Дискриминация детей с задержкой полового созревания

Тренеры, которые хотят победы, делают ставку на своих лучших игроков. Очень часто в их число входят рано созревшие акселераты. Они крупнее, сильнее, быстрее и выносливее своих ровесников. В таких случаях детиакселераты занимают ведущее положение в спортивных командах, в то время как их товарищи, которые еще не достигли половой зрелости, остаются на скамейке для запасных игроков.

Безусловно, юные атлеты, достигшие раннего полового созревания, в детские годы превосходят по уровню спортивного результата ребят своей возрастной группы. Однако данные многих научных исследований указывают на то, что дети, созревание которых протекает в более медленном темпе, могут иметь больший потенциал для достижения показателей на уровне мировых стандартов в избранном виде спорта в пору зрелости. В 1980-х годах была фактически пересмотрена концепция о лидирующем положении одаренных акселератов в спортивном мире.

Так, например, в бывших социалистических странах Восточной Европы внимание наставников было перенесено на детей, достигавших половой зрелости в более позднем возрасте. Как показал опыт, практика отбора юных акселератов далеко не всегда отвечала возлагавшимся на нее ожиданиям. Напротив, дети, отстающие в половом развитии от своих сверстников, выступали более стабильно и в большинстве случаев достигали более высоких спортивных результатов.

У юных атлетов с замедленным развитием резкие скачки в росте происходят гораздо позднее и имеют большую продолжительность, чем у их ровесников-акселератов. По мере взросления те дети, чье половое созревание было поздним, превосходят по уровню атлетического развития их рано созревших одногодков. К сожалению, «поздно созревающим» юным атлетам не предоставляются равные возможности участия во многих детских спортивных соревновательных программах из-за преувеличенной значимости побед в таких состязаниях. Во многих ситуациях эти дети находятся в худших условиях.

Риск травматизма

Помимо того, что интенсивные тренировки, требующие больших физических и психологических нагрузок, могут привести к «перегоранию» юных спортсменов, часто они являются причиной травматизма. Можно привести многочисленные примеры, когда дети не занимаются по программам, рассчитанным на долгосрочную перспективу. Напротив, родители и тренеры хотят добиться быстрых результатов. В процессе борьбы за достижение быстрого прироста спортивного результата тренеры уделяют мало внимания тренингу, способствующему укреплению развивающегося детского организма. Когда тренером игнорируется состояние связок, сухожилий, хрящей и мышечных тканей ребенка, то зачастую это говорит о том, что в его тренировочной программе отсутствует часть, предусматривающая меры по предупреждению травматизма при выполнении упражнений. Такая недоработка при составлении программы в конечном итоге приводит к высокоинтенсивному тренингу, который может повлечь за собой травматизм.

Как определить готовность детей участвовать соревнованиях ?

В большинстве случаев родители или тренеры, но не дети, подают заявку на включение их в списки участников соревнований. Я хотел бы попросить тех, кто берет на себя ответственность принимать такие решения за юных атлетов, принять к сведению следующие рекомендации:

· Вносите детей в списки участников соревнований только тогда, когда они действительно готовы к ним. Прежде всего, важна мотивационная готовность — хотят ли они соревноваться. Также для того, чтобы быть конкурентоспособным в спортивной борьбе, нужно обязательно иметь соответствующий уровень спортивных результатов и достаточно высокие показатели физических качеств, например отличные двигательные способности.

· Детям необходимо создать условия, при которых они будут получать удовольствие от процесса подготовки к соревнованиям и от участия в них. Обучить основам техники движения, достичь нужного уровня тактических знаний и навыков, формировать психологическую готовность к соревнованиям — вот цели, которые вы должны ставить перед юными спортсменами. Задача ставится примерно так: «Если во время игры вы сумеете выполнить пять хороших передач, то я (тренер) буду вами доволен».

· Организуйте соревнования для тех, кто занимается индивидуальными видами спорта. Например, под девизом: «Победит самый умелый!» — могут проводиться соревнования по бегу, плаванию, гребле или лыжам.

· Сделайте акцент на развитии специфических для избранной спортивной дисциплины умений и навыков, применяемых в ходе соревнований. Это обязательно принесет пользу в дальнейшем, поскольку будет способствовать адаптации юных атлетов к социально-психологическим условиям соревнований, а также избавит их от необходимости упорно трудиться над отработкой правильной спортивной техники.

· Отговорите детей в возрасте моложе семи-восьми лет от участия в соревнованиях! У них есть возможность для самоутверждения и взаимного контроля над уровнем подготовки в более спокойной обстановке, чем в условиях соревнований.

· Только в 12—13 лет дети начинают понимать значение соревнований и осознавать, какой ценой (с точки зрения уровня подготовленности) достается победа или поражение. Поэтому дебютировать в соревнованиях следует в среднем школьном возрасте, начиная с 11—12 лет или позже.

Таблица 8.1 (стр. 224) содержит рекомендации относительно возраста детей, допускаемых к участию в соревнованиях, а также необходимого количества соревнований в течение года.

Обратите, пожалуйста, внимание на разницу в количестве соревнований, проводимых в командных и индивидуальных видах спорта. Для индивидуальных спортивных дисциплин указано количество стартов (забегов, заплывов и т.д.), а не число соревнований (например, в спринте на 100 м вы можете устроить три забега в течение одного соревнования: отборочный, полуфинальный и финальный).

Наши рекомендации