Периодизация спортивной тренировки

Типовой годичный цикл состоит из периодов:

Подготовительный .

Соревновательный .

Переходный,имеющих специфические задачи , содержание и структуру.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД- оно делится на 2 этапа:1.Общеподготовительный. 2.Специально –подготовительный.

1.В общеподготовительном этапе создаются и развиваются предпосылки для приобретения спортивной формы. Это а) повышение уровня развития основных физических качеств , двигательных навыков и умений , что достигается с помощью общей подготовки. б) Физическая подготовка направлена на расширение функциональных возможностей организма. Содержание средств её должно быть таким , чтобы можно было обеспечить разносторонне общее воздействие на тренирующихся . а также наиболее рациональный «перенос» тренированности на последующую деятельность спортсменов. в)Техническая и тактическая подготовка направлена на изучение теоретических основ тренировки , а также освоение либо востановление и совершенствование навыков и умений . составляющих технику и тактику избранного вида спорта..Эта задача главным образом решается за счёт специально-подготовительных упражнений.- используются самые разнообразные физ.упражнения(гимнастические упражнения на снарядах,упражнения с отягощением,спринтерские упражнения ,различные подвижные и спортивные игры,Движения циклического характера:бег,плавание,езда на велосипеде и т.п.).г) Морально-волевая подготовка направлена на сформирование установки на выполнение большой и важной , «базовой» работы .Тренер должен внушить спортсменам , что без предварительной , трудоёмкой работы в подготовительном периоде невозможны спортивные успехи в течение всего тренировочного года.Поэтому поведение спортсмена должно быть организовано так , чтобы оно позволило полноценно решить задачи , стоящие в начале тренировочного года.

Главное направление в динамике тренировочных нагрузок на общеподготовительном этапе –это постипенное увеличение их объёма и интенсивности при определяющей роли объёма Интенсивность нагрузки в это время растёт лишь в той мере . которая не препятствует проведению работы большого объёма.В связи с этим темпы роста объёма нагрузок превышает темпы роста интенсивности.По иному выглядит и динамика нагрузок общеподготовительных упражнений . связанных с воспитанием силы и особенно быстроты.В связи с природой самих этих упражнений интенсивность нагрузки возрастает до максимума , что сдерживает рост объёма нагрузки.Окончание данного этапа тренировки определяется результами контрольных упражнений по общей и специальной подготовке.

2.В специально-подготовительном периоде создаются условия для вхождения в спортивную форму.В связи с этим изменяются и частные задачи различных сторон подготовки спортсмена. Удельный вес специальной физической подготовки возрастает , она соотносится с общей подготовкой , как 2:1 или 3:2 ; общая физическая подготовка играет роль в сохранении достигнутой общей тренированности; постепенно всё больше применяются соревновательные упражнения.

Техническая , тактическая и морально-волевая подготовка направлена на создание готовности к участию в соревнованиях.

Умения ,навыки и тактика , а также волевые качества доводятся до такой степени совершенства ,в какой они необходимы в соревновательной борьбе. Поскольку все действия спортсмена и тренера направлены на непосредственное становление спортивной формы , уменьшается разнообразие применяемых средств , снижается вариативность воздействия на занимающихся.Тренированность зависит от того , как часто и в каком размере действует тренировочный фактор , т.е. специальные средства ; согласно законам физиологии, условнорефлекторные связи устанавливаются легче и быстрее и быстрее при меньшей изменчивости внешних воздействий. Специально-подготовительные упражнения на этом этапе за счёт сокращения их длительности и увеличения интенсивности приближаются к основным; от элементов основных упражнений спортсмен постепенно переходит к самим этим упражнениям.Происходит ,таким образом , объединение частей или отдельных движений в единое целое.

Особенностью динамики нагрузок на этом этапе является то, что они возрастают , но не в связи с ростом объёма , а в связи с повышением интенсивности ,достигающей к концу этапа максимальной величины. Интенсивность повышается за счёт специальной подготовки; в то же время объём нагрузок значительно снижается за счёт общей подготовки. Позднее снижается и объём специальной подготовки.

