Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов - Волейбол. Учебник для институтов физической культуры.

Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов - Волейбол. Учебник для институтов физической культуры.

Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов - Волейбол. Учебник для институтов физической культуры. - student2.ru Предисловие
Настоящий учебник предназначен студентам институтов физической культуры, специализирующимся по волейболу, и составлен в соответствии с программой по данной учебной дисциплине. В написании учебника принимали участие: доктор педагогических наук, профессор, заслуженный тренер СССР — Ю. Д. Железняк, доктор педагогических наук, доцент, мастер спорта — А. В. Ивойлов; заслуженный тренер СССР, тренер сборной олимпийской команды страны — Н. В. Карполь; заслуженный тренер РСФСР — В. Е. Тучин; кандидат психологических наук И. И. Торопчин; заслуженный тренер СССР — В. А. Титарь. При подготовке учебника авторами использован многолетний опыт работы кафедр спортивных игр Московского областного и Волгоградского государственных институтов физической культуры, данные научных исследований, передовой опыт работы тренеров с командами высшей лиги и со сборной команды страны, а также подготовки спортивных резервов. Авторы будут признательны за деловые замечания и пожелания по дальнейшему совершенствованию учебника.  

Основные понятия и терминология

В понятиях и терминологии раскрывается предмет изучения и преподавания любой дисциплины, концентрируются накапливаемые наукой знания. Понятие считается полным, если оно имеет определение, то есть краткую формулировку критериев отличия и способов его построения и употребления.

Ниже дается определение основных понятий и терминов, которые имеют место в учебнике. Необходимо учесть, что в практике подготовки волейболистов и в методической литературе пока не достигнуто единство трактовки основных понятий и терминов.

Игровая деятельность волейболистов - управляемая сознанием психическая и физическая активность, направленная посредством технико-тактических действий на достижение победы над соперником в условиях специфического противоборства и при соблюдении установленных правил.

Соревновательная деятельность волейболистов - игровая деятельность в условиях официальных соревнований.

Прием игры - обусловленное правилами двигательное действие, специфичное для волейбола. Выделяют приемы нападения и приемы защиты.

Техника игры - совокупность приемов игры для осуществления игровой и соревновательной деятельности в волейболе. Выделяют технику нападения и технику защиты.

Техническая подготовка волейболистов - педагогический процесс, направленный на совершенное овладение приемами игры и обеспечивающий надежность навыков в игровой и соревновательной деятельности.

Тактическое действие - рациональное использование приемов игры, форма организации соревновательной деятельности за победу над соперником. Выделяют индивидуальные, групповые и командные тактические действия - в нападении и защите.

Тактика игры - совокупность тактических действий - индивидуальных и коллективных.

Тактическая подготовка волейболистов - педагогический процесс, направленный на совершенное овладение тактическими действиями и обеспечивающий высокую их эффективность в игровой и соревновательной деятельности.

Физические способности волейболистов - индивидуальные особенности личности, создающие условия для успешного овладения и

осуществления игровой и соревновательной деятельности. В значительной мере предопределены генетически.

Физические качества - отдельные качественные проявления физических способностей: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.

Физическая подготовка волейболистов - педагогический процесс, направленный на развитие физических способностей и повышение функциональных возможностей, укрепление опорно-двигательного аппарата, обеспечивающих эффективное овладение навыками игры и способствующих высокой надежности игровых действий.

Интегральная подготовка волейболистов - педагогический процесс, направленный на интеграцию тренировочных воздействий технической, тактической, интеллектуальной и физической подготовки в целостный эффект соревновательной деятельности.

Психологическая подготовка волейболистов - воспитание нравственных, волевых и тех психических качеств, которые адекватны специфике волейбола и содействуют высокой надежности соревновательной деятельности.

Теоретическая (интеллектуальная) подготовка волейболистов - вооружение волейболистов специальными знаниями, повышающими эффективность тренировочной и соревновательной деятельности.

Система подготовки волейболистов - совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостное единство и ориентированных на достижение цели, то есть это комплекс мероприятий, направленных на подготовку спортсменов, отвечающих модельным характеристикам сильнейших волейболистов мира и способных показывать наивысшие спортивные достижения.

