трудовые движения.

В уроках по физическому воспитанию учащихся старших клас­сов должно быть меньше общеразвивающих физических упражне­ний, а также гимнастических и подготовительных, но больше физических упражнений на развитие прикладных двигательных навыков и качеств. В юношеском возрасте полезно совершенство­вание в различных видах спорта: гимнастика, легкая атлетика, плавание, лыжи, коньки, футбол, волейбол, баскетбол, хоккей и др. В этом возрасте допускается участие в спортивных соревнованиях и сдача норм юношеских спортивных разрядов. Однако необходим систематический контроль за занятиями спортом, так как в ряде случаев наблюдается вредящая здоровью переоценка физических возможностей. Особенно важен контроль за занятиями спортом у девушек, отличающихся особенностями строения и функций тела.

Основные отличия строения и функций организма девушек по сравнению с юношами: меньшие рост и вес тела, ширина плеч и длина рук и ног, более длинное туловище и тяжелый тазовый пояс, менее развитые скелетные мышцы. Сила мышц у девушек с 15—16 лет значительно меньше, чем у юношей, особенно сила кисти и становая сила. У девушек толщина подкожного жирового слоя увеличивается, а у юношей уменьшается. Эти особенности организма девушек обусловливают другой характер физических упражнений. .Ограничены силовые упражнения, скоростной бег, прыжки в высоту, подтягивание, упоры, стойка на руках, висы, лазание по канату и др., уменьшены дистанции в беге, ходьбе на лыжах и др. Девушкам запрещены упражнения на перекладине, прыжки с шестом и метание молота. Имеются и преимущества, например, низкое расположение центра тяжести облегчает выпол­нение физических упражнений, в которых сохраняется равновесие при опоре на ноги.

С успехом используются для физического воспитания девушек ритмические упражнения, пляски, элементы художественных дви­жений и специальные физические упражнения, укрепляющие мус­кулатуру брюшного пресса и дна таза, что обеспечивает правиль­ное развитие и функционирование органов малого таза.

Нормативы физических упражнений детей.Существуют норма­тивы физического труда и физических упражнений, соответствую­щие возрастным особенностям строения и функций организма. От возраста и пола детей зависят продолжительность и характер рекомендуемых программой физических упражнений.

По 32 видам спорта, которыми занимаются дети, разработаны нормы нагрузки и возраст, в котором они допускаются к спортив­ным соревнованиям. Нормируется длина дистанции, продолжитель­ность выступления, трудность выполняемых упражнений, вес и размеры спортивного инвентаря, учитываются метеорологические условия: температура воздуха, воды, сила ветра и т. д.

Основными навыками плавания дети овладевают с 3 до 5 лет, регулярные занятия спортивным плаванием начинают с 9 лет, а по прыжкам в воду — с 10—12 лет. Так как плавание происходит при значительной потере веса тела, приближающейся к невесо­мости, оно хорошо формирует осанку и своды стопы. Упражнения по фигурному катанию на коньках разрешается начинать с 7 лет, по скоростному бегу на беговых коньках — с 11 лет. Продолжи­тельность фигурного катания на коньках для детей 9—10 лет не больше двух часов, 10—12 лет — трех часов, 13—14 лет — четырех часов. Тренировку по настольному теннису и теннису дети могут начинать с 7—10 лет, по акробатике — 7—8 лет, по художествен­ной гимнастике — 8 лет, по лыжам на дистанции 1—2 км — 9 лет, по слалому и баскетболу— 11 лет, по волейболу, футболу, хоккею и фехтованию—11 —12 лет, по легкой атлетике—10—12 лет, по академической гребле—13—14 лет. Соревнования по гладкому бегу на дистанциях в 30 и 60 м разрешаются с 11 —12 лет. Участие в соревнованиях по спортивным играм разрешается с 11 — 12 лет.

Продолжительность упражнений по спортивной гимнастике и лег­кой атлетике с 9 до 12 лет, не более часа, утренняя гигиеническая гимнастика в зависимости от возраста — не более 10—15 мин. Упражнения на гимнастических снарядах здоровые, физически развитые дети могут начинать только с 11 —13 лет.

