Взаимосвязь физической с технической и

тактической подготовкой

Взаимосвязь физической и технической подготовки достигается (рис. 40): во-первых, при развитии физических способностей, необходимых для выполнения конкретного приема игры; во-вторых, при развитии физических способностей в рамках структуры приемов; в-третьих, при развитии специальных физических способностей применительно к от­дельным приемам в процессе многократного их повторения с повы­шенной интенсивностью (превышающей соревновательную).

Для этого используют определенные методические приемы и орга­низацию проведения упражнений: чередование упражнений для раз­вития физических качеств; чередование упражнений для развития ка­честв с упражнениями по технике, тактике; соединение качеств и способностей с приемом игры (например, периферическое зрение и передача сверху двумя руками, быстрота перемещения и блокирова­ние и т.п.).

Примерные задания

1. Волейболисты располагаются, как на рис. 41 (между линиями А и Б — 6 м). Игрок 1 делает рывок, ловит брошенный ему игроком 2 мяч и тут же возвращает его ему, то же делает с игроком 3, бежит к линии Б, останав­ливается, поворачивается на 180° и снова делает рывок. Игроки 2 и 3 после

Взаимосвязь физической с технической и - student2.ru

Рис. 41 Рис. 42

Взаимосвязь физической с технической и - student2.ru Рис. 43

ловли мяча от игрока 1 меняют свое место. Чередование заданий с набив­ными и волейбольными мячами.

2. Расположение игроков, как на рис. 42. Набивной мяч у игрока 2. Иг­рок 1 делает рывок, ловит мяч от игрока 2 и тут же бросает его игро­ку 3. Игрок 2 меняет место, как в предыдущем упражнении. Выполня­ется несколько раз подряд. Чередо­вание заданий с набивным и во­лейбольным мячами.

3. Упражнения для развития фи­зических качеств в рамках структу­ры технических приемов игры; выполнение перемещений с отягоще­ниями нападающих ударов с отягощениями на руках; выполнение от­дельных частей технических приемов с отягощениями и др.

4. Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств применительно к техническим приемам и выполнение этих же приемов (бросок набивного мяча одной рукой — верхняя прямая пода­ча; прыжковые упражнения — нападающий удар; сочетание способов перемещения на максимальной скорости).

5. Развитие специальных физических качеств в процессе многократ­ного выполнения технических приемов.

6. «Челночный» бег 4х3 м и 3-5 подач на точность в одной серии.

7. «Челночный» бег вдоль сетки 4-6 м. При каждой остановке пооче­редно имитация блока и нападающего удара.

8. Спрыгивание с тумбы (высота 30-50 см), прыжок вверх и напада­ющий удар по мячу на амортизаторах (рис 43).

9. То же, но после нападающего удара вспрыгнуть на поставку, спрыг­нуть в противоположную от мяча сторону, имитация блока, после при­земления повернуться на 180° , вспрыгнуть на подставку и т.д.

Рис. 44

Взаимосвязь физической с технической и - student2.ru

10. У стены передача над собой, сесть на пол, передача в стену;

встать и прием сверху (снизу) в стену; передача в стену, передача над собой, сесть и т.д. (рис. 44).

11. Упражнения на переключение внимания при выполнении тех­нических приемов нападения и защиты с повышенной интенсивнос­тью.

12. Упражнения на переключение внимания при выполнении такти­ческих действий в нападении и защите с повышенной интенсивностью для совершенствования навыков тактических действий, технических приемов с акцентом на развитии специальных качеств.

Взаимосвязь технической и тактической подготовки

Единства тактической и технической подготовки достигают, совер­шенствуя технические приемы в рамках тактических действий и много­кратно выполняя тактические действия с повышенной интенсивнос­тью, что содействует совершенствованию техники.

Эффект интеграции этих видов подготовки достигается посредством трех типов упражнений: первый — выполнение приемов игры в рамках тактических действий (индивидуальных, групповых, командных — в нападении и защите); второй — последовательное выполнение различ­ных тактических действий, упор делается на правильное техническое исполнение приемов игры; третий — переключение в тактических дей­ствиях различного характера. Для всех типов упражнений характерно продолжительное их выполнение.

