Каллиграфическая минутка (по выбору учителя)
3. Проверка домашнего задания
III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
— Как вы думаете — имеет ли значение интонация в жизни людей? Порассуждайте. Приведите примеры.
— Доказательством может послужить стихотворение Г. Сапгира «Футбол». (Чтение стихотворения с разной интонацией: презрения «Фи!», недовольства «Фу!», удивления «Ну!», восхищения «Во!».)
ФУТБОЛ
Сказала тётя: Сестра сказала:
— Фи, футбол! — Ну, футбол!
Сказала мама: А я ответил:
— Фу, футбол! — Во, футбол!
— Согласны ли вы с тем, что по интонации человека можно определить, как он к вам относится?
— А как вы понимаете высказывания психологов, что для человека чаще бывает важнее интонация, чем информация?
IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
— Сегодня на уроке мы расширим наши знания о различных видах предложений и познакомимся с понятием «восклицательные предложения», поработаем над интонацией и продолжим упражняться в постановке знаков препинания в конце предложений.
V. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Работа над текстом (с. 39, упр. 68)
1) Знакомство с текстом (с. 39-40).
— Прочитайте текст. О каких предложениях идёт речь?
— Чем они отличаются от невосклицательных? (Произносятся с особым чувством, взволнованно.)
— Какими могут быть восклицательные предложения? (Повествовательные, побудительные, вопросительные)
— Какой знак ставится в конце повествовательных предложений?
2) Работа в тетрадях.
— Спишите восклицательные предложения.
3) Интонационная зарядка.
— Произносите эталон «АОУИ» (сочетание гласных) с разной интонацией: восторженно; спокойно и блаженно; категорически; вопросительно; задумчиво; скорбно; дерзко; с сожалением.
4) Отработка интонационного произношения восклицательных предложений.
— Прочитайте предложения. В каких ситуациях их можно употребить?
— Произнесите две группы предложений с разной интонацией.
5) Разыгрывание ситуаций с интонированием.
Ситуация «Я опоздал на один час, потому что зашел в гости к другу».
Ситуация «Я опоздал на три часа, потому что весь вечер играл с друзьями в футбол».
Слушание стихотворения А. Тетивкина «Восклицательный знак»
Друзья! В произведениях
Стою я для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!
Не зря я от рождения
Противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произнести должны.
Работа в парах
— Обсудите такое утверждение: «Восклицательные предложения часто произносят слишком громко и не очень вежливо, поэтому их нужно использовать пореже».
— С чем вы согласны?
— С чем не согласны?
Физкультминутка
Громко тикают часы,
Тик-так, тик-так.
В школу нам пора идти,
Тик-так, тик-так.
Мы учебники собрали,
Тик-так, тик-так.
В школу дружно зашагали,
Тик-так, тик-так.
(Ходьба сидя.)
(Наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова.)
(Ходьба сидя.)
(Наклоны головы вправо-влево.)
(Наклон назад, прогнувшись, руки развести в стороны.)
(Повторить наклоны головы, руки на поясе.)
(Ходьба на месте.)
(Наклоны головы.)
VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Составление разных видов предложений по рисунку (с. 40,упр. 70)
— Рассмотрите внимательно рисунок. Кого вы видите?
— Подберите имена для брата и сестры.
— Что делает Оксана? (Она делает уроки.)
— Чем занят Антон? (Он хочет поиграть с сестрой.)
— Составьте повествовательное, вопросительное и побудительное предложение по рисунку и произнесите их с восклицанием.
— С какой интонацией произносят такие предложения? (С повышенной интонацией, взволнованно.)
— Какие чувства они выражают?
Игра «Кто внимательный?»
— Встаньте, пожалуйста. Я буду произносить предложения. Если предложение по интонации восклицательное, вы три раза хлопаете в ладошц, если предложение невосклицательное, то вы три раза подпрыгиваете. Прежде чем выполнять действие, дослушайте предложение до конца.
Хорошо иметь чижа!
Очень песня хороша!
Белка сушит грибы.
Ты ходил осенью в парк?
Какой ужас!
Да какой же он малюсенький!
Брат вытащил крошечного мышонка.
А ты где живёшь?
3. Чтение стихотворения А. Шибаева «Прислушайтесь к слову»(с. 40-41, упр. 71)
— Прочитайте стихотворение молча, определите его тему.
— Назовите природное явление, описанное в этом стихотворении.
— Как вы догадались, что это?
— Какие слова вам помогли это сделать?
— Найдите в стихотворении и прочитайте восклицательные предложения.
— С какой целью они использованы?
— Прочитайте выразительно. С какой интонацией, с каким чувством мы будем читать эти предложения?
VII. ИТОГ УРОКА
— Чему мы научились на уроке?
— Какие бывают предложения по интонации? (Восклицательные и невосклицательные)
— Какой знак ставится в конце каждого из этих предложений?
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕС. 41, упр. 72.
Урок 16.
Тема. СЛУШАЕМ, ОПРЕДЕЛЯЕМ В ТЕКСТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАЗЛИЧНЫЕ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ИНТОНАЦИИ. НАХОДИМ СЛОВА АВТОРА И ПЕРСОНАЖЕЙ.
ЧИТАЕМ В ЛИЦАХ
Цель: закрепить знания учащихся о различных видах предложений; формировать навыки осознанного выразительного чтения; развивать память, творческие способности детей путём чтения по ролям, устную и письменную речь учащихся; воспитывать интерес к изучению русского языка.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