Допустимые границы колебаний возрастной нормы суммарных локомоции

(по А. Г. Сухареву)

    Число шагов, тыс. /сут
Возраст, лет Девочки Мальчики
9-13 9-13
9-13 9-13
11-15 11-15
14-18 14-18
16-20 16-20
16-20 16-20
16-20 17-21
17-21 20-24
18-22 20-24
18-22 21-25
21-25 24-28
20-24 25-29
20-24 25-29
19-23 26-30

К циклической деятельности относится такая физическая дея­тельность, при которой действия, одинаковые по структуре, сте­реотипно повторяются. Из всех видов циклической деятельности бег для детей — самый естественный вид движения, поэтому бе­говые нагрузки широко применяются в оздоровительных целях.

Они способствуют развитию общей выносливости, повышают физическую работоспособность, увеличивают функциональные резервы и расширяют адаптационные возможности детского орга­низма к факторам внешней среды.

Под выносливостью понимают способность человека к дли­тельному выполнению какой-либо физической деятельности без снижения ее эффективности. Показателем выносливости служит время, в течение которого человек может поддерживать заданную интенсивность физической нагрузки. Для измерения выносливо­сти используют прямой и косвенный способы. При прямом спо­собе школьнику предлагают выполнить какое-либо задание, на­пример бегать с определенной скоростью, и устанавливают пре­дельное время работы до начала снижения скорости бега с дан­ной интенсивностью. Применяя этот метод, В. Г. Фролов показал, что мальчики 7 лет могут пробежать со скоростью 60 % от макси­мальной 864 м, а девочки — лишь 715м.

Этот способ сложен и требует специальной аппаратуры, по­этому чаще используют косвенный метод. Примером может служить обычное в спортивной практике определение выносливости по времени пробегания какой-нибудь достаточно длинной дистанции, например в беге на 3,5 км и более.

Выносливость к беговым нагрузкам зависит от многих факторов, в частности от функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, а также устойчивости к неблагоприятным сдвигам, возникающим во внутренней среде организма и в центральной нервной системе в процессе длительной напряженной работы.

Выносливость развивается при выполнении физических нагрузок, которые оказывают большее воздействие на организм занимающегося по сравнению с тем, которое он привык легко пере­носить. В результате организм адаптируется к небольшому утомле­нию, вызываемому постепенно увеличиваемым объемом работы, повышается способность бежать более продолжительное время и быстрее восстанавливать силы после физических нагрузок.

Тренировка, в которой большое внимание уделяется упраж­нениям, направленным на развитие выносливости, в рациональ­ном сочетании с другими средствами общей физической подго­товки способствует повышению уровня развития не только вы­носливости, но и быстроты, силы и скоростно-силовых качеств. Это объясняется тем, что между основными физическими каче­ствами существует тесная функциональная связь и взаимообус­ловленность.

Выносливость — одно из важнейших физических качеств детей школьного возраста, развитие которого способствует повышению не только общей физической подготовленности и физической работоспособности детей и подростков, но и функциональных резервов растущего организма, расширяет его адаптационные воз­можности и повышает сопротивляемость к воздействию небла­гоприятных факторов внешней среды.

Для определения гигиенически оптимальных физических нагрузок школьников при занятиях физической культурой с целью повышения ее оздоровительной эффективности используют та­кие физические нагрузки, которые обеспечивают максимальное тренирующее и развивающее влияние.

Учитывается не только достигнутый в конкретном возрасте уровень развития физиологических функций (функциональная готовность), но и «зона ближайшего развития» с некоторым превышением оптимума и исключением чрезмерных, экстремальных нагрузок (Л.С.Выготский, A.A.Аршавский).

На основании различий в реакциях сердечно-сосудистой сис­темы на стандартную велоэргометрическую нагрузку удалось ус­тановить, что уровень физической подготовленности 8-летних мальчиков значительно выше, чем 7-летних, и поэтому рекомен­дуется развивать выносливость детей начиная с 6 лет (Л. Г. Евсеев). Интенсивный рост выносливости у детей отмечается в период от 8 до 9 лет. Поэтому для развития выносливости наиболее благо­приятен возраст 9—11 лет.

При изучении зависимости «скорость—время» для детей 9—10 лет выделены 4 зоны мощности:

1) максимальная мощность работы в течение 9 с;

2) субмаксимальная мощность работы в течение 9 с — 1,5 мин;

3) большая мощность работы в течение 1,5—25 мин;

4) умеренная мощность работы в течение более 25 мин.

Гигиенически оптимальной для развития выносливости школь­ников считается скорость бега, составляющая 60—80% от крити­ческой, т.е. 2,5—3 м/с, низкой — 2, умеренной — 2,5, средней — 3, близкой к критической — 3,5, надкритической — 4 м/с.

Гигиенически оптимальная продолжительность бега — 60 % от его максимальной скорости. Для 11-летних мальчиков она состав­ляет лишь 2,5 — 3,5 мин.

При изучении максимальной работоспособности детей было ус­тановлено, что максимальная ЧСС не зависит от возраста, она прак­тически одинакова у детей и взрослых, составляя 190—200 уд/мин.

Предельные ее величины после работы максимальной мощности находятся в пределах 196—202 уд/мин у юношей, 203—206 уд/мин у девушек. На стандартные нагрузки (одинаковые по величине) млад­шие дети отвечают большими функциональными сдвигами сер­дечно-сосудистой системы, одновременно у них отмечается более короткий восстановительный период.