Средний объем выполненной работы и ее мощность различны в зависимости от характера, интенсивности и продолжительности физических упражнений. Возрастная дифференциация допусти­мых физических нагрузок весьма относительна, ввиду больших расхождений между паспортным и «физиологическим» возрастами, особенно в период полового созревания. Например, подростки одного возраста за одно время при скоростно-силовых упражне­ниях выполнили средний объем работы со средней мощностью: при второй степени полового созревания — 580 кем и 58 кгм/сек, при нулевой степени — 340 кгм и 34 кгм/сек, а при испытании выносливости разница еще больше—1848 кгм и 41 кгм/сек и 987 кгм и 28 кгм/сек соответственно.

Гигиенические требования к местам проведения физических упражнений.Занятия по физическим упражнениям и спорту должны проводиться на сухом участке с грунтом, проницаемым для воды, и низким уровнем стояния почвенных вод — не меньше чем на 1 м и не ближе 3—5 км от заболоченных мест. Верхний слой почвы чистый, не содержащий органических соединений не меньше чем на 20—25 см глубины. Закрытые спортивные соору­жения обеспечиваются естественным светом не только летом, но и зимой. Их длинная ось должна быть перпендикулярна направле­нию господствующих ветров. До входа в спортивный зал разме­щают гардероб, раздевальню и душевую, помещение для массажа и кабинет врача. Пол в гимнастическом зале должен быть теплый, плотный, упругий, гладкий, не скользящий, хорошо поглощающий шум. Этим требованиям лучше всего отвечают полы палубного типа из деревянных брусков. Для стен и потолка используются достаточно воздухопроницаемые материалы. Переход стен в пото,лок, углы стен и переходы их в пол делают закругленными, чтобы избежать скопления пыли. До 1,5—2 м стены окрашиваются мас­ляной краской, а выше нее и потолок — клеевой, светлого тона. Средняя температура в гимнастическом зале 14—15° С, относи­тельная влажность 30—60%. Наилучшая система отопления — центральное, водяное, низкого давления с искусственной циркуля­цией воды. Может быть также рекомендовано тоннельное (радиа­ционное) отопление. Объем помещения на человека при трехкрат­ном коэффициенте вентиляции — 30 м3, а при четырехкратном — 22,5 м3. Средний коэффициент естественной освещенности в гим­настическом зале — не меньше 1,5%, световой коэффициент — 1:4 — 1:5, искусственное освещение— 100 лк.

Закаливание и его физиологическое обоснование.Закалива­ние— повышение стойкости организма к резким изменениям метео­рологических условий, воспитание способности быстрого приспо­собления к ним без нарушения функций, без вреда для здоровья.

Закаливание повышает выносливость организма, его сопротивляе­мость простудным заболеваниям и является важнейшим, широко распространенным оздоровительным мероприятием, предупрежда­ющим заболевания детей и взрослых. Оно входит в систему физи­ческого воспитания и физической подготовки.

Закаливание производится систематическим воздействием на кожу значительных колебаний интенсивности естественных или искусственных раздражителей внешней среды.

Центростремительные импульсы из рецепторов кожи притекают в головной мозг и рефлекторно вызывают в нем функциональные изменения, что проявляется в совершенствовании двигательных качеств и изменениях функций внутренних органов. В связи с этим тренируются и нормализуются системы кровообращения, дыхания, пищеварения и др. При воздействии факторов закаливания на рецепторы кожи рефлекторно изменяется общий обмен веществ и особенно значительно повышается трофическая функция вегета­тивной нервной системы, т. е. тонкая регуляция ею обмена веществ в органах и тканях, что качественно улучшает обмен веществ во всем организме, и прежде всего в самой нервной системе. В ре­зультате повышается работоспособность всего организма, а у де­тей, кроме того, оказывается существенное положительное влияние

на рост и развитие.

