Самостоятельность и инициативность

ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПО МЕТОДИКЕ Н.Е. СТАМБУЛОВОЙ

Инструкция: Вам предлагается набор суждений. Исходя из того, насколько характерно для Вас суждение, выберите соответствующий ответ из пяти предлагаемых вариантов и его номер поставьте в бланке напротив номера соответствующего суждения.

Варианты для ответов: 1. «Так не бывает»; 2. «Пожалуй, неверно»; 3. «Может быть»;

4. «Наверное, да»; 5. «Уверен, что да».

Текст опросника

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ

1. Приступая к любому делу, всегда четко осознаю, чего я хочу достичь.

2. Неудача в контрольной работе заставляет меня учиться с удвоенной энергией.

3. Мои интересы неустойчивы, не могу пока определить, к чему мне стремиться в жизни.

4. Я отчетливо представляю себе, чему хочу научиться в школе.

5. Выполняя домашнюю работу, мне быстро надоедает работать строго в соответствии с

планом.

6. Если уж ставлю перед собой определенную цель, то неуклонно стремлюсь к ее

достижению, как бы ни было трудно.

7. В каждом уроке ставлю перед собой конкретные задачи.

8. При неудачах меня всегда одолевают сомнения - стоит ли продолжать начатое дело.

9. Четкое планирование работы не характерно для меня.

10. Редко задумываюсь над тем, как можно применить знания, получаемые в школе, в

будущей практической работе.

11. Никогда сам не проявляю инициативы в постановке новых целей, предпочитаю

следовать указаниям старших.

12. Обычно под влиянием разного рода препятствий мое стремление к цели значительно

ослабевает.

13. У меня есть главная цель жизни.

14. После неудачи в контрольной работе долго не могу заставить себя учиться в полную

силу.

15. К общественной работе отношусь с меньшей ответственностью, чем к учению.

16. Как правило, заранее намечаю конкретные задачи, планирую свою работу.

17. Постоянно испытываю потребность ставить перед собой новые цели и достигать их.

18. Начиная новое дело, не всегда четко представляю себе, к чему следует стремиться;

обычно надеюсь, что это прояснится по ходу работы.

19. Всегда стараюсь до конца выполнить любое общественное поручение.

20. Даже при неудачах меня не покидает уверенность, что достигну поставленной цели.

СМЕЛОСТЬ И РЕШИТЕЛЬНОСТЬ

1. Принимая какое-нибудь решение, всегда реально оцениваю свои возможности.

2. Не боюсь вмешаться в ситуацию на улице, если нужно предотвратить несчастный

случай.

3. Мне трудно выполнять свои обещания.

4. Высказываю свое мнение, несмотря на возможность конфликта.

5. Сознание, что соперник сильнее, является для меня серьезным препятствием.

6. Легко освобождаюсь от тревоги, опасений, страха.

7. Установив для себя распорядок дня, четко его придерживаюсь.

8. Меня часто мучают сомнения.

9. Мне больше по душе, если ответственность за совместное дело несут другие, а не я.

10. Вряд ли смогу рискнуть предотвратить несчастный случай.

11. Когда анализирую свои поступки, часто прихожу к выводу, что недостаточно хорошо

продумал и спланировал свои действия.

12. Как правило, избегаю рискованных ситуаций.

13. Не испытываю страха перед сильным соперником.

14. Много раз решал с завтрашнего дня начать «новую жизнь», но с утра все шло по-

старому.

15. Возможность конфликта заставляет меня держать свое мнение при себе.

16. Обычно мне легко удается справиться со своими мнениями.

17. Постоянно чувствую ответственность за свои дела и поступки.

18. С трудом преодолеваю страх.

19. Для меня редкий случай, если я не смог сдержать слово.

20. Возможность рискнуть доставляет мне радость.

НАСТОЙЧИВОСТЬ И УПОРСТВО

1. Начиная любое дело, уверен, что сделаю все возможное для его выполнения.

2. Всегда до конца отстаиваю свое мнение, если уверен, что прав.

3. Я не в состоянии заставить себя учиться на фоне усталости.

4. На контрольной работе борюсь изо всех сил до последнего мгновения.

5. Мне трудно доводить до конца общественные дела.

6. Для меня характерны планомерность, систематичность в работе (учебе).

7. На уроках заставляю себя полностью выполнить задание, даже если очень устал.

8. Часто бросаю на полпути начатые дела, потеряв интерес к ним.

9. Мне больше по душе легкие, пусть даже менее результативные, пути к цели.