Примерные задания

1. Выполнение технических приемов поочередно (перемещение — ос­тановка — передача; нападающий удар — передача; нападающий удар — прием снизу; прием снизу — имитация блока и др.).

2. Последовательное выполнение комплекса приемов: подача, прием снизу, прием сверху, нападающий удар, блокирование, передача вдоль сетки и т.д.

3. Переключение «нападение — защита» при приеме подачи. После приема подачи («защита») игроки осуществляют нападающие действия и организуются для защитных действий.

4. Переключение «защита — нападение». Серия нападающих ударов и «обманов» на противоположную сторону площадки — после каждого приема выполнить нападающие действия.

5. Переключение «нападение — защита — нападение». После подачи команда защищается, затем переходит к нападающим действиям, за­тем снова защищается и т.д.

6. Две команды в игровой расстановке. Тренер с мячами у сетки рядом с площадкой. Мяч набрасывается через сетку одной или другой

команде. Команда, которая приняла мяч, организует действия, другая команда защищается. После атакующих действий смена мест (переход по расстановке).

7. Многократное выполнение тактических действий с высокой ин­тенсивностью и большой продолжительностью.

Об эффективности интегральной подготовки судят по следующим показателям: по объему технических приемов и тактических действий, применяемых спортсменами в соревнованиях; по качеству (по числу «сво­их» ошибок); по эффективности игровых действий на соревнованиях.

При помощи интегральной подготовки волейболисты учатся макси­мально реализовать в специфической для волейбола соревновательной деятельности все то, что «нарабатывается» в процессе тренировочных занятий (тренировочные эффекты).

Трансформация тренировочных эффектов в результате игровых дей­ствий достигается посредством: во-первых, совмещения компонентов тренировки — физической и технической; во-вторых, чередования и переключения технических приемов, тактических действий и упражне­ний для развития специальных физических качеств; в-третьих, систе­мы заданий в учебных играх и установок в контрольных играх и, нако­нец, в календарных играх. Особенно эффективна интегральная подго­товка в период, предшествующий соревнованиям.

5.8. Игровая подготовка

Игровая подготовка занимает значительное место в многолетнем процессе подготовки волейболистов к соревнованиям. В игровых усло­виях происходит закрепление технико-тактических действий (приемов, комбинаций, систем). Такая подготовка как бы интегрирует отдельные стороны всего процесса подготовки.

Учебные игры позволяют создавать ситуации, почти сходные с со­ревновательными. Они могут быть: дробными (применение отдельных игровых действий); целостными (действия соответствуют содержанию игровой фазы); двусторонними (поставленную задачу решают две ко­манды) и односторонними (одна команда выполняет основную зада­чу, а другая группа игроков — обслуживающую роль).

Тренировочные игры проводят на счет и с соблюдением правил игры с внесением тренером корректировок в расстановку игроков и составы команд.

Товарищеские игры проводятся с командами других клубов. Выбор команды для спарринга зависит от конкретной цели, которую тренер поставил перед своей командой.

Контрольные игры проводят в преддверии соревнований с соперни­ками, отличающимися по характеру, стилю, способам ведения такти­ческой борьбы. Контрольные игры могут проводиться по форме турни­ров команд.

Календарные игры (официальные соревнования) органически вхо­дят в систему подготовки спортсменов. Регулярное участие в соревнова­ниях — обязательное условие для приобретения и развития у волейбо­листа надежности навыков, тактического мастерства, воли к победе.

Соревнования — это всегда соперничество претендентов на лучшее показатели. Команды — участницы соревнований завоевывают опреде­ленные места. Выступив успешно, они могут стать обладателями соот­ветствующих знаков, почетных ранговых оценок, званий.

В зависимости от масштаба и вида соревнований оценка выступле­ния команды также производится с позиции спортивной классифика­ции по волейболу: игрокам присваиваются юношеские разряды (3-1-й), взрослые спортивные разряды — 3, 2, 1-й, кандидат в мастера спорта, звания «Мастер спорта России», «Мастер спорта международного клас­са», «Заслуженный мастер спорта России».

Наши рекомендации