Следовательно, закаливание обусловлено воздействием через кожу на нервную систему. Местное действие средств закаливания на кожу рефлекторно повышает сопротивление и увеличивает десенсибилизацию всей поверхности кожи — понижение ее реак­тивности к резким воздействиям внешней среды. Например, дока­зано, что закаливание кожи при действии ультрафиолетовых лучей наблюдается не только на участке, который подвергался система­тическим повторным облучениям, но и на отдаленных участках

кожи.

Условия проведения закаливания. Естественные воздействия природы: солнце, вода и воздух широко используются для закаливания детей. Но при этом необходимо соблюдать общие, правила закаливания: 1) начинать соответствующие воздействия с малых доз, постепенно их увеличивая, 2) производить закалива­ние систематически, ежедневно, круглогодично, 3) менять интен­сивность средств закаливания, 4) разнообразить средства закали­вания, 5) сочетать закаливание с физическими упражнениями и спортом и 6) производить закаливание непременно после консуль­тации врача и под его контролем.

Закаливание производят в зависимости от возраста, индиви­дуальных особенностей, состояния здоровья, условий труда и быта, климатических условий и предыдущей тренировки. Необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка, в сочетании с прави­лами личной гигиены, привычки, обеспечивающие закаливание (гулять в любую погоду, при всякой погоде иметь незащищенными нос и рот и пр.). Прекращение систематического закаливания уже через 2—3 недели приводит к исчезновению защитных изменений

строения кожи и функций организма, обеспечивающих его повы­шенную сопротивляемость к резким воздействиям факторов внеш­ней среды.

Солнечные лучи рефлекторно улучшают функции нервной и сердечно-сосудистой систем, желез внутренней секреции, увеличи­вают потоотделение и отделение кожного сала. Они повышают работоспособность, улучшают сон. Следует учесть, что летом, осо­бенно на юге, в пасмурную погоду и в тени действуют рассеянные солнечные лучи. Зимой для облучения ультрафиолетовыми лучами используют ртутно-кварцевую лампу. Детям до 1 года при силь­ной анемии, а также сильном истощении, неврозе, сердечных забо­леваниях, малярии, активной форме туберкулеза и других болез­нях солнечные ванны противопоказаны.

Единицей измерения интенсивности потока солнечного излуче­ния является кал в мин на поверхность в см2. Допустимая доза солнечной ванны для детей — от 2 до 4 ккал. При прохождении солнечных лучей через наиболее прозрачную атмосферу их погло­щается не меньше 20% и больше других — ультрафиолетовые лучи, имеющие наибольшее биологическое значение. На организм дей­ствуют не только прямые солнечные лучи, но и отраженные от окружающих поверхностей. Процентное отношение энергии, отра­женной от поверхности, к энергии, падающей на нее, называется альбедо: для свежевыпавшего снега оно равно 50—90, желтого кварцевого песка — 29—34, зеленой травы — 20—26, воды в зави­симости от ее гладкости и высоты солнца 45°—3,5° — 35 облаков — 60—90%. Эффект действия солнечных лучей зависит от географи­ческой широты" места, прозрачности атмосферы, высоты солнца над горизонтом, угла их падения и альбедо.

Действие прямых или отраженных солнечных лучей и особенно
ультрафиолетовой части спектра при повторных, облучениях не­
большой интенсивности имеет значение: 1) бактерицидное — унич­тожение бактерий, 2) антирахитическое — превращение провитамина D, находящегося в коже, в активный витамин D, 3) образо­вание пигмента в коже — загара. Пигментация кожи имеет защитное значение, так как предохраняет организм от ожогов при дальнейшем облучении. Естественные солнечные и искусственные ультрафиолетовые лучи поглощаются кожей на 97%, следовательно, их альбедо только 3%. Альбедо красных лучей достигает 46%, среднее альбедо кожи — 35%.

Дети должны принимать солнечные ванны после того, как они в течение 5—7 дней ежедневно принимали воздушные ванны в те­чение от 10 до 40 мин. Начинать нужно с 4 мин, через каждые 2 дня прибавляя по 2 мин. Максимальная продолжительность солнечных ванн в дошкольном возрасте — 30 мин, школьном — 40 мин с изменением положения тела через несколько, минут. Каждые 6 дней обязателен перерыв на один день. После солнеч­ной ванны делают влажное обтирание, купаются* или плавают при температуре воды не ниже 18° С.

