Логоритмическая гимнастика. На дворе мороз трескучий
Мороз
На дворе мороз трескучий,
Вышла Оля на крыльцо.
Под ногами снег скрипучий,
Ветер бьёт в лицо колючий,
Рвёт с петель входную дверь
Ведьма злющая — метель.
Заходи скорее в дом!
Печка дышит тут теплом,
Ласково мурлычет кошка
И узоры на окошке.
Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.
Назови «ласково» предметы, которые видишь на картинке
Весёлая арифметика
Из кубиков Гена
Сложил один дом,
Два дома с Кириллом
Построил потом.
Три дома строит Иван,
Четыре дома — Степан.
Пять новых домов украсил Игнатка.
Хорошей игрой занимались ребятки.
Артикуляционная гимнастика
To левую щёчку погладь язычком,
То правую щёчку погладь,
Как маятник движется твой язычок, Н
е хочет на месте лежать.
Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к внутренней поверхности щёк.
Поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Пальчиковая гимнастика
Захотели наши пальчики Поиграть на барабанчике, Постучали, постучали, Заиграли на рояле.
Подушечками пальцев правой и левой руки постучать по поверхности стола — барабанная дробь. Затем имитировать игру на пианино.
Пересказ текста
Паша и Наташа приехали к бабушке Маше в город Мышкин.
Проказники решили без разрешения погулять по городу и...
Придумать, что было дальше.
Урок 33
Артикуляционная гимнастика
Вот грибок на тонкой ножке —
Ты клади его в лукошко!
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а подъязычная связка — ножку гриба.
Произношение
Купили блузу Зине
На праздник в магазине.
На дачу Севу Поезд вёз, Он крепко спал Под стук колёс.
Стихотворение
у девочки Наташки кукла-неваляшка,
Говорит Наташа: «Спать!» —
И кладёт её в кровать,
Но не хочет кукла спать
И спешит скорее встать.
«Будем кушать кашку», —
Шепчет ей Наташка.
Та качается в ответ.
Означает это: «Нет!»
Куколка-красавица
Всё равно всем нравится.
Выучить наизусть.
Таблица | Приложение | ||||
Этапы речевого периода | Формирование функций восприятия и воспроизведения языковой системы (фонетики, лексики, грамматики, синтаксиса) | ||||
при норме развития | при патологии развития | ||||
Формирование устной речи в форме | диалога | на уровне первых слов | Слуховое и зрительное внимание, общая и мелкая моторика развивается активно. Понимание речи опережает произносительные возможности. В 8 мес. ребенок самостоятельно встает, и появляются первые лепетные слова. В 1 год начинает ходить, и возникает первое высказывание в виде однословной аморфной фразы с жестами, мимикой, действиями и интонацией. | Лепетные слова: мама, папа, баба, няня, ляля, дядя. Звукоподражания: ам, куп-куп, би-би, буль-буль... Слова — приказы: дай, на, сядь, спи. К 1 году более или менее 10-15 слов. В 1 год 3 мес. — 27 аморфных слов в роли однословного предложения; | Слуховое и зрительное внимание, моторика развиваются слабо. Ребенок начинает ходить после года. В активе аморфные звуки в собственных неустойчивых звукокомплексах, которыми он пытается сопровождать свои бытовые или игровые действия. |
на уровне ситуативной речи | В активном словаре появляются имена близких, новые слова-приказы, звукоподражания. Слова многозначны: разные предметы и действия может назвать одинаково на основании одинакового ощущения или другого объединяющего их признака. | В 1,5 года активный словарь увеличивается за счет звукоподражаний и фрагментов слов. Например: «Дядя ту.», «Тетя ж.», «Тати нано.»... К 1 году 8 мес. в активе 90-100 слов. Аморфная фраза из 1-4 слов без грамматического оформления, но понятная окружающим в данной ситуации. | Не стремится к сотрудничеству со взрослыми в своих играх, действует с игрушками на уровне простых манипуляций. Лепетные слова с 2-3 лет и с более старшего возраста. | ||
На уровне фразовой речи | Простая фраза. | К 2 годам формируется простая фраза из 2-3-4-5 слов по законам грамматики родного языка. В активной речи от 30-50 до 200-400 слов. | Возможно появление аморфной фразы с жестами, мимикой и соответствующей интонацией. | ||
Формирование сложной фразы. Усваиваются основные падежные формы слов без предлогов и с предлогами, союзы и частицы. | 3-ий год. В активе около 1000-1200 слов. | Простая аграмматичная фраза из 2-х — 3-х слов. | |||
монолога | на уровне связной речи | Формирование осмысленного связного высказывания. Заканчивается формирование всех звуков родного языка в 3,4,5 лет. Активно развивается фонематический слух. | Учится составлять связные рассказы от 4-х до 6 лет; Различает звуковой состав слова, может из заданных звуков составить слово. В запасе от 3000 в 4-5 лет до 6000-7000 слов в 6-7 лет. | Формирование всех языковых средств(словаря, грамматики, фонетики, фонематического слуха) значительно задерживается. В тяжелых случаях речь может полностью отсутствовать. | |
Письменная речь | чтение | Обучение первоначальным навыкам техники чтения можно начинать по желанию родителей и ребенка с 4-х, 5, 6, 7, 8 лет. | по программе ДОУ, массовой школы, лицея, гимназии. | Обучение и воспитание в спец. коррекционном ДОУ с 2-3 х лет и в специальной коррекционно-образователь-ной школе I (II, III, IV, V, VI, VII, VIII) вида с 7,8 ,9 лет. | |
псьмао | Активно развивается мелкая моторика пальцев рук и укрепляются нервные связи между зрением и моторикой пишущей руки. |