Эта картина в динамике нагрузок объясняется тем , что объём и интенсивность нагрузки по- разному влияют на рост спортивных результатов. Объём представляет собой фактор отдалённого воздействия , он растёт тогда , когда нужно обеспечить значительные перестройки в деятельности организма занимающихся ,его приспособительные изменения. Интенсивность действует непосредственно , она позволяет обеспечить подъём работоспособности.Необходимо отметить , что динамика спортивных результатов определяется не только развитием нагрузки , но и всем содержанием и характером тренировочного процесса. Возрастание нагрузок в подготовительном периоде в принципе обусловливается повышением тренированности спортсменов. Микроциклы тренировки на втором этапе перестраиваются так, чтобы можно было подготовить спортсменов к непосредственному участию в основных состязаниях. Подготовительный период может считаться полноценно завершённым . если к его окончанию спортсмены достигают запланированных результатов и выполняют нормативы специальной и общей подготовки.

СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД –Задачей соревновательного периода является сохранение и упрочнение спортивной формы и на основании этого- достижение максимальных спортивных результатов.На это направлено и содержание всех видов подготовки.ФИЗИЧЕСКАЯ подготовка направлена на создание непосредственной готовности к предельным напряжениям.ТЕХНИЧЕСКАЯ и ТАКТИЧЕСКАЯ подготовка обеспечивает совершенство двигательных навыков и тактических действий.МОРАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ подготовка связана с мобилизацией сил , созданием оптимальной настройки на участие в соревнованиях.Главным средством этого периода выступают основные физические упражнения;удельный вес специально-подготовительных упражнений тот же , что и в конце предыдущего периода;общеподготовительные упражнения становятся более разнообразными и вариативными в применении; используются ,как правило ,уже знакомые , освоенные упражнения. При помощи средств ОФП обеспечивается активный отдых; поддерживается общая тренированность , что позволяет более успешно применять высокие нагрузки. Активный отдых связан с так называемыми «переключениями» : тренировка проводится с использованием средств вспомогательных видов спорта. Основным методом этого периода является соревновательный. Число соревнований зависит от особенностей вида спорта и квалификации спортсмена. Число соревнований может быть разумно увеличено за счёт выступления в различных по содержанию , направленности и значимости состязаниях. Структура соревновательного периода может быть простой или сложной в зависимости от его продолжительности. В кратковременном соревновательном периоде общий объём нагрузок немного снижается , а потом становится относительно постоянным ; интенсивность возрастает максимально и тоже стабилизируется. Если же соревновательный период длителен , то возникает так называемый промежуточный этап , в процессе которого вслед за стабилизацией нагрузок происходит новое увеличение их общего объёма при незначительном снижении интенсивности , а затем опять сокращение объёма и увеличение интенсивности. Таким образом , здесь воспроизводится волнообразность в динамике нагрузок , которая ранее наблюдалась в подготовительном периоде. Однако в данном случае объём нагрузок увеличивается не за счёт средств ОФП (хотя их удельный вес несколько возрастает) , а за счёт средств специальной подготовки. Необходимость повторной волны обусловливается тем , что при продолжительном соревновательном периоде интенсивная тренировка , связанная с многогранной соревновательной практикой , может отрицательно повлиять на сохранение спортивной формы. Поскольку работа ,проделанная в подготовительном периоде , становится не достаточной , необходимо принять указанные меры для подержания спортивной формы на длительное время. Это позволит применить высокие тренировочные нагрузки , которые организм спортсмена сможет выдержать без перенапряжения.

ПЕРЕХОДНОЙ ПЕРИОД – Задачей переходного периода является осуществление полноценного активного отдыха и вместе с тем сохранение определённого уровня тренированности – обеспечение условий для начала нового цикла тренировки.В этот период спортивная форма временно утрачивается ; вся работа должна быть направлена на ликвидацию последствий утомления , возникшего в течение тренировочного года.Этому подчинено содержание физической , технической , тактической и морально-волевой подготовки.Активный отдых организуется как за счёт смены деятельности , так и за счёт смены обстановки , внешних условий.Важное значение в переходном периоде приобретает туризм ,просто отдых на природе.Кроме того, используются подвижные и спортивные игры , гимнастические упражнения , а также упражнения из других видов спорта.Общая подготовка вновь занимает ведущее место; удельный вес специальной подготовки падает ,она теперь занимает не более 15-20% всего времени тренировки и оказывает узконаправленное воздействие, например поддерживает уровень развития гибкости.На тренировке исключаются состязания и соревновательные упражнения.Работа ведётся по возможности игровым методом.Основная направленность динамики нагрузок переходного периода выражается в уменьшении общего объёма и интенсивности , в применении умеренной работы.Однако нельзя допускать чрезмерно большого спада нагрузок; следует избегать однотипных , монотонных нагрузок , припятсвующих полноценному активному отдыху.Построение микроциклов данного периода не отличается постоянством и отражает содержание применяемых средств.Важной задачей переходного периода является анализ работы ,проведённой в течение прошедшего тренировочног года .Если спортсмен не имел достаточных нагрузок , мало выступал в соревнованиях ,необходимость в переходном периоде отпадает.