Нельзя принимать солнечные ванны с 10 до 12 ч дня, позже чем за 1,5—2 ч до еды, а также раньше чем через 1,5—2 ч после

нее. Не рекомендуется, особенно детям, принимать их при темпера­туре 30—35° С. Нарушение правил приема солнечных ванн приво­дит к ожогам и солнечным ударам, которые в тяжелых случаях

заканчиваются смертью. Закаливание солнечными лучами должно производиться только с разрешения врача.

Для закаливания детей первого года жизни полезны сухие обтирания кожи до появления легкой красноты, которые произво­дят куском фланели или шерстяной материи. Кожу растирают в течение 1—2 недель, а затем начинают делать влажные обтира­ния при температуре воды 32° С.

Закаливание к холоду водой имеет для детей особенно большое значение, так как вода почти в 28 раз быстрее проводит тепло, чем воздух. На первом году жизни нужно ежедневно умывать лицо и руки сначала теплой водой, а затем все более прохладной. Детям старше 1,5 лет, кроме лица и рук, необходимо ежедневно умывать шею и верхнюю часть груди. Дошкольникам и школьни­кам рекомендуется ежедневное умывание по пояс, после которого следует досуха растереть кожу полотенцем.

Для предупреждения заболевания органов дыхания ежедневно в течение всего года моют ноги сначала теплой, а затем все более

прохладной водой.

Закаливание водой заключается в обтираниях мокрым поло­тенцем или губкой, обливаниях и душах, купаниях. Водные про­цедуры делятся на горячие с температурой воды выше 40° С, теп­лые— от 32 до 40° С, тепловатые — от 24 до 32° С, прохладные — от 16 до 24° С и холодные — ниже 16° С. Начинают закаливание водой летом с влажного обтирания или обливания детей раннего возраста при температуре воды не ниже 32° С, дошкольного — с 28° С и школьного —с 25° С в течение 1—5 мин. С третьей не­дели температуру воды снижают для детей раннего возраста до 26° С, дошкольного —- до" 20° С, школьного —до 18° С. После 3— 4 недель обтираний и обливаний дети, начиная с дошкольного возраста, могут купаться.

Купание в реке или море рекомендуется детям начинать при температуре воды 24—22° С, а затем постепенно и ниже. Купание в открытом водоеме разрешается не больше 1 раза в день. Пре­дельная продолжительность -купания дошкольников 8—10 мин, школьников— 15 мин. После водных процедур необходимо хорошо

обтереть кожу.

Водные процедуры назначаются врачом. Они противопока­заны при истощении, малокровии, неврозах, болезнях сердца, органов дыхания, ревматизме и др. Закаливание водой реко­мендуется в утренние часы и после воздушных и солнечных ванн. 455

При многократном или длительном действии низкой темпера­туры внешней среды устойчивость к холоду увеличивается глав­ным образом за счет совершенствования теплопроизводства. У закаленного человека теплопроизводство увеличивается, значи­тельно больше, чем у незакаленного. Одновременно у закаленного становится значительно выше кровоснабжение кожи, что увеличи­вает теплоотдачу, но так как теплопроизводство у закаленного превышает теплоотдачу, то температура тела не снижается, а большое кровоснабжение кожи и, следовательно, ее высокая тем­пература предупреждают отморожение. У закаленных также несколько снижается чувствительность к холоду. Кроме того, мно­гократное или длительное охлаждение кожи вызывает ее утолще­ние, что увеличивает ее теплоизолирующие свойства. Совершен­ствование рефлекторного кровоснабжения кожи и слизистых обо­лочек предупреждает у закаленных при местном действии холода •на кожу расширение сосудов слизистой оболочки носа и ее воспа­ление — катар верхних дыхательных путей, который в этих усло­виях у незакаленных появляется.