Тренировка волейболистов - составная часть системы подготовки, педагогический процесс, направленный на обучение приемам игры и тактическим действиям, совершенствование технико-тактического мастерства, развитие физических способностей, воспитание психических, моральных и волевых качеств, создание условий для высоких спортивных достижений волейболистами.

Тренировочная деятельность - совместная деятельность тренера и волейболистов по успешному достижению целей тренировки.

Структура тренировки - исходным структурным образованием является тренировочное занятие; два и более тренировочных занятий образуют микроцикл, несколько микроциклов образуют средний цикл, средние циклы образуют годичный цикл, несколько годичных образуют многолетний опыт.

Тренировочная нагрузка - составная часть (компонент) тренировки, отражает количественную меру тренировочных воздействий на волейболистов в процессе занятий. Величина нагрузки определяется ее интенсивностью и объемом. Важное значение имеет характер тренировочных средств (специализированность, направленность, сложность).

Спортивные соревнования - составная часть системы подготовки волейболистов, с одной стороны, они служат целью тренировки и критерием ее эффективности, с другой стороны, они являются эффективным средством специальной, соревновательной подготовки.

Соревновательная нагрузка - объем соревновательной деятельности в определенный промежуток времени. Выражается в количестве игр (календарных и контрольных).

Структура соревнований по волейболу - разнообразные виды соревнований, ранжированные по определенным признакам: масштабу (чемпионаты СССР, союзных республик и т. д.), уровню мастерства и возрастному цензу.

Управление - процесс по обеспечению достижения цели системы подготовки волейболистов на основе получения, передачи и переработки информации с выработкой и принятием решения. Выделяют управление подготовкой волейболистов, управление тренировкой волейболистов и управление соревновательной деятельностью команды и отдельных волейболистов.

Планирование и контроль - основные функции управления. Планирование - есть процесс выбора направления движения (траектории) системы подготовки волейболистов и определения средств и методов достижения конечной цели. Это определение содержания будущей деятельности. Контроль есть процесс, направленный на обеспечение совпадения хода подготовки волейболистов с плановыми заданиями, то есть координацию действий составных частей системы подготовки по достижении цели на основе получаемой информации.

Отбор спортсменов - составная часть системы подготовки волейболистов, комплекс мероприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей к волейболу и свойствами организма, обеспечивающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности в волейболе.

Волейбол за рубежом

В 1895 г. в США преподаватель колледжа Вильяме Морган предложил разработанные им правила новой игры, которая была названа "волейбол". Вскоре после этого они были опубликованы. Первые правила волейбола значительно отличались от тех, которыми пользуются в настоящее время. В частности, размеры площадки составляли 7,6Х 15,1 м, высота сетки- 1,98 м, вес мяча - 340 г, число игроков команды могло быть неограниченным.

Первый этап распространения волейбола относится к 1895- 1920 гг. В это время в США волейбол начинает демонстрироваться перед зрителями. Из Северной Америки он попадает в страны Южной и Центральной Америки: на Кубу, в Пуэрто-Рико, Перу, Бразилию, Уругвай и Мексику. В начале века с волейболом знакомятся в странах Азии (Японии, Китае), и несколько позднее (1914- 1917 гг.) он начинает культивироваться на Европейском континенте.

После проведения в Бруклине в 1922 г. первых официальных соревнований по волейболу, собравших большое число зрителей, США выступили с ходатайством о включении этой игры в программу VIII Олимпийских игр. Однако предложение было отклонено из-за недостаточного числа участников.

С распространением игры в большинстве стран Европы, Америки и Азии совершенствуются и уточняются многие пункты правил: ограничивается число игроков команды до шести, увеличиваются размеры поля до 9,1 X 18,2 м, уточняется высота сетки (2,43 м), разрешается только три удара по мячу. Счет начинает вестись до 15 очков (с учетом перевеса в два очка при счете 14:14, или до 17 очков при счете 15:15 и т. д.).

С эволюцией правил постепенно развиваются техника и тактика волейбола. Игра начинает проводиться в три касания с третьим завершающим ударом через сетку, который стал нападающим. Для противодействия нападающему удару появляется блокирование. Техника волейбола дифференцируется, она включает в себя такие элементы, как подача, нападающие удары и блокирование.

