Режимы тренировочной работы.
Тренировочная работа ведется в соответствии с годовым тренировочным планом (далее – годовой план), рассчитанным на 52 недели утвержденнымруководителем . Под расписанием тренировочных занятий (тренировок)понимается еженедельный график проведения занятий по группам подготовки , утвержденный распорядительным актом организации (приказом руководителя) и размещенном на информационном стенде .Количество часов в неделю не должно превышать допустимые нормы федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта волейбол .
Этапный норматив | Этапы и годы спортивной подготовки | |||||
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенствования спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства | |||
До года | Свыше года | До двух лет | Свыше двух лет | |||
Количество часов в неделю | 10 – 12 | 12 – 18 | 18 – 24 | 24 – 32 | ||
Количество тренировок в неделю | 3 – 4 | 3 – 4 | 4 – 6 | 6 – 7 | 7 – 10 | 10 – 11 |
Общее количество часов в год | 520 – 624 | 624 – 936 | 936 – 1248 | 1248 – 1664 | ||
Общее количество тренировок в год | 156 – 208 | 156 – 208 | 234 – 286 | 310 – 364 | 460 – 520 | 520 – 572 |
2.6 Медицинские , возрастные и психофизические требования к лицам , проходящих спортивную подготовку.
Медицинский контроль за состоянием здоровья спортсменов осуществляется специалистами областного врачебно-физкультурного диспансера не менее 2-х раз в год. Дополнительные медицинские осмотры спортсменов следует проводить перед участием в соревнованиях, после болезни или травмы. Необходимо вести контроль за использованием спортсменов фармакологических средств.
К занятиям допускаются дети и подростки, отнесенные к основной медицинской группе.
Контроль за уровнем физической работоспособности и функционального состояния организма спортсмена проводится в рамках этапного комплексного обследования для определения потенциальных возможностей спортсмена, динамики уровня тренированности, соответствия выполняемых тренировочных и соревновательных нагрузок функциональным возможностям организма.
К занятиям спортом допускаются только здоровые и практически здоровые дети.
Перечень заболеваний и патологических состояний, препятствующих допуску к занятиям спортом :
Все острые и хронические заболевания в стадии обострения
Особенности физического развития
Нервно-психические заболевания
Заболевания внутренних органов
Хирургические заболевания
Травмы и заболевания ЛОР-органов.
Травмы и заболевания глаз
Стоматологические заболевания
Кожно-венерические заболевания
Заболевания половой сферы
Инфекционные заболевания
Сроки допуска к занятиям физической культурой и спортом, участию в соревнованиях детей и подростков, возрастные этапы спортивной подготовки определены с учетом созревания физических и психических функций организма, развития двигательных качеств.
Методика проведения тренировок предусматривает чередование нагрузки на отдельные мышечные группы, частые перерывы, использование подвижных игр и других приемов, позволяющих разнообразить нагрузку, сделать ее эмоционально более насыщенной, поскольку детский организм не переносит однообразной монотонной работы.Снижение физических нагрузок в период эмоциональных стрессов (экзамены).Обязательное соблюдение принципов регулярности занятий и постепенности увеличения нагрузок.
Необходимо учитывать возрастные периоды совершенствования двигательных качеств и в соответствии с эти планировать тренировочную нагрузку.
