Reading aloud / Oral reading

Чтение вслух при обучении иностранному языку является средством развития техники чтения и умений в коммуникативном чтении, а также средством контроля сформированности слухопроизносительных и ритмико-интонационных навыков и уровня понимания текста, то есть может использоваться как прагматический тест (см. Pragmatic test, с. 193). В результате чтения вслух обучаемые усваивают звуковую систему языка, учатся перекодировать зри­тельные сигналы в звуковые, сегментировать речевой поток на смысловые груп­пы. Умения, приобретенные в процессе обучения чтению вслух, переносятся на чтение про себя (silent reading), чему способствует общность их психофизиологической базы.

Соотношение чтения вслух и чтения про себя меняется в зависимости от этапа обучения. Удельный вес чтения вслух особенно значителен на начальном этапе, в период становления слухопроизносительных и ритмико-интонационных навыков. При обучении чтению вслух рекомендуется использовать следующие режимы:

• чтение вслух на основе эталона;

• чтение вслух без эталона, но с подготовкой во времени;

• чтение без эталона и без предварительной подготовки (Рапопорт 1990; Рогова и др. 1991, с. 143).

Некоторые авторы и учителя-практики отрицательно относятся к чтению вслух, считая его неэффективным и методически устаревшим видом учебно­го чтения. Другие же отстаивают важную роль этого вида чтения и предлага­ют новые, занимательные приемы чтения вслух (Maley and Duff 1990, p. 95; Wilberg 1996, p. 133).

Чтение вслух может выступать и как самостоятельный вид речевой дея­тельности, как «обращенное», «адресованное», «выразительное» чтение (Клычникова 1973; Фоломкина 1987).

Communicative reading / Fluent reading

Развитие умений коммуникативного или зрелого чтения — одна из основных целей обучения иностранному языку. Зрелое чтение подразумевает такой под­ход к письменному тексту, при котором читающий ясно представляет себе цель предстоящей деятельности. Зрелое чтение характеризуется автоматизированностью техники чтения и высоким уровнем развития рецептивных лексико-грамматических навыков, что обеспечивает направленность внимания на содержание читаемого, гибкость комбинирования приемов, адекватных конкретной задаче чтения (reading strategies).

Как в зарубежной, так и в отечественной методике в рамках коммуникативного подхода особое значение и распространение приобрела классификация видов коммуникативного чтения, разработанная с учетом конкретной коммуникативной задачи, установки на степень полноты и точности извлечения информации, обусловливающей характер процесса чтения (ср. Communi­cative listening, с. 102). Именно эта классификация отражает те виды чтения, которыми пользуются в реальной действительности для получения информации (reading for information) и ради удовольствия (reading for pleasure). В процессе обучения чтению целевая установка как важнейший элемент речевой деятельности, и в том числе чтения, формулируется в виде задания. Это задание исходит из характера текста для чтения и определяет степень проникновения в его содержание.

Среди британских методистов наблюдается большая согласованность в упо­треблении терминов, обозначающих виды коммуникативного чтения: scanning, skimming, reading for detailed comprehension (Nuttall 1982; Grellet 1992; Ur 1996). В отечественных методических публикациях последних лет наиболь­шее признание и распространение получили развернутые термины: чтение с выборочным извлечением информации, чтение с пониманием основного со­держания и чтение с полным пониманием текста (Практикум 1985, с. 130; Бим 1988; Проект 1993; Аттестационные требования 1995; Кузовлев, Лапа 1995; Бим, Миролюбов 1998, с. 4). Наряду с указанными терминами широко известна классификация видов коммуникативного чтения, разработанная С.К. Фоломкиной (1987, с. 25), которая, выделяя, по сути, те же виды чтения, определяет их как поисковое, просмотровое и ознакомительное изучающее чтение. В отечественных методических работах встречаются и термины, пред­ложенные З.И. Клычниковой (1973, с. 68) в монографии, ставшей классикой по проблемам обучения чтению: поисковое, обзорное и детализирующее чте­ние, а также чтение для удовольствия и чтение для критического анализа, или критическое чтение.

Scanning

Чтение с выборочным извлечением информации — вид коммуникативного чтения, направленный на нахождение в тексте специфической информации для ее последующего использования в определенных целях. Эта информация может быть двух видов:

1. Конкретная информация, которую необходимо обнаружить в тексте: опре­деления, даты, цифровые данные, имена и названия, — или более развернутая информация в виде описания, аргументации, правил, оценочных суждений. С.К. Фоломкина (1987, с. 29) называет чтение с установкой на поиск конкрет­ной информации поисковым чтением. В учебном процессе задание, предваря­ющее поисковое чтение, указывает на конкретную информацию, которую учащемуся предстоит найти, обращаясь к тексту. Имея четкое представление о цели поискового чтения, читающий может предугадать, в какой части текста следует искать необходимую информацию и в каком виде она будет представ­лена: в цифровом выражении, в виде дат или имен собственных. Подсказка­ми для быстрого нахождения искомой информации могут служить связую­щие элементы дискурса и другие сигнальные единицы текста.

2. Информация о полезности текста, о том, представляет ли он интерес и может ли быть использован в дальнейшем. Для получения этой информации бывает достаточно прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы, познакомиться со структурой текста. Чтение с целью получить самое общее представление о содержании текста и выбрать нужный источник из несколь­ких С.К. Фоломкина (1987, с. 28) называет просмотровым. Этот вид чтения предполагает просмотр разных по объему публикаций (от отрывков текстов до целых статей и книг) и используется преимущественно в научно-исследо­вательской и профессиональной деятельности. Просмотровое чтение может предшествовать изучающему чтению, то есть чтению с полным пониманием текста (см. Reading for detailed comprehension, с. 100). Учебными заданиями при просмотровом чтении могут быть следующие: найти текст по данной проблеме, отрывок, в котором содержится нужная информация; просмотреть бегло текст и выделить абзацы, которые не дают необходимой информации.

Поскольку смысл чтения с выборочным извлечением информации заклю­чается в быстром поиске и нахождении нужной информации, то тренировка в этом виде речевой деятельности обычно ограничивается по времени и может происходить как соревнование между учащимися. Основными учебно-речевы­ми действиями, выполняемыми при этом, являются действия поиска, иденти­фикации, выбора и сопоставления.

Наши рекомендации