Возникают основы тактики игры, состоящие на первых порах в более слаженных действиях группы игроков и их равномерном расположении на площадке в момент подачи противника.

Позднее (1929-1936 гг.) техника игры приобретает более целесообразный характер: подача из средства введения мяча в игру превращается в средство нападения (сильная боковая подача), нападающие удары становятся более агрессивными и разнообразными, совершенствуются приемы-передачи, начинают применяться различные приемы мяча в бросках и падениях, появляется групповое блокирование.

В дальнейшем эволюция техники и тактики продолжается (1936- 1939 гг.). Против группового блока применяются удары с края сетки ("со столба"), появляется страховка блокирующих игроков для нейтрализации обманных ударов, многие волейболисты достигают виртуозности в приеме и передаче мяча.

С введением правила, запрещающего удары игроков задней линии в зоне трехметровой отметки выше верхнего края сетки, игра приобретает все более коллективный характер с разграничением функций и обязанностей между игроками команды.

В 1934 г. предпринимается попытка создания первой международной комиссии по волейболу. В комиссию вошли 13 стран Европы, 5 стран Америки и 4 страны Азии.

После второй мировой войны в 1947 г. в Париже создается Международная федерация волейбола (ФИВБ), которая вскоре проводит в Риме (1948 г.) первый чемпионат Европы среди мужских команд. Советские волейболисты в этом соревновании не участвовали: первое место в нем заняли волейболисты Чехословакии.

Первый чемпионат мира среди мужских команд и первенство Европы среди женщин проводились в Праге (1949 г.). Победителями этих состязаний стали советские волейболисты и волейболистки.

Послевоенный этап развития волейбола характеризуется популяризацией игры во всем мире. ФИВБ проводит большое количество соревнований - первенства Европы и мира, розыгрыш Кубка европейских чемпионов. Немалый вклад в развитие волейбола в этот период вносят советские волейболисты, демонстрирующие передовую школу техники и тактики игры и передающие свой опыт многим командам Европы и Азии.

В 1964 г. волейбол впервые включается в программу Олимпийских игр в Токио.

Волейбол в СССР

В 1925 г. Московский совет физкультуры разработал и утвердил первые официальные правила проведения соревнований по волейболу.

В 1927 г. состоялась первая товарищеская междугородняя встреча между студентами Москвы и Харькова, в которой москвичи одержали победу. В этом же году издается первая книга по волейболу - "Волейбол и кулачный мяч" (под редакцией М. В. Сысоева и А. А. Маркушевича).

В 1928 г. в Москве проводился чемпионат, входящий в программу Первой всесоюзной спартакиады. В нем принимали участие команды Москвы, Украины, Дальнего Востока, Северного Кавказа и Закавказья. Победителем стала команда Украины. Среди женских команд легкую победу одержала сборная Москвы.

С 1933 г. Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту проводил праздники волейболистов в масштабе страны (первенства СССР). Этим соревнованиям предшествовали первенства в городах, краях и республиках, в которых принимали участие сборные мужские и женские команды.

Большое значение для развития отечественного волейбола имело проведение в 1935-1936 гг. всесоюзных первенств среди школьных команд. Эти соревнования позволили, с одной стороны, выявить целую плеяду молодых способных волейболистов, а с другой, - став традиционными, способствовали лучшей подготовке резервов.

В 1947 г. на Всемирном фестивале демократической молодежи и студентов в Праге советские волейболисты, представленные сборной мужской командой Ленинграда, впервые приняли участие в международном турнире по волейболу. Наши волейболисты одержали победу и стали первыми лауреатами Всемирного фестиваля.

Осенью этого же года трехкратные чемпионы СССР - динамовцы Москвы выезжали на товарищеские игры в Польшу, где одержали победы во всех встречах.

С этого времени укрепляются широкие связи советских волейболистов с зарубежными спортсменами.

На первенстве СССР 1947 г. в Грозном игры начинают проводиться из пяти партий. На этом чемпионате команда ленинградского Дома офицеров впервые предприняла попытку выступать в составе шести нападающих игроков.