Предельные тренировочные нагрузки
Этапный норматив | Этапы и годы спортивной подготовки | |||||
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенствования спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства | |||
До года | Свыше года | До двух лет | Свыше двух лет | |||
Количество часов в неделю | 10 – 12 | 12 – 18 | 18 – 24 | 24 – 32 | ||
Количество тренировок в неделю | 3 – 4 | 3 – 4 | 4 – 6 | 6 – 7 | 7 – 10 | 10 – 11 |
Общее количество часов в год | 520 – 624 | 624 – 936 | 936 – 1248 | 1248 – 1664 | ||
Общее количество тренировок в год | 156 – 208 | 156 – 208 | 234 – 286 | 310 – 364 | 460 – 520 | 520 – 572 |
Минимальный и придельный объем соревновательной деятельности
Виды соревнований (игр) | Этапы и годы спортивной подготовки | ||||
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенствования спортивного мастерства | |||
До года | Свыше года | До двух лет | Свыше двух лет | ||
Контрольные | 1 – 3 | 1 – 3 | 5 – 7 | 3 – 5 | 5 – 7 |
Отборочные | - | - | 1 – 3 | 1 – 3 | 1-3 |
Основные | |||||
Всего игр | 20 – 25 | 60 – 70 | 50 – 60 | 60-70 |
Требования к экипировки , спортивному инвентарю и оборудованию
Требования к материально-технической базе и инфраструктуре организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и иным условиям:
- наличие игрового зала;
- наличие тренажерного зала;
- наличие раздевалок, душевых;
ОБОРУДОВАНИЕ И СПОРТИВНЫЙ ИНВЕНТАРЬ,
НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
N п/п | Наименование | Единица измерения | Количество изделий |
Оборудование и спортивный инвентарь | |||
Сетка волейбольная со стойками | комплект | ||
Мяч волейбольный | штук | ||
Протектор для волейбольных стоек | штук | ||
Дополнительное и вспомогательное оборудование и спортивный инвентарь | |||
Барьер легкоатлетический | штук | ||
Гантели массивные от 1 до 5 кг | комплект | ||
Мяч набивной (медицинбол) весом от 1 до 5 кг | штук | ||
Корзина для мячей | штук | ||
Мяч теннисный | штук | ||
Мяч футбольный | штук | ||
Насос для накачивания мячей в комплекте с иглами | штук | ||
Скакалка гимнастическая | штук | ||
Скамейка гимнастическая | штук | ||
Утяжелитель для ног | комплект | ||
Утяжелитель для рук | комплект | ||
Эспандер резиновый ленточный | штук |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ЭКИПИРОВКОЙ
Спортивная экипировка, передаваемая в индивидуальное пользование | |||||||||||
N п/п | Наименование | Единица измерения | Расчетная единица | Этапы спортивной подготовки | |||||||
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенствования спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства | ||||||||
количество | срок эксплуатации (лет) | количество | срок эксплуатации (лет) | количество | срок эксплуатации (лет) | количество | срок эксплуатации (лет) | ||||
Костюм ветрозащитный | штук | на занимающегося | - | - | |||||||
Костюм спортивный парадный | штук | на занимающегося | - | - | - | - | - | - | |||
Кроссовки для волейбола | пар | на занимающегося | - | - | |||||||
Кроссовки легкоатлетические | пар | на занимающегося | - | - | |||||||
Майка | штук | на занимающегося | - | - | |||||||
Носки | пар | на занимающегося | - | - | |||||||
Полотенце | штук | на занимающегося | - | - | - | - | - | ||||
Сумка спортивная | штук | на занимающегося | - | - | - | ||||||
Фиксатор голеностопного сустава (голеностопник) | комплект | на занимающегося | - | - | |||||||
Фиксатор коленного сустава (наколенник) | комплект | на занимающегося | - | - | |||||||
Фиксатор лучезапястного сустава (напульсник) | комплект | на занимающегося | - | - | - | - | |||||
Футболка | штук | на занимающегося | - | - | |||||||
Шапка спортивная | штук | на занимающегося | - | - | |||||||
Шорты (трусы) спортивные | штук | на занимающегося | - | - | |||||||
Шорты эластичные (тайсы) | штук | на занимающегося | - | - |
2.10 Требованию к количественному и качественному составу групп подготовки
Этапы спортивной подготовки | Продолжительность этапов (в годах) | Минимальный возраст для зачисления в группы (лет) | Наполняемость групп (человек) |
Этап начальной подготовки | 14 – 25 | ||
Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | 12 – 20 | ||
Этап совершенствования спортивного мастерства | Без ограничений | 6 – 12 | |
Этап высшего спортивного мастерства | Без ограничений | 6 – 12 |
2.11 Объем индивидуальной спортивной подготовки
Основными формами осуществления спортивной подготовки являются:
- групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;
- работа по индивидуальным планам;
- тренировочные сборы;
- участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях;
- инструкторская и судейская практика;
- медико-восстановительные мероприятия;
- тестирование и контроль
Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки осуществляется на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства.
Для проведения занятий на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, кроме основного тренера (тренера-преподавателя) по виду спорта волейбол допускается привлечение дополнительно второго тренера (тренера-преподавателя) по общефизической и специальной физической подготовке при условии их одновременной работы с лицами, проходящими спортивную подготовку. Индивидуальный перспективный план на четыре года должен включать следующие разделы:
1. Краткая характеристика спортсмена (фамилия, имя, отчество, год рождения, рост, вес, продолжительность занятий данным видом спорта уровень развития основных качеств и специальных знаний, отношение к тренировке, личные качества, поведение в соревнованиях, недостатки в подготовке).
2. Цель подготовки на четыре года (например, добиться права участия в Олимпийских играх, занять место в команде страны, показать результат мастера спорта международного класса).
3. Задачи подготовки по годам. Структура годового цикла по периодам. Указываются конкретные задачи по совершенствованию общей и специальной физической, технической, тактической, психологической подготовки и определяются нормативы по годам.
