Проблема классификации слов в «Очерке науки о языке» проф. Н. В. Крушевского

Определить «законы» образования, жизни и движения тех систем или гнёзд и рядов, в которые слова укладываются в коллективно-языковом сознании, пытался ученик проф. Бодуэна де Куртенэ Н. В. Крушевский в своём замечательном «Очерке науки о языке» . Естественно-научный уклон лингвистического мировоззрения не помешал этому учёному не только нарисовать необыкновенно яркую и тонкую картину функционирования и связи морфологических элементов в языковой систе­ме, но и очертить семантические основы грамматической классификации слов. Счи­тая основным законом развития языка «закон соответствия мира слов миру мыслей» и «вещей» (стр. 67, 68, 69), Крушевский заключает, что общие типы слов должны со­гласоваться с основными группами обозначаемых ими вещей и с системами понятий (108, 109). «Слова, обозначающие предметы, их качества, их действия или состояния и пр., отличаются друг от друга не только своим содержанием, но и своей внешно­стью, своей структурой и, в известной степени, своими звуками» (68). «В языке все­гда можно открыть известные типы слов и связь между отдельными ти­пами, другими словами, можно открыть известные структурные семей­ства, системы типов» (108). «Наиболее выдающиеся» и наиболее «ком­пактные», «тесные системы» описываются с древнейших времён под именем систем склонения и спряжения» (109, 120). «К этим двум системам граммати­ки часто прибавляют третью, изменение прилагательных по степеням (motio)» (109). «Но это не значит, что прочие системы менее важны только потому, что их не при­знают системами грамматики» (120). «Всё то, что известно в грамматиках под об­щим именем словообразования, представляет массу систем» (109). Таким образом, Крушевский выступает противником обособления «форм словоизменения» от «форм словообразования», защищая структурную полноту семантико-грамматичес-ких классификаций слов. Однако Крушевский, присоединяясь к критике традицион­ного учения о частях речи у Г. Пауля (Prinzipien der Sprachgeschichte, гл. XI по пер­вому изданию, XX по четвёртому), сам ограничивается лишь некоторыми общими и мало оригинальными соображениями: «Более правильной классификацией была бы такая, по которой все слова делились бы на знаменательные — имя и глагол — и незнаменательные, служебные, или частицы разных степеней: первой степени, на­пример, наречия, в которых элемент знаменательности ещё очень силён, второй — например, предлоги, которые гораздо менее знаменательны, и так далее до частиц, вроде русской то..., частиц вполне служебных, лишённых всякой знаменательности и самостоятельности» (ИЗ)3. Крушевского гораздо более интересовали принципы взаимодействия и взаимоперехода частей речи. Он интересовался словопроизводст­вом глаголов, выдвигая тезис: «Если возникают какие-либо новые глаголы, то преи­мущественно отыменные» (ср. «замены» глагола есть ем: завтракать, обедать, ужинать) (там же). С другой стороны — имена пополняются элементами гла­гольной системы, которые, укрепившись в сфере именных образований, снова дают толчки к творчеству новых глагольных типов {гореть — горячий — горячить —

Проблема классификации слов в «Очерке науки о языке» проф. Н. В. Крушевского - student2.ru 1 «Введение в языковедение», стр. 61. Ср. у Л. В. Щ е р б ы в предисловии к описанию восточно-лужицкого наречия: «Описание это основывается исключительно на наблюдении живого произносимого языка, без привнесения каких-либо чуждых категорий, не имеющих оснований в психике говорящих, а следовательно, оно не имеет никакой исторической перспективы в обычном смысле этого слова» («Во-сточнолужицкое наречие», П., 1915, стр. XIX).

'Казань, 1883.

1 Ср. «Опыт симазиологии частей речи» А. А. Д о б и а ш а.

горячительный; жить— житель — жительствовать и т. п.) (144). Между клас­сами имён тоже нет непроходимой границы {жить — жилой — жилец и т. п.) (там же). Местоимения «развиваются из более знаменательных имён» (145). «Благодаря существованию общих типов, целые выражения превращаются в части речи» (на­пример, рукоприкладчик из руку прикладывать) (там же). «Частицы... развиваются из слов знаменательных» (например, ни на волос, ни крошечки, между тем как и т.п.) (146). «Менее знаменательные частицы... получаются из более знаменатель­ных» (например, перед из наречия прежде и т. п.) (там же). Итак, грамматические категории находятся в непрестанном движении. «История грамматических катего­рий сводится к их переинтеграции: одна категория развивается из другой» (там же). Но к самому процессу функционирования разных грамматических категорий в рус­ском литературном языке Крушевский не успел подойти. Это сделал другой ученик Бодуэна де Куртенэ — проф. В. А. Богородицкий.

Наши рекомендации