В дальнейшем усиливающаяся подача и строгость судейства верхней передачи вынуждают волейболистов широко использовать нижнюю передачу мяча, считавшуюся малоэффективной. В то же время прием мяча снизу в значительной степени отрицательно сказался на системе игры с первой передачи и откидки. После обсуждений и дискуссий мнение специалистов сложилось в пользу нижнего приема и системы нападения с выходами; игра же с первой передачи в большинстве команд в эти годы почти не применяется.

1956 г. - год первой Всесоюзной спартакиады. Количество волейболистов исчисляется несколькими миллионами занимающихся.

Однако, как это ни парадоксально, класс игры сборной мужской команды СССР заметно снижается. Она терпит ряд поражений. Существенной причиной неудачных выступлений команды явилось неправильное комплектование сборной СССР в те годы. По аналогии с баскетболом сборную команду укомплектовывали высокорослыми игроками. Однако такие спортсмены, как показала практика, владея мощным нападением, слабо играли в защите и не в полной мере реализовывали силу своих атакующих действий, а в результате терпели поражение.

Всесоюзный тренерский совет, ведущие тренеры и специалисты, обсудив причины неудачных выступлений мужской сборной команды, изменили систему ее комплектования и укрепили команду разносторонне подготовленными волейболистами. Реформа не замедлила принести желаемый результат: на матче трех континентов, проходившем в Париже (1959 г.), наша команда после шестилетнего перерыва вновь заняла первое место в международных соревнованиях.

Огромный вклад в развитие отечественной школы волейбола внесли волейболисты ЦСКА и женские коллективы московского "Динамо", "Локомотива" и ЦСКА. Мужская команда Центрального спортивного клуба Советской Армии, несмотря на смену поколений, многократно выигрывала звание чемпионов страны по волейболу.

С 1945 г. в ее составе выступали К. Рева, В. Саввин, Е. Алексеев, Г. Гранатуров, В. Скворцов, В. Кадыков. Затем состав команды был обновлен такими способными игроками, как В. Гайлит, М. Винер, С. Нефедов, Н. Герасимов, С. Щербаков, Г. Ахвледиани. В конце 50-х - начале 60-х годов состав команды, претерпев большие изменения, по-прежнему отстаивал титул чемпионов. В эти годы прекрасную игру демонстрировали Н. Фасахов, Ю. Чесноков, Г. Мондзолев-ский, Н. Буробин, В. Коваленко, Д. Воскобойников. Начиная с 1970 г. мужская команда ЦСКА является бессменным лидером советских волейболистов. Заслуженные мастера спорта СССР Ю. Старунский, В. Кондра, А. Полищук, А. Савин, Е. Чулак, В. Путятов, В. Лоор составляли основу и сборной команды страны, которая с 1977 г. под руководством В. Платонова не проиграла ни одного крупного международного состязания. Наиболее ярким выразителем волейбольных традиций Центрального клуба Советской Армии был заслуженный мастер спорта, капитан команды (в последующем вице-президент Международной федерации волейбола) Владимир Иванович Саввин. Ныне ежегодно проводится мемориал, названный его именем, с участием сильнейших отечественных и зарубежных команд.

В женском волейболе большую лепту в развитие игры и достижения на международной арене внесли волейболистки московских "Локомотива" и "Динамо", которые долгое время тренировали М. С. Сунгуров и Г. А. Ахвледиани. В послевоенные годы в составах этих команд играли такие известные спортсменки, как заслуженные мастера спорта СССР В. Осколкова, В. Свиридова, М. Топоркова, д. Чудина, Г. Кундиренко, М. Кононова, В. Озерова, Л. Стрельникова.

В довоенных и первых послевоенных чемпионатах страны бессменно лидировали волейболистки московского "Локомотива". В 50-е годы почетное звание чемпионок СССР неоднократно выигрывают динамовки столицы, затем в конце 50-х годов и в 60-е годы золотые медали завоевывают спортсменки Ленинграда, Одессы, ЦСКА и московского "Локомотива". Динамовкам лишь дважды удается добиться победы, однако с 1970 г. под руководством нового тренера Г. Ахвледиани столичные динамовки становятся чемпионками страны и продолжают оставаться ими в течение ряда лет. Лишь в 1974 г. они уступают женской команде ЦСКА. В составе "Динамо" в те годы играли очень сильные волейболистки - А. Рыжова, Р. Салихова, Л. Булдакова, М. Батутите, а позднее Л. Андронова, М. Катушева, Л. Петренко, Л. Тюрина, 3. Юсова, Н. Смолеева, Т. Третьякова и другие. В то время женская команда "Динамо" была сильнейшей не только в стране, но и на континенте. В течение восьми лет она неизменно побеждала в кубке европейских чемпионов.