4. Основные соревнования (по годам), сроки и планируемые результаты.
5. Основные средства и методы подготовки. Кратко характеризуются средства и методы общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки.
6. Количественные показатели тренировочного процесса и соревнований, применение основных тренировочных средств и контрольных нормативов по годам. Нагрузки первого года групп спортивного совершенствования достигают 75-85% от показателей, как правило, максимальных для спортсменов, тренирующихся на последующих этапах спортивного совершенствования.
7. Распределение основных средств тренировки по периодам или этапам.
8. Планирование учебы, работы, приобретения знаний по спортивной деятельности.
9. Система комплексного контроля.
2.12 Структура годичного цикла (название и продолжительность периодов, этапов, мезоциклов)
Структура тренировки: исходным структурным образованием является тренировочное задание; комплексы заданий составляют тренировочные занятия; два и более тренировочных занятий образуют микроцикл; несколько микроциклов образуют мезоцикл; мезоциклы образуют макроцикл (полугодовой или годовой); несколько годичных циклов образуют многолетний цикл.
На этапе начальной подготовки:
- формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
- формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
- освоение основ техники по виду спорта волейбол;
- всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
- укрепление здоровья спортсменов;
- отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта волейбол.
На тренировочном этапе(этапе спортивной специализации):
- повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;
- приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта волейбол;
- формирование спортивной мотивации;
- укрепление здоровья спортсменов.
На этапе совершенствования спортивного мастерства:
- повышение функциональных возможностей организма спортсменов;
- совершенствование общих и специальных физических качеств, технической, тактической и психологической подготовки;
- стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на региональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях;
- поддержание высокого уровня спортивной мотивации;
- сохранение здоровья спортсменов.
На этапе высшего спортивного мастерства:
- достижение результатов уровня спортивных сборных команд Российской Федерации;
- повышение стабильности демонстрации высоких спортивных результатов во всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях.
Примерный план годичного цикла
№ | Разделы обучения | Этапы подготовки | |||||||||
НП | ТЭ (этап спортивной специализации) | ССМ(этап совершенствования спортивного мастерства) | ВСМ(этап высшего спортивного мастерства) | ||||||||
1-год | 2-год | 3-год | До двух лет | Свыше двух лет | Без ограничений | Без ограничений | |||||
1-год | 2-год | 3-год | 4-год | 5-год | |||||||
Общее количество часов в год, из расчета 52 недель | 1 664 | ||||||||||
Количество часов в неделю | |||||||||||
Общая физическая подготовка (%) | |||||||||||
Специальная физическая подготовка (%) | |||||||||||
Техническая подготовка (%) | |||||||||||
- - тактическая под.; - теоретическая - психологическая подготовка -медико-востановительные мероприятия (%) | |||||||||||
Технико-тактическая (интегральная) подготовка (%) | |||||||||||
Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика (%) | |||||||||||
Всего (%) |
Методическая часть
3.1 Рекомендации по проведению тренировочных занятий, а так же требования к технике безопасности в условиях тренировочных занятий и соревнований.
Система спортивной подготовки представляет собой организацию
регулярных тренировочных занятий и соревнований. На протяжении многолетней тренировочной деятельности, юные спортсменыдолжны овладеть техникой и тактикой, приобрести опыт и специальные знания, улучшить моральные и волевые качества.При построении многолетнего тренировочного процесса необходимо
ориентироваться на оптимальные возрастные границы, в пределах которых
спортсмены добиваются своих высших достижений. Как правило, способные
спортсмены достигают первых успехов через 4-6 лет, а высших достижении –через 7-9 лет специализированной подготовки. Настоящей программа
основывается на общепринятых положениях спортивной подготовки, которые
базируются на следующих методических принципах:
-строгая преемственность задач, средств и методов тренировки детей,
подростков, юниоров и взрослых спортсменов;
-возрастание объема средств общей и специальной физической
подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в
год увеличивается удельный вес объема СФП (по отношению к общему объему
тренировочной нагрузки) и соответственно уменьшается удельный вес РФП;
-непрерывное совершенствование спортивной техники;
-неуклонное соблюдение принципа постепенности применения
тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней
тренировки юных спортсменов;
-правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок
с учетом периодов полового созревания;
-осуществление как одновременного развития физических качеств на
всех этапах многолетней подготовки спортсменов, так и преимущественного
развития отдельных физических качеств в наиболее благоприятные возрастные
периоды.
Необходимо придерживаться следующим принципам :
1. Принцип сознательности и активности
2 Принцип наглядности
3 Принцип систематичности
4 Принцип прочности усвоения материала
5 Принцип научности
6 Принцип доступности и индивидуализации