При физических нагрузках, не соответствующих возрастному уровню развития двигательных качеств, восстановительный пе­риод у детей длительнее, чем у взрослых.

Состояние аэробного обмена во многом определяет выносли­вость ребенка. Для детей оптимальны нагрузки умеренной интен­сивности, выполняемые при благоприятном соотношении вели­чин кислорода, поступившего в легкие, транспортируемого кро­вью и потребляемого тканями. Поглощение каждого литра кисло­рода у детей обеспечивается меньшими в сравнении со взрослы­ми объемами вентилируемого воздуха и циркулирующей крови.

Чем выше МПК, тем выше физическая работоспособность че­ловека. Возрастные изменения энергетического обмена связаны с перераспределением относительных величин в суммарный обмен теплопродукции органов и тканей, имеющих разную метаболи­ческую активность. С возрастом уменьшается относительный вес высокоактивных внутренних органов и повышается относитель­ный вес малоактивной жировой мышечной ткани. Увеличение вклада скелетных мышц в суммарный обмен — причина снижения интенсивности обмена в покое.

С возрастом повышается значение анаэробных механизмов в энергетическом обеспечении. У 16—17-летних подростков 14% энергии образуется анаэробным путем, тогда как у 9—10-летних этот источник энергии практически не используется. Степень обес­печенности кислородом при напряженной мышечной работе тем выше, чем меньше возраст человека. Младшие школьники не при­способлены к работе большой мощности, но нагрузки умеренной мощности выполняют довольно хорошо. Физическая работоспо­собность детей 3—16 лет в расчете на 1 кг массы тела достоверно повышается к 7 годам и практически не меняется на протяжении школьного возраста начиная с 10 лет.

Сдвиги систолического и диастолического артериального давления у девочек во всех возрастных группах выражены в большей степени, чем у их сверстников. Четкие половые различия в реак­ции артериального давления на беговые нагрузки наблюдаются лишь в 14—15 лет. Эти реакции выражаются в значительно больших сдвигах функционального состояния сердечно-сосудистой системы у девочек в основном за счет резкого падения диастоли­ческого артериального давления и более медленного его восста­новления. Причем у школьниц 13-15 лет по сравнению с млад­шими школьницами эта реакция значительно более выражена — медленнее восстанавливается пульсовое давление.

У девочек 13—15 лет после бега на дистанции со скоростью 3 м/с отмечалось значительное, а при беге со скоростью 3,5 м/с чрез­мерное напряжение сердечно-сосудистой системы, что свидетель­ствует о неадекватности таких нагрузок для школьниц этого воз­раста. Известно, что сдвиги систолического и диастолического артериального давления под влиянием дозированной физической нагрузки у девочек во всех возрастных группах выражены в боль­шей степени, чем у мальчиков, особенно в 14—15 лет. Это выражается в больших сдвигах в функциональном состоянии сердеч­но-сосудистой системы, в основном за счет резкого падения диастолического артериального давления и более медленного его вос­становления. Причем у школьниц 13—15 лет по сравнению с млад­шими школьницами эта реакция значительно более выражена: у них медленнее восстанавливается пульсовое давление.

Приводим примерные гигиенические нормы физических на­грузок для мальчиков (табл. 55).

Таблица 55

Примерные гигиенические нормы физических нагрузок при физическом воспитании для мальчиков (по Л.И.Абросимовой с соавт.)

Возраст, лет Дистанция, м Нормативы (время бега), мин, с
7'00"-7'30"-8'00"
6'00"-6'30"-7'00"
8'30"-9'00"-9'30"
12'00"-12'30"-13'00"
11'00"-11'30"-12'00"
14'00"-14'30"-15'00"
15'20"-15'40"-16'00"
15'00"-15'30"-16'00"

Одним из критериев при нормировании физических нагрузок служит кратность повышения энергетического обмена по сравне­нию с уровнем основного обмена* (табл. 56).

* Гигиеническая норма двигательной активности детей и подростков 5—18 лет – М., 1984

Классификация физических нагрузок по тяжести у детей и взрослых не совпадает. Так, у взрослых работа считается тяжелой, если энерготраты в 3 раза выше, чем в покое. У детей она считает­ся легкой даже при 4—6-кратном превышении обмена, при 7— 9-кратном — средней тяжести, а при 10-кратном и более — тяже­лой. Это связано с тем, что с уменьшением физических нагрузок энерготраты у детей возрастают не линейно, как у взрослых, а непропорционально быстро.

При гигиенической оценке физических нагрузок школьников во время уроков физкультуры учитываются следующие показатели: энерготраты, кратность повышения обмена, средняя ЧСС (табл. 57).

Таблица 56

Классификация физических нагрузок по интенсивности (по отношению к покою)

Нагрузка Кратность повышения обмена по отношению к покою
Покои (сон и отсутствие движений в положении лежа)
Спокойная деятельность в положении сидя
Очень легкая физическая нагрузка (медленная ходьба 3 км/ч, уроки труда, медленная езда на велосипеде)
Легкая физическая нагрузка (подвижные игры, физзарядка, танцы) 4-6
Физическая нагрузка средней тяжести (интенсивный бег, спортивные игры) 7-9
Большая физическая нагрузка (бег с околопредельной и предельной скоростью) 10 и более

Таблица 57

Наши рекомендации