Вместе с тем смена поколений в этих командах, в отличие от мужской команды ЦСКА, в последние годы не позволяет им занять лидирующее положение. Чемпионом СССР начиная с 1978 г. становится коллектив свердловской "Уралочки", наставником которого является Н. Карполь. Сборная команда страны в последние годы укомплектовывалась многими спортсменками этого клуба.

Международные встречи

Первая международная встреча советских волейболистов состоялась в 1935 г. с командой Афганистана. Несмотря на то что игры проводились по правилам, принятым в Азии, по которым команда состояла из 9 игроков, играющих без перехода, а счет шел до 22 очков, обе встречи (в Москве и Ташкенте) выиграли наши спортсмены.

Как было отмечено, в 1947 г. наши волейболисты впервые встретились на молодежном фестивале в Праге с сильнейшими европейскими командами. В 1949 г. в Праге мужская команда выигрывает титул чемпионов мира, а женская побеждает на чемпионате Европы.

В 1950 г. в Софии мужская сборная СССР под руководством А. Чинилина выигрывает, не проиграв ни одной партии, первенство континента. В 1951 г. в Париже на первенстве Европы сборная вновь доказала, что является сильнейшей (табл. 1).

Триумфом советского волейбола был чемпионат мира в 1952 г. в Москве, где мужская и женская команды стали обладателями золотых медалей. В составе наших сборных выступали: у мужчинВ. Щагин, А. Якушев, В. Ульянов, К. Рева, М. Пименов, Г. Ахвледиани, С. Нефедов, В. Саввин, П. Воронин, С. Щербаков, Г. Смолья-нинов, Е. Кошелев, В. Гайлит, у женщин А. Чудина, А. Пономарева, М. Кононова, Г. Кундиренко, С. Горбунова, М. Чичинадзе, Т. Бунина, В. Свиридова, М. Топоркова, 3. Кузькина.

Наша сборная в начале 60-х годов выигрывает чемпионаты мира 1960 г. в Рио-де-Жанейро и 1962 г. в Москве. Звание чемпионов Европы советские спортсмены завоевали в 1967 г.

Женская сборная команда СССР, руководимая А. Якушевым, не знала поражений на международной арене до первенства мира 1962 г., на котором проиграла сборной команде Японии. Одной из причин этого поражения являлась неподготовленность игроков к приему мяча от планирующей подачи.

В дальнейшем, побеждая на Европейском континенте, наша женская сборная команда уступает быстрым и подвижным японкам титул чемпионок XVIII Олимпийских игр в Токио.

Чемпионами XVIII Олимпийских игр среди мужских команд стали советские волейболисты.

На XIX Олимпийских играх в Мехико наши мужская и женская сборные команды добились замечательного успеха, завоевав золотые медали чемпионов.

На XX Олимпийских играх в Мюнхене относительная неудача постигла мужскую команду волейболистов - она завоевала лишь бронзовые медали, зато наши волейболистки опять были первыми.

На XXI Олимпийских играх в Монреале наша мужская сборная команда имела реальную возможность занять первое место. Во встрече с командой Польши наших спортсменов отделяло от золотых медалей лишь одно очко, которое они так и не смогли выиграть в этом полном спортивного драматизма поединке.

Женская команда, проиграв своим постоянным соперницам - японским волейболисткам, также заняла второе место.

Подлинным триумфом советской школы волейбола стали XXII Олимпийские игры в Москве, где мужская и женская команды выиграли золотые медали.

В середине восьмидесятых годов в мировом волейболе появились новые фавориты - женская команда Китая и мужская сборная США.

С особенным блеском, филигранной техникой, выдержкой и стойкостью китаянки выиграли первенство мира 1986 г., а затем матчевые встречи со сборной командой мира, впервые в истории волейбола проведенные в Китае. Мужская команда США, заявив о себе еще в начале восьмидесятых годов, стала основным конкурентом нашей сборной.