При многократном или длительном действии высокой темпера­туры внешней среды устойчивость организма к действию тепла возрастает преимущественно благодаря совершенствованию тепло­отдачи за счет увеличения количества испаряющегося пота. Пото­вые железы у закаленных непрерывно отделяют такое количество пота, которое успевает испариться. У них всегда кожа слегка увлажнена. Общее количество пота у закаленных больше, чем у незакаленных, но он не стекает и, следовательно, не беспо­лезен для испарения, как у незакаленных. Поэтому у закален­ных теплоотдача больше. При закаливании к теплу в результате повышения отделения кожного сала увеличивается также содер­жание в поте жировых веществ. Это уменьшает поверхностное натяжение пота, он более равномерно распределяется по поверх­ности кожи, что увеличивает его испарение. Уменьшение содер­жания хлоридов в поте у закаленных обеспечивает меньшую по­терю солей и, следовательно, большую устойчивость, солевого баланса.

При закаливании к холоду или теплу необходимо подвергать действию низкой или высокой температуры возможно большую поверхность кожи, так как рефлекторные реакции закаливания наступают при действии холода или тепла только в тех участках кожи, которые подвергались закаливанию. У закаленных к холоду и теплу поддерживаются постоянство температуры тела и рабо­тоспособность.

Закаливание детей к холоду и теплу повышает у них иммунитет, предупреждает заболевания органов дыхания и заразные болезни. Закаливание детей к холоду нужно начинать с первых дней жизни, систематически приучая их к колебаниям температуры и влажности воздуха, атмосферного давления. Местное и общее охлаждение организма вызывает заболевания органов дыхания только у неза­каленных детей.

При закаливании воздухом посредством обнажения тела, учи­тывают не только его температуру, но также относительную влажность и скорость движения.

Закаливание воздухом должно производиться со второго месяца первого года в течение всей жизни в раннем воз­расте при температуре 20—18° С, дошкольном 18—16° С, школь­ном— 16—15° С. Продолжительность воздушной ванны в раннем возрасте с 2—3 до 15—20 мин за один прием, в дошкольном — до 1 ч, а в школьном—1,5—2 ч и более при непрерывных дви­жениях.

В сырую и ветреную погоду продолжительность воздушных ванн сокращают и сочетают их с движениями, а у детей раннего возраста они не проводятся.

При температуре воздуха ниже 10° С и в ветреную погоду прием воздушных ванн может производиться школьниками стар­шего возраста только после предварительного закаливания и обя­зательно под контролем врача.

Зимой воздушные ванны проводятся не больше 8—10 мин и обязательно сочетаются с физическими упражнениями. Для зака­ливания воздухом полезны прогулки, продолжительность которых постепенно увеличивают с 15 мин до 2 ч. Дети раннего возраста должны зимой находиться на воздухе ежедневно не меньше 4 ч при температуре воздуха не ниже 10—12° С, а летом в течение всего дня. Полезен сон на воздухе.

Для . центральных областей РСФСР сон дошкольников на открытом воздухе рекомендуется при отсутствии ветра и предель­ной температуре 22° С ниже нуля, а при сильном ветре—15° С ниже нуля.

Гигиеническая оценка физкультурно-спортивного оборудования.Физкультурно-спортивное оборудование должно соответствовать возрасту, например, длина лыж для средней группы дошкольников 110—112 см, а для старшей группы дошкольников—120—124 см. Вес лыж для обоих групп дошкольников не больше 750—850 г, для юношей 15—16 лет—1,5 кг, 17—18 лет — 2 кг, а для деву­шек— 1 кг. Диаметр перекладины должен обеспечивать прочный захват. Без матов упражнения на перекладине недопустимы; раз­мер матов не меньше 120X180 см. По ширине маты располагают на длину перекладины, т. е. 2 ж 30 см, а по длине — на 4,5 м с каждой ее стороны, т. е. на 9 м. Расстояние между жердями брусьев делают не меньше 38 еж, их колебания и метания недо­пустимы. Кольца прикрепляют ремнями длиной не менее 80 см к веревкам или тросам. Толщина этих пеньковых или джутовых веревок от 1,5 до 2 см. Кольца должны висеть на одинаковом уровне; ширина матов 2 м, а длина их с каждой стороны колец — 8 м.