ВАРИАНТЫ ЦИКЛА СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ - Переодизация тренировки в различных видах сорта имеет свои особенности.Они могут касаться длительности периодов и числа этапов в них.Длительность периодов зависит от сроков формирования и сохранения спортивной формы , а она обусловлена особенностями видов спорта.Проявляются особенности в соотношении средств и методов , в динамике нагрузок.Может меняться и сама структура тренировочного года, образуя варианты цикла.Эта вариативность объясняется особенностями видов спорта , квалификацией спортсменов ,а также условиями их труда и учёбы.Поэтому кроме типового годичного цикла имеются ещё полугодичные , сдвоенные циклы , а также циклы со сложной структурой соревновательного периода. Полугодичные циклы применяются в скоростно-силовых видах спорта , где наивысшие спортивные результаты могут быть показаны в каждом полугодии , причём интервал между лучшими достижениями исчесляется в 4-6 месяцев.Это учитывается при построении переодизации.Два обычных цикла могут быть объядинены в один – сдвоенный ,в котором после соревновательного периода ,завершаемого небольшим отдыхом ,идёт второй подготовительный , потом – второй соревновательный и весь год зсканчивается одним общим переходным периодом.

ОСНОВНОЙ ВАРИАНТ

Подготовительный период Соревновательный период Переходной период
    1 этап       2 этап    
       

СДВОЕННЫЙ ЦИКЛ

Подготовительный период Соревновательный период Подготовительный период Соревновательный период Переходной период
  1 этап     2 этап     1 этап   2 этап    
             

Такой вариант цикла может быть применён в работе с новичками ,а также в видах спорта с «подвижной» , изменяющейся от разряда к разряду ,программой специализации(например в гимнастике) В боксе и других единоборствах соревновательный период имеет внутри периодовые циклы , равные числу главных соревнований. Каждый такой внутренний цикл делится на непосредственную подготовку к соревнованию ,и участие в нём в послесоревновательный отдых.

ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЁТ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ –Оно является важным условиями совершенствования всей системы тренировки При помощи планирования упорядочивается процесс будущей тренировки.Тренировочные планы могут быть перспективными (многлетние ,обычно на 4-года(олимпийский цикл) цикловыми (годичные , полугодичные) ,оперативными (на этап ,неделю,отдельное занятие). Кроме того , планы делятся на групповые и индивидуальные.Перспективный план определяет главное направление в совершенствовании спортсмена , динамику нагрузок и средства , а также контрольные нормативы(в него включаются лишь основные данные на ряд лет). Вгодичных планах уже более детально определяются средства , динамика нагрузок , число соревнований.Годичный план строится на основании периодизации спортивной тренировки , в нём конкретизируются и уточняются задания по общей и специальной подготовке. На основании годичных планов в дальнейшем составляются месячные и недельные планы тренировок. Исходным материалом для рационального планирования являются данные тщательного анализа прошедшего тренировочного года , его периодов и этапов , а также данные педагогического и врачебного контроля. Для педагогического контроля необходим материал предварительного , текущего и итогового учёта ; особое значение имеют анализ и учёт спортивных результатов. Важные данные даёт изучение контрольных нормативов по физической , технической и тактической подготовке . Учёт различных показателей ,связанных с проведением тренировки , позволяет определять более правельный путь в работе , проверять рациональность используемых средств и методов , помогает активно вмешиваться в тренировочный процесс. Связь планирования и педагогического контроля позволяют рационализировать тренировочный процесс и добиваться высоких спортивных результатов.

Наши рекомендации