При этом, несмотря на победы нашей команды на Играх доброй воли и турнире Саввина, в крупных официальных соревнованиях в последние годы побеждают американцы.

На XXIV Олимпийских играх в Сеуле наши волейболистки под руководством опытного тренера Н. Карполя вновь подтвердили звание сильнейших, а мужская сборная, проиграв американцам 1:3, заняла второе место.

Большой вклад в укрепление передовых позиций отечественного волейбола внесли наши ведущие тренеры: А. Аникин, А. Чинилин, М. Крылов, А. Барышников, Д. Шило, В. Щагин, М. Сунгуров, Н. Михеев, А. Русанов, Ю. Чесноков, В. Платонов, Г. Ахвледиани, В. Титарь, В. Зедгенидзе, Н. Карполь, Г. Паршин и многие другие.

Результаты сборных команд СССР по волейболу на международных соревнованиях и Олимпийских Играх

Олимпийские игры Первенство мира Первенство Европы
год мужчины женщины год мужчины женщины год мужчины женщины
I II I не проводились не участвовали не проводились
I I I I не проводилось I
III I III I I I
II II I I I I
I I I II IV II
не участвовали не участвовали I не участвовали I I
II I VI I I I
      I I I I
      I I I I
      I VI I I
      II III I I
        I I II
            I II
            I I
            I II
            IV I

Техника передач мяча снизу

Описание техники передач мяча сверху и снизу дано на основании данных киносъемки электромиографии (Электромиография - методика, позволяющая определять степень биоэлектрической активности мышц. Она широко применяется в исследованиях нервно-мышечного аппарата спортсмена) и динамографии. Техника выполнения нижних передач имеет свои особенности, во-первых, зависит от скорости полета мяча, а во-вторых, от траектории его полета.

При полете мяча со скоростью 6,4 м/с исходное положение игрока в момент подготовки к передаче мяча снизу следующее: ноги согнуты в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах соответственно на 72,104 и 72°; туловище наклонено вперед относительно вертикальной оси, проходящей через опору, на 48° (рис. 14), руки в локтевом и лучезапястном суставах выпрямлены, предплечья супинированы и сведены друг к другу (это положение рук сохраняется и в момент приема мяча). Скорость движения частей туловища и степень мышечного напряжения рук в исходном положении минимальны.

В подготовительной фазе волейболист вначале незначительно увеличивает угол сгибания ног в коленных и голеностопных суставах, опуская общий ЦТТ вниз, а затем активным разгибанием ног и выпрямлением туловища повышает его, одновременно смещая руки вперед-вверх, навстречу мячу. На приведенной циклограмме эта фаза движения длится 0,12 с, постепенно увеличивается движение всех суставов руки и плавно повышается биоэлектрическая активность мышц рук (см. рис. 14). К моменту соприкосновения рук с мячом скорость их движения заметно снижается, что свидетельствует о более медленном, приторможенном разгибании ног к началу рабочей фазы. Снижение скорости движения рук в данном случае - необходимое условие мягкого соприкосновения предплечий с мячом и сообщения ему нового движения по заданной траектории.

Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов - Волейбол. Учебник для институтов физической культуры. - student2.ru Рис. 14. Передача снизу мяча, летящего со скоростью 6,4 м/с: 1 - циклограмма; 2 - график скоростей передвижения суставов (сплошная линия - лучезапястный сустав, пунктирная - локтевой, точечная - плечевой); 3 - хронограмма движения по фазам; 4 - контурограмма; 5 - ЭМГ (А - двуглавая мышца плеча; Б - трехглавая; В - общий сгибатель кисти и пальцев; Г - общий разгибатель кисти и пальцев)

Длительность касания рук с мячом в рабочей фазе - 0,04 с, скорость вылета мяча больше встречной - 9,6 м/с. Смещение рук вперед-вверх сопровождается увеличением амплитуды биопотенциалов мышц рук и осуществляется главным образом выпрямлением туловища в тазобедренных суставах. Это подтверждается изменением угла между бедром и туловищем (на 30°) и незначительным увеличением угла между бедром и голенью (на 30°). Далее в течение 0,3 с игрок выполняет сопровождающее движение руками, которое постепенно замедляется (см. рис. 14). Значительно разгибаются ноги (до 141°), что характеризует активность этого движения в данной фазе. Биоэлектрическая активность мышц рук в фазе сопровождения мяча постепенно снижается. В результате изменения угла в тазобедренном суставе до 144° туловище выпрямляется и имеет в этот момент наклон в вертикальной оси 29°.