10. Не могу заставить себя планомерно заниматься в течение всей четверти, особенно по

тем учебным предметам, которые даются с трудом.

11. Обычно не знаю, хватит ли у меня желания и сил завершить начатое дело.

12. У меня никогда не появляется желание поставить перед собой труднодостижимую

цель.

13. Систематически готовлюсь к урокам в школе.

14. Неудача в ходе контрольной работы резко снижает мою активность и желание

продолжать учебу.

15. В споре чаще всего уступаю другим.

16. До конца выполняю даже скучную и однообразную работу, если это необходимо.

17. Испытываю особое удовлетворение, если успех достался с большим трудом.

18. Не могу заставить себя работать систематически.

19. Выполняя общественные поручения, всегда добиваюсь того, что необходимо.

20. Довольно часто испытываю потребность проверить себя в трудных делах.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И ИНИЦИАТИВНОСТЬ

1. Как правило, все важные решения принимаю без посторонней помощи.

2. Мне легко удается побороть смущение и первым завязать разговор с незнакомым

человеком.

3. Никогда по собственной инициативе не берусь за выполнение общественных

поручений.

4. При подготовке к учебным занятиям довольно часто читаю дополнительную

литературу, не ограничиваясь учебником.

5. Отсутствие поддержки и совета учителя значительно снижает мои результаты в

контрольной работе.

6. Больше всего мне нравится пробовать свои силы в творческой деятельности.

7. На тренировочных занятиях стараюсь придумывать новые упражнения.

8. Чувствую себя спокойно и уверенно, если кто-то руководит мною.

9. Прежде чем что-то сделать, всегда советуюсь с кем-нибудь из знакомых.

10. В разговоре или при знакомстве стремлюсь предоставить инициативу другому.

11. Для меня удобнее всего выполнять работу по точно известному образцу.

12. Обычно отказываюсь от своих планов, намерений, если другие находят их

неудачными.

13. К общественной работе отношусь не формально, стараюсь сделать ее не только

полезной, но и интересной.

14. При изучении любого учебного предмета не стремлюсь знать больше, чем требуется.

15. Обычно не задумываюсь над содержанием урока, точно выполняю то, что предлагает

учитель.

16. Стремлюсь быть организатором новых дел в коллективе.

17. Если уверен, что прав, всегда поступаю по-своему.

18. Процесс творчества не привлекает меня.

19. Результаты моих выступлений в соревнованиях практически не зависят от того,

присутствует ли на них мой учитель.

20. В любую работу стремлюсь внести что-то новое, иначе мне неинтересно.

САМООБЛАДАНИЕ И ВЫДЕРЖКА

1. Я легко могу заставить себя долго ждать, если это необходимо.

2. В споре мне обычно удается сохранять спокойствие и объективность.

3. Не могу нормально учиться, если меня что-то тревожит.

4. В течение всего урока четко контролирую свои мысли, чувства, действия, поведение.

5. Совершенно не переношу боли.

6. Мне удается сохранять ясность мысли даже в самых сложных жизненных ситуациях.

7. Неприятности в школе и дома не снижают качества моей учебы.

8. Долгое ожидание очень мучительно для меня.

9. Бывает, когда я встревожен, волнуюсь, то совершенно теряю контроль над собой.

10. Во время экзамена иногда не могу ответить даже то, что знаю.

11. Считаю, что умение владеть собой не так уж важно для человека.

12. Если у меня плохое настроение, никогда не могу этого скрыть.

13. На экзамене всегда мобилизуюсь и получаю оценку не ниже той, на которую

рассчитываю.

14. Не могу сдержать себя, чтобы на грубость не ответить тем же.

15. В процессе спортивных соревнований с трудом владею собой.

16. Мне легко заставить себя сдерживать смех, если чувствую, что он неуместен.

17. Сильное волнение, как правило, не сказывается на целесообразности моих действий и

поведения.

18. В сложной ситуации обычно теряюсь, не могу быстро принять нужное решение.

19. Могу заставить себя действовать, превозмогая боль, если это крайне необходимо.

20. Специально учусь владеть собой.

Обработка первичного материала

Подсчет суммы «сырых» очков в зависимости от ключа отдельно, как по параметру выраженности (в), так и по параметру генерализованности (г) (см. табл. 1 и 2.) Подсчет стандартизованных баллов по параметрам выраженности (В) и генерализованности (Г) по формулам, обозначенным в бланке для ответов.

Наши рекомендации