Меры предосторожности против спортивного травматизма.Эти меры различны в зависимости от вида спорта. Для детей комби­нации упражнений на спортивных снарядах должны быть корот­кими, с полным обеспечением страховки занимающихся. Допуск

детей к спортивным снарядам без преподавателя исключается. На беговой дорожке не допускаются даже небольшие ямки и инород­ные предметы (стекла, камни). Линия дорожки превышает дистан­цию не меньше чем на 15 м. В помещении бег производят по нескользящему полу, желательно покрытому рубчатой резиновой дорожкой. При беге с препятствиями эти препятствия не должны иметь острых выступов, торчащих гвоздей, крючков и т. д., а при массовых кроссах недопустимы проволочные и другие опасные заграждения. Яма для приземления во время прыжков исключает травмы: она заполняется смесью опилок (30%) с песком (70%). без инородных предметов, глубина взрыхленного слоя не меньше 50 см. Размеры ямы: 1) для прыжков в длину — ширина 3 м, длина 6 м, расстояние от планки до заднего конца ямы 9 м,2) для прыжков в высоту — бХЗ м, 3) для прыжков с шестом—-5X5 м. Борта ящика, составляющего яму, находятся на одном уровне с землей и покрываются резиной или брезентом с.мягкой проклад­кой. Инвентарь для взрыхления ямы должен быть на расстоянии не меньше метра от ее бортов. В помещении прыжки разрешаются только по рубчатой резиновой дорожке, крепко прикрепленной к полу, особенно в месте толчка, а место приземления покрывают матами. В залах устраивают также специальные ямы для прыж­ков. Чтобы предупредить травмы при метании, нельзя допускать встречного метания и с правой стороны от метателя не должно быть зрителей. При метании молота устраивается специальная предохранительная сетка высотой 2,13 м и диаметром по окруж­ности 8,6 м. Хоккеисты защищены от травм специальными голов­ными уборами, рукавицами, на ногах — щитками и наколенниками. Девушкам во время менструаций не разрешают сложные упраж­нения на снарядах, прыжки, бег, плавание в воде низкой темпе­ратуры.

Личная гигиена школьников-спортсменов.Спортивная одежда должна соответствовать сезону и виду спорта. В летнее время спортивная одежда школьников состоит из майки и трусов, обес­печивающих свободный доступ к телу свежего воздуха, или лег­кого свободного тренировочного костюма. Спортивную одежду возможно чаще стирают, желательно после каждого занятия, голову обязательно покрывают светлой легкой повязкой или лет­ним светлым головным убором, не оказывающими давления на голову. Зимой целесообразно надевать поверх белья из хлопчато­бумажной ткани одежду свободного покроя из шерстяных тканей, например, легкий лыжный костюм из ветрозащитного материала. На голову надевают наушники, шерстяную кепку или шапочку. После занятий принимают душ или ванну и заменяют одежду, прилегающую к телу, другой — сухой и чистой. Обувь должна быть хорошо пригнанной, не стесняющей движений, но во избежа­ние потертостей — не слишком свободной. Лучшей обувью счи­тается кожаная, обладающая эластичностью, пористостью и гигро­скопичностью.

У бегунов в подошве имеются шипы, марафонцам в туфли вкладывают войлочную или фетровую, а прыгунам — резиновую прокладку баскетболистам, волейболистам и теннисистам реко­мендуются туфли без каблуков на резиновой подошве. Бутсы футболистов изготовляют из плотной кожи с жесткой подошвой. При занятиях в помещении надеваются туфли с нескользкой по­дошвой можно резиновой, но с парусиновым, или кожаным верхом. Высокие каблуки недопустимы. Зимнюю спортивную обувь носят на иодин номер больше обычной. Валенки непригодны. Носки, или портянки делают из мягкого материала, без узлов и швов. Их нужно возможно чаще стирать и менять, поддерживать сухими

Наши рекомендации