Таким образом, техника передачи снизу мяча, летящего со скоростью 6,4 м/с, характеризуется плавным движением выпрямленных рук, смещающихся вперед-вверх, выпрямлением туловища и разгибанием ног в коленных и голеностопных суставах, которое несколько притормаживается к моменту соприкосновения рук с мячом. Плавное увеличение биоэлектрической активности мышц к началу рабочей фазы и постепенное ее снижение в фазе сопровождения мяча свидетельствуют о системности мышечной иннервации и соответствуют пластичному и свободному движению рук в данном способе выполнения передачи.

При полете мяча со скоростью 18 м/с в исходном положении волейболист сохраняет более вертикальное положение туловища, ноги согнуты под углом 113°, угол между бедром и туловищем составляет 120°, что на 48° превышает угол сгибания в тазобедренном суставе при рассмотренной выше передаче. В связи с этим наклон туловища вперед менее выражен и составляет 25° относительно вертикали. Уже в исходном положении при подготовке к приему мяча, летящего с большой скоростью, несколько повышается биоэлектрическая активность мышц рук (рис. 15). Это можно объяснить предупредительной иннервацией, направленной на постепенное включение координационных механизмов к предстоящей деятельности. Повышение показателей амплитуды на ЭМГ в данном случае предшествует более значительным мышечным напряжениям в рабочей фазе при амортизации мяча, летящего с большой встречной скоростью.

В подготовительной фазе принимающая поверхность рук перемещается вперед-вверх, скорость движения рук замедляется до 2 м/с, тогда как в этой фазе передачи, рассмотренной нами раньше, скорость движения рук увеличивается (до 8 м/с). В этой фазе движения появляются залпы импульсов с более высокой амплитудой, особенно увеличивающейся у двуглавой мышцы плеча. Постепенное возрастание амплитуды биопотенциалов свидетельствует о соразмерном мышечном напряжении рук к моменту их соприкосновения с мячом. Чрезмерно быстрое увеличение мышечного напряжения рук не создает условий для амортизации, оно сопровождается резким отскоком мяча от принимающей поверхности рук.

Далее, в этой же фазе плечевой сустав и принимающая поверхность рук последовательно смещаются вверх - назад, что достигается разгибанием ног в голеностопных и коленных суставах и особенно выпрямлением туловища в тазобедренном суставе. Изменение положения стоп говорит об активных усилиях ног, направленных на отталкивание от опоры.

Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов - Волейбол. Учебник для институтов физической культуры. - student2.ru Рис. 15.

В фазе амортизации (см. рис. 15) ЦТТ тела игрока под действием ранее приложенных усилий продолжает перемещаться вверх - назад. Принимающая поверхность рук в результате напряженного отведения предплечья до соприкосновения с мячом движется вниз - назад. При этом наибольшая амплитуда импульсов наблюдается в двуглавой и особенно в трехглавой мышцах плеча и менее значительная - в общем разгибателе кисти и пальцев. При отсутствии активного движения рук в плечевом, локтевом и лучезапястном суставах это напряжение носит изометрический характер и направлено на поддержание их в выпрямленном положении и отведении предплечий вниз - назад. Руки соприкасаются с мячом в течение 0,02 с, скорость их движения в пространстве становится минимальной - в пределах 0-1,5 м/с. Снижение скорости движения рук навстречу мячу в рабочей фазе - одно из основных условий, способствующих смягчению силы удара и снижению скорости полета мяча после соприкосновения его с руками до 9,9 м/с.

В дальнейшем скорость движения рук незначительно увеличивается (3-3,5 м/с). Угол между туловищем и плечом на протяжении всех фаз движения находится в пределах 40°, поэтому при смещении плечевого сустава назад - вверх движение предплечий направлено не вперед-вверх, а вверх - назад. При этом угол между предплечьем и вертикальной осью туловища от кадра 15 до кадра 23 (см. рис. 15) почти не изменяется. В результате кисть не обгоняет предплечье, предплечье - плечо и плечо - плечевой сустав. Кадр 47 показывает момент приземления игрока после безопорной фазы и подчеркивает направление перемещения туловища.

Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов - Волейбол. Учебник для институтов физической культуры. - student2.ru Рис. 16. Нижняя передача

Нижняя передача может выполняться после перемещения вперед, если мяч падает сравнительно с невысокой скоростью перед игроком. При этом (рис. 16) волейболист находится в игровой стойке, определив траекторию полета мяча, быстро и мягко перемещается вперед, постепенно в ходе перемещения подготавливая руки к приему мяча, и занимает исходное положение. Затем либо просто подставляет принимающую поверхность супинированных предплечий под мяч (при скорости полета мяча более 7-8 м/с), либо подбивает его встречным движением рук с одновременным разгибанием туловища и рук.

Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов - Волейбол. Учебник для институтов физической культуры. - student2.ru Рис. 17. Расположение принимающей поверхности рук

Нижняя передача может выполняться после перемещения вправо и влево при полете мяча в стороне от игрока. При этом перемещение производится приставным шагом, его мягкость и плавность достигается благодаря неполному выпрямлению ног. Во время перемещения волейболист, определив место падения (или полета) мяча, подготавливает руки к его приему. Исходное положение игрока и расположение принимающей поверхности рук может быть таким, как показано на рис. 17, 18.

Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов - Волейбол. Учебник для институтов физической культуры. - student2.ru Рис. 18. Расположение принимающей поверхности рук
Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов - Волейбол. Учебник для институтов физической культуры. - student2.ru Рис. 19. Прием мяча снизу руками с падением перекатом на спину

Прием мяча снизу руками с падением перекатом на спину используется тогда, когда мяч летит в стороне от игрока или падает перед ним. Точный отскок мяча вверх достигается симметричным расположением сведенных вместе кистей рук. Выполняя этот прием, волейболист, находящийся в игровой стойке, начинает перемещение в сторону полета мяча. Перемещение производится на согнутых ногах. После нескольких приставных или обыкновенных шагов игрок делает последний широкий шаг-выпад в сторону летящего мяча. Во время всего перемещения волейболист постепенно снижает ЦТТ туловища вниз, к бедру опорной ноги. При этом сзади стоящая нога - прямая и касается внутренним сводом стопы поверхности площадки. Руки волейболиста (кисти соединены вместе) вытянуты вперед - вниз в сторону приближающегося мяча (рис. 19). Этим и заканчивается подготовительная фаза движений. В основной фазе игрок продолжает сгибание ноги, находящейся на выпаде, смещает туловище за опору, отрывает от поверхности площадки сзади стоящую ногу и подбивает руками опускающийся мяч. После этого в заключительной фазе следует приземление с опорой на руку, бедро - таз и перекат на спине, с переворотом через левое (правое) плечо с выходом в положение упора лежа (см. рис. 19). Перекат с последующим за ним переворотом осуществляется развиваемой туловищем инерцией, получаемой в результате перемещения, быстрого снижения ОЦТ, выведения его за опору и отталкивания от нее в момент приема мяча. Из положения упора лежа волейболист может быстро встать на ноги и включиться в игру.

Техника приема мяча снизу одной рукой с падением - перекатом на бедро - спину выполняется аналогично описываемому выше способу, за исключением фазы приема мяча, который производится одной рукой.

Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов - Волейбол. Учебник для институтов физической культуры. - student2.ru Рис. 20. Нижний прием мяча от нападающих ударов в низком приседе
Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов - Волейбол. Учебник для институтов физической культуры. - student2.ru Рис. 21. Нижний прием мяча от нападающих ударов с опорой о колено

Нижний прием мяча от нападающих ударов при полете мяча с большой скоростью в зону расположения игрока может также иметь много разновидностей. При полете мяча под острым углом к поверхности площадки волейболист может принимать мяч в низком приседе (рис. 20) или с <

